7


  • Учителю
  • Методическая разработка серии интегрированных уроков по технологии, ИЗО, краеведению для обучающихся 5-х классов на тему: «Мы Волжане»

Методическая разработка серии интегрированных уроков по технологии, ИЗО, краеведению для обучающихся 5-х классов на тему: «Мы Волжане»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Методическая разработка

серии интегрированных уроков

по технологии, ИЗО, краеведению

для обучающихся 5-х классов на тему:

«Мы Волжане»

декоративно-прикладное творчество народов Поволжья


Объяснительная записка

Основная цель работы учителей - выявить организационно - педагогические условия воспитания гражданственности и патриотизма на уроках ИЗО и технологии путем привлечения краеведческого материала.

Задачи:

  1. Создать условия, способствующие воспитанию у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к культурному наследию родного края, потребности сохранения исторической памяти

  2. Разработать и апробировать комплекс непрерывного краеведческого образования через уроки.

  3. Осуществить апробацию комплекса по проблеме влияния на развитие познавательного интереса к истории .

Предполагаемый метод проведения информационно-рецептивный

Условия для проведения

В своей работе руководствовались следующими принципами:

  • принцип научности, т.е. соответствие уровня преподаваемой дисциплины современному состоянию науки.

  • принцип оптимального выбора методов, форм и средств образования, направленных на развитие творческой и нравственной личности.

  • принцип учёта индивидуальных психологических характеристик личности ребенка (восприятие, память, контроль за собственным поведением и т.д.)

  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

  • принцип активности предполагает вовлеченность детей в специально разработанные различные виды индивидуальной и коллективной деятельности на уроке.

  • принцип системности - совершенствование этапов работы зависит от степени целостности содержания и реализации программно - методического обеспечения;

Исходя из этого, определили познавательные, развивающие и воспитательные цели уроков.

Используются различные элементы педагогических технологий:

Технология развития критического мышления. Одна из основных целей таких уроков - научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое он открыл для себя. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем.

Проблемно-поисковое обучение. Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Автоматически отпадает необходимость необдуманного запоминания большого объема учебного материала, а главное - сохраняется интерес к предметам.

Элементы технологии проектного обучения. Учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах..

Очень интересной является технология обучения в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнить вместе! Класс делится на группы. Каждая команда получает разные задания. Каждый участник команды должен овладеть необходимыми знаниями так, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

На любых уроках у учеников возникает утомление, которое приводит к торможению восприятия учебного материала. Чтобы активизировать деятельность ученика на уроке применяются разнообразные элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутки, смена видов деятельности, музыка (национальные мелодии).

Результативность опыта

Любая деятельность учителя отражается в успехах и результатах его учеников. Учащиеся выполнили огромную работу в изучении декоративно-прикладного творчества народов Поволжья. В результате получили отличные изделия в стиле русской, казахской и татарской вышивок. Работы были представлены на школьной выставке.



Оборудование, оформление:, зрительный ряд (проектор или интерактивная доска, компьютер раздаточный материал), музыкальный ряд (музыкальные фрагменты: «Из далека долго, течет река Волга» Л.Зыкина; казахские национальные мелодии, татарские национальные мелодии, русские национальные мелодии.

Тема 1 урока: «Мы Волжане» Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья (1 час)


Тип урока: урок изучения нового учебного материала


Вид занятия: беседа

Цели: • обучающая - ознакомить с историей родного края; сформировать знания о культуре народов Поволжья

• воспитательная - продолжить формирование культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно -прикладного искусства;

• развивающая - возбудить и развить интерес к культуре родного края к его историческим и национальным особенностям; продолжить развитие художественно -творческих способностей учащихся , образного и ассоциативного мышления , фантазии , зрительно -образной памяти , эмоционально -эстетического восприятия действительности


Задачи: вызвать познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству народов Поволжья; развить потребность в совершенствовании знаний и познавательных умений; ознакомиться с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта


Оборудование для учителя - проектор или интерактивная доска

Зрительный ряд: презентация «Мы Волжане»

Раздаточный материал: «Национальный состав » (Приложение 1).

Меж предметные связи: технология, изобразительное искусство, краеведение.


План урока

  1. организационный момент

  2. сообщение темы и целей урока

  3. сообщение нового материала

- актуализация познавательной деятельности

- историческая справка

- Русские традиции и обряды

- Казахские орнаменты и узоры

- Татарские орнаменты и узоры

  1. закрепление пройденного материала

- викторина

  1. подведение итогов урока

  2. задание на дом


Технологическая карта урока

Структурные элементы урока

Дидактическая структура урока

Методическая подструктура урока

Методы обучения

Форма деятельности

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

Признаки решения дидактических задач

Организационный момент

Мотивация деятельности учащихся

Словесный

Беседа

Индивидуальная проверка готовности к уроку обучающихся

-

Фронтальный

Обучающиеся готовы к уроку

Сообщение темы и целей урока (лирическое вступление)

