- Учителю
- Урок по технологии для 8 класса по теме «Столик, накройся!»
Урок по технологии для 8 класса по теме «Столик, накройся!»
Кулинария. 8 класс. Сервировка.
Тема урока: Сервировка стола. Итоговый урок.
Цель: Повторение пройденного материала за 5-8 класс по данной теме.
Развитие познавательных интересов, творческого мышления, организаторских способностей.
Расширение кругозора. Воспитание трудолюбия и ответственности за результат своей деятельности. Привитие навыков работы в группе. Выполнение проектов.
Оборудование: Презентация для учителя, презентация для учащихся, сервизы для сервировки, скатерти, цветы, салфетки, столовые приборы, сеты для выставки (уч-ся 7 классов этого года), оформление выставки салфеток (работы учащихся разных лет), книги, для рекомендательного чтения.
Предварительная подготовка: Задания для учащихся:
-
Проект по сервировке стола. Класс разбивается на бригады и каждая бригада должна приготовить сервировку стола по выбранной ими тематике. Готовят защиту своего стола и меню.
-
Мини-проект для каждой бригады: Найти и рассказать историю скатерти, салфетки и столовых приборов.
-
Составить как можно больше слов обозначающих названия блюд из словосочетания «Скатерть - самобранка»
Ход урока
-
Орг. Момент.
Вводное слово учителя: (Презентация «Столик, накройся!» См. приложение №1)
- «Столик, накройся!» - и в одно мгновение накрыт был столик чистой скатертью. И были на нем тарелка, рядом нож и вилка, и светился большой стакан с красным вином, а мисок с жареным и пареным было так много, что сердце радовалось».
Так говорится в сказке братьев Гримм. Скатерть, тарелка, нож, вилка, миски с едой и стакан вина - так выглядел красиво накрытый стол в 1819 году, когда была опубликована эта сказка. Но к этому времени ритуал застолья уже имел долгую историю и пережил много интересных периодов.
В древнем мире.
В средние века В новое и новейшее время.
Однако в последние годы вновь больше внимания стали обращать на то, чтобы красиво накрыть стол и хорошо составить меню. «Быстрая еда» или культура застолий - сегодня приходится выбирать. Не каждый день можно празднично сервировать стол, и, тем не менее, даже малыми средствами, но, соблюдая некоторые правила при выборе посуды, украшений из цветов и других декоративных атрибутов, можно создать особую атмосферу.
-
Конкурс: СКАТЕРТЬ - САМОБРАНКА
Итак, кто мне, с чего же начинается сервировка стола?..........(ответы уч-ся)
С меню! Тогда скажите, пожалуйста, чем же будет угощать наша скатерть - самобранка?
Задание(домашнее): Из букв словосочетания «скатерть - самобранка» составить названья блюд. Называть команды будут по порядку, по одному слову.
(ОТВЕТЫ: Морс, какао, сок, торт, кекс, крем, батон, баранка, омар, рак,
треска, карась, бекон, сметана, томат,
консоме, токана, снек, соте, скат, мант, тесто)
Ну, вот, меню определено, скатерть - самобранка порадовала нас, а сколько лет может быть сказке про скатерть- самобранку? Когда она появилась?
-
Мини - проект: История скатерти.
Одна из учениц выходит и делает сообщение на данную тему. (Презентация).
См. приложение №2
- Ответьте мне на такой вопрос, что общего между шапкой епископа, веером и палаткой? (Ответ - это все способы складывания салфеток.)
Чтобы стол радовал глаз, был красив, а гости ушли чистыми и опрятными, мы добавляем в комплект к нашей скатерти салфетки. А ведь у нее тоже есть давняя история. Послушаем все вместе сообщение след. ученицы.
-
Мини - проект: История салфетки.
Одна из учениц выходит и делает сообщение на данную тему. (Презентация).
См. приложение №3
А лет через сто, когда вкусная упаковка станет обыденностью, изобретательные хозяйки будут крошить их в салаты, шинковать в супчик, жарить, мариновать, солить, варить из них компоты, кисель и варенье. Жевать «сырую» салфетку будет считаться неприличным делом, неотесанностью и варварством. Но это уже фантастика. А правда в том, что у салфеток большое будущее. И они опять, так как и в XVI - XVII веке, будут нужны вовсе не для того, чтобы «отирать персты и уста».
V. Практическая работа, повторение. Складывание салфеток.
На прошлых уроках мы учились складывать салфетки, поделитесь каждая бригада своим мастерством.
А теперь новое задание: Найдите лишнее из предложенного и объясните, почему .
Ложка - вилка - чашка - нож.
Дуршлаг-шумовка-тарелка-миска.
Стол-миксер-холодильник-шкаф.
Кастрюля - сковорода - тарелка - мантоварка . Скатерть - полотенце - платок - салфетка .
Салатник - чайник-селедочница-соусник. Стакан - фужер - бокал - кувшин.
Тостер - таймер - солонка - соковыжималка.
Казан - сотейник - противень - миксер.
VI Мини - проект: История столовых приборов.
Одна из учениц выходит и делает сообщение на данную тему. (Презентация).
См. приложение №4
Зубцы вилок всегда изогнуты: изгиб на вилках появился в первой половине XVII века. Изгиб этот не случаен. Вилку полагается при пользовании держать вогнутой стороной вниз. В таком положении удобнее подносить кусок пищи ко рту. Когда вилкой придерживают разрезаемый на тарелке кусок, то изгиб придает наклонной вилке большую устойчивость, и она не скользит. Когда же при помощи вилки берут, например, картофельное пюре, то вилку переворачивают и изгиб зубцов, облегчает пользование ею.
Как класть вилку и ложку на стол, зубцами вверх или вниз?
Как класть нож, куда острием?
V. Повторяем правила сервировки стола.
-
Сервировка стола означает подготовку стола к завтраку, обеду, ужину или чаю, то есть правильное размещение в определенном порядке всех необходимых для этой цели предметов сервировки (посуды, столового белья, приборов и др.).
-
Сервировка - стола должна отвечать следующим требованиям:
-
Соответствовать виду застолья - завтрак, обед, ужин;
-
Соответствовать меню подаваемых закусок, блюд и напитков;
-
Быть эстетичной - сочетаться с формой стола, цветом скатерти и салфеток (с формой их свертывания);
-
Отражать отличительные особенности при подаче блюд национальной кухни.
Все предметы сервировки располагаются в соответствии с принятыми правилами.
Общие правила сервировки Сервировку стола проводят последовательно:
-
накрытие стола скатертями;
-
сервировка тарелками;
-
сервировка стеклянной посудой;
-
раскладывание салфеток;
-
расстановка приборов для специй, ваз с цветами.
Такая последовательность позволит быстро и правильно расставить все предметы и предохранит посуду от боя.
Представление о красиво накрытом столе, как правило, начинается со свежей скатерти, ровно и аккуратно расстеленной на столе. Иногда украшение стола на этом и кончается. Очень жаль, потому что с помощью нескольких простых приемов и, проявив немного фантазии, всего лишь посредством одной скатерти вы в состоянии совершенно преобразить сервировку стола.
- Размер скатерти должен соответствовать размеру стола.
- Скатерть должна подходить к посуде.
- Скатерть должна отвечать поводу праздника.
- Скатерть должна хорошо вписываться в интерьер комнаты. - И наконец, скатерть должна гармонировать с вами
Сервировка тарелками, столовыми приборами и сервировка стеклянной посудой
Чтобы сервировка стола стала для вас рутинной, прежде чем накрыть на стол, вы должны четко представлять себе смену блюд и напитков в вашем меню.
После этого вы раскладываете приборы в обратном вашему меню порядке, то есть сначала кладете приборы около тарелки для последнего блюда и, в конце - по внешнему краю - приборы для первого блюда. Второй совет по поводу того, чтобы каждый прибор занимал точно свое место:
Воспользуйтесь правилом "большого пальца"! Тарелки и столовые приборы должны находиться на расстоянии большого пальца от края стола.
Постарайтесь избежать того, чтобы приборы "исчезали" под краем тарелки. Все, что понадобится гостю, он должен иметь на виду, а не искать где-либо
VII. Практическая работа. Защита своего проекта.
Каждая бригада должна приготовить сервировку стола по выбранной тематике. Готовят защиту своего стола и меню.
XI Итог урока
Позже, когда мы уже сидели за столом, директор рассказал байку, которая предназначалась не столько для меня, сколько для барышень. Вот она.
У некоей девицы было три поклонника. Она никак не могла выбрать среди них одного. Решила посоветоваться с отцом. "Пригласи их на обед, всех троих", - сказал тот. И вот они явились, все трое - красивые, благовоспитанные, хорошо одетые молодые люди. Когда обед был окончен, один из них сложил свою салфетку так аккуратно, что не было даже видно, что ею пользовались. Второй, небрежно скомкав, бросил салфетку на столе. Третий, сложив ее, спокойно положил слева от своей тарелки. Когда гости попрощались и ушли, отец объявил свое мнение. Первый не годится в мужья, он замучает тебя своей аккуратностью и экономностью. Второй тоже не годится - разгильдяй, будешь за ним всю жизнь убирать... Выбери третьего - он держит себя спокойно и уверенно и знает, как себя вести в любой ситуации. Вот так, дорогие мои, салфетка, как и цыганка, скажет всю правду. Попробуйте проверить, насколько тест швейцарского папаши оказался правильным. Он может быть и милой шуткой за столом, который вы делите с вашими друзьями.
И последнее: салфетка - бумажная она или полотняная - предмет одноразового пользования: первая идет в мусорное ведро, а вторая - в стирку.
Приложение №1
Вводное слово учителя: (Презентация «Столик, накройся!»)
- «Столик, накройся!» - и в одно мгновение накрыт был столик чистой скатертью. И были на нем тарелка, рядом нож и вилка, и светился большой стакан с красным вином, а мисок с жареным и пареным было так много, что сердце радовалось».
Так говорится в сказке братьев Гримм. Скатерть, тарелка, нож, вилка, миски с едой и стакан вина - так выглядел красиво накрытый стол в 1819 году, когда была опубликована эта сказка. Но к этому времени ритуал застолья уже имел долгую историю и пережил много интересных периодов.
Столик, накройся! - это тема сегодняшнего урока!
В древнем мире.
История культуры застолий, культуры еды, питья и поведения за столом уходит вглубь тысячелетий. В седую старину наши предки сидели у огня, разделывали добычу примитивными орудиями и ели руками. Никаких упоминаний ни о самом столе, ни о правилах поведения.
Первые достоверные сведения о культуре застолий исследователи получили, раскрыв тайны древнеегипетских иероглифов. Многое рассказали росписи на вазах и стенах храмов. На праздничных застольях фараонов подавали множество блюд из различных сортов мяса и фрукты. Музыканты развлекали пирующих гостей. В ходу были прекрасная посуда и бокалы, сохранившиеся до сих пор.
Совершенно особая культура застолий была у древних греков. Они прославились ею не меньше, чем своими философами и государственными мужами. Дома в Древней Греции были очень скромно обставлены, но одним из важнейших предметов меблировки являлось трапезное ложе, возлежа на котором, греки вкушали пищу. Основное время трапез наступало вечером, завтрак и обед были скудными. Кушанья сервировали на маленьких столиках перед ложами. Миски и чаши для напитков были из глины или стекла. Ложки были редкостью, поэтому суп ели, макая в него кусок хлеба, а остальную пищу брали руками.
Как и греки, римляне вкушали пищу на трапезном ложе. Только простолюдины ели сидя. Гости объединялись в группы по девять человек. Во время еды гостям подавали в специальных сосудах воду для мытья рук, поскольку ели римляне руками. В аристократических домах держали специального слугу, который резал жаркое и подавал его гостям. У богачей имелись кубки, блюда и тарелки из позолоченного серебра, а также прекрасные стеклянные бокалы. Простолюдины пользовались только глиняной посудой
В средние века В VIII веке при многих королевских дворах еще не было ни скатертей, ни тарелок. Кушанья накладывали в углубления на дубовом столе. Часто ели и пили без меры, так что застолья нередко заканчивались общей свалкой
Карл Великий, живший с 744 по 814 год, возродил традиции греков и римлян и превратил застолье в пышный ритуал. Во время еды он слушал музыку или ему читали вслух. За столом ему прислуживали стольник и кравчий. Свои праздники Карл Великий устраивал с большим размахом. Зал украшали коврами, еду подавали на золотых блюдах. Мясо за столом ели с помощью маленьких ножей, поскольку ложек было мало.
С XI века к трапезам начали допускать и женщин; поведение гостей во время застолий сразу же стало более цивилизованным. За столом сидели парами и пользовались одним кубком и блюдом на двоих. Стол украшала скатерть, о которую, однако, можно было вытирать руки. Тому, как вести себя за столом, учили особые правила: рекомендовалось не вытирать жирные пальцы о праздничную одежду, есть, и пить не спеша. Кульминацией праздничного застолья был жареный павлин, лебедь или фазан, которого вносили, украсив его собственным же оперением.
Поэзия миннезингеров и другие литературные произведения дают нам прекрасную картину жизни в XII-XIII веках. Культура застолий играла все большую роль. Рыцарь должен был знать очень многое, чтобы достойно вести себя за столом. Правилами хорошего тона запрещалось разговаривать с полным ртом и выхватывать у соседа из-под носа лучший кусок. Дамы должны были хорошо поесть заранее, дабы на пиру с чистой душой и без внутренних терзаний предлагать рыцарям лучшие куски мяса. Строго соблюдался порядок рассаживания гостей: в торце широкого стола сидел хозяин дома, за особыми столами - его семья и почетные гости. Остальные гости сидели на простых скамьях вдоль стен.
В XIV-XV веках начинается расцвет бюргерства. Новая знать тоже стремилась к более роскошной жизни. В домах богатых торговцев появились ножи, ложки, солонки, сосуды для напитков. Все больше входили в употребление тарелки из олова и дерева. Но на торжества по-прежнему каждый гость приносил с собой ножи и ложки, поскольку у хозяина чаще всего их было немного и хватало только для себя самого и своих близких. Правила поведения за столом становились все более утонченными. Вот что говорится в руководстве к поведению за столом от 1492 года: «Не чешись за столом. Ибо это насмешка двору. Не хватайся за живот и за голову. Иначе могут подумать, что ты вшивый и пьяный. Да будет брюхо твое здорово во все времена, и зад твой в порядке, а чтобы он не каркал до времени, беги подальше от людей». Во время больших праздников стены украшали цветами.
В новое и новейшее время. В XVI веке в Европе стало обычным делом пользоваться ножами и ложками. Культура застолий обогащалась. Появились специальные блюда для жаркого, супницы и тарелки из олова и серебра, редко из фарфора, который привозили из Китая. Знать и богатые горожане устраивали роскошные праздники, похожие на те, что были в позднем Риме. В моду вошли несъедобные муляжи кушаний; стол украшали копии крепостей, городов и ландшафтов. Люди, достигшие высокого уровня благосостояния, обязаны были владеть искусством резать жаркое.
Гостям теперь уже не приходилось приносить приборы с собой, поскольку в каждом доме их было достаточно. Цветы в особых сосудах украшали стол, по стенам крепили гирлянды из цветов и ветвей. В 1695 году во Франции изобрели керамический фарфор, который, однако, не получил распространения, поскольку был мягким (без каолина) и хрупким. В Богемии развивались стекольные мануфактуры, производившие особо прочное стекло, близкое к хрусталю. В конце XVII века англичане открыли, что стекло обретает особый блеск, если в него добавить свинец.
В Европе XVIII век принес решающее изобретение: «новое» открытие фарфора. Начиная с XIII века «белое золото» в больших количествах импортировали из Китая. Фарфор был объектом престижа для княжеских дворов
. На мануфактурах, начиная с 30-х годов XVIII века стали производить большие фарфоровые сервизы, выполненные в едином стиле. Впервые появилась возможность накрыть стол одинаковой посудой. Были унифицированы и столовые приборы, их промышленное производство началось в Англии в 1781 году.
С распространением чая, кофе и шоколада появилась и специальная посуда для них. С 1730 года получают распространение чашки различной формы. Их развитие шло на основе китайской чаши «вершинки». Уже в качестве европейского декоративного элемента к ним добавили ручки, а также блюдца. Благодаря появлению новых напитков, завтрак приблизился к своей современной форме. Наряду с появившимися в то время «кофейными кружками», которые собирались в послеобеденное время, в обществе укоренялись и новые обычаи.
На этой основе в XIX и в начале XX века все более совершенствовалась культура застолий. Сам званый обед стал короче, в моду вошли застольные речи (тосты). Сервиз состоял теперь из множества предметов, предназначенных для отдельных блюд; для столовых приборов были открыты новые металлы и сплавы (никель, нейзильбер, или мельхиор, и другие). Особое значение имели искусно сложенные салфетки, которые дополняли сервировку стола.
Нынешнее столетие отличается рационализацией времени и труда. Последствия этого сказались и на культуре еды. После второй мировой войны повсюду возникали оборудованные для «быстрой еды» рестораны самообслуживания. Стол-буфет с холодными закусками пришел на смену круглому столу, вечеринки с коктейлями - «кофейным кружкам». Однако в последние годы вновь больше внимания стали обращать на то, чтобы красиво накрыть стол и хорошо составить меню. «Быстрая еда» или культура застолий - сегодня приходится выбирать. Не каждый день можно празднично сервировать стол, и, тем не менее, даже малыми средствами, но, соблюдая некоторые правила при выборе посуды, украшений из цветов и других декоративных атрибутов, можно создать особую атмосферу.
Приложение №2
Сообщение ученицы: История белой скатерти.
Сегодня все знают, что обязательным элементом изысканно накрытого стола является чистейшая скатерть - лучше всего белоснежная, но для неофициальных или камерных торжеств допустима и цветная. И, кажется, что так было всегда, ибо сложно представить многолюдный банкет, свадьбу или юбилей, на котором угощения расставляли бы прямо на не накрытой столешнице. Не та атмосфера будет - нет ощущения праздника, исключительности события.
Но думать так - заблуждение. Мода на скатерти приходила и уходила, многократно менялась и, наконец, диктовала новые правила. Однако всем известно, что вещи, имеющие истинную ценность, никогда не исчезают бесследно, они просто дожидаются своего часа, чтобы вернуться вновь еще более любимыми и желанными. Скатерть - именно такая вещь. Она волшебным образом помогает создать ощущение праздника. Поэтому скатерти вновь стали входить в моду, Все новое - это хорошо забытое старое.
Античность скатертей не знала. Да это и неудивительно, ибо тогда пирующие предпочитали не сидеть за столами, а возлежать за трапезой. Лишь на заре средневековья столы власть имущих обретают первые покровы - прототипы скатерти. Они были кожаные: удобно, практично, немарко. Однако то, что мы подразумеваем под скатертью сегодня, - ткань для накрывания на стол - появилось, видимо, именно в Киевской Руси. В пользу этой версии говорит тот факт, что слово «скатерть» древнерусского происхождения. Лингвисты полагают, что оно образовалось от слияния двух старославянских слов - «скать» и «терть» по типу «рукотерть» (так в старину называли полотенце). И предназначение у них было сходным - для вытирания рук.
Когда появилась традиция застилать столешницу чистой и нарядной тканью, сегодня никто точно сказать не может. Но и в знаменитом «Домострое», и в «Хождении за три моря» Афанасия Никитина есть упоминания о скатерти. Однако, пожалуй, впервые в древнерусских источниках это слово встречается в Смоленской грамоте 1150 года. Трапезничать на Руси любили и умели: блюда сменяли друг друга, следуя длинной чередой. Индивидуальных столовых приборов как таковых еще не было, мясо отрезали своим ножом, а все остальные угощения, кроме супа, ели, «браша перстами». Поэтому во время пира неоднократно возникала потребность вымыть или вытереть грязные руки, прежде чем тянуться за новым куском. Вот тут-то и приходила на помощь скатерть - об искусно вышитое полотнище из дорогой ткани принято было... вытирать жирные «персты и уста».
Понятное дело, что при такой эксплуатации скатертей требовалось много, меняли их часто. Поэтому в богатых домах среди слуг держали скатертника, обязанностью которого было застолье, забота о столовом белье.
В Западной Европе обеденный стол обрел тканую скатерть лет на сто позже, чем на Руси. Это нередко было полотнище длиной 24 метра и шириной 2 с половиной метра. Скатерть ткали из ниток двойного кручения, вся она покрывалась вышивкой и украшалась роскошной бахромой. На красоту и изысканность скатерти обращали огромное внимание - это был очень модный аксессуар, свидетельствующий о большом достатке хозяина. Ведь срок жизни у этой вещи был крайне недолог.
В руководстве по этикету, датированном XVI веком, рекомендовалось вытереть скатертью не только руки и губы, но также использованную ложку и бороду. Готовность заплатить огромные деньги фактически за одноразовую вещь производила такое впечатление на современников, что они считали необходимым упомянуть о таких богачах в летописях. В XVI-XVII веках во время пиров начали подавать чаши для ополаскивания рук, поэтому стало возможным более бережное обращение со скатертью. Однако утонченные застольные манеры приживались с трудом. Недаром в наставлении XVII века о правилах хорошего тона настоятельно рекомендовалось не облизывать пальцы, не плевать в свою тарелку, не бросать кости под стол и... не сморкаться в скатерть.
В России эти новые манеры начал внедрять Петр I. Но и ему не сразу удалось отучить соотечественников от укоренившейся привычки приводить в негодность дорогие скатерти после каждого застолья.
Уже с середины XVIII века скатерть окончательно меняет свое назначение. Теперь она - обязательный элемент изысканной сервировки. Как театр начинается с вешалки - так декор стола начинается со скатерти. Наших прапрабабушек учили строго следовать определенным правилам использования столового белья.
Самым распространенным и старинным украшением являлась вышивка, которая по технике исполнения делилась на гладь, вышивку крестом, стебельчатым швом и позднее появившимся «рококо. Многоцветный растительный узор вышивали шелковыми нитями, и на скатерти распускались нежные маленькие букетики ландышей, фиалок, ромашек , среди которых «летали» вышитые райские птички. Помимо вышивки, традиционно русским украшением столового белья считалось плетеное на коклюшках тончайшее кружево и мережка. Тонкая филигранная работа, сложный ажур, непревзойденная по изяществу исполнения ручная работа придавала скатерти вид настоящего произведения искусства. В XVII веке в Европе появилась техника вышивки «ришелье».
Конечно же, подобные произведения декоративно-прикладного искусства очень ценили и берегли. Больше никому не приходило в голову вытирать о них руки или ложки. Иногда особо изысканные и ценные скатерти передавали из поколения в поколение - обычно отдавая в приданое дочери.
XX век для скатерти в нашей стране стал очень противоречивым периодом, превращая ее то в фаворитку моды, то в золушку быта. Революционные годы заклеймили скатерти как символ буржуазности и аристократизма, изгнав их из пролетарского быта. А сейчас скатерти вновь в моде - они позволяют хозяйкам демонстрировать свой вкус, оригинальность, изысканность манер, достаток
Приложение №3
Сообщение ученицы: История Салфетки
Салфетки в сегодняшней повседневной жизни используются много и часто. Они считались обязательным модным атрибутом хорошо сервированного стола. Все знали, что это не только красиво, но и функционально - салфетки употребляли для вытирания рук и губ в процессе трапезы. И казалось, что так было испокон веков. Но это заблуждение. Человечество за свою долгую историю несколько раз изобретало и забывало салфетки.
В Древней Греции более 3 000 лет назад салфетками служили листы фигового дерева, которыми рабы вытирали губы господ. Затем у древних римлян появились салфетки из асбеста, которые не стирали, а для очистки кидали в огонь. Но позднее, после падения Западной Римской империи, они были забыты варварами за ненадобностью и исчезли из обихода более чем на тысячу лет.
Вновь в европейской истории столовые салфетки появились не так уж давно - около 400 лет назад. «Салфетка» - слово заимствованное. Оно пришло из немецкого языка, а туда, в свою очередь, из итальянского («салфетта»).
Впервые они упоминаются в середине XVI века. А до этого роль салфетки выполнял ломоть хлеба или, на худой конец, рукав одежды. Однако для очередного «завоевания Европы» новинке понадобилось почти два века. Салфетки по-настоящему вошли в обиход наряду со скатертью и достойное место в сервировке стола заняли только в XVIII веке. Впервые это случилось во Франции, в королевском дворце и домах аристократии.
Правда, назначение салфеток тогда сильно отличалось от сегодняшнего. Руки о них никто не вытирал, поскольку для этого именитые гости привычно использовали край скатерти. А салфетки чаще всего выполняли декоративную роль - они были очень большими и художественно оформленными. Их изготавливали из дорогих тканей, богато вышивали, обычно изображая на них, кроме всяких цветов и узоров, и свой дворянский герб. Такая салфетка красноречиво свидетельствовала о родовитости, богатстве и изысканности вкуса хозяев дома. В России салфетки были редкостью еще при Петре I, и только с середины XVIII веке они начали распространяться. Вначале они предназначались только для избранных почетных гостей. И лишь с конца XVIII века салфетки стали использовать в привычной нам роли - чтобы «отирать персты и уста».
Вот тогда-то и были выработаны многочисленные способы их складывания: вчетверо, треугольником, трубочкой, розочкой, корабликом и т.д. Салфетка, наряду со скатертью и столовым серебром, стала украшением хорошо сервированного стола.
Но это все - история «прабабушки» современной столовой салфетки - «аристократки» из дорогих тканей.
А история знакомой нам «демократической» бумажной одноразовой гигиенической салфетки начинается в 1924 году. Именно тогда компания «Кимберли-Кларк» начала производство пористого хлопка, который был впервые использован в повязках и фильтрах в противогазах американских солдат во время Первой мировой войны. По окончании войны компания была вынуждена искать мирное применение своему материалу, поскольку склады были буквально забиты пористым хлопком. Было предложено производить из него гигиенические салфетки, которые могли бы использовать актеры для очищения лица от грима. Вскоре подобные изделия получили повсеместное распространение.
Так, женщины снимали ими пудру и губную помаду, в то время как их мужья просто использовали эти салфетки в качестве одноразовых носовых платков. Для внедрения идеи бумажных носовых платков в массы в США в 1940-х годах шла активная реклама, призывавшая «не носить бактерии в кармане», а выбрасывать их вместе с одноразовыми бумажными салфетками.
Однако по-настоящему новый рубеж эти изделия преодолели в 50-60-е годы, когда их удобство оценили владельцы предприятий общественного питания.
Кроме всем привычных столовых салфеток, подаваемых к любой трапезе дома или в ресторане, существует множество других их разновидностей: ароматизированные, антисептические, косметические, декоративные, автомобильные, микроволоконные, сухие, с пропиткой... Очень стильным и современным считается удалять пыль и грязь в офисах, торговых залах и квартирах не привычными тряпками и губками, а «суперсалфеткой из экологически чистой ткани, не нуждающейся в каких-либо моющих средствах или химических веществах». Тряпкой, конечно, удобнее, да и чище получается, но совсем не модно...
Последним писком моды стало изобретение в США съедобных салфеток. После еды их нужно не выбрасывать, а... тоже съедать. На десерт. Ведь сделаны они из очень густого фруктового или овощного пюре, которое спрессовано до толщины бумажного листа. По сравнению с традиционными упаковочными материалами новая технология не наносит вреда окружающей среде и лучше сохраняет свойства пищевых продуктов.
Приложение №4
Сообщение ученицы: История столовых приборов.
Нож
Среди древнейших орудий важное место занимали кремневые ножи, служившие одновременно и оружием, и для нарезания пищи. Сотни тысяч лет потребовались, чтобы примитивные кремневые ножи приобрели ручку, затем превратились в бронзовые, железные, стальные и из грозного орудия охоты и войны преобразовались в мирный столовый нож.
Конец столового ножа (в отличие от кухонного, перочинного, охотничьего и других) овальный и тупой. Говорят, что эта традиционная форма родилась еще в средние века и связана с жестокими обычаями тех времен. Держать на столе кинжалообразные ножи было небезопасно, они могли стать в любую минуту боевым оружием. Стоило разогреться страстям за обедом или ужином, и мирная беседа могла перейти в спор, а в этом случае лучше держать острые ножи подальше. Не зря почтенные рыцари, входя в пиршественную залу, оставляли мечи при входе. Возможно, по этой причине концам обеденных ножей придали овальную форму и стали использовать их взамен заостренных ножей, которые могли служить их владельцам и на охоте, и в бою, и за столом.
Кто знает, так ли было дело, но весьма вероятно, что именно эти соображения определили своеобразную форму современных столовых ножей.
Ложка
Без ложки обойтись труднее, чем без вилки, поэтому и знают ее уже давно почти все народы. Для изготовления ложек употребляли разные материалы: дерево, кость, металл и даже керамику. Снабжали их резьбой и росписью. Когда появились ложки, сказать трудно, но, во всяком случае, две тысячи лет тому назад они были уже известны. Так, Лаврентьевская летопись, датируемая 987-996 годами, рассказывает, что на Руси знатные люди - князья и бояре - садились за стол с серебряными ложками. Однажды русский князь Владимир, желая отблагодарить свою боевую дружину за честную службу, приказал выковать каждому воину по серебряной ложке. Он сказал: «Верную дружину за деньги не купишь, а с верной дружиной добудешь и золото и серебро».
Черпачки у старинных деревянных ложек были и полусферические и более плоские. Вторая, более плоская, форма сохранилась и у металлических ложек, полусферическими их никогда не делали. Причина этого не в материалах, а в том, что изменилась форма столовой посуды: на смену ставцам, мискам и другой посуде с полусферическим дном пришла плоскодонная тарелка. Черпать же остатки жидкого блюда из такой посуды ложкой с черпачком сферической формы было бы неудобно.
Выработались и особые приемы пользования ложкой. Зачерпывая суп, ложкой делают движения от себя и наполненную ложку несут обратно над тарелкой. При этом падающие капли жидкости попадают не на скатерть или костюм, а в тарелку.
Простые русские люди с незапамятных времен ели щи и кашу деревянными ложками. Их вырезали из липы. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи Глаз не отвести от ярких хохломских ложек!
Вилка. «Модная штучка»
Этот столовый прибор имеет интересную историю. Что и говорить, предмет полезный, но долгое время не признаваемый человечеством. Возможно, предшественником вилки был рыболовный трезубец, ставший регалией Посейдона, а может быть, обыкновенные крестьянские вилы. Однако к трапезе ни то, ни другое не имело никакого отношения, поэтому на роль «прапрадедушки» столового прибора не годится.
Впервые что-то похожее на современный столовый прибор появилось в Азии в X веке. У этой вилки было пять, а иногда и более зубчиков. Через сто лет изобретение попало и в Европу.
Историки утверждают, что первые свидетельства появления прародительницы вилки в Европе относятся ко второму десятилетию XI века. Это «диво дивное» - двузубое серебряное изделие - увидела за столом венецианского дожа Доменико Сильвио приехавшая погостить к нему византийская принцесса. Вид вилки ее поразил: тогда в Византии, да и в лучших домах раннефеодальных монархий Европы, единственным столовым прибором индивидуального пользования для твердой пищи была... собственная пятерня.
Увиденное принцессе очень понравилось. Для нее была изготовлена подобная «игрушка» в виде золотого шильца на ручке из слоновой кости. Позже из Византии вилка перекочевала в некоторые города Франции и Италии.
Так, через 300 лет после упомянутого обеда у Доменико Сильвио, в начале XIV века, у французской королевы Жанны де Еврее наряду с 64 ложками была 1 вилка. Ее хранили в особом футляре и с гордостью демонстрировали гостям. Куда богаче был король Карл V (конец XIV века): среди его инвентаря значилось несколько серебряных вилок. Правда, практического применения они почти не находили.
Понятие индивидуального прибора появляется только к концу XV века. В это время при сервировке стола перед каждым стали ставить тарелку, класть нож и ложку (последнюю раньше тоже могли принести с собой), но все, кроме супа, по-прежнему ели руками. В богатых домах разносили чаши для ополаскивания пальцев, иногда после каждой перемены блюд. Правила хорошего тона вплоть до конца XVI века настоятельно рекомендуют всем, кто считает себя культурным человеком: мясо брать не всей рукой, а только тремя пальцами и подносить ко рту одной рукой; не погружать руки глубоко в блюдо.
Высшим изыском считалось надевать к обеду перчатки: руки оставались чистыми, можно было не обжигаться горячими кусками.
Не удивительно, что при таких условиях застолья вилка еще долго оставалась предметом роскоши. Использование ее по прямому назначению считалось прихотью богатых извращенных людей. Общественное мнение, писатели и поэты дружно бичевали тлетворное нововведение. Духовенство усматривало в нем воплощение нечистых каверз дьявола. В монастырях использование вилки строго-настрого запрещалось вплоть до XVIII века.
Отношение к этому столовому прибору меняется только в конце XVI века, «индульгенцию» он получил только потому, что воротники «мельничный жернов», вошедшие в моду, не позволяли донести жирный кусок до рта, не обляпав дорогого аксессуара. Тогда-то озабоченные проблемой уберечь дорогой воротник от пятен жира и соуса, благородные испанские гранды отказались от многовековой привычки есть руками с общего блюда, и им пришлось «удлинить руки» за счет вилки, которую раньше почитали бесполезной. Так что благодаря большим кружевным воротникам этот столовый прибор непросто получил пропуск за стол - он стал очень модным! Так одна мода породила другую.
Поскольку воротники были весьма внушительных размеров, вилки той эпохи имели очень длинные черенки. Есть такими вилками было сложно и неудобно, да и навыки соответствующие еще не выработались. Так что действовать приходилось осторожно и неторопливо - от этого трапезы приобретали оттенок торжественности. Позже пышные воротники вышли из моды, а вилки остались. Однако общепринятыми они стали лишь к середине XVIII века, что чрезвычайно способствовало повышению культуры застолья.
В России, во времена правления царя Алексея Михайловича «зубастый» столовый прибор подавали лишь иноземцам - православные русские люди «заморскую невидаль» игнорировали. Один из путешественников, побывавший при дворе Алексея Михайловича, записал: «За обедом для каждого гостя клали на стол ложку и хлеб, а тарель, нож и вилку - только для почетных гостей».
Петр I, прорубивший «окно в Европу» и изменивший традиционный быт русской аристократии, среди прочих западных нововведений «прописал» в застолье вилку - чтоб у нас было не хуже, чем в культурной Голландии!
После XVIII века этот столовый прибор уже не выходил из европейского обихода.
Сейчас существуют вилки разного типа. Самые маленькие, с двумя зубцами, - для лимона, с тремя - для сладких блюд, с четырьмя - обеденные и для закусок. Есть еще и специальные рыбные вилки с углублениями для отделения костей от мякоти, вилки-лопатки. Сегодня вилка - неизменный атрибут любой трапезы. А ведь когда-то она была такой модной штучкой...