- Учителю
- Урок + презентация на тему 'Народные промыслы России'
Урок + презентация на тему 'Народные промыслы России'
МКОУ «СОШ ст. Екатериноградской»
Прохладненского района КБР
Открытый урок
в 8 классе на тему:
«Художественное творчество
и
народные ремёсла»
Урок подготовила и провела
учитель технологии
Щербакова Ж.П.
Тема: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И НАРОДНЫЕ РЕМЁСЛА
СЛАЙД №1.
Цели: познакомить учащихся с понятием «художественное творчество», видами народного творчества, его историей; формировать художественное сознание в процессе развития эстетического восприятия окружающей действительности и искусства; развивать понимание того, что творчество дает возможность самовыразиться и самореализоваться каждому человеку.
Оборудование: образцы изделий декоративно-прикладного творчества.
Словарь: природа творчества, художественное творчество, архаичные технологии, самореализация, самовыражение.
Ход урока
I. Организация урока.
-
Приветствие.
-
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока.
Учитель. Можно ли сравнивать художественную ценность изображений цветущего дерева на живописном полотне, на фотографии, на вышитой скатерти? Обладает ли красиво цветущее растение художественной ценностью? Что является источником вдохновения народных умельцев? Чем знамениты Палех, Федоскино, Гжель, Кубачи? Ответы на эти вопросы вы получите сегодня на уроке.
III. Изучение нового материала.
Объяснение учителя.
1. Художественное творчество - неотъемлемая часть жизни человека.
«Не то дорого, что красно, золото, а то, что доброго мастерства», - гласит древняя пословица.
Наш народ всегда был богат на таланты. Время не донесло до нас имена многих удивительных мастеров, оставивших память о себе на века своими прекрасными творениями. Зодчие каменных храмов, создатели удивительных песен и сказок, вышивальщицы, чьи работы не утратили свой блеск по прошествии нескольких столетий, живописцы, чьи фрески привлекают нас так же, как и в XV веке.
Простому крестьянину не были доступны роскошные материалы - он творил из подручных. Дерево, глина, кость, лен, железо - все становилось предметом творчества. «От добрых рук ничего не уходит», - говорит другая пословица.
СЛАЙД №2
Мастерицы Оренбурга славились своими платками, насколько тёплыми, настолько тонкими, что проходили через обручальное кольцо. Кружевницы Вологды и Ельца плели свои неповторимые кружева.
СЛАЙД №3
Из глины лепилась замечательная посуда.
СЛАЙД №4, №5
Мастерицы из разных уголков России украшали вышивкой, одежду, полотенца, скатерти.
СЛАЙД №6
Умельцы занимались резьбой по дереву, коже, кости. Костяные фигурки, вырезанные на Чукотке, рассказывают о традиционных занятиях жителей этого сурового края.
СЛАЙД №7
Из обрезков дерева вырезали и расписывали миски, ложки.
СЛАЙД №8
Знаменитая Кубачинская чеканка известна на весь мир.
И это сочетание утилитарного и художественного - вершина развития народного искусства.
СЛАЙД №9
Природа является основным источником вдохновения народных умельцев. Травные узоры Хохломы.
СЛАЙД №10
Расписанные цветами платки Павлово-Посада.
СЛАЙД №11
Подносы Жостова.
Пейзажи Федоскина и Палеха - все это имеет глубокие корни, связанные с красотой русской природы.
СЛАЙД №12
В чеканных же узорах кубачинских мастеров из Дагестана отразился твердый, порой даже суровый характер жителей гор, беспокойная походная жизнь.
СЕРЫЙ СЛАЙД
Технологии декоративно-прикладного искусства складывались на протяжении столетий. От отца к сыну, от матери к дочери передавалось умение чеканить, лепить, вышивать, ткать...
Вот такой род технологий, как художественная обработка материалов, тесно связан с понятием - творчество. Творчество может быть художественным, техническим, научным.
Художественное творчество развивается по законам красоты. Оно дает каждому человеку возможность оценить свои способности, выразить свое собственное мироощущение. Приобщаясь к народному искусству, вы станете лучше понимать и верно оценивать изделия художественного творчества, относиться к ним с большей любовью. А может быть, захотите сами, своими руками творить эту красоту? Ведь не зря говорят: время держится мастерами и надеется на мастеров.
-
Виды народных промыслов - сообщения учащихся.
Палех, Федоскино, Мстёра, Жостов, Хохлома, Гжель, Кубачи, Павлово-Посад... Эти села и города знает весь мир, так же как имена талантливых народных умельцев, из рук которых выходят изумительные уникальные изделия: шкатулки, фарфоровые сервизы, платки, расписные миски и ложки.
И сейчас мы послушаем, какими изделиями славятся тот или иной город или село. (Сообщения учащихся)
СЛАЙД №15
-
Знаменитый Федоскинский промысел появился в XIX веке здесь, неподалеку от Москвы, неспроста. Мода на китайские лаки перекинулась в то время из Западной Европы в Россию. Вот купец Коробов и начал производство лакированных табакерок, а его преемник Лукутин - шкатулок, пудрениц, коробочек, украшенных миниатюрами из русской жизни. Русские лаки не уступали заморским. Шкатулки получались прочными, изящными, самобытными. Стоило лишь взглянуть на них, и становилось ясно, где вещь сделана: типично русские пейзажи с березами, русские девицы в сарафанах, с косами и коромыслами, добрые молодцы на добрых конях.
СЛАЙД №16
-
Можно не быть гурманом, но любить хорошо поесть. При том не только вкусно, но и красиво - нарядно накрытый стол, красивая посуда... Все это создает определенное настроение, домашний уют. И, конечно, согласитесь, приятно пить чай из оригинальных кружек, класть сахар из сахарницы необычной формы.
Хотя «Гжель» - это не только посуда. Это и вазы, и кувшины, и квасники, и самовары. Известно всему миру это традиционное сочетание синего и белого цветов, иногда с добавлением золота. С начала XIX века гжельские умельцы наладили постоянный выпуск чайной посуды. Посуда отличалась прочностью, белизной и тонкостью. Блюда и тарелки славились совершенством исполнения, оригинальной росписью. Роспись преобладает орнаментальная, с использованием растительных мотивов. Обычно фон у гжельских изделий белый, а роспись выполнена кобальтом, словно еще больше подчеркивая белизну фарфора.
СЛАЙД №17, №18
-
Кружевоплетение - искусство старинное. Но по сравнению с такими древними ремеслами, как ткачество и вышивка, оно молодо. Ему несколько сот лет.
Русское кружево плетут на специальных палочках-коклюшках. Главные центры этого промысла - Вологда и Елец.
В рисунках кружевных изделий сохраняются традиционные особенности плетения, часто используются старинные мотивы. Сегодня, как и много веков назад, на кружевах расцветают пяти- и семилепестковые цветы. Не просто метры кружева для отделки, а круглые скатерти, салфетки, воротнички, пелерины выходят из-под коклюшек мастериц. Кружева выходят такие, что глаз не отвести. Кипенно-белые, прозрачные, тонкие. Или строгие, черные, торжественные. Любой самый скромный наряд способны они сделать неповторимо праздничным.
Вся эта кружевная красота создается многие часы терпением и умением кружевниц. Поэтому и стоят кружева ручной работы недешево, потому как ценятся они во всем мире.
СЛАЙД №19
-
Эту песню поют уже несколько десятилетий:
В этот вьюжный, неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок.
Поэт Виктор Боков, композитор Григорий Пономаренко прославили на весь мир мастерство оренбургских пуховязалыциц .
Искусство оренбургских мастериц стоит того. Их белоснежные паутинки, легко проходящие в обручальное кольцо, и платки из серого козьего пуха, которым не страшны никакие морозы, вот уже несколько веков радуют женщин, удивляют своей красотой и теплом. Каждая мастерица выдумывает, вывязывает платок не похожий на другие. И сегодня каждый платок - это «лицо» мастерицы.
СЕРЫЙ СЛАЙД
Конечно, в данном обзоре мы вспомнили лишь небольшую часть народных промыслов, имеющих вековую историю. Россия богата и центрами вышивального искусства. Несмотря на то, что многие виды изделий народного творчества пытаются выпускать, используя промышленные технологии, лишь творения, созданные с помощью архаичных технологий, относят к категории искусства.
Осваивая традиционные приемы изготовления того или иного предмета, вы не только оцените свои природные способности, научитесь изготавливать цвет, фактуру различных материалов, но и станете гораздо лучше разбираться в изделиях художественных промыслов, относиться к ним с большей любовью.
СЛАЙД №21
3.Задание. Определить к какому виду народных промыслов относится изделие.
Беседа с учащимися о народном творчестве.
-
Какое впечатление производит на вас тот или иной предмет народного творчества?
-
Будет ли считаться творческой работой воспроизведение работ старых мастеров?
-
Что является основным источником вдохновения народных умельцев?
-
Нужно ли в наше время поддерживать и развивать народные художественные промыслы?
-
Хотели ли бы вы в совершенстве освоить один из видов художественного творчества? Если да, то почему?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. СЛАЙД №22
IV. Актуализация знаний.
Учитель. Очень часто бывает так, что мало изготовить какое-либо изделие, но, для того чтобы заиграло, ярко передало эмоциональное состояние, его нужно поместить в определенную оправу.
V. Практическая работа. (работа с учебником)
Предположим, что вы решили вставить в объемную рамку понравившееся фото. Тогда определите форму будущей рамки, ее толщину, размеры окна. Потом подготовьте фотографию - переверните ее и наметьте поля, острым ножом вырежьте уголки, надрежьте линии сгиба (нажим ножа должен быть легким и равномерным, чтобы не прорезать бумагу насквозь), отогните поля. Теперь можно перейти к изготовлению заготовок корпуса, основания и задней стенки рамки. Развертки корпуса и основания (все размеры даны в миллиметрах) показаны на рисунках 4 и 5. Материалом служит плотная чертежная бумага. Пунктирными линиями обозначены линии сгиба. Чертить их нужно мягким карандашом, оставляя едва заметные следы, которые потом нетрудно будет стереть. Как и при подготовке фотографии, линии сгиба следует надрезать ножом. Причем внутренние линии, показанные на рисунке 5, надрезают с обратной стороны, а остальные линии на рисунках 5 и 4 - с лицевой стороны развертки.
При изготовлении задней стенки рамки (рис. 6) прокалывают шилом в бумаге отверстия и пропускают через них суровую нитку. Концы нитки завязывают с обратной стороны и приклеивают узел к бумаге.
Порядок дальнейшей работы такой. Отгибают все элементы рамки по линиям сгиба (7-9) и склеивают рамку (резиновым клеем). Затем склеивают основание, закрепив углы (10). Вклеивают в основание фотографию. Наклеивают основание с фотографией на корпус и склеивают углы корпуса (11). Наклеивают заднюю стенку, располагая ее равномерно по отношению к контуру корпуса.
После склейки рамку кладут на ровную поверхность, а сверху прижимают ее книгой. Через 15-20 минут рамка высохнет и с нее можно удалить остатки клея.
VI. Подведение итогов урока.
Беседа с учащимися по вопросам:
-
Что нового вы узнали на уроке?
-
Назовите народные промыслы, творчество которых вам наиболее интересно.
-
О каких не названных сегодня народных промыслах вы знаете?
-
Каким видом творчества увлекаетесь вы? Чем он вас привлекает?
2. Выставление оценок.
3.Домашнее задание.
Учебник, § 10, с. 33-34.
Ткань, пяльцы, нитки мулине, иглы, ножницы.