Целевая установка

Словесный

Беседа, просмотр презентации

Акцентирование внимания

Аудиовизуальные: слайды

Фронтальный

Обращено особое внимание обучающихсяна тему и цели урока

Актуализация познавательной деятельности

Активация необходимых знаний


Словесный

Беседа

Демонстрация и наблюдение

Раздаточные карты

Фронтальный

Обучающиеся зрительно получили представление о национальностях, населяющих Поволжье

Сообщение нового материала

Формирование новых понятий

Словесный





Наглядный

Беседа, просмотр презентации



Работа с таблицей


Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Аудиовизуальные: слайды





Раздаточные таблицы

Фронтальный

Дан теоретический блок знаний об истории народ населяющих Поволжье, обучающиеся получили полное представление о том, с чем им придется работать на последующих занятиях

Закрепление пройденного материала

Закрепление понятий и способов действий

Наглядный, контрольный

Работа с интерактивной доской

Дистанционное тестирование

Аудиовизуальные: слайды

Фронтальный

Уровень полученных знаний соответствует поставленным целям

Подведение итогов

Стимулирование деятельности обучающихся

Словесный

Разъяснение

Индивидуальное оценивание

-

Взаимо- и самооценка

Выставлены оценки за работу на уроке

Задание на дом

Мотивация деятельности обучаю щихся

Словесный

Разъяснение

Дифференциация заданий

-

Фронтальный

Внимание обучающихся акцентрировано на вопросах с целью прогнозирования дальнейшей работы



Ход урока

Структурные элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1Организационный момент


2 Сообщение темы и целей урока











3 Актуализация познавательной деятельности




4 Сообщение нового материала


5 Закрепление пройденного материала




6 Подведение итогов урока


7 Задание на дом





Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Лирическое вступление (презентация, слайд 1-8)

Учитель краеведения: Волга дает приют многим миллионам людей, на ней живет, чуть ли не половина России, она - для нас синоним Родины.

Мы родились и живем на берегу этой прекрасной реки, а много ли мы знаем о тех, кто живет вместе с нами?

Сегодня мы поговорим о наших ближайших соседях, о их культуре и традициях.

1. В какой области мы живем?

2. Какие национальности живут рядом с нами?


3. Почему эти народности живут рядом с нами?

- историческая справка

История формирования современного населения Поволжья - это история завоеваний. Богатая и разнообразная природа края привлекала людей. Волга открывала возможности вести торговлю с государствами Востока. Волга-это богатейшие рыбные ресурсы и плодородные прибрежные земли. Волга - важный природный рубеж, вдоль которого удобно создавать линию обороны, от набегов воинственных кочевых племен. (слайд 10 )

Коренные жители чуваши, марийцы, мордва. Позже сюда приходили булгары и половцы, монголы, русские, немцы, калмыки. В разные периоды истории на территории Поволжья возникали и рушились мощные и непохожие друг на друга государства: Булгарское и Хазарское царства, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства. (слайд 11-19 )

Как вы думаете почему именно эти народы населяли Поволжье?


Сейчас Поволжье - один из наиболее заселенных и освоенных районов России. В нем живет около 17 млн. чел. Поволжское население растет довольно быстро. Но в основном не за счет высокого естественного прироста, вследствие миграции населения. Средняя плотность населения в районе в 3 раза выше, чем в России. (слайд 20)

Какие народы составляют большую часть Саратовской области?

(приложение 1)

Поговорим подробнее об этих национальностях

- Русские традиции и обряды (слайды 21, сообщение детей)

Учитель технологии: В русской деревне женщина была хранительницей обрядов, которые должны были обеспечить благо семье. Вышивать узорочье начинали, когда позади было прядение и ткачество и наступала пора долгих светлых дней. Это время нетерпеливого ожидания прилета птиц, которые, как верили, приносили "тепло летушко", а с ним и новый урожай, бывший основой благополучия крестьянской семьи. И когда в пору грядущего воскресения природы, под лучами весеннего солнца, девушка или женщина шила по серебристой холстине огненно-красные узоры, она непременно верила в их благотворную силу.

Но сколько бы мы ни пересмотрели старинных узорных рубах и полотенец, натуралистически изображенных картин природы на них не увидим.

Учитель ИЗО: Какие орнаменты вышивались?


Древо жизни (слайд 22)

Узоры с древом жизни и сидящими на нем или около него птицами встречаются в прикладном искусстве Древней Руси, в средневековой вышивке, распространены они были и в крестьянском искусстве России XIX столетия. Исполненные иглой, они построены по законам симметрии и поражают своими математически выверенными пропорциями.

Образ великой богини (слайд 23)

В собраниях музеев есть большая группа вышивок с изображением крестов в ромбах, окруженных растениями. Часто из лучей этих крестов словно вырастают геометризованные человеческие фигурки то с опущенными руками ( они осмысляются как изображение богини-матери), то чередующиеся между собой "девы" - с поднятыми руками и "матери" - с опущенными.

Подобные изображения женского божества в двух образах были широко распространены в древности и, по всей вероятности, имеют самую тесную связь со славянскими рожаницами.

Солнце (слайд 24)

Солнце обозначалось просто кругом или кругом с расходящимися лучами, прямыми и косыми крестами, кругом и крестом внутри, несколькими концентрическими кругами также с крестом внутри, розеткой, завихряющейся розеткой и свастикой . А представляли его в народе то огненной стихией, то огненным колесом или кругом, "наполненным от Бога огнем".

Птицы (слайд 25)

Солнце представлялось еще и птицей, поскольку они парят в небе. Златокрылая, огненная, светозарная птица-солнце - жар-птица или птица-пава, как ее называли в народе, то сидит на "дубе-стародубе", то летит над землей и роняет из своего хвоста перья-лучи. На вышитых вещах эта птица почти всегда изображена с поднятыми крыльями и расправленными перьями со знаками солнца, света, огня и плодородия.

Животные (слайд 26)

Яркость и теплота весеннего солнца - эти непреложные условия жизни - дополнялись представлениями о быстроте его движения. Дневное светило - "резвее всех на свете". Образ утреннего или весеннего солнца олицетворялся не только птицей, но и ретивым огнедышащим конем. Славянское предание гласит, что солнце разъезжает по небу на подобных птицам крылатых конях. Конь с птицей часто изображались вместе. Конь у древних славян знаменовал видимое движение солнца.

- Казахские орнаменты и узоры (слайд 27, сообщение детей)

Учитель технологии: (слайды 28-30) Еще в древности тюрков называли самым искусным народом в изготовлении войлока. Казахи применяют его для покрытия и внутреннего убранства юрты, а также для изготовления ковров, одежды, обуви. Казахи живут в мире орнаментов, свои юрты они богато украшают коврами и разноцветной вышивкой.

Текемет отличается от обыкновенного войлока тем, что во время валяния на белом войлоке делают черные узоры и наоборот. Для текемета подбирают тонкую шерсть более ровной консистенции. Образец заранее вырезанного орнамента располагают на поверхности текемета. Затем, также как и при изготовлении войлока, текемет, завернутый рулоном в чий, пинают 6-7 человек. Готовый войлок заливают водой, затем сушат. Разноцветная шерсть, предназначенная для закладывания в текемет, красится заранее. Готовый текемет казахи используют для подстилки на пол юрты.

Сырмақ делают из однотонного войлока, на который пришивают орнамент из войлока другого цвета. Линии пришива украшают тесьмой или нитью другого цвета. Казахи используют сырмаки в быту для подстилки. Обычно сырмак для красоты настилается поверх текемета или простого войлока. Существуют несколько видов сырмаков: ақ сырмақ - белый сырмак, қара ала сырмақ - черно-белый сырмак, жиекті сырмақ - сырмак с каймой, дебіске сырмак,. Они отличаются друг от друга тем, что каймой для орнаментов служат нити разных цветов.

Виды орнаментов

Орнамент "мүйіз" - рог

Орнамент "сынықмүйіз" - сломанный рог

Орнамент "құсқанаты" - птичьи крылья

Орнамент "қосалқа" - двойное ожерелье


- Татарские орнаменты и узоры (слайд 31, сообщение детей)


Учитель ИЗО: Орнаментальность изделий декоративно-прикладного искусства является главным средством изобразительной композиции, необходимым средством воплощения художественных образов.

Учитель технологии: В татарской вышивке основное место занимает растительный орнамент, что объясняется древностью и популярностью тамбурной техники вышивания. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах народного творчества и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний. Наиболее реалистичная трактовка растительных образов проявляется в вышивках, техники гравировке по металлу, а стилизованная - в технике скани. И все же, несмотря на то, что главным вдохновителем татарских мастериц была сама природа, ее реальные формы воспроизводились довольно редко; растительные образы отличаются собирательностью.

Учитель ИЗО: Художницы используют несуществующие в реальном мире формы, объединяя на одном стебле различные цветы, плоды, листья, создавая, тем не менее, впечатление жизненности вышитых картин. Подобный эффект достигается с помощью приема асимметрии, которая вносит в рисунок элемент естественности и непосредственности, не нарушая при этом равновесия и цельности узора. В совершенствовании и закреплении цветочно-растительных мотивов в качестве традиционных для татарской народной вышивки сыграли свою роль исторические культурно-экономические взаимосвязи с народами Востока, Передней и Малой Азии.
(слайды32-36)

- викторина «Проверь себя»

Орнамент какой национальности перед вами?

  • Русский

  • Татарский

  • казахский


Выставление оценок за работу на уроке

1 группа: цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры;

2 группа: цветная бумага, ножницы, клей;

3 группа: альбом, фломастеры, ножницы, клей, цветная бумага

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку














В Саратовской

Русские, армяне, белорусы, татары, украинцы.

Переехали на заработки, Саратовская область граничит с Казахстаном.

Это кочевники, которые передвигались в поисках корма для животных или завоеватели, которые старались поработить новые земли

Русские, казахи, украинцы, татары.


Заселение русскими Поволжья началось во второй половине XVI в., когда стали раздавать поместья и вотчины служилым людям из северных районов края. Большую часть переселенцев составляли выходцы из Московского государства. Первыми на свой страх и риск направлялись в Поволжье разные искатели приключений, «гулящие» люди и бродяги, надеясь на привольное житье подальше от назойливого присмотра властей и господ. Оседлая русская диаспора в Заволжье сложилась постепенно к XVIII в., чему способствовало строительство Оренбургской защитной линии от степных кочевников. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 г. привело многих из них в поисках свободных плодородных земель на юг региона. Переселенцы из разных мест России, смешиваясь с местными народами, образовали новый тип жителя Поволжья, отличающийся от жителей центральных областей страны.

Растительные орнаменты, зооморфные, геометрические

Казахи начали расселяться в Поволжье с конца XVIII века. Во время голода в Казахской АССР 1932-1933 гг. численность казахов на территории современной Саратовской области увеличилась более чем в 4 раза в первую очередь за счёт притока переселенцев из голодающих районов Казахской АССР. Большинство казахов южного Поволжья - потомки , а также потомки родов, исторически кочевавших на проживают в Заволжье.

Начало проникновения в Поволжье тюркоязычных племён относится к III-IV векам н. э. и связано с эпохой нашествия на Восточную Европу гуннов и других кочевых племён. Оседая в Поволжье, они воспринимали элементы культуры местных народов, а частично и смешивались с ними. В V-VII веках наблюдается вторая волна продвижения тюркоязычных племён в лесные и лесостепные районы Поволжья, связанная с экспансией Тюркского каганата. В VII-VIII веках в Поволжье из Приазовья пришли болгарские племена, которые покорили имевшиеся здесь финно-угроязычные и тюркоязычные племена (в том числе, возможно, предков башкир) и в X веке создали государство - Болгарию Волжско-Камскую.

В XIII-XV веках, когда большинство тюркоязычных племён входило в состав Золотой Орды, происходила некоторая нивелировка языка и культуры болгар. Окончательно болгарский язык исчезает после разгрома Тамерланом Золотой Орды в 1395 году. В конечном итоге побеждает современный татарский язык.


Ответы ребят



Тема 2 урока: «Традиционные орнаменты народов Поволжья» Декоративно-прикладное творчество (1час)


  • Тип урока: Урок по выполнению комплексных заданий

Вид занятия: практическая работа

Цели: • обучающая - сформировать умения по выполнению эскизов национальных орнаментов народов Поволжья

• воспитательная - продолжить формирование культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно -прикладного искусства; продолжить привитие ответственности, старательности, аккуратности в работе над эскизом

• развивающая - возбудить и развить интерес к культуре родного края к его историческим и национальным особенностям; продолжить развитие художественно - творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности; развивать самостоятельность при выполнении практической работы

Задачи: вызвать познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству народов Поволжья; совершенствовать знания и познавательные умения, выполняя эскизы национальных орнаментов народов Поволжья;


Оборудование для учителя - компьютер

Музыкальный ряд: национальные мелодии

Раздаточный материал: «Русский орнамент» (Приложение 2). «Казахский орнамент» (Приложение 3), «Татарский орнамент» (Приложение 4),

Меж предметные связи: технология, изобразительное искусство, краеведение.


План урока

  1. организационный момент

  2. сообщение темы и целей урока

  3. повторение пройденного

  4. практическая работа

- актуализация познавательной деятельности

- порядок выполнения работы

  1. подведение итогов урока

  2. задание на дом

Технологическая карта урока

Структурные элементы урока

Дидактическая структура урока

Методическая подструктура урока

Методы обучения

Форма деятельности

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

Признаки решения дидактических задач

Организационный момент

Мотивация деятельности учащихся

Словесный

Беседа

Индивидуальная проверка готовности к уроку обучающихся

-

Фронтальный

Обучающиеся готовы к уроку

Сообщение темы и целей урока (лирическое вступление)

Целевая установка

Словесный

Беседа, просмотр презентации

Акцентирование внимания

Аудиовизуальные: слайды

Фронтальный

Обращено особое внимание обучающихсяна тему и цели урока

Повторение пройденного материала

Применение понятий и способов действий


Словесный

Беседа

Сочетание направленных и ненаправленных вопросов

Раздаточный материал (виды орнаментов)

Фронтальный

Уровень знаний обучающихся после пройденного урока

Актуализация познавательной деятельности

Применение новых понятий и способов действий


Наглядна: демонстрация эскизов национальных орнаментов

Практическая работа

Индивидуальная работа с обучающимися

Раздаточный материал (виды орнаментов)

Индивидуально-коллективный

Выполненные эскизы народностей Поволжья (казахи, русские, татары)

Подведение итогов

Стимулирование деятельности обучающихся

Словесный

Дифференцированное, качественное оценивание с комментариями для усиления воспитательного значения оценки

Индивидуальное оценивание

-

Взаимо- и самооценка

Выставлены оценки за работу на уроке

Задание на дом

Мотивация деятельности обучаю щихся

Словесный

Разъяснение

Дифференциация заданий

-

Фронтальный

Внимание обучающихся акцентрировано на вопросах с целью прогнозирования дальнейшей работы





Ход урока


Ход урока

Структурные элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 Организационный момент


2 Сообщение темы и целей урока


3 Повторение пройденного




4 Актуализация познавательной деятельности

5 Подведение итогов


6 Задание на дом


Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку


Учитель краеведения: В Поволжье 130 народов разной национальности, все народы живут дружно. Историками нашего края были найдены предметы быта народов, подтверждающих, что кроме главного занятия - земледелия, скотоводства и пчеловодства, крестьяне, проживающие в Поволжье, занимались промыслами (охота, рыболовство) и ремеслами: кузнечное, портняжное, рукоделия, в том числе и вышивкой.

Учитель ИЗО: Созданием эскизов для изделий мы с вами сегодня и займемся.


В старину в вышивке в наибольшей степени отразились фантазии и самобытность местных мастериц.

Что такое орнамент?

Какие виды орнаментов Вы знаете?

Учитель технологии:

Что украшали вышивкой русские мастерицы?


Какие мотивы чаще всего использовали и почему?


Какого цвета русская вышивка? Почему?


Какова татарская вышивка? Каковы мотивы этой вышивки?

Учитель ИЗО: Вспомним казахские орнаменты.


Какие мотивы казахской вышивки вам известны?


(класс разбит на 3 команды, по рядам. У каждой команды свое задание и соответственно свои принадлежности на парте )

Учитель ИЗО:

Для урока технологии вам необходимо выполнить эскиз изделия

  1. Эскиз полотенца по мотивам русской вышивки

  2. Эскиз салфетки по мотивам казахской вышивки

  3. Эскиз подарочного сапожка по мотивам татарской вышивка

-Порядок выполнения работы Эскиз полотенца по мотивам русской вышивки (Приложение 2)

  • На листочке в клетку выполнить эскиз вышивки, используя русские народные мотивы

  • Наклеить рисунок на цветной фон

  • Дополнить эскиз декоративными элементами (имитацией кружева)

Эскиз салфетки по мотивам казахской вышивки (Приложение 3)

  • Выбрать фон изделия (черный или белый), выполнить квадрат 20х20 см.

  • Выполнить мотив по схеме (4 мотива)

  • Приклеить мотивы на фон

  • Добавить рамку в 1см.

  1. Эскиз подарочного сапожка по мотивам татарской вышивка (Приложение 4)

  • По шаблону изготовить сапожок

  • В свободной манере нарисовать орнамент, используя татарские народные мотивы

  • Наклеить рисунок на белый фон


Просмотр работ, выставление оценок за работу на уроке

Подготовится к практической работе по технологии


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку


Орнаментом называется узор, построенный на ритмичном чередовании каких-либо рисунков или линий в определенном порядке.

Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение».

Геометрический, растительный зооморфный

Одежду, полотенце, скатерти…


Древо жизни

Семейное древо, устоявшиеся обычаи и традиции, связь земного и небесного.

Образ великой богини

Прародительница всего живого на земле

Солнце

Солнце обозначалось просто кругом или кругом с расходящимися лучами, прямыми и косыми крестами, кругом и крестом внутри, несколькими концентрическими кругами также с крестом внутри, розеткой, завихряющейся розеткой и свастикой.

Жизнь без солнца не возможна

Птицы

Солнце представлялось еще и птицей, поскольку они парят в небе. Птица - существо небесное.

Животные

Конь с птицей часто изображались вместе. Конь у древних славян знаменовал видимое движение солнца.


Красного. У древних славян красный цвет обозначал красоту.

В татарской вышивке основное место занимает растительный орнамент. Расшивают одежду и обувь.

Художницы используют несуществующие в реальном мире формы, объединяя на одном стебле различные цветы, плоды, листья, создавая, тем не менее, впечатление жизненности вышитых картин. Подобный эффект достигается с помощью приема асимметрии, которая вносит в рисунок элемент естественности и непосредственности, не нарушая при этом равновесия и цельности узора. Татарская вышивка разноцветная.

Казахи живут в мире орнаментов, свои юрты они богато украшают коврами и разноцветной вышивкой.

Орнамент - рог

Орнамент - сломанный рог

Орнамент - птичьи крылья

Орнамент - двойное ожерелье


Учащиеся приступают к выполнению практической работы (класс разбит на 3 команды, по рядам. У каждой команды свое задание и соответственно свои принадлежности на парте (во время выполнения самостоятельной работы звучат национальные мелодии)



Тема 3-4 урока: «Изготовление изделий в народных традициях Поволжья» (практическая работа) (2часа)


Тип урока: Урок совершенствования умений и навыков


Вид занятия: практическая работа

Цели: • обучающая - закрепить умения по выполнению ручных швов; сформировать навыки выполнения вышивки национальных орнаментов народов Поволжья

• воспитательная - продолжить формирование культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно -прикладного искусства; продолжить привитие ответственности, старательности, аккуратности в работе над изделием

• развивающая - возбудить и развить интерес к культуре родного края к его историческим и национальным особенностям; продолжить развитие художественно - творческих способностей учащихся , образного и ассоциативного мышления , фантазии , зрительно -образной памяти , эмоционально -эстетического восприятия действительности; развивать самостоятельность при выполнении практической работы; научить осуществлять самоконтроль

Задачи: вызвать познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству народов Поволжья; совершенствовать знания и познавательные умения, выполняя эскизы национальных орнаментов народов Поволжья;


Музыкальный ряд: национальные мелодии

Раздаточный материал: «Русский орнамент» (Приложение 2), «Казахский орнамент» (Приложение 3), «Татарский орнамент» (Приложение 4), инструкции по ТБ (Приложение 5), инструкционные карты по выполнению швов (Приложение 6,7,8,9), эскизы изделий,

Межпредметные связи: технология, изобразительное искусство, краеведение.

План урока

  1. организационный момент

  2. сообщение темы и целей урока

  3. актуализация прежних знаний

  4. практическая работа

- формирование умений и навыков

- порядок выполнения работы

  1. подведение итогов урока

  2. задание на дом

Технологическая карта урока

Структурные элементы урока

Дидактическая структура урока

Методическая подструктура урока

Методы обучения

Форма деятельности

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

Признаки решения дидактических задач

Организационный момент

Мотивация деятельности учащихся

Словесный

Беседа

Индивидуальная проверка готовности к уроку обучающихся

-

Фронтальный

Обучающиеся готовы к уроку

Сообщение темы и целей урока (лирическое вступление)

Целевая установка

Словесный

Беседа, просмотр презентации

Акцентирование внимания

Аудиовизуальные: слайды

Фронтальный

Обращено особое внимание обучающихся на тему и цели урока

Актуализация прежних знаний


Применение понятий и способов действий


Словесный

Вопросы-ответы

Получение обратной связи

Раздаточный материал: виды швов, эскизы национальных орнаментов

Фронтальный

Уровень знаний обучающихся после изучения ручных швов

Формирование умений и навыков

Применение понятий и способов действий


Наглядный: демонстрация изделий с национальным орнаментом

Практическая работа

Индивидуально-дифференцированный подход

Иглы ручные, ножницы, швейная машина с электрическим приводом, утюг, гладильная доска; инструкционные карты, образцы швов

Индивидуально-коллективный

Выполненные изделия с национальна орнаментом

Подведение итогов

Стимулирование деятельности обучающихся

Словесный

Объяснение

Индивидуальное оценивание

Оценочная таблица

Самоконтроль

Осознанность, системность, мобильность полученных знаний и умений

Задание на дом

Мотивация деятельности обучаю щихся

Словесный

Разъяснение

Дифференциация заданий

-

Фронтальный

Внимание обучающихся акцентрировано на главных вопросах


Ход урока


Ход урока

Структурные элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1 Организационный момент


Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2 Сообщение темы и целей урока




3 Актуализация прежних знаний


Казахская культура
Учитель краеведения: Казахи живут в мире орнаментов, свои жилища они богато украшают коврами и разноцветной вышивкой. Казахи гостеприимный народ. По традиции гостя угощают национальными казахскими блюдами за дастарханом (накрытым столом), а стол сервировали салфетками с национальным орнаментом.

Учитель технологии: Вот и мы с вами сегодня выполним салфетку с казахским орнаментом в технике «аппликация», применяя ручные швы. Каким швом можно соединить фрагменты узора с основной деталью?

Нитки, какого цвета надо использовать, чтобы шов стал отделочным элементом?


Русская культура

Учитель краеведения: В России вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Так же вышивали праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и другие изделия. Как правило, выполнялись они из простых, недорогих материалов, но отличались высоким художественным мастерством. Полотенцами увешивали красный угол; на полотенце - "набожнике" помещали иконы. Особенно широко использовались полотенца в свадебных обрядах. По старому обычаю с момента вступления молодой в дом мужа, в семье употреблялись только ее полотенца. Особую роль полотенце играло во время встречи почетных гостей: на нем подносили хлеб - соль - знаменитые символы русского гостеприимства.

Учитель технологии:

Вспомните, из каких мотивов создается русский орнамент?




Как вы выполняли эскиз вышивки?

Каким швом можно вышить русский орнамент?


Нитки, какого цвета надо использовать в орнаменте?

Татарская культура

Учитель краеведения: Отличительной чертой традиционной обуви татарских женщин является ее узорность и многоцветье. Ичиги, изготовленные из однотонного (зеленого, бордового и др.) сафьяна, часто расшивались цветочно-растительным узором. В народе расшитые ичиги назывались винзелле читек.

Сегодня на уроке мы выполним сапожок из однотонной ткани с татарским орнаментом.


Учитель технологии: Какой шов можно применить для вышивки татарского орнамента?


Нитки, какого цвета можно использовать в данной вышивке?

Фрагменты узора с основной деталью можно соединить швом «вперед иголку», «назад иголку»


Чтобы шов стал отделочным элементом можно использовать нитки контрастного цвета

Древо жизни

Образ великой богини

Солнце

Птицы

Животные


На бумаге в клеточку, используя крест

Русский орнамент можно вышить швом «крест»


Красного. У древних славян красный цвет обозначал красоту.

Для вышивки татарского орнамента можно применить тамбурный шов

Можно использовать разноцветные нитки


4 Формирование умений и навыков

Учитель технологии: Перед выполнением практической работы вспомнить правила безопасной работы с колющими и режущими предметами, а также о правилах безопасной работы на швейной машине и при выполнении утюжильных работ ( учащиеся читают инструкции, которые расположены около рабочих мест) (Приложение 5)


На уроке технологии вам необходимо выполнить изделие

  1. Полотенце по мотивам русской вышивки

  2. Салфетку по мотивам казахской вышивки

  3. Подарочный сапожок по мотивам татарской вышивки

-Порядок выполнения работы

1.Полотенце по мотивам русской вышивки

  • На полотенце вышить русский орнамент, используя шов «крест», согласно схемы (Приложение 6)

  • Обработать край полотенца швом «вподгибку с закрытым срезом» (помогают уч-ся 8-9 класса)

  • Пришить отделочную кайму по краям полотенца (помогают уч-ся 8-9 класса)

2.Салфетка по мотивам казахской вышивки

  • Выбрать фон изделия (черный или белый квадрат 20х20 см.

  • Из белого или черного клеевого флизелина вырезать мотив по схеме (4 мотива)

  • Приклеить мотивы на фон (с помощью утюга) - помогают уч-ся 8-9 класса

  • Пришить мотивы к основе швом «вперед иголку» или «назад иголку» (Приложение 7)

  • Обработать край салфетки отделочной лентой из флизелина (с помощью утюга). помогают уч-ся 8-9 класса

3.Подарочный сапожок по мотивам татарской вышивка

  • Перевести узор орнамента на деталь сапожка (с помощью копировальной бумаги)

  • Вышить орнамент, используя «тамбурный шов» (Приложение 8)

  • Соединить две детали сапожка «петельным швом» (Приложение 9) (помогают уч-ся 8-9 классов)

  • Обработать верхний край сапожка «петельным швом» (Приложение 9) (помогают уч-ся 8-9 классов)


В процессе самостоятельной работы учитель наблюдает за каждым учащимся и задает наводящие вопросы, которые помогут избежать ошибок при выполнении практической части

Вопросы учителя:


  1. Почему нельзя завязывать узелки на конце нитки в вышивке?

  2. Какое расстояние между проколами иглы в швах «вперед иголку», «назад иголку»?


  1. Какое основное правило при выполнении шва «крест»?



  1. Как надо затянуть нить тамбурного шва?

  1. Как передают ножницы друг другу?


  1. Где должны храниться швейные иголки, булавки?

  1. Можно ли исправить допущенную вами ошибку? Что для этого надо сделать?

Учащиеся приступают к выполнению практической работы (класс разбит на 3 команды, по рядам. У каждой команды свое задание и соответственно свои принадлежности на парте (во время выполнения самостоятельной работы звучат национальные мелодии)

Предполагаемые ответы учащихся


Так как в вышивке видны обе стороны изделия


Расстояние между проколами иглы в швах «вперед иголку», «назад иголку» - одинаковое

Все верхние стежки крестиков должны быть параллельны друг другу.

Так, чтобы полученная цепочка из стежков была одинакового размера, пышной (не затянутой)


Кольцами вперед


Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.


Можно. Для этого надо распороть шов или несколько неправильных стежков


После выполнения практической работы, учащиеся убирают свои рабочие места

5 Подведение итогов


Выставляется итоговая оценка за выполненную работу

Самоконтроль

Учащиеся самостоятельно заполняют самооценочную таблицу и подводят итог своей работы (Приложение 10)


6 Задание на дом


Оформить изделие



Интернет ресурсы:



Авторы разработки : Завацкая Т.Е., учитель технологии МБОУ СОШ №11 г.Балаково Саратовской области ,

Папенина О.Н., учитель ИЗО, краеведения МБОУ СОШ №11 г.Балаково Саратовской области.


Приложение 1 Национальный состав

Народ

Численность в 1979 году, чел.

Численность в 1989 году, чел.

Численность в , чел.

2 230 822 (87,0 %)

2 298 992 (85,6 %)

2 293 129 (85,9 %)

63 345 (2,5 %)

73 428 (2,7 %)

78 320 (2,9 %)

103 361 (4,0 %)

101 832 (3,8 %)

67 257 (2,5 %)

47 948 (1,9 %)

52 867 (2,0 %)

57 577 (2,2 %)

3531

6404

24 976

23 344

23 381

16 523

2658

10 610

16 417

17 497

20 613

15 956

11 067

17 068

15 093

16 430

17 771

12 675

5963

8515

4952

5308

3297

4087

3988

4082

5318

3983

3016

4535

3840

10 332

8054

3428

2819

2582

2688

2533

2444

2268

2465

2791

2140

2140

2291

показаны народы c численностью более 2000 человек

Приложение 2 «Русский орнамент»



Приложение 3 «Казахский орнамент»






Приложение 4 «Татарский орнамент»


Приложение 5

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при работе с тканью

Требования безопасности перед началом работы

1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.

2. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок.

3. Подготовить рабочее место к работе, убрать все лишнее.

4. Убедиться в наличии и исправности защитного заземления (зануления) корпуса электрической швейной машины, наличие диэлектрического коврика на полу около машины.

Требования безопасности во время работы

1. Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.

2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.

3. Шить иголками только с наперстком.

4. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

5. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед.

6. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины.

7. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой.

8. Перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва.

9. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при работе с электрическим утюгом

Требования безопасности перед началом работы

1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.

2. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура утюга.

3. Подготовить рабочее место к работе, убрать все лишнее.

4. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места для глажения

5. Включить вытяжную вентиляцию или проветрить помещение для глажения.

Требования безопасности во время работы

1. Перед включением электрического утюга в сеть встать на диэлектрический коврик.

2. Включать электрический утюг в сеть и выключать из нее только сухими руками.

3. При кратковременных перерывах в работе электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку.

4. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура.

5. Во избежание ожога рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой.

6. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без присмотра.

7. Следить за нормальной работой утюга, не давать ему перегреваться.

Приложение 6


Шов «крест»

При выполнении существует основное правило - все верхние стежки крестиков должны быть параллельны друг другу.

Для выполнения одностороннего шва "крест" существует два способа.
Первый способ- крестики шьются слева направо, вначале выполняется ряд косых стежков с наклоном вправо. При этом на изнаночной стороне образуется ряд вертикальных стежков. Обратным ходом рабочей нити шьются перекрещивающие стежки в направлении справа налево.
Второй способ вышивания швом "крест". Вышивку выполняем справа налево, выполняя крестики в один прием. Делая первый косой стежок, рабочую нить проводим по изнаночной стороне горизонтально из угла в угол заполняемой клеточки. Выполняя пересекающий косой стежок, направляем нить по изнаночной стороне в противоположный угол следующей клеточки, параллельно первому изнаночному стежку. Таким образом, на изнаночной стороне вышивки получаются параллельные ряды стежков.


Приложение 7

Шов "вперед иголку"


Шов представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины.


Шов «назад иголку»

Шов выполняют справа налево. Закрепите нить с изнаночной стороны и вытяните нить на лицевую сторону. Сделайте два стежка швом «вперед иголку» и вытяните нить на лицевую сторону. Теперь сделайте прокол иглой назад в конец первого стежка и, пройдя по изнаночной стороне расстоянии в два раза большее верхнего стежка, выведите иглу на лицевую сторону, вытяните нить. Следующий прокол иглой сделайте опять в обратную сторону в то место, где заканчивается последний стежок. С изнаночной стороны снова пропустите двойное расстояние верхнего стежка. Верхние стежки должны быть одинаковыми по длине - 0,5-0,7 см.

Приложение 8

Тамбурный шов

Стежки выполняются движением иглы к себе.. После закрепления рабочую нитку уложите петлей в направлении слева вниз направо, а иглу вводите в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани. Выкалывайте иглу на 4-5 нитей ткани ниже первой петли так, чтобы петля из рабочей нитки была под иглой.

Приложение 9

Петельный шов

(иногда называют краевым швом, так как им обшивают край ткани)

Стежки петельного шва выполняйте в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани. Край ткани уложите на указательный палец левой руки и придерживайте его большим пальцем. Сделав первый стежок на ткани, движением иглы к себе нитку уложите вниз, вправо и вверх от него, то есть петлей. Иглу вкалывайте в ткань, отступя от первого стежка вправо и делайте стежок по изнаночной стороне в направлении сверху вниз так, чтобы петля из нитки осталась под иглой. Нитку затяните, сделайте третий стежок и так далее. Стежки шва могут быть разной длины, группироваться по 3 и более стежков. Высота стежка может быть от 8 до 10 мм, расстояние между ними 3-4 мм. Иногда край ткани обшивают дважды нитками разных цветов, например красными и синими. Сначала нитками синего цвета выполняйте стежки шва высотой 8 мм с расстоянием между стежками 5 мм. Затем нитками красного цвета делайте стежки высотой 4-6 мм, располагая их между стежками синего цвета.

Приложение 10

Самооценочная таблица

Номинальные размеры, технические требования

Показатели снижения баллов

Соответствует техническим требованиям

(1 балл)

Не соответствует техническим требованиям (0 баллов)

Правильность выполнения эскиза орнамента

Аккуратность выполнения эскиза орнамента

Правильность выполнения шва («вперед иголку», «назад иголку», «тамбурный»,«крест», «петельный») на изделии

Аккуратность выполнения изделия

Эстетичность готового изделия

Итого







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал