- Учителю
- Проект по технологии 10 класс
Проект по технологии 10 класс
МБ ОУ Ризоватовская СШ
Творческий проект
Тема: Вышивка
Автор: Бухтеева Екатерина Николаевна
Руководитель: Латаева Е.С.
2016 год
Пояснительная записка
Я выбрала эту тему проекта, потому что мне нравится вышивать и некоторые работы, вышитые своими руками, я дарила своим близким. А подарок, сделанный своими руками, всегда приятнее, чем покупной.
Проблема: подарок для мамы . Который я хочу подарить на праздник 8 марта.
Цель проекта: сделать изделие.
Задачи проекта: Провести исследования об истории работы; Научиться; Провести самооценку работы.
Планируемый результат: приобретение навыков ; изготовление (сделать изделие); минимальная затрата денежных средств; получение удовольствия от проделанной работы.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.
В сельской местности мастерицы еще долго сохраняли верность традиционным швам, сложным и трудоемким. Причем в каждом регионе складывался свой особый тип вышивки. Иногда это были неповторимые уникальные приемы шитья, иногда в разных регионах техника повторялась, но вносились свои нюансы, отличительные особенности. И благодаря сохранившимся образцам в музейных и частных коллекциях мы можем увидеть и оценить все богатство и разнообразие не только технических приемов традиционной вышивки, но и многообразие ее изобразительных мотивов, что делает русскую народную вышивку уникальным художественным явлением.
Это искусство известно с незапамятных времен. В археологических раскопках в новгородской, владимиро-суздальской, смоленской, рязанской землях находили вышитые изделия местного изготовления, покрытые разнообразными узорами и технически совершенные. Самобытные рукотворные изделия русских крестьянок XIX ~~ начала XX вв. во многом сохраняли черты древней .национальной культуры.
Уже в конце XIX века крестьянская вышивка обратила на себя внимание ученых и художников, привлекая особой выразительностью, яркостью, лаконичностью, разнообразием типов изобразительных мотивов, таинственностью и завораживающей красотой древних знаковых изображений и символов. Одним из первых, кто заговорил о художественной и исторической ценности народных вышивок, был известный художественный критик, историк искусства и общественный деятель Владимир Васильевич Стасов, В 1872 году он издал иллюстрированный альбом "Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружево", посвященный проблеме серьезного изучения в том числе и крестьянской вышивки.
В этом издании В. В. Стасов отмечал традиционность и устойчивость основных образов, присутствующих в народной вышивке: "Сколько ни расспрашивай, в любом углу России, крестьянок, вышивающих полотенца, простыни, головные уборы и пр., всюду постоянно услышишь, что они шьют, хотя и на память, но по прежним исстари ведущимся образцам, передаваемым из рода в род".Вышивкой украшали детали одежды и головные уборы. Особенно обильно украшали праздничную одежду.
Во внутреннем убранстве дома немаловажное место занимали вышитые изделия: полотенца, скатерти-столешники, подзоры (богато орнаментированные края простыни). Особую роль играли вышитые полотенца в различных обрядах, в том числе связанные со свадьбами, крестинами, похоронами. Вышивка была всецело женским занятием, и уже лет с восьми крестьянские девочки начинали обучаться этому ремеслу. Иногда вышитые изделия создавались не только для своих нужд, но и на продажу.
В различных регионах России целые села и монастыри становились центрами вышивальных промыслов, где сохранялись и развивались местные традиции вышивки. В некоторых местах эти центры, хотя и заметно видоизмененные, сохранились и по сей день. В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга.
Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами. По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда и район имели свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения.
Разновидности вышивки Русская традиционная вышивка Русская традиционная вышивка - один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, широко распространенный по всей территории России. Вышивка применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров и т. д., праздничного и повседневного костюма, церковного облачения и утвари и т. п. Ивановская вышивка Ивановская вышивка - это вышивальный промысел, сложившийся во Владимирской губернии (куда в ту пору входил Иваново Вознесенск) в 19 веке на основе традиций местной народной вышивки, которая издавна отличалась богатством и разнообразием технических приемов и орнаментальных мотивов
Нижегородская вышивка Нижегородская вышивка - это вышивка Нижегородской области, традиционно отличающаяся необыкновенным многообразием технических приемов. Крестецкая вышивка Крестецкая вышивка - это разновидность народной ажурной вышивки, сложившаяся в Новгородской губернии и сохранившаяся в настоящее время в г. Крестцы Новгородской области. Ажурная вышивка (ришелье) Ею украшают одежду, салфетки, занавески, абажуры, скатерти, бельё, воротнички и другие изделия. Вышивать можно на тонких плотных тканях (шёлковом и льняном полотне, крепдешине, ситце, шерстяных тканях и т. п.)
Мастёрская белая гладь Белой гладью украшают блузки и воротнички, сорочки и носовые платки, покрывала и др. изделия из тонких тканей. Основной приём этой вышивки - двусторонняя гладь. Её выполняют тесно прилегающими друг к другу стежками, располагая их по форме мотива как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Владимирские швы К владимирским швам относятся гладь «верхошов», накладные сетки, «козлик» и др. Гладь «верхошов» заполняет мотив на лицевой стороне, образуя на изнаночной стороне ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора. Так вышивают крупные мотивы узора, а также стебли, веточки.
План:
-
Поиск информации из разных источников о возникновении этого ремесла;
-
Определение выбора внешнего вида изделия;
-
Подбор инструментов, материалов, приспособлений;
-
Вышивка крестом;
-
Оформление документации по проекту.
МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ
Организация рабочего места.
Процесс вышивки крестом требует концентрации, внимания и усидчивости. Зачастую за работой можно провести очень и очень много времени, вышивальщицы вышивают от нескольких минут до нескольких часов в день (даже 8 и более часов!!!) Поэтому рабочее место должно быть правильно организовано, оно должно быть удобным и светлым. При этом свет должен падать так, чтобы во время работы руки не закрывали его. Наилучшее положение "сверху-слева". Хотя для кого-то удобнее будет положение "сверху-справа".
Во время вышивки крестом мы не должны испытывать дискомфорта.
Все необходимые подручные материалы должны быть разложены так, чтобы их было удобно взять (справа или слева). Нужно заранее положить ножницы, фломастер (карандаш), игольницу или органайзер для иголок
Во время работы необходимо делать 10-15 минутные перерывы. Глаза и тело должны отдыхать. Сделайте легкую гимнастику для глаз и пальцев рук, разомните спину, обязательно встаньте, походите. Такие паузы положительно скажутся на скорости работы.
Правила техники безопасности:
-
хранить иголки в определенном месте
-
не пользоваться ржавыми иголками
-
шить иголками только с наперстком
-
ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя
-
не откусывать нитки зубами, а отрезать ножницами наискосок
Необходимо подготовить канву. Она, как правило, любит осыпаться по краям, поэтому нужно заранее позаботиться Край ткани можно обметать фестонным (петельным) швом, можно промазать клеем-карандашом (иногда используют клей ПВА) или специальным клеем для тканей, просто подшить.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ:
-
Подобрала мулине по рисунку;
2.Натянула канву на пяльцы;
3.Вышила картинку по рисунку;
4.Разгладила изделие;
5.Оформила свое изделие (вставила изделие в рамку).
Для моей мамы подарок на 8марта!
Заключение
За время своей работы я значительно углубила знания в истории вышивки. Узнала много нового и интересного о рукоделие. Но чтобы удовлетворить свои желания и задумки потребовались выдержка, терпение. По моему мнению, проделанная исследовательская работа оказалась очень интересной и познавательной.
Таким образом, я выполнила все поставленные перед собой задачи и полностью удовлетворена проделанной работой. На мой взгляд, изделие у меня получилось красивым, интересным, оригинальным,