7


  • Учителю
  • Конспект урока по технологиям на тему «Виды юбок. Снятие мерок для построения чертежа юбки» (6 класс)

Конспект урока по технологиям на тему «Виды юбок. Снятие мерок для построения чертежа юбки» (6 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Конспект урока технологии - 6 класс.

Тема урока «Виды юбок. Снятие мерок для построения чертежа юбки»

Цель: научить правильному измерению фигуры человека, показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом.



Задачи: ознакомить, с разновидностью юбок.

Образовательные:

  • Ознакомить учащихся с историей возникновения юбок ,их видами,с мерками необходимыми для построения чертежа юбки;

  • Научить правильному измерению фигуры человека;

Развивающие:

  • Продолжить формирование умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;

  • Формирование логического мышления, умения анализировать, делать выводы;

  • Развитие навыков работы в группах.

Воспитательные:

  • Воспитание трудолюбия, аккуратности в выполнении практических приёмов на уроке;

  • Воспитание чувства ответственности при выполнении коллективной работы.

  • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, юбки- 2 шт., манекен, рабочие тетради, сантиметровые ленты, узкая тесьма для опоясывания талии - по 1 шт. на каждых трёх учениц, индивидуальные инструкционные технологические карты, карточки-рисунки для итоговой проверки знаний, запись на доске: пословицы "Люби дело - мастером будешь"; "Недаром говорится, что дело мастера боится".

Тип урока: комбинированный

Методы проведения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Форма проведения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Инструменты: сантиметровая лента, тесьма для опоясывания, тетрадь, ручка.

Приёмы деятельности учителя: эвристическая беседа; проведение инструктажа и демонстрация приемов работы; организация работы учащихся по технологическим инструкционным картам.

Деятельность учащихся: ответы на вопросы, восприятие информации закрепление знаний путем применения в упражнениях, ведение записи в рабочей тетради, самоанализ результатов.

Виды и формы контроля знаний: выполнение тестовых заданий, взаимоконтроль, самоконтроль, индивидуальная практическая работа.

Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: основные условные линии на фигуре человека (технология); антропометрические точки (биология); вычислительные навыки (математика).

Планируемые результаты: приобретение знаний о приёмах снятия мерок для построения чертежа юбки; закрепление умений работать в группах, с типовыми технологическими инструкционными картами.

Подготовительная работа. Дается задание 5 группам учениц подготовить проекты по темам: «Разновидности юбок», «История юбки», «Виды юбок», провести исследования «Какой должна быть юбка», «Нужна ли юбка в гардеробе девушки?» «Мнение противоположного пола»

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.

  2. Отметка явки.

  3. Проверка готовности к уроку.

  4. Проверка организации рабочих мест.

  5. Сообщение темы и целей урока.

II.Актуализация знаний

Покопаемся в памяти

1) Что такое одежда?

2) Какие виды одежды вы знаете?

3) Для чего необходима одежда человеку?

4)Как добиться того, чтобы одежда была удобна и красива?

III.Изучение нового материала.

1.1Одежда - это совокупность предметов, которые облекают тело человека. Одежда защищает человека от неблагоприятных условий климата или погодных явлений. Конечно, прежде всего, человек придумал одежду из чувства стыдливости, но и также из желания украсить себя.

Одежда должна быть удобной в носке и красивой, чтобы человек чувствовал себя естественно, уверенно и комфортно. Все это необходимо учитывать при проектировании новых видов одежды.

Проектирование - это создание нового образца изделия, включающее исследование рынка, экономические расчеты и обоснования, подготовка эскиза модели, а также построение чертежей изделия и его деталей. При проектировании одежды необходимо учитывать размеры, особенности телосложения, возраст и внешние данные человека, а также основные направления моды в данный период.

Ассортимент (набор) женской одежды включает белье, легкую и верхнюю одежду.

Белье - это все то, что надевают прямо на тело (ночные сорочки, майки, трусы).

Легкое платье - это изделия, которые надевают поверх белья (блузки, юбки, платья, брюки, свитера).

Верхняя одежда - это все то, что надевают поверх легкого платья (пальто, плащи, куртки, шубы).

По способу эксплуатации все виды одежды разделяют на поясные и плечевые. Сами названия говорят, что плечевые - это изделия, которые держатся на плечах, а поясные - на талии, там, где должен быть поясок. Самый распространенный предмет поясной женской одежды юбка.

Юбку носят в комплекте с блузкой, жилетом, жакетом, она может служить частью платья, пальто. Форма юбки много раз менялась в течение веков.

В средневековье необъятной ширины юбки из парчовой ткани, украшенные драгоценностями, были очень дорогими и в то же время тяжелыми. Чтобы женщины могли их носить, придумали для юбки специальный каркас из обручей. Обруч по-испански «вердуго» (verdugo), поэтому такие юбки назывались «вердугадо».

Во Франции дамы также носили подобные юбки, а назывались они «вертюгарданами» (vertugardan). Кроме применения в конструкции юбки стальных обручей, эффект необъятности бедер достигался специальной набедренной подушкой.

В ХVII веке, когда законодателями моды стали французы, они отказались от тяжелых испанских нарядов. Одежда стала более удобной и динамичной, а эффект широких бедер создавался тем, что надевалось сразу несколько (до дюжины) юбок, которые украшались многочисленными вышивками, кружевами, воланами.

Причудливая мода делала юбки то шире, то `уже, со шлейфом и без него, на каркасе из китового уса или проволоки, со складными каркасами, чтобы модница могла проходить в узкие двери или садиться в карету.

К середине прошлого века металлический каркас был заменен на кринолин: льняной чехол, проплетенный конским волосом (crin - конский волос, line - лен), который был вскоре с успехом заменен на проволочный каркас. Проволочные кринолины выпускались в очень больших количествах, а юбка на кринолине стала уже юбкой для всех, такие юбки носили и простолюдинки.

К концу XIX века женская одежда упрощена, кринолины уже история. В это время в повседневном костюме женщины все больше места занимает ансамбль - блузка и юбка. Юбка становится и самостоятельным поясным изделием.

Общим для всех видов юбок вплоть до начала ХХ века было то, что они полностью закрывали ноги женщины. Господствовавшие нравы не допускали коротких юбок.

Демократизация жизни современного общества раскрепостила моду, сделала ее свободной, удобной, практичной, отвечающей условиям жизни.

И так, юбка - это поясное изделие. Юбки могут иметь цельнокройный или притачной пояс. По конструкции различают три основных покроя юбок: коническая, клиньевая и прямая (Приложение №1, Презентация: Юбки и их разновидности).

Конические юбки самые простые по конструкции, так что их чертёж можно строить прямо на ткани, без выкройки (лекала). Коническая юбка, как правило, не имеет вытачек и обычно состоит из одной или двух деталей.

Клиньевые юбки, по сравнению с коническими более сложные по конструкции. Они состоят из нескольких одинаковых клиньев расширяющихся к низу. Число клиньев может быть любое (не менее 3-х), но лучше чётным. В этом случае застёжка юбки располагается в боковом шве. При не чётном количестве (не меньше трёх клиньев), шов с застёжкой находится сзади, посередине спинки. Такая юбка плотно облегает фигуру от талии до бёдер. Ниже линии бёдер образуется равномерные фалды, так как долевая нить в таких юбках чаще всего располагается вдоль оси клина (по середине клина).

Прямая юбка - это классическая форма юбки, которая может иметь 1, 2, 3 продольных шва; 6, 8, 10 вытачек по талии. Застежка, в юбке, прячется в боковом левом шве, однако по модели может быть в заднем или переднем среднем шве. Юбки могут иметь цельнокроеный или притачной пояс. Прямые юбки могут иметь разрезы, различные складки или сборки, кокетки, карманы и т.д.

  1. Работа творческих групп

1 группа «Разновидности юбок». Более подробно останавливаемся на характеристике юбок, используя для этого презентацию (как наглядный материал). Приглашаю группу учащихся, подготовивших проект «Разновидности юбок».

Исследование №1 «Нужна ли юбка в гардеробе девушки?» Приглашаю девочек, проводивших исследование.

1. Нравятся ли вам юбки?

2. Есть ли у вас в гардеробе юбка?

3. Почему вам (не)нравится юбка?

1.2История юбки или как появилась юбка?

Одежда не имеет своей собственной жизни и истории. Она живет вместе с человеком, изменяется вместе с ним, его обычаями, понятиями о красоте и стандартах фигуры человека. Юбка появилась в обиходе человека много тысячелетий назад, её прародительницей была набедренная повязка. Юбка прошла свой исторический путь вместе с человеком, являясь самостоятельной частью костюма или частью платья, исчезая на время и снова возвращаясь. Несколько тысячелетий люди даже не думали разделять одежду на женскую и мужскую. Нашим предкам набедренная повязка, фартук, подобие юбки служили прикрытием независимо от их пола, возраста и социального положения. Однако, со временем представления об одежде менялись.

