- Учителю
- Конспект урока технологии на тему 'Моделирование фартука' (5 класс)
Конспект урока технологии на тему 'Моделирование фартука' (5 класс)
Моделирование фартука
Цели:
-
Ознакомиться с понятием «моделирование» , с видами моделирования, со специальностями «художник - модельер», «конструктор - модельер».
-
Изучить требования к моделированию.
-
Научить изменять чертеж фартука в соответствии с эскизом.
-
Развитие абстрактного мышления, познавательного интереса.
-
Воспитание аккуратности, внимательности.
УМО:
-
Образцы фартуков, презентация (приложение);
-
Цветная бумага, клей, ножницы, карандаш, ластик, шаблон фартука.
Ход урока
Структурные компоненты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
-
Проверить численность учащихся;
-
Отметить отсутствующих;
-
Проверить готовность к уроку: тетрадь, цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, ручка, линейка, ластик;
-
Отметить дежурных.
Подготавливают рабочие места
Сообщение темы и цели
Сегодня мы с вами продолжим изучение раздела «Конструирование и моделирование». Что такое «конструирование» вы уже узнали и не только узнали, но и построили чертеж фартука в масштабе 1:4 и 1:1, а сегодня на уроке мы с вами изучим, что такое «моделирование», познакомимся с правилами моделирования и побудем конструкторами - модельерами.
Запишите в тетрадь тему урока «Моделирование фартука»
Записываем тему урока в тетрадь
Актуализация знаний
Два процесса «конструирование и моделирование» очень сильно взаимосвязаны. Чтобы легче было усвоить новую тему, нам необходимо вспомнить основные элементы конструирования.
Для этого необходимо выполнить тестовое задание.
Отвечают на тест. Проводят взаимоконтроль. Выставляют оценки.
Изложение новой темы
Давайте назовем основное назначение фартука (то о чем мы говорили на предыдущих занятиях).
А теперь я хочу познакомить вас с другим назначением фартука. Фартук, как декоративная (украшающая) деталь в национальном костюме.
Слово фартук по происхождению немецкое слово.FORTYCH. FOR -«перед» TYCH «платок». Я предлагаю вам пройтись по залам Государственного музея этнографии народов СССР и посмотреть национальные костюмы некоторых народов.
Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник или занавеска, так называли такой тип фартука. Обычно его делали из холста и украшали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками, шелковыми лентами. Край оформляли бахромой из шерстяных и шелковых ниток, кружевами, оборкой разной ширины.
Не менее декоративны фартуки народов национальностей. И если посмотреть на все эти национальные костюмы, вы наверное, со мной согласитесь. Что фартук действительно делает колорит костюма более ярким, красочным, подчеркивающим стиль своего народа.
(Стиль - это выражение быта, архитектуры, сочетание форм, цвета одежды)
Разница лишь в том, что используется разная тематика орнамента (растительная, животная, геометрическая) вид вышивки, и сочетание цветов.
Моделирование - это изменение формы деталей изделия и его художественное оформление в соответствии с выбранной моделью.
Задача моделирования - создание красивой и разнообразной одежды на уровне моровых образцов.
Художественное моделирование заключается в следующем: художник - модельер продумывает, какой формы сделать детали, из скольких видов ткани можно выполнить изделие. Какую отделку можно применить, какая цветовая гамма будет.
И здесь существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать:
*работаю с доской
*сочетание цветов в изделии.
Выделяют ахроматические (белый, черный, серый) и хроматические цвета. Основные хроматические цвета: желтый, красный, синий. Они показаны в цветном круге.
Хорошо сочетаются противоположные цвета в цветном круге, а также ахроматические и хроматические цвета; цвета, сближенные по тону.
Сочетание отделки.
Если основная ткань гладкокрашеная, то отделка - пестрая и наоборот.
Желательно, чтобы отделка повторялась в изделии.
-
Сочетание формы деталей изделия.
Записываем в тетрадь правила художественного моделирования.
