7


  • Учителю
  • Исследовательская работа Традиции вышивки

Исследовательская работа Традиции вышивки

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волчихинская средняя школа №1»

















Традиции вышивки



Исследовательская работа

















Выполнила: Жуликова Екатерина

Константиновна

Проверила: Баранова Людмила

Владимировна







Волчиха 2012

Содержание

1 Введение : стр.3

Цель работы стр.3

Задачи стр.3

Актуальность стр.3

Объект исследования стр.4

Предмет исследования стр.4

Новизна стр.4

Виды традиционных народных

художественных промыслов

Алтайского края: стр.5



2 Основная часть : стр.6

  • Историческая справка стр.7

  • Русская вышивка стр.8

  • Исследование

    1. Вышивка на фоне музыки стр.9

    2. Рукодельные обереги стр.11

    3. Похвальное слово о вышивке стр.13

3 Заключение стр.16



4 Список литературы стр.17



5 Приложение стр.18















Введение



Говорят, что рыбак рыбака видит издалека и что профессиональная деформация личности непременно сказывается на внешности: учитель безошибочно узнает в толпе учителя, а врач - врача… Вот интересно, а можно ли таким же образом «вычленить» из массы окружающих нашу сестру вышивальщицу? Какой-нибудь Шерлок Холмс заметил бы, наверное, специфические следы на подушечке указательного пальца правой руки и ребре ладони и привычку щуриться. А - наиболее верная примета! - потеря всяческого самообладания (а порой и человеческого облика) в магазинах, торгующих наборами для вышивки?! Мы же, пусть и не обладающие даже сотой частью подобной наблюдательности, вполне можем составить обобщенный портрет нашей современницы, верной и преданной самому замечательному на свете занятию - вышивке.



Цель работы:

Выявить традиции русской национальной вышивки.





Задачи:

1.Расширить познания по прикладному народному творчеству.

2. Изучить особенности вышивки.





Актуальность:

История народного творчества насчитывает тысячелетия, но она не может потерять своей актуальности в определённый период, поэтому нужно знать традиции своего народа каждому гражданину своей страны.



Объект исследования:

Прикладное народное творчество.



Предмет исследования:

Стабильность и устойчивость традиции русской национальной вышивки.



Новизна:

Выбранная тема изучается впервые.









































Виды традиционных народных художественных промыслов Алтайского края:



«В настоящее время необходимо сохранить культурно-исторические традиции алтайских мастеров. Поддерживая народные художественные промыслы, мы сможем сохранить для последующих поколений все лучшее, что было накоплено нашими предками».

Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин 1



Народные художественные промыслы и ремесла занимают особое место в жизни и истории каждого народа, являясь одной из форм народного творчества и специфической отраслью материального производства.

Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов как части культурного наследия народов Российской Федерации признано одной из важнейших задач государственной политики в сфере культуры.



В Алтайском крае соединились традиции многих народов. Наиболее распространенными видами народных художественных промыслов в крае являются художественная обработка камня и металла, резьба по дереву, лозоплетение, кружевоплетение, вышивка, изготовление изделий из керамики, бересты и другие.

Художественные произведения мастеров Алтайского Приобья украшают залы многих музеев мира. Славные традиции мастеров художественных промыслов и ремесел сохранились и развиваются в наши дни.

Произведения ткачества и народная вышивка: ковры, паласы, покрывала, ширинки, накидки, эксклюзивные шарфы.

Одежда и постельные гарнитуры в русских традициях с применением вышивки. Последнее направление позволяет вовлечь в культурный обиход широкий круг народных мастеров из периферической зоны края, изделия которых получили признание на сельских и районных выставках.

Искусство лоскутного шитья возникло и распространилось повсеместно со второй половины XIX века.

Самыми популярными лоскутными изделиями того времени, наполнившими горницы крестьянских домов и гостиные горожанок, были одеяла, покрывала, подушки, коврики с несложным мозаичным узором из квадратных и треугольных лоскутков ярких цветов.