В древних цивилизациях юбка была частью мужской одежды, причем, у представителей знати она было более длинной, чем у простых юношей. То есть, с помощью юбки мужчины старались подчеркнуть свою значимость и социальный статус. Женщины же носили еще более длинные юбки. А в Древней Греции и Древнем Риме женщины вообще обходились без юбок - основу их гардероба составляли туники и плащи. (слайд №1) Древние гречанки и римлянки обходились без юбок, их одежда состояла в основном из хитона или туники и плаща. (слайд №2)

XVI век - в моде модели юбок, необъятной ширины, которая достигалась за счет фасонов в несколько ярусов, или же набивалась конским волосом. Большим недостатком этих юбок было то, что они были невероятно тяжелыми, женщинам было очень тяжело их носить, поэтому вполне закономерным стало изобретение каркаса из обручей. Прежде чем надеть такую юбку, ее ставили на пол, потом просто «входили» в нее и пристегивали ее к корсету. (Слайд3)

Первая половина XIX века - одна из нижних юбок делается из волоса, чтобы остальные юбки держались на ней колоколом. Уже точно определено количество нижних юбок - к элегантному платью полагается 6 штук. Юбки были белые, цветные считались неэлегантными и даже аморальными.(слайд №4)

К 1870 году дамы обзавелись турнюром - валиком, который подкладывали под юбку ниже талии со стороны спины. Юбка с турнюром - сзади от пояса отстающая юбка, снизу посаженная на каркас из проволочных обручей, китового уса и др. Сверху пышно декорирована воланами или лентами(слайд №5)

Интересна история появления современной мини-юбки. В 1964 г. молодая англичанка Линда Квайзин делала дома генеральную уборку. Чтобы удобнее было мыть полы, она облачилась в старую, обрезанную ножницами выше колена, юбку. Именно в это время к ней зашла её лучшая подруга - Мери Куант, начинающий лондонский модельер. Мери была поражена, как сногсшибательно выглядит её хорошенькая подружка с точёными ножками в этой нестандартной обстановке. Мини-юбка завоевала бешеную популярность в Англии. Весь мир носил мини целых восемь лет! Ещё никогда мода не была так постоянна!

Меняются времена, формы, детали, но присутствие юбки в гардеробе современной женщины остается неизменным.

По своей конструкции юбки делятся на 3 основных вида. Конические, клиньевые, прямые.(Слайд 6)

Исследование №2

«Какая должна быть юбка?».

1.Какие фасоны юбок вы знаете? (клеш, прямая, клиньевая)

2. Какая длина должна быть у юбки? (длинная, короткая, офисная - по колено) Почему?

3. В каком возрасте обычно носят юбки? В какое время года?

Какие выводы можно сделать? Юбка может быть разной - модной, классической, длинной, короткой, расклешенной, узкой, широкой, из различной ткани, теплой, легкой и т.д. Самое главное - юбка должна быть, красивой, удобной, хорошо сидеть на фигуре, не стеснять движений.

Основная проблема урока. Чтобы одежда была удобна и красива, надо шить её по определённому размеру.

Решение проблемы:

Для снятия мерок и измерения деталей при раскрое ткани служит сантиметровая лента. Изготавливается лента из полотна или клеёнки, длина её 150 см, ширина - 2 см. на концах ленты - металлические заклёпки, предохраняющие её от износа. Чтобы избежать неточности при измерении, нужно пользоваться одной и той же сантиметровой лентой.

Снятие мерок производится с фигуры в непринуждённом, естественном положении с опущенными руками. Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии.

Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре, представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды выходит девочка…

  • Линия воды находится на линии шеи.

  • Девочка остановилась, когда вода дошла до передних углов подмышечных впадин. По линии воды будет расположена линия груди.

  • Потом вода дошла до самого узкого места фигуры - это будет линия талии.

  • На 12-14 см ниже талии, в самом широком месте фигуры будет располагаться линия бёдер.

  • На уровне середины колена будет располагаться линия колен. Приложение 2

При подготовке к изготовлению выкроек измеряют фигуру по этим линиям. В левую руку надо взять конец сантиметровой ленты с начальным делением, а правой рукой обмерять фигуру. Записывают мерки в той последовательности, в которой они снимались.

Для того, чтобы юбка хорошо сидела на фигуре, соответствовала размеру и росту человека , что нужно сделать? Правильно, снять мерки

Вспомните: какие правила следует соблюдать при снятии мерок? А какие мерки нужны, чтобы сшить юбку?

Для того, чтобы построить чертеж выкройки, нужно правильно снять мерки. Для этого необходимо иметь сантиметровую ленту (сантиметр), карандаш, рабочую тетрадь и шнурок или тесьму для опоясывания фигуры по талии. При снятии мерок фигура должна быть в естественном состоянии (не сгибаться и не напрягаться) и без верхнего платья.

Текущий инструктаж

При снятии мерок нужно помнить следующее.

Правила снятия мерок (слайд 7)

  • Мерки снимают по правой стороне фигуры.

  • Талию предварительно опоясывают пояском.

  • При снятии мерок измеряемый должен стоять прямо без напряжения.

  • Мерки снимают сантиметровой лентой. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.

  • Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

  • Все величины записывают в сантиметрах.

Для построения чертежей деталей изделия необходимы не только размерные признаки фигуры, но и прибавки на свободное облегание одежды. Прибавки должны обеспечивать свободу движений человека, создавать воздушную прослойку, регулирующую необходимый теплообмен, отвечать декоративно-конструктивным требованиям в соответствии с эскизом модели.

Прибавки учитываются при построении чертежей деталей, и величина их зависит от степени облегания одежды, толщины ткани (чем свободнее конструкция, тем больше прибавка).

Прибавки обозначаются буквой П, строчные буквы обозначают участки, к которым даются прибавки.

IV.Практическая работа «Снятие мерок для конструирования юбки»

Снятие мерок

Снятие мерок с фигуры человека

Работа в парах. Для того, чтобы юбка хорошо сидела на фигуре, соответствовала росту и размеру необходимо правильно снять мерки. Понадобятся сантиметровая лента, шнурок или тесьма для опоясывания талии.

Для изготовления выкройки юбки снимают следующие мерки: Ст, Сб, Ди, Дтс.

Инструменты: сантиметровая лента, тесьма для опоясывания, тетрадь, ручка

Учащиеся снимают мерки группами по два человека: измеряемая, измеряющая, записывающая, поочерёдно меняя операции. (При выполнении используется игровой момент. Работа выполняется в виде игры «Ателье»- заказчик, закройщик, приёмщик заказа.)

Каждый учащийся в ходе работы заполняет инструкционную карту, которая используется для построения чертежа. Приложение 3</</p>

Целевой обход учителя

Учитель следит за правильностью снятия мерок, помогает исправить неточности, даёт дополнительные пояснения. Обратить внимание учащихся, что большинство из них имеют одинаковые размеры полуобхвата талии и бёдер, а мерки длины имеют существенные различия: чем выше ученица, тем больше длина изделия.

Формулирование решения проблемы урока. Закрепление и осознание. Систематизация знаний.

Теперь я предлагаю ответить на вопрос, который был задан в начале урока?

- Как добиться того, чтобы одежда была удобна и красива? (Надо шить её по определённому размеру, пользуясь индивидуальными мерками.)

- Прежде чем приступить к снятию мерок, что нужно предпринять? (Необходимо точно установить линию талии, для этого талию опоясывают тесьмой или пояском.)

- Как измерить окружность талии? (По линии талии.)

- Как измерить длину юбки? (От линии талии до желаемой длины.)

Работа в парах: Выполните задание по рисунку. Впишите в окружности буквенные обозначения мерок. Проведите взаимопроверку, исправьте возможные ошибки.

Целевые обходы рабочих мест.

Проверка правильности выполнения учащимися трудовых приемов.

10. Графический тест (слайды 8-9)

Возьмите листок бумаги в клетку. Поставьте точку в центре листа. От нее вы начнете рисовать по клеточкам рисунок. Направление, в котором проводить линию, указано в вопросе. Номер правильного ответа будет соответствовать количеству клеток.

1. Одежда должна быть :

1.Модной

2.Облегающей вправо

3.Удобной

2. К одежде предъявляются требования

1.Гигиенические

2.Практические вертикально вниз

3.Косметические

3. Мерки снимают

1.По левой стороне груди

2.По правой стороне фигуры влево

3.Все равно с какой стороны

4. Юбка относится к

1.Поясной одежде

2.Плечевой одежде вниз

3.Верхней одежде

5. По конструкции юбки бывают

1.Широкие

2.Прямые вправо

3.Узкие

6. Юбка -годе напоминает по силуэту

1.Стакан

2.Колокол вниз

3.Тюльпан

7. Прямая юбка по фасону похожа на предмет

1.Ручка

2.Стакан влево

3.Карандаш

8. Прибавки нужны для

1.Свободного облегания одежды

2.Красоты вверх

3.Придание фигуре объема

9. Для измерения фигуры необходимы инструменты приспособления

1. Линейка

2.Сантиметровая лента вправо

3.Булавки

10.Мерка, с помощью которой определяют ширину изделия

1.Сб

2.Сш вверх

3.Ст

11. Мерки полуобхватов записывают

1.Полностью

2. В половинном размере влево

3. все равно как

12. Мерка Ст обозначает

1.Полуобхват бедер

2.Обхват талии вверх

3.Полуобхват талии

Исследование №3 «Мнение противоположного пола»

1. Девочки должны носить юбки или брюки?

2. Носят ли юбки ваши мамы, бабушки, тети, сестры? Ученицы рассказывают об исследовании, делают выводы.

Видеоклип «Юбки».

Подведение итогов урока.

Выставление оценок

Организация домашнего задания

Приготовить чертежные инструменты, линейку закройщика. Подготовиться к построению чертежа юбки. Принести бумагу





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал