- Учителю
- Доклад Семья в современном обществе
Доклад Семья в современном обществе
0
</ Доклад «СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» Подготовила:
Социальный педагог: Н. Груздева
Человеческая жизнь - это жизнь сообща, вместе. В одиночку людям
просто не выжить, не развиться, не обрести своего главного
достоинства - сознания. И поэтому с древних времён люди селились
кучно, общими усилиями охотились, обрабатывали землю, растили новое
поколение, передавая ему навыки культуры. Осуществляя совместную
деятельность, люди объединялись в группы, общности и т. д.
Исчезали города и целые страны, племена, народы. Стирались с лица
земли цивилизации. возникали и исчезали границы. И только одну
ценность человечество пронесло сквозь тысячелетия, неизменно дорожа
ей и принося ей в жертву всё остальное. Эта ценность - семья. Её
сохранили, уберегли все народы мира без исключения. Семья - это
средоточение духовности, любви, гармонии, прочная опора человека,
его надежда и защита. Она даёт человеку смысл его жизни, порождает
в душе лучшие, высокие чувства. Человек готов жертвовать жизнью, но
не семьёй.
Положение семьи служит барометром состояния общества. В счастливой
семье существует психологическая совместимость.
Психологическая совместимость - это взаимное соответствие
личностных свойств индивидуумов в группе. Чем более длительным
оказывается период взаимодействия людей, тем более значимее
становятся их индивидуальные характеристики.
Порой элементарное незнание оборачивается большими и малыми бедами.
Так, американские психологи, исследуя конфликты в семье, выяснили
следующее: трудности общения - 86,6%, проблемы связанные с детьми и
их воспитанием - 44%, финансы - 37%, домашнее хозяйство - 17%.
Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая
социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной
помощью, моральной и правовой ответственностью. Эта группа обладает
общим бюджетом.
Рождение или смерть человека - это биологический фактор, не
зависящий от самого человека. Семья же рождается в социальном
смысле, а именно с момента заключения брака - оформленного
государством специального документа. И умирает семья также в
социальном, а не в биологическом смысле, а именно после развода,
который тоже оформляется государством.
Под браком понимается санкционируемая и регулируемая обществом
форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права
и обязанности по отношению друг к другу и детям.[i][/i]
Брак может быть заключен только при соблюдении брачующимися ряда
условий, установленных законом.
Различают две группы таких условий.
К первой группе относят позитивные условия, наличие которых
обязательно для заключения брака:
а) взаимное добровольное согласие вступающих в брак;
б) достижение брачного возраста, т. е. 18 лет; при наличии
уважительных причин по просьбе брачующихся брачный возраст может
быть снижен до 16 лет.
Вторую группу составляют негативные условия, т. е. обстоятельства,
препятствующие заключению брака. К негативным относят следующие
условия:
а) состояние в другом зарегистрированном браке хотя бы одного из
лиц, вступающих в брак;
б) наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак.
Близкими родственниками признаются: родственники по прямой
восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и
внуки), а также родные братья и сестры, причем это родство может
быть как полным, так и неполным (когда сестра и брат имеют, только
общую мать или отца);
в) наличие отношений усыновления или удочерения между лицами,
желающими вступить в брак;
г) признание судом недееспособности хотя бы одного из врачующихся
вследствие психического расстройства;
В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и
родства выделяют следующие типы семейных структур:
1) моногамное супружество и полигамию. Моногамное супружество
представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия
- брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает
двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами
и полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами;
2) патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных
семьях наследование фамилии, имущества и социального положения
ведется по отцу, а в матрилинеальных - по матери;
3) патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях
главой является отец, в матриархальных - наивысшим авторитетом и
влиянием пользуется мать;
4) гомогенные и гетерогенные семьи. В гомогенных семьях супруги
являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они
происходят из разных социальных групп, каст, классов;
5) малодетные (1-2 ребенка), среднедетные (3-4 ребенка) и
многодетные семьи (5 и более детей).
Самыми распространенными в современных урбанизированных городах
являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и
их детей, т. е. из двух поколений.
Функции семьи:
1. РЕПРОДУКТИВНАЯ - воспроизводство рода;
2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ - социализация подростающего покаления;
3. РЕКРЕАТИВНАЯ - обеспечение комфорта и домашнего уюта;
4. ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВАЯ - ведение домашнего хозяйства, общий
бюджет семьи;
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - удовлетворение в любви и дружбе;
Брак не должен быть ни результатом экономической необходимости, ни
результатом родительского принуждения. Брак в идеале должен быть
основан на любви.
Однако одним из важнейших факторов семейных отношений является быт.
Под бытом понимается область не производственной жизни, условия, в
которых находится человек вне производственной общественной
деятельности.
По своей структуре семья не однородна. В любой семье существует
понятие родства.
Родство - это совокупность людей, связанных общими предками,
усыновлением или браком. Когда супруги соединяются узами брака, то
в единую систему сливаются два родственных клана - родственники
жены и родственники мужа. Выделяют три степени родства - ближайшие,
двоюродные и троюродные родственники. Вместе они составляют
"фамильное дерево".
Ближайших родственников может быть 7: мать, отец, брат, сестра,
супруг, дочь, сын. Дальние родственники делятся на двоюродных и
троюродных.
В традиционном обществе родство - основная форма социальной
организации, в современном обществе оно перестало быть таковой, а
семья не только выделилась из системы родства, но и изолировалась
от неё. Большинство современников не знает имени своих дальних
родственников. ближайшие родственники тоже собираются реже чем
прежде.
Подбирая семейную пару, мы сопоставляем себя с будущим мужем или
женой: сопоставляем рост, гармонию лица, тела, иногда сексуальную
совместимость, хозяйственные навыки, материальную обеспеченность
родителей, и это часто главные, а может единственные критерии
оценки.
В духовной сфере выделяем: доброту, мягкость, целеустремленность,
умение зарабатывать и другие критерии.
Семейный конфликт.
Но вот супруги прожили 2-3 года и выясняется, что над одним и тем,
же один смеется, другой плачет; один восхищается красотой предмета,
а другой видит в нем безвкусицу; один принимает решение, а другой
категорически возражает против этого решения; один хочет поехать на
рыбалку, а другому хочется пойти на концерт в консерваторию. Почему
же так происходит? Да потому, что супруги выбрали себя по гармонии
своих материальных тел и не попытались разглядеть свои души. Эти
души по своему развитию оказались разных видов. Это развитие не
определяется воспитанием в семье, школе, институте. Это развитие
определено развитием разума и развитием чувствования самой души за
многие воплощения. Развитие разума мы видим в проявлении
каких-нибудь способностей, талантов, а чувствование души в умении
чувствовать оттенки настроения, проявлений эмоций и так далее.
То есть души, как бы подобны образам видов животных. Духовная
гармония возможна, если души мужа и жены принадлежат, как образ, к
одному виду, например, либо к виду "кошек", либо к виду "собак".
Если же души мужа и жены принадлежат к разным видам, душа мужа
принадлежит виду "собак", а душа жены к виду "скорпионов", то в
такой семье муж всегда будет "лаять" и "кусаться", а жена
неожиданно его "жалить".
И ничто не может изменить такое положение, пока они не поймут, что
муж "собака" умеет лаять, но может "сторожить дом", "верен
хозяину", хорошо понимает команды "фас" и "фу", а жена только в
хорошем расположении духа не "жалит".
Суть больших и малых конфликтов, которые возникают по самому
незначительному поводу в том, что каждый супруг пытается
переделать, перевести другого в свой вид души. Можно перешить
костюм, можно отшлифовать металл, но изменить или отшлифовать душу
невозможно, ее можно только вразумить, добавить ей разума.
Бессмысленно ходить на прием к психологам или снимать сглаз,
наговоры, нужно заглянуть в свои души и наладить сотрудничество
двух, совершенно разных видов душ, например, удава и кролика, тигра
и серны, орла и голубя.
Все знают, что гармоничная пара сочетается Богом, у такой пары
имеется гармония материальных тел, гармония душ и гармония разума.
Такие пары всегда рядом, их как бы подталкивает друг к другу,
присылает Бог, но мы чаще не замечаем своих половинок или нам
мешают соединиться с ними родители или родственники, их главные
доводы: из бедной семьи, отсутствие высшего образования и тому
подобное.
В негармоничной паре муж и жена находятся в постоянном флирте,
явном или неявном, признаются в этом они сами себе или нет. Это их
разум постоянно в поиске своей гармоничной пары.
Бывают сочетания, когда один из супругов является идеалом для
другого, а тот в свою очередь негармоничен для него. В этом случае
возникает ревность. Супруг или супруга находят вне семьи свою
гармоничную половинку, обрекая супруга на страдание. Тут никто и
ничто не поможет, ни угрозы, ни побои, ни увещевания родственников
или друзей.
В негармоничной семье нет любви и счастья, там может быть только
привычка, как замена счастья и секс вместо интимных любовных
отношений душ, достаток семьи никого не радует.
Поэтому мы говорим, что с милым и в шалаше рай, вернее, гармоничным
душам, неважно обилие материальных благ, для них главное не
расставаться. Их души и разум - две половинки одного целого,
нашедшие друг друга, что они и сделали.
Такие души до глубокой старости не отлепляются, если один покинул
этот мир, другой уже стремится за ним покинуть его. Такова
божественная гармония мужа и жены.
За время своего развития патриархальная семья претерпела ряд
изменений. Если раньше мужчина считался добытчиком, а функция
женщины сводилась к хранительнице очага и воспитанию детей, то
современной семье характерна двухкарьерная модель: отец и мать -
оба работают. Работа не только экономически, но и социально
необходима для многих женщин. Работа, как, оказалось, компенсирует
стресс, она помогает женщине преодолевать напряжение в супружеских
отношениях. Но выяснилось и другое: когда женщина чрезмерно
увлекается работой и забывает о доме, напряжённость в семье
растёт.
Для регулирования гендерных конфликтов в семье необходимо, в первую
очередь, управлять своим характером и темпераментом, уметь
уступать, не нарушать права и свободы каждого члена семьи.
Насколько личность успешно управляет своим характером и
темпераментом, определяется ее развитие, ее движение от одной
ступени к другой, к более высокому качественному уровню.
Гендерные семейные конфликты всегда оставляют тяжелые негативные
эмоциональные состояния, поэтому их надо предупреждать. Для этого
психологи и конфликтологи выделяют различные варианты поведения
мужчин и женщин:
• не втягиваться в конфликт, дать полностью высказаться стороне,
провоцирующей конфликт;
• исключить из общения любые претензии на превосходство, унижая
другого не возвышать себя;
• искать недостатки в себе, а не у своих близких;
• усилие в разрушении конфликта направлять не на победу своего
близкого человека, а на совместное разрешение создавшейся
ситуации;
• надо слушать любые советы, но помнить, что жить вам вместе не с
советчиками, а с тем, на кого вы жалуетесь.
Ученые-социологи предполагают, что для развития и совершенствования
семьи необходима активная семейная политика государства, основанная
на понимании процессов и изменений в ней. В современных
государствах семейная политика должна быть построена на следующих
принципах:
Первый принцип - суверенитет семьи, означающий, что при проведении
политики необходимо минимизировать какое бы то ни было
вмешательство в дела семьи.
Второй принцип - суверенитет личности, делающей недопустимыми меры,
ограничивающие свободу, волеизъявления одних членов семьи в пользу
других, искусственно консервирующие стереотипы женского, мужского и
детского поведения.
Третий принцип - опора на собственные силы, провозглашающий
несовместимость семейной политики с социальным, а тем более
государственным патернализмом.
Четвертый принцип - социальная защищенность семьи, предполагающий
обеспечение всем семьям гарантированного стандартного для каждой
типичной семейной ситуации минимального уровня доходов, жилищных
условий, правовой защиты, свободного времени и других условий
социальной поддержки.
Пятый принцип - расширение свободы выбора, т.к. самые популярные
меры семейной политики не должны подталкивать большинство семей к
одному решению, а предлагать как можно больше альтернатив.
Шестой принцип - дифференцированность политики, предполагающий
неоднородность общества, состоящего из различных социальных групп с
их экономическими, социальными, культурными и другими
особенностями.
Седьмой принцип - регионализация семейной политики, учитывающий
разнообразие социально-демогарфических и конфессиональных моделей
семьи.
Общий смысл гендерной семейной политики заключается в том, чтобы
содействовать пониманию и признанию обществом глубинных интересов
меняющейся семьи как части своих собственных перемен, равных прав и
возможностей мужчин и женщин, поиском нового равновесия и гармонии
между личностью, семьей и обществом.
Типы насилия.
Домашнее насилие имеет множество форм своего проявления:
Физическое насилие: толчки, удары кулаком, пощечина, избиение,
удушье, обжигание, ограничение передвижения, сталкивание с
лестницы, удары ногой, побои, нанесение рубцов, таскание за волосы,
сжимание, а также похищение.
Устное насилие: обзывание, крики, оскорбления, унижение, ворчание,
угрозы, постоянные издевательства по телефону, публичное унижение
ее достоинств, упреки в том, что она плохой родитель, что она не
справляется с детьми, оскорбление ее публично, перед семьей и
друзьями.
Сексуальное насилие: сексуальные домогательства, принуждение к
сожительству, изнасилование, инцест, принуждение партнера
участвовать в сексе с третьим человеком.
Психологическое насилие: угроза насилия, принуждение женщины
совершать унижающие ее действия, контроль за ее действиями,
запугивание, настраивание детей или внуков против нее, учинение
скандалов, угрозы рассказать другим интимные подробности ее
жизни.
Экономическое насилие: уничтожение ее собственности; присвоение ее
денег; ограничение доступа к домашним деньгам; запрещение ей
работать или учиться, принуждая ее трудиться на него.
Пренебрежение: отказ или нежелание делать то, что разумный человек
должен делать при сложившихся обстоятельствах. Это включает в себя
отказ в обеспечении продовольствием, защите, приобретении одежды;
отказ заботиться о потребностях и отказ защищать здоровье и
безопасность зависимого человека.