Записывают в тетрадь
Определение понятия «моделирование»
Виды моделирования:
- художественное
- техническое
Записывают в тетради
Понятие «моделирование»
Виды моделирования:
- художественное
- техническое.
Вспоминают, называют и записывают в тетрадь правила художественного моделирования.
Закрепление
Задание 1. Подберите карман и нагрудник к нижней части фартука, подходящие по форме.
Задание 2. Подберите детали по форме и отделке, рисунку ткани.
Посмотрите на свои модели фартуков и скажите, все ли они отвечают требованиям.
Ответы учащихся.
Изложение новой темы
Художник-модельер работает в тесном контакте с конструктором-модельером. Потому что именно конструктор-модельер знает, как изменить чертёж изделия и получить тот фасон изделия, который придумал художник-модельер.
Конструктор-модельер наносит на чертёж новые линии, разрезает по ним и получает новые формы деталей.
Показываю на примере кармана.
Инструктаж
Сегодня мы с вами будем конструкторами-модельерами.
Наша задача: изменить форму деталей фартука с помощью нанесения новых линий и получить новые фасоны фартуков.
Практическая работа
Работаем следующим образом: (объясняю и показываю).
Обвести шаблон
Зарисовать эскиз
Сравнить чертёж с эскизом
Нанести новые линии
Вырезать из цветной бумаги и наклеить
Необходимо выполнить 3 фартука.
Первый фасон разбираем на доске.
Повторяем правила безопасной работы с колющим инструментом (с ножницами).
Учитель (показывая кольца ножниц):
Если ножницы даёшь
Помни чётко правило
Ученицы (показывая кольца ножниц):
Два колечка другу дай
Это будет правильно.
Учитель:
Хочешь стать фотомоделью
Ровно спину ты держи
Ученицы (выпрямившись):
И хорошую осанку
Всем ребятам покажи.
А теперь приступим к работе.
Учащиеся выходят к доске и наносят новые фасные линии на чертёж.
Выполняют моделирование в тетради.
Моделирование остальных фасонов выполняют самостоятельно.
Закрепление
Ответить на вопросы.
Что такое «Моделирование»
Виды моделирования.
Правила моделирования.
Найти на таблице соответствие между эскизом и чертежом фартука.
Работают по таблице и отвечают на вопросы.
Подведение итогов
Выставляю оценки за практическую работу и за работу на уроке
МБОУ «Гимназия №7»
Тема урока: Моделирование втачного рукава.
Цели урока:
Образование: познакомить учащихся с видами рукавов. Рассказать о назначении рукавов в швейных изделиях. Приобрести навыки по моделированию рукава
Развивающие: развить интерес к профессии модельера - конструктора, развить логическое мышление, уметь переносить теоретические знания на выполнение практической работы, умение читать чертежи, развивать координацию движения, развивать конструкционные умения.
Воспитывающие: воспитать внимательность, усидчивость прививать навыки аккуратности, умение доводить дело до конца.
Методы провидения занятия: рассказ с элементами беседы, рассказ, иллюстрация, упражнения, практическая работа.
Межпредметные связи: черчение, математика, геометрия.
Ход урока
Структурные конспекты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Подготовка рабочих мест
Сообщение темп и цели
Сегодня мы продолжаем изучение раздела «Конструирование и моделирование плечевого изделия» Тема нашего занятия «Моделирование втачного рукава»
Вы познакомитесь с видами рукавов их назначением. Побудете конструкторами- модельерами. Для этого вам необходимо включить свое логическое мышление, теоретические знания и конструкторские умения.
Повторение произведенного материала по конструированию
Чтобы легче было усвоить новый материал вам необходимо вспомнить элементы конструирование. Для этого надо выполнить тестовые задания.
Выполнение
- тестовые задания
- взаимопроверка
- выставления оценок
Изложение новой темы.
История рукава
Рассказываю и показываю по эскизам историю рукава
Рукава - возникли в 13-14 веке, а пришли они Византии. В 12 веке они имели самые разнообразные формы. В тоже время появляются и современный крой прочно вшитого рукава. У него было много вариантов: висячие рукава, рукава-крылья, воронкообразные, мешковидные, фунтиковые, кисетообразные, в складку, присборенные. Поскольку одежда в дворянских кругах была очень дорогой, обычно к одному платью шили несколько сменных рукавов.
В 17 веке рукав опять вернулся к своей нормальной форме. Типичным для женской одежды в 18 веке были полу длинные рукава с кружевной оборкой. Бидермейер снова ввел в моду рукава широкие, пышные, которые имели много названий: «ветчинные», «бараний окорок», «слоновые», и т.д., а с 1850 по 1860 год в виде пагоны или полу пагоны.
Конусообразный рукав в стиле бидермейер возвратился в 1890г. Он был широким в плечах, суживался к запястью, плотно его обтягивая. Тем не менее мы встречаемся и сегодня со стремлением изучить одежду с помощью выразительной формы рукавов.
Практическая работа.
Защита проектов по моделированию рукава.
Закрепление нового.
Заключение урока.
Конструкции рукавов.
Изделия с втачным рукавом могут иметь самую разнообразную форму в плечевой области. Она определяется длинной и конфигурацией линий плечевого шва, величиной посадки на данном участке, наличием плечевых накладок, а так же сборок, складок, вытачек и т. д. по окату. Классический втачной рукав характеризуется незаметной в готовом виде посадкой по кату (без сборок). Он может быть одновременным, двушовным.
Особенностью изделий с цельнокроеными рукавами является полное или частичное отсутствие лини проймы: спинка или её часть выкраивается вместе с локтевой, а полочка или её часть - с передней половинками рукава. В изделиях этого покроя обеспечивается более мягкая форма плечевой области, чем в изделиях с вытачным рукавом. Следует иметь в виду, что свобода движения рук в изделиях с цельнакроцными рукавами более ограничена, чем с вытачными той же ширины. Для обеспечивания большей свободы подъёма рук применяют различные способы, исходя из назначения к форме изделия: увеличивают ширину изделия по линии груди и глубину проймы, расширяют рукав, уменьшают угол наклона верхнего среза рукава, вводят дополнительную деталь - ластовицу или проектируют дополнительное членение деталей - отрезной бочок, отрезную нижнюю половину рукава.
Изделия с рукавами покроя реглан имеют мягкую форму в плечевой области. Обычно рукав реглан проектируется с верхними и нижними швами. Существуют различные варианты данного покроя: это может быть классический реглан и реглан-погон - с началом от линии горловины, «нулевой» реглан - от вершины горловины, полуреглан - от плечевого шва, реглан-кокетка - от линии середины спинки, полочни.
Рукав реглан может быть и без верхнего шва. При этом шов в плечевой области заменяется вытачкой, сборками, складками.
Давайте рассмотрим эскизы рукавов.
Что у них общего? Как можно изменить выкройку, чтобы новую модель рукава, соответствующий эскизу.
Повторить технику безопасности при работе с ножницами.
Разрешаю делать с базовой основой любые манипуляции (сгибать, разрезать, разъединять части рукавов и т. д.). Основная задача - создать новую модель рукава.
1.В чём заключалась проблема.
2.Какими способами решили её
3.Где можно применить данный фасон рукава в каком стиле изделия.
4.Из какой ткани этот фасон будет лучше смотреться.
5.Какие недостатки фигуры можно скрыть данным фасоном рукава.
1.В каком веке появились изделия с рукавом.
2.Какие по конструкции бывают рукава.
3.Что нового и интересного узнали об этих конструкциях
4.Назвать способы моделирования втачного рукава.
Подведение итогов практической части урока.
Выставление оценок.
Уборка рабочего места.
Запись в тетради: конструкции рукавов - втачной, цельнокроеный, реглан.
Работа по творческим группам. Каждая группа работает над своим эскизом рукава. Работа с тетрадью.
От каждой группы выступает представитель и защищает свой проект.
Моделирование рукавов выполняют в тетради.
Приложение 1
К теоретической части отчёта.
Приложение 2
К практической части отчёта.
Приложение к открытому уроку.
Приложение к открытому уроку.