- Учителю
- Конспект урока на тему' Воротники'
Конспект урока на тему' Воротники'
"Воротники. Конструирование воротников"
Цели:
Познакомить учащихся с многообразием воротников.
Научиться выполнять чертежи выкроек воротников.
Продолжить формирование у учащихся умения анализировать
Развитие познавательного интереса у учащихся
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный (презентация)
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока (Презентация, слайд 1-2)
Жил-был щеголь; у него только и было за душой, что
сапожная подставка, гребенка да еще
чудеснейший щегольский воротник.
Г.Х.Андерсен «Воротник»
I. Сообщение познавательных сведений.
Путешествие в историю воротников (выступление учащихся).
Воротник - часть костюма. Форма его всегда соответствовала костюму и так же, как костюм, была определена стилем той или иной эпохи.
Задание: познакомьтесь внимательно с историей воротников, запишите в таблицу название воротника
Век
Виды воротников
- Вплоть до средних веков воротников в одежде не было. (Презентация, слайд 3)
- В XIII веке появилась узкая полоска у шеи, напоминающая воротник, которая превратилась в воротник-стойку. (Презентация, слайд 4)
- Только в эпоху средневековья женщины начинают носить платья с более глубоким вырезом, который (как здесь) отделывается воротником - шалькой из горностая и дополняется драгоценным ожерельем. (Презентация, слайд 5)
- В XVI веке неотъемлемой частью костюма стал плоский не широкий, сильно накрахмаленный воротник названый фрезой, он был признаком элегантности костюма. (Презентация, слайд 6)
- Воротник «мельничный жернов» - широкий белый воротник, плотно прилегающий к шее, который берет свое начало в испанской моде XVI века. После 1575 года стал самостоятельной деталью модной одежды и вырос до таких размеров, что около 1586 года и возникает его название «мельничный жернов», часто он становится мишенью карикатуристов. (Презентация, слайд 7)
- Шили его из тонкого полотна, делали складки и крахмалили или иногда даже сажали на проволочный каркас. В Германии и Фландрии его носят до начала XVIII века. В XVIII веке он еще долго сохраняется у евреев как обязательная деталь костюма. До сих пор он еще встречается в национальных костюмах. (Презентация, слайд 8)
- Колер - в XV и XVI веках женский воротник, закрывающий плечи и шею. (Презентация, слайд 9)
- В конце XVI века появились стоячие воротники на проволочном каркасе из кружева, поднимающиеся иногда даже выше головы - «Аля Мария Стюарт». (Презентация, слайд 10)
- Каркас. В дамской моде 90-х годов XVII столетия господствовал очень неестественный «3»-образный силуэт женской фигуры, который возникал в результате того, что манишка на груди возвышалась настолько, что в ней утопал подбородок. Грудь приподнималась с помощью гибкого каркаса, который в шутку называли тромпоз , что означает «обманщица». (Презентация, слайд 11)
- У кавалера - отложной воротник с кружевом, типичный для эпохи около 1630 года. В Германии этот воротник назывался «шведским», потому что его носил Густав Адольф. (Презентация, слайд 12)
- XVII веке в моду вошел белый полотняный мужской воротник - рабат, состоящий из двух кусков материи с четырьмя уголками. (Презентация, слайд 13)
- Середина XIX века. Варианты декольте и воротников одежды в стиле «второго рококо»: дневные платья закрытые по горло, с небольшим воротничком, для вечерних туалетов характерны глубокое декольте и обнаженные плечи. (Презентация, слайд 14)
- В начале XIX века дополнением к фраку стал фатерморд - высокий мужской воротник с накрахмаленными стоячими уголками. (Презентация, слайд 15)
- В 20-е годы XIX столетия воротник приобретает различные формы: от небольших шалек до низких стоек (Презентация, слайд 16)
- На Руси в XVIII в. воротник выпускался из-под верхних одежд на два пальца и окружал затылок. Его выполняли отдельно от рубахи, и когда было нужно, пристегивали. Богатые украшали воротники золотыми и серебряными пуговицами, вышивали золотом и шелками, украшали жемчугом. Иногда шитый и декорированный жемчугом и камнями воротник (называемый обнизью) пристегивали к зипунам. Были воротники нарядные и попроще, большие и малые. Бедный люд носил воротники, украшенные медными пуговицами. Цари и священники высоких рангов носили барму. ( Презентация, слайд 17)
- На Руси существовало украшение - оплечье, или бармы в виде небольшой круглой пелерины, которая была принадлежностью княжеского или царского рода. В торжественных случаях мужчины надевали её поверх рубахи. Оплечье, или бармы богато украшали вышивкой, жемчугом и драгоценными каменьями, оно было съёмным и застёгивалось на пуговицы. ( Презентация, слайд 18)
Рубахи у простонародья были холщовые, у знатных и богатых - шелковые.
Особое внимание обращали на стоячий воротник рубахи - ожерелье. Его делали пристегивающимся и украшенным соответственно. (Презентация, слайд 19)
-В допетровской Руси существовал высокий стоячий воротник. Делали его из бархата, парчи, наружную сторону богато расшивали золотом, серебром, жемчугом. Назывался такой воротник козырь. Он был признаком щегольства. Про щеголей XVII века говорили - «ходит козырем», это выражение дошло до наших дней. (Презентация, слайд 20)
- Форма воротника-козыря была близка к прямоугольнику, а высота его была такой, что он мог полностью закрыть затылок. Его делали съемным, чтобы можно было пристегнуть при необходимости к любому одеянию. (Презентация, слайд 21)
Проверка таблицы: фронтальный опрос
Физкульминутка.