Реализация Стратегии будет способствовать занятости населения, популяризации положительного имиджа Алтайского края, развития ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», повышению качества жизни сельского населения, развитию нравственности населения и укреплению региональной идентичности Алтайского края.





Основная часть



Вышивка - распространенный вид декоративно - прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняется ручным или машинным способом на разных тканях, кожи и др. материалах льняными, х/б, шелковыми, металлическими нитками, а также бисером, драгоценными камнями и др.

Вышивкой украшали предметы быта - полотенца, подзоры, столешницы (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.

Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Народная вышивка была связана со стародавними обычаями русского крестьянства.

Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины - пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.



  • Историческая справка



Вышивка- это вид искусства возник давно - корни его уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к 5в. д. э., а образцы славянской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего в музеях вышивок 19 века).

Вышивкой украшалась одежда у скифов - жителей причерноморских степей, о чем свидетельствует древнегреческий историк Геродот.

В эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки ценилось очень высоко. Сестра Владимира Мономаха - Анна-Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром.

На рисунках и иконах того времени мы видим изображение людей в вышитой одежде, своими узорами мало, чем отличаются от современной и с характерными для определенной местности орнаментами. Следует лишь отметить, что старинные образцы более напоминают тканый орнамент, более геометризованы, чем вышивки позднейших времен.

В условиях патриархального уклада сельской жизни с натуральными формами хозяйствования большинство вещей домашнего обихода изготовлялось преимущественно хозяином и его семьей.

Почти в каждом доме, ткали полотно и шили из него одежду украшая, ее вышивкой.

Вышитая белая сорочка - неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа.

Вышиванием занимались исключительно женщины. Только шорно-седельные изделия украшали мужчины.

Одеждой была своеобразной характеристикой умения девушки, ее трудолюбия. Именно по этому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданным, сделанный руками невесты.

Вышиванием занимались во всех слоях общества - от кардиналов, членов королевских и царских семей до беднейших крестьян и ремесленников.

Русская вышивка.

Русская вышивка отличалась от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли; птица символизировала приход весны.

К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.

Вышивание стеклярусом и бисером изобретено было в Венеции, где вообще производство стекла ещё издревле было в большой славе; этим способом вышивались целые картины.

Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.





















  • Исследования



Вышивка на фоне музыки



Наши прабабушки за рукоделием пели. Теперь кому-то нравится вышивать в тишине, а некоторые за пяльцами любят слушать классику или современные мелодии. Как же правильно выбрать комфортный звуковой фон?



Исследованием того, как гармония звуков влияет на человека, ученые занимаются со времен седой древности. К примеру, легендарный восточный целитель Авиценна именно музыкой успешно лечил своих пациентов от меланхолии, а античный математик Пифагор пришел к неожиданному выводу: музыку в стране должно контролировать государство, тогда его граждане будут такими же, как звучащие вокруг них мелодии. Поэтому в Древней Греции одним из главных требований к врачам, судьям и педагогам было непременное изучение и знание музыки. Ведь музыка - одна из самых вдохновенных форм искусства: своим ритмом, динамикой и разнообразием нюансов она передает бесконечную гамму чувств и настроений. Ее сила заключается в том, что, минуя разум, она проникает прямо в душу.

звучание определенных сочинений перед началом работы над вышивкой организует вас, задает некий внутренний ритм (легкие композиции), а во время выполнения работы - создает благоприятный эмоциональный фон. К примеру, математические способности для просчитывания вышивальной схемы почти в два раза повысят произведения Баха и Генделя, а гениальный Моцарт разбудит в вас настоящего художника, раскрывая весь невостребованный творческий потенциал. И тогда ваши вышитые картины наверняка станут еще более совершенными, нежными и лиричными!













ВАЖНЫЕ СОВЕТЫ:

как выбрать музыку для вышивания

  1. Составляя индивидуальную музыкальную программу для работы за пяльцами, нужно учесть, что направленное звуковое воздействие ограничено во времени - не более часа. Потом лучше сделать перерыв минут на 20-30, что, кстати, позволит уберечь от переутомления не только уши, но и глаза.



  1. Стоит обратить внимание на то, что эмоциональный человек, тонко и глубоко переживающий любое событие, тяготеет к спокойной музыке, а энергичные люди с сильной нервной системой и меньшей чувствительностью предпочитают бравурную музыку быстрых темпов.



  1. Произведения с многократно повторяющейся мелодией, а также бесконечно тянущийся звук влияют на слушателя весьма негативно, вызывая быстрое утомление и резкое падение работоспособности: даже работа над любимым дизайном станет не в радость.



  1. Включать звуковое сопровождение рекомендуется негромко, так, чтобы оно, как говорят, не перекрывало ваших собственных мыслей. Большая громкость хороша для активных физических действий, например, танцев, зарядки или уборки.



  1. Воспринимать полезное воздействие фоновой музыки лучше всего всем организмом, но если вы хотите отключиться от шумных родственников и совершенно уйти в себя, работая над вышивкой, то купите качественные наушники - большие, «обнимающие» все ухо.















Рукодельные обереги



У самых разных народов вышивка - не только возможность украсить одежду или дом. Мастерицы со всего мира, в юртах, вигвамах, деревянных избах и соломенных хижинах, прилежно наносили на ткань стежок за стежком, пришивали бусину за бусиной, чтобы защитить себя и близких людей от коварства злых сил, принести им здоровье и удачу. Об обычаях некоторых народов мира, связанных с рукоделием, рассказывает филолог, историк искусства Ольга Деопик



Одежда и вообще все то, что надевал человек, было его «защитой», и поэтому в орнаменты вплетали благопожелательные символы. Особенно крепкой «броней» считался пояс - поэтому выйти «распоясанным» у многих народов считалось не только позорным, но и небезопасным.

По поверьям народов Севера, человек, благодаря узорам на костюме, становился не только неуязвимым для злых духов - он представлял собой картину мироздания! Точно так же, как мир делился на три части - верхний мир (мир небожителей), средний (людей) и подземный, так же делился на три части и сам человек. Голова и грудь относились к верхнему миру, их часто украшали розетки из бисера и меха - символы Солнца. Средний мир - плечи, руки и пояс, а также рукавицы, там часто могли быть изображены фигурки людей и животных, а также образы, связанные с мужским и женским началом. Низ (обувь) украшали мотивом «мирового древа», которое прорастает через все три яруса Вселенной, соединяя их. Особое внимание при вышивке уделяли подолу, вороту, рукавам и швам одежды. Считалось, что через эти места может проникнуть не только морозный воздух, но и злые силы, а священный орнамент преградит им путь!

Традиционные вышивки марийцев оберегали не только все «входы», куда могли проникнуть духи, но и отдельные части тела человека. Причем для женщин и для мужчин эти функции выполняли разные узоры. У женщин особая вышивка защищала груди, то есть способность выкормить сильное потомство. Это были две орнаментальные розетки по обе стороны груди. Такие вышивки носили только те женщины, что по возрасту уже могли вынашивать потомство и кормить грудью, так что вышивка обозначала еще и социальный статус. А на подоле мужской рубахи спереди располагалась вышивка, охраняющая низ живота владельца и его способность к продолжению рода. На плечах выполняли узоры, оберегающие плечи, физическую силу, а спину защищала вышивка, которая так и называлась «сторож спины» - она располагалась между лопаток.

Среднеазиатские вышитые покрывала - сузани готовили к свадьбе, работала над ними вся большая семья, могли пригласить помогать и соседок. Узоры-обереги создавали специальные женщины-рисовальщицы. Их ремесло переходило из поколения в поколение, и считалось, что если династия прервется, духи предков-рисовальщиц никогда не обретут покой. Вышивки - сузани поражают не только своими большими размерами. Интересно в них также и то, что их не вытаскивали по праздникам, а активно использовали - на вышитых простынях спали и т.д. Считалось, что так волшебные узоры вышивок лучше защитят молодую семью. Если приглядеться к цветочным гирляндам сузани, то на них можно разглядеть стилизованные предметы, которые отпугивали злых духов - например, самый обычный кухонный нож, рога барана, стручок перца или изображение человеческой ладони.

Китайские мастерицы, расцвечивая шелк сотнями оттенков, не забывали и о том, чтобы вышивки приносили удачу, здоровье и долголетие. Одним из таких символов была… летучая мышь. В Европе это вполне симпатичное животное незаслуженно считают пособницей злых сил, но в Китае ее название - «фу» созвучно со словом «счастье». В большом почете у китайцев вышитые пионы. Крупные, роскошные соцветья символизируют славу, почет и высокое положение. А нежные цветы яблони должны были сделать женщину изящной и красивой. Одежду, подушки и занавеси украшали стилизованные иероглифы, которые означали счастье и долголетие, охраняли от бед. Кроме того, вышивки на роскошных одеждах чиновников в Китае играли роль современных… погон! Увидев на чьем-то халате журавля, феникса или единорога и цилиня, человек сразу понимал, с чиновником какого ранга имеет дело!

А вот у индейцев Северной Америки такого рода «погоны» носил не только воин, но и его жена. Число вышитых полос на ее кожаных штанах могло обозначать количество врагов, убитых ее благоверным. Индейские вышивки - это царство бисера, игл дикобраза и разноцветной кожи. Орнаменты не только

охраняли своего владельца, они и рассказывали о нем - их можно было читать, как книгу. Скажем, стилизованные подковы обозначали, сколько раз воин успешно добывал лошадей в походе. Четыре вышитых пера на мокасинах - что воин совершил четыре подвига, важных в жизни каждого мужчины (отобрать лук у врага в бою, быть во главе успешного набега и т.д.). Особым образом вышитый пояс мог служить объявлением войны, пояс с другим узором - просьбой о мире.



Похвальное слово вышивке





Пару веков назад не только русские крестьянки могли похвастаться искусными вышивками: с необычайным азартом за пяльцами проводили целые дни благородные дворянки, что, конечно же, нашло отражение в классике отечественной литературы



В девятнадцатом столетии, которое принято считать золотым веком русской аристократии, с провозглашением манифеста о дворянской вольности на девушек из благородных семей буквально обрушилась масса свободного времени, и тогда среди них стали появляться искусные рукодельницы. Пушкинская Татьяна Ларина среди них редкое исключение: «...ее изнеженные пальцы не знали игл; склонясь на пяльцы, узором шелковым она не оживляла полотна».2 Читая Гоголя, Тургенева или Гончарова, можно сделать вывод, что вышивка являлась даже не столько средством от скуки, сколько способом показать расположение к молодому человеку. Например, так: «Она посмотрела на него, потом положила работу в корзинку. «Пройдемся до рощи», - сказала она, давая ему нести корзинку с вышивкой» (Гончаров «Обломов»). Между прочим, Ольга Ильинская, героиня романа, вышивала сонетку - ленточку для дверного звонка. В общем, дамы довольно часто призывали на помощь своих кавалеров - не только носить рукоделие, но и распутать узелок или продеть нитку в игольное ушко.





«В то время большой редкостью были счетные схемы.

Таковых либо совсем не было, либо их было очень трудно достать».



Особенно чувствительные девушки, раздумывая о своих любовных терзаниях, забывались и от волнения вместо бархатно-красных вышивали бледно-синие лепестки роз. К сожалению, в те славные времена для получения разных цветов еще не использовали анилиновые красители, обходясь средствами растительного происхождения, и поэтому цвета на вышивке получались тусклыми и плохо сохранялись, да еще и пачкали нежные пальчики.

Увлечение рукоделием вообще свидетельствовало о том, что барышня сентиментальна и склонна падать в обморок, обладая тонкой и ранимой душой. Тургеневская Ася «сидела, не шевелясь, у окна да шила в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась» («Ася»). Это неудержимое, энергичное и немного сумасшедшее существо успокаивалось только за вышиванием! Пожалуй, в наше время она наверняка освоила бы компьютер и сама придумывала схемы.



«Увлечение рукоделием вообще свидетельствовало

о том, что барышня сентиментальна и склонна

падать в обморок, обладая тонкой и ранимой душой…»



В то время большой редкостью были счетные схемы. Таковых либо совсем не было, либо их было очень трудно достать. А техника вышивания! Вот как это описано у Гоголя: «На подушке был вышит рыцарь, таким образом, как их всегда вышивают по канве: нос вышел лестницею, а губы четвероугольником…» («Мертвые души») Представляете, каково было почтенным гостям разглядывать такое чудовище? Гениальная редкость - талантливо нарисованный рукодельный проект. Дамы бывало специально приезжали друг к дружке как будто в гости, на самом деле охотясь за заветной схемкой причудливого узора. Вот почему в разговоре они старались избегать ссоры, пока не завладевали желаемым Вышивали не только цветущие барышни. Дамы, которым не нашлось места среди танцующих на бале, садились где-нибудь в уголке зала на диванчике, доставали корзинку и водили иголкой по канве, ведя мирную беседу с единомышленницами. Иногда рукодельничали даже зрелые мужчины. Гоголевский Чичиков одному чиновнику такой комплимент сделал: «Как хорошо губернатор вышивает разные домашние узоры! Он мне показывал своей работы кошелек: редкая дама может так искусно вышить» («Мертвые души»). Но, конечно, сильный пол все-таки менее приспособлен к рукоделию: у классика современного детектива Акунина проигравший в фанты герой вынужден был вышить цветочек на пяльцах и «все пальцы себе иголкой исколол» («Азазель»).







































Заключение



Художественная вышивка - один из наиболее распространенных видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа - приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей. Это изысканное женское хобби еще долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.

К сожалению, сильная загруженность и недостаток свободного времени у нынешних дам, не даёт возможности полностью посвятить себя любимому делу. Зато каждое вышитое изделие становится дороже, ближе к сердцу, потому что работа вынашивается, как ребенок. Разве можно расстаться с тем, на что потрачено столько любви и тепла? Получается, что каждая вышитая картина - это бесценный материал, буквально часть жизни. И, как прежде, много веков назад, вышивка весьма азартное увлечение - раз начав, невозможно остановиться. И, как прежде, современные мастерицы, ложась спать, уже мечтают, как встанут рано утром и продолжат работу.

Любовь к вышивке не зависит от таких мелочей - она, как любая истинная любовь, настигает жертву внезапно и без предупреждений. Однажды ты просто берешь в руки иголку и довольно быстро убеждаешься, что никакая сила не заставит тебя положить ее на место (пока этот натюрморт, пейзаж, подушка, картина и скатерть не будут вышиты).























Список литературы



  1. А.Борисова «Вышивка, макраме, филейное вязание , 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома»

  2. Т.И.Еременко «Иголка - волшебница»

  3. Брокгауза и Ефрона энциклопедический словарь (1892г.) т. 14 , стр. 587-591 «Из истории вышивки»

  4. С.И. Припеченкова, Э.Ю.Глушкова «Макраме. Вышивка»

  5. Сухарева О.А. «Сузани: среднеазиатская декоративная вышивка». М., 2006.

  6. Чудновская А. «Шьем и вышиваем талисманы фэн-шуй». М., 2006.

  7. Степанова И. «Маритўр. Встречи с марийской вышивкой». Йошкар-Ола, 2005.

  8. Доклад Губернатора Алтайского края «Стратегия развития Алтайского края до 2025 года». - «Алтайская правда», 2010, 31.03.

  9. А.С.Пушкин «Евгений Онегин». - Москва, АСТ, 2004. с. 40

  10. www.skripach.ru/music.html





































Приложение.

Фотографии из Волчихинского музея имени В.М. Комарова.



Исследовательская работа Традиции вышивки



Исследовательская работа Традиции вышивки



Исследовательская работа Традиции вышивки







1 )Материалы доклада Губернатор Алтайского края Карлина А.Б.»Стратегия развития Алтайского края до 2025 года» - «Алтайская правда», 2010, 31.03.

2</ ) А.С. Пушкин «Евгений Онегин» , Москва, АСТ, 2004, с.40.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал