- Учителю
- Конспект урока и презентация по теме «Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства» 5 класс (ФГОС)
Конспект урока и презентация по теме «Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства» 5 класс (ФГОС)
Тема: Основы композиции и законы восприятия цвета при создании
предметов декоративно-прикладного искусства.
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с
основными правилами, приёмами и средствами композиции и
законами восприятия цвета на примере предметов
декоративного искусства.
Задачи обучения
-
Ознакомить с понятиями композиция, орнамент.
-
Ознакомить с основными правилами, приёмами и средствами композиции на примере предметов декоративного искусства.
-
Ознакомить с видами и символикой в орнаменте.
-
Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку и с помощью графического редактора Paint.
Дидактические средства обучения: учебник технологии (§ 25-27), РТ; ПК, проектор, материалы ЭОР; примеры гармоничных цветовых композиций.
Формируемые УУД:
Личностные
воспитывать эстетические чувства, любовь к своей Родине, традициям и обычаям родного края.
Регулятивные
сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное ( характер формы, декор, цветовое решение);
под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .
Познавательные
умение давать определение понятиям, находить ответы на вопросы в иллюстрациях, презентациях, использовать свой жизненный опыт.
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход занятия
1. Организация урока
2. Проверка выполнения домашнего задания
3. Изложение нового материала (слайд №1)
Вопрос к обучающимся:
Знаете ли вы, что означает понятие композиция ?
Прежде чем приступить к выполнению какого-либо изделия, необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора, его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного произведения входит в общее понятие композиция. (слайд №2)
В переводе с латинского "композиция" означает составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке. Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка потеряются, и композиция утратит свою гармонию.
композицией в декоративно-прикладном искусстве называют расположение изобразительных элементов по определённой схеме, для того чтобы произведение приобрело наибольшую выразительность.
В композиции есть главное и второстепенное, соподчиненное. Главное - это то, что в первую очередь должно привлекать внимание, заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна быть логически связана и уравновешена со второстепенными деталями. Главное не всегда может быть расположено в центре композиции. Его можно выделить с помощью цвета, контрастного по отношению к второстепенным деталям узора, или за счет его величины, формы и т. д.
Композиция может быть статичной (замкнутой), которая передает состояние покоя, устойчивости, и динамичной , которая передает движение, ощущение простора. (слайд №3)
Чтобы научиться правильно строить композицию, необходимо познакомиться с некоторыми основными понятиями или средствами композиции. К ним относятся ритм, раппорт, симметрия и др. Все перечисленные понятия, в свою очередь, связаны с понятием "орнамент".
"Орнамент" в переводе с латинского означает украшение. ( слайд № 4, 5)
Орнамент - это узор, элементы которого подчинены определенному ритму.
Часть орнамента, которая полностью повторяется через определенное расстояние, называется раппортом, что в переводе с латинского означает повторение.
По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:
-
ленточным
-
сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;
-
центрическим, или розеточным, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия
Различают следующие орнаментальные мотивы: ( слайд №6)
-
геометрический, состоящий из различных элементов;
-
меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меадр;
-
растительный, или фитоморфный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
-
животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
-
птичий;
-
с изображением человеческих фигур и полуфигур;
-
шрифтовой (вязь), напоминающий стилизованные надписи.
В старину орнаментальные узоры имели ярко выраженную символическую окраску. (слайд № 7)
Примеры
Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли,
горизонтальной волнистой - воду,
вертикальной волнистой - дождь,
треугольником - горы,
скрещивающимися линиями - огонь и молнию.
Солнце и Луну - источники света - обозначали фигурками в виде круга,
квадрата и ромба.
Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги.
Символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство.
Олень и конь олицетворяли "жизнедающее светило" - солнце, которое приносило счастье и веселье, благополучие.
Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала "дерево жизни". Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле и т.п.
В давние времена малышам шили одежду из старых вещей матери или отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу- это обережет ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи. Когда дети подрастали им шили свою одежду. Для девочки на понёве- женской шерстяной юбке- вышивали растительные орнаменты, а для мальчиков - символы огня и солнца, изображения животных, колокольчики - бубенчики. Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета.
Сегодня орнамент выполняет чисто декоративную функцию.
Выполнить п. 1 задания 25, с. 63 в рабочей тетради
Понятие о симметрии и асимметрии (слайды № 8,9)
Создавая декоративное изделие, нужно учитывать основные правила, приёмы и средства композиции, известные вам из уроков ИЗО.
Средства композиции (слайды №10-12)
Фактура- внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть шероховатая и гладкая, матовая и глянцевая и т. д.
Текстура- рисунок материала, созданный природой. Искусственные материалы могут имитировать текстуру древесины, камня, кожи и т. д.
Колорит- одно из самых важных средств эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира.
Для создания предметов декоративного искусства очень важно уметь трансформировать реальные формы окружающих предметов в условные, то есть стилизовать их. (слайд №13)
Стилизация- изменение реальной формы (фигуры, предмета) ,её объемных и цветовых отношений. ( пример рис. 106, с. 160 учебника)
4. Самостоятельная работа
Выполнение п. 1 задания 24 из рабочей тетради.
5. Продолжение изложения нового материала
Беседа о многообразии цвета на основе знаний, полученных на уроках ИЗО.
1. Какие цвета относят к хроматическим, ахроматическим? (слайд № 14)
2. Какие цвета являются основными? (красный, жёлтый, синий)
3. Как получаются дополнительные цвета?
4. Как называют круг, в котором расположены основные и дополнительные цвета?
Обобщение ответов обучающихся. (слайды № 15,16)
Цвета, расположенные напротив друг друга в цветовом круге, являются контрастными и гармоничными. Если в цветовой круг вписать равнобедренный треугольник, получится трёхцветная гармония, если квадрат, - четырёхцветная.
Работа по рис. 113 «Гармоничные цветовые композиции». с. 167
Виды цветовых композиций
1. ахроматическая (бесцветная)
2. монохромная (одноцветная)
3. из двух контрастных цветов
4. из трёх цветов
Вопрос: Какие геометрические формы применяют при создании цветовых
композиций?
6. Самостоятельная работа
Выполнение п. 1-3 задания 26 из рабочей тетради
7. Практическая работа (слайд № 17)
Создание композиции в графическом редакторе (или на бумаге в клетку)
1.Возможности создания композиции с помощью графического редактора Point (демонстрация учителем работы в графическом редакторе)
2. Выполнить задание фломастерами в рабочей тетради. (Р. Т. п. 4 с. 65)
Вводный инструктаж. Учитель объявляет тему, цели и задачи практической работы.
Критерии оценки практической работы.
-
в ахроматической (бесцветной) композиции элементы
белого цвета чередуются с элементами чёрного и серого
цвета;
-
для двуцветной композиции выбраны контрастные цвета;
-
для трёхцветной композиции выбраны цвета, находящиеся возле углов вписанного треугольника.
Текущий инструктаж. Учитель следит за правильностью выполнения работы, в случае необходимости даёт индивидуальный инструктаж.
8. Контроль формирования знаний
по темам § 25-27 осуществляется с помощью заданий «Проверь себя» п. 5 с. 67.
9. Домашнее задание
1. Прочитать § 25-27. Ответить на вопросы параграфов.
2. Выполнить задание «Используй компьютер» из рабочей тетради.( с. 64)
3. Выполнить в Р.Т. задание24, п. 2, с. 63.
4. Выполнить композиции в графическом редакторе Pаint