7


  • Учителю
  • Урок технологии в 5 классе Прядение - вид народного ремесла

Урок технологии в 5 классе Прядение - вид народного ремесла

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Тема: «Прядение - вид народного ремесла»

Цели урока:

•ознакомить со старинными способами получения пряжи, нитей и ткани углубить и расширить знания о видах народных промыслов; раскрыть значение слова «прялка»; рассмотреть репродукции картин и обсудить их смысл;

•формировать интерес к народно-прикладному искусству;

•прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества.

Оборудование:

мультимедийный проектор, веретено, прялка, льняные нитки

Ход урока

1.Оргмомент

2.Изучение темы урока

Слова учителя изобразительного искусства:

В любом краеведческом музее или деревянного зодчества ты обязательно увидишь изукрашенную прялку. Из предметов прежнего крестьянского быта до наших времён сохранилось больше всего

Слово учителя русского языка:

Прялка - приспособление, устройство для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. Образ пряхи существует не только в человеческом обличье. Так, роль пряхи в животном мире, по представлениям русского народа, воплощает горностайка, персонаж сказов об ивановских ткачах Владимирской губернии. В них рассказывается о горностайке - «доброй рукодельнице: что спрядет, что соткет - простым людям в прок идет». Она «лапками стежку шьет - стежка серебром сияет», так как прядет не простую пряжу, а снежную.

В разных областях называли прялку по -разному: пресница (сосна), коренуха (корень), терем.

Покровительницей прядения у древних славян была богиня Среча. СРЕЧА (Встреча) - богиня судьбы. Она представлялась в виде красивой девушки-пряхи, прядущей нить судьбы. Это ночная богиня - никто не видел, как она прядет - отсюда обычай гадать ночью. союзы. Противоположной была Несреча -седая старуха. Несреча тоже пряха, но прядёт слишком тонкую, обрывающуюся нить.На византийских мозаиках и миниатюрах IX в. Богородица изображалась с веретеном и пряжей; из Византии это изображение пришло на Русь. А прядение, наряду с колодцем и Священным Писанием, стало одним из трех легендарно-иконографических символов Благовещения.

Непосредственной покровительницей женской зимней работы, в первую очередь прядения была Параскева Пятница, образ которой зачастую сливался с Богородицей. Обе они представлялись защитницами женщин, распорядительницами браков, покровительницами дома и женских занятий. В древности существовала языческая богиня - Мокошь - женское божество древнерусского пантеона, которая, в народных представлениях, была женщиной с большой головой и длинными руками, прядущей в избе по ночам. По поверьям прялку не разрешалось оставлять кудель открытой, а «то Мокша опрядет». Параскева Пятница заимствовала занятие Мокоши, а затем и покровительство пряхам и прядению, поэтому ее называли Льняницею: «На Парасковию-Льняницу начинают мять и трепать лен». Прялки приносили Параскеве Пятнице жертвы - бросали в колодец кудель. Назывался такой обряд «мокрида», что соотносилось с именем Мокоши и имело общий корень со словами «мокрый», «мокнуть» или «mokus» - прядение.

Слово учителя технологии:

Любая прялка состояла из веретена, пряслицы и прялки, к которой прикрепляли прядильное волокно в виде кудели. Мастерица вытягивала из кудели пучок волокон и присоединяла к веретену. Пряслица насаживалась на веретено. Веретено вместе с прикрученным к нему началом нити приводили в быстрое вращение и тотчас отпускали. Повиснув в воздухе, оно продолжало вращаться, постепенно вытягивая и скручивая нить. Когда нить становилась достаточно длинной, мастерица наматывала её на веретено.

Далее сообщение обучающихся о прялках.

Прялка - не только орудие женского труда, но и ритуально -обрядный предмет. Во всех северных губерниях существовал такой порядок: просватался парень к девушке, обязательно должен был ей раньше прялку собственной работы подарить. В каждой местности были свои излюбленные формы прялок и узоры. В вологодских и архангельских сёлах прялки делали резные и ярко раскрашенные. В Пермогорье и в селе Борок любили рисовать на светлом фоне цветы, красные ягоды, сказочную птицу Сирин и коней, запряжённых в сани. В деревнях вокруг Каргополя на прялках изображали пышные букеты, а в сёлах у реки Мезень прялки украшали по своему; по золотистому фону располагали орнаменты с рисунками бегущих оленей и коней. Северодвинская прялка имела резной силуэт. Ярославская прялка выполнялась с мелкой скобчатой резьбой , напоминающей гравировку.

Под боком у Городца, в деревнях (Курцево, Косково…), делались единственные в своём роде инкрустированные прялочные донца.

В Нижегородском крае пряли с гребня. Донце представляло собой широкую доску, плавно суживающуюся к головке - подставке с отверстием, куда вставлялся гребень с куделью.

На донцах городецких прялок можно увидеть фигуру коня. Туловище коня с сильной , гордо изогнутой шеей и маленькой чуткой головой вырезали из морёного дуба(пролежавшего многие годы на дне реки).В 70-е годы прошлого века начали прялки расписывать.

Богаты сюжетами прялки Ярославской губернии. Особенно любили изображать праздничное чаепитие. На вологодских прялках геометрические знаки изображали смену дня и ночи, круговорота суток, движение солнца вокруг земли по небу и подземному пути.

Слово учителя технологии:

Прясть девочек учили семи лет. И не только за прялкой. Даже в русских народных играх, таких как «А мы просо сеяли», «На горе мак», также воспроизводили стадии обработки пряжи.

В народной песне «В низенькой светёлке» сохранился образ пряхи.(Обучающиеся исполняют песню)

Учитель изобразительного искусства показывает презентацию.

3.Закрепление

Нарисовать эскиз прялки

4.Итог урока Вопросы обучающимся.

  1. Почему в сказках в число испытаний красной девицы входит задание спрясть горы пряжи, наткать большое количество полотна, соткать ковёр?

  2. В чём смысл заявления одной из сестёр в сказке А.С. Пушкина: «Кабы я была царица,- говорит её сестрица,- то на весь бы мир одна наткала я полотна»?

  3. Какую роль играет веретено в сказках Ш.Перро «Спящая красавица» и братьев Гримм «Бабушка Метелица»?

  4. Что общего между Богоматерью в «Устюжском благовещении» и богиней Афиной на картине Д.Веласкеса «Пряхи»?

Создай иллюстрацию к сказке А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане…» , в которой говорится о трёх девицах, которые сидят под окном и прядут пряжу. В работе используй знания об изображении замкнутого пространства, о равновесии, способах изображения человека в движении. Все фигуры (девицы) должны быть одеты в русские национальные костюмы.





5.Контроль и оценка знаний обучающихся

6.Домашнее задание.

1.Создай иллюстрацию к сказке А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане…» , в которой говорится о трёх девицах, которые сидят под окном и прядут пряжу. В работе используй знания об изображении замкнутого пространства, о равновесии, способах изображения человека в движении. Все фигуры (девицы) должны быть одеты в русские национальные костюмы.

2.Найти в Интернете сказки о прядении.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал