- Учителю
- Беседа-тренинг: 'История одной сплетни' (5-7 класс)
Беседа-тренинг: 'История одной сплетни' (5-7 класс)
Беседа-тренинг: История одной сплетни
Цель: познакомить с понятием «сплетни»;
способствовать выработке навыков конструктивного выхода из сложившихся ситуаций;
установить контакты между участниками;
способствовать разрушению привычных стереотипов поведения.
Они купаются в грязных сплетнях,
а им кажется,
Доискиваются до истины.
Если человек ничего хорошего не может сказать о себе, а сказать хочется, он начинает говорить плохое о других.
Сплетни - это сплетение верной информации с преувеличениями и догадками. В них все так переплелось, что и не догадаешься, что - правда, а что - вымысел.
-
Что мы сами делаем для того, чтобы о нас сплетничали или, наоборот, не сплетничали?
-
Можно ли управлять этими процессами?
Можно выделить ТРИ основных стиля отношения к сплетням о себе:
-
провокация;
-
избегание;
-
равнодушно-философствующий стиль.
Провоцирующие
Те люди, которым лучше быть в центре сплетен и слухов, нежели оказаться "серой мышкой". Обычно "провоцирующие" через призму чужого интереса к себе поднимают собственную значимость, прежде всего в своих глазах. Но есть и другой тип "провоцирующих", которые делают это несознательно, а став объектом сплетен, переживают или делают вид, что стали жертвой чужих интриг.
Так как мы можем провоцировать сплетни? Да очень просто - излишне много болтать о себе. Не понимать, что сказанная информация после ее озвучивания начинает жить своей жизнью, которая от вас уже мало зависит. Обычно этот этап все проходят в подростковом возрасте, и, столкнувшись с невероятной эмоциональной силой сплетен, с возрастом люди становятся сдержанней.
Избегающие.
Таких людей гораздо больше. Им нужно не любое внимание, а в первую очередь позитивное, одобряющее и поддерживающее. "Все хорошо, все прекрасно!" - зачастую именно это услышишь от таких людей. И только близкий, надежный, проверенный друг услышит правду о текущих делах и душевных перипетиях. Но, как ни странно, эти "идеально хорошие" знакомые становятся поистине "лакомым кусочком" для заядлых сплетников. Все просто: найти "червоточинку" и пошатнуть образ "идеального" для некоторых становится делом "чести".
Равнодушно-философствующие
"Если сплетни - это неизбежная черта любого сообщества, то, что же их бояться или провоцировать»? Сплетни есть сплетни - это просто информация к размышлению о себе, вернее, о том образе, который мы создаем вокруг себя осознанно или неосознанно. Если вам не по душе тот образ, в котором вы предстали в этом жанре устного творчества, стоит поразмыслить, есть ли в этом ваша доля ответственности? Если это плод воображения неких лиц и к вам отношения не имеет, то и переживать об этом - то же самое, что бороться с ветряными мельницами: будет потрачено много энергии, а результата - никакого. А если информация о вас, которую вы считали "закрытой", стала доступна совсем не тем людям, стоит призадуматься, кто из ваших близких способствовал этому. И сделать выводы.
-
Всегда ли сплетни - это неправдивая информация? Или она может быть просто неприятной?
Допустим, вы точно знаете о том, что ваш друг из очень асоциальной среды: его родители страдают алкоголизмом, брат - наркоман и так далее.
-
Будет ли распространение этой достоверной, правдивой, но неприятной для него информации сплетнями?
Да, это сплетни. Когда информация, которую человек пытается скрыть, спрятать, относит к сугубо личной сфере, становится общедоступной - это воспринимается им как сплетни, нарушение личного пространства и личных границ.
Даже когда мы стараемся просто сообщить другому новости о ком-то или рассказать нечто о себе, а вовсе не садимся от души "посплетничать", надо помнить, что, переходя из "уст в уста", информация начинает видоизменяться и приобретает совершенно другое звучание.
Давайте на примере посмотрим, как происходит видоизменение данной информации.
Игра «РОЖДЕНИЕ СЛУХА»
Цель: продемонстрировать учащимся, каким образом рождаются слухи, мифы и сплетни, и как их можно развеять.
Для этого упражнения 6 добровольцев выходят из класса и ждут, когда их пригласят. Пока добровольцы находятся за пределами класса, оставшимся учащимся объясняются правила игры, которые заключаются в том, что добровольцы будут заходить в класс по одному и прослушивать рассказ, который приготовил психолог, а затем пересказывать следующему добровольцу все то, что он запомнил. Участники не должны подсказывать добровольцу. Их задача будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче от одного человека к другому. Когда последний доброволец зайдет в класс и передаст полученную информацию, психолог снова для всех зачитывает текст, который был предложен классу в самом начале игры.
Текст
Жил да был в жаркой Африке ушастый Слоненок. И хотя Слоненок был совсем маленьким, он уже дружил с огромным Носорогом и волосатой Гориллой. Все втроем они плескались в грязных лужах, ели сочные бананы и грелись на африканском солнышке. Однажды, когда слоненок пил воду из речки, его схватил за хобот зубастый крокодил. Но на помощь ушастому Слоненку бросились огромный Носорог и волосатая Горилла. Носорог наступил крокодилу на лапу, а Горилла укусила его за хвост. Крокодил взвыл от боли и отпустил Слоненка. Так дружба победила зло и коварство.
Подведение итогов игры.
Обсуждение:
-
Какие чувства возникали при проведении упражнения?
-
На каком моменте произошел сбой информации?
-
Что изменилось после этого?
-
Сталкивались ли вы с подобными ситуациями в жизни?
-
Каковы последствия этого?
-
Что надо делать, чтобы избегать подобных ситуаций?
Стоит ли говорить, что чем длиннее цепочка пересказчиков того, что "мне сказала Наташа, которой сказала ее соседка, а та точно сама видела, что...", тем меньше истины в высказываниях, зачастую ее просто нет.
И, наконец, «я собеседник или сплетник»?
Все зависит от того, с какой стороны смотреть. Примерно так же, как если это наш-то "разведчик", а если не наш - то "шпион".
Процесс получения информации.
Забывание.
Этот процесс, конечно же, вносит наибольший вклад в процесс изменения информации. Мы забываем то, что не нашло в нас личного отклика, то, что не совсем понятно, и просто потому, что объем нашей памяти и внимания не так уж велик. Именно поэтому народная мудрость, что лучше тупой карандаш, чем острая память, - не теряет своей актуальности.
Искажение.
Это как отражение в кривом зеркале: и с оригиналом сходство есть, и все-таки уже совсем не то. Искажаем мы реальность под призмой личного опыта и мировоззрения.
Добавление.
Мы добавляем, как правило, что-либо от себя, чтобы усилить эмоциональный эффект на слушателя или снизить его. Особенно часто мы добавляем что-либо от себя, когда забываем информацию, но помним, что забыли что-то, и, пытаясь восполнить пробел, вставляем свое.
Для себя это можно понять таким образом. Если вы говорите что-либо не о себе, а о других людях, то хорошо было бы отдавать себе отчет, зачем вы сейчас это рассказываете.
-
От вашего рассказа образ того, о ком вы ведете речь, в глазах вашего собеседника укрепляется или разрушается?
-
А вообще, другому эта информация нужна?
-
Она имеет отношение к сути разговора?
-
Если нет - то это сплетни.
Источник:
http://subscribe.ru/
›
http://mudreishy.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Притча о сплетне
Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:
- Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?
- Подожди, - остановил его Наставник, - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.
- Три сита?
- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?
- Да нет, я просто слышал…
- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито - сито доброты.
Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
- Нет, напротив…
- Значит, продолжал Наставник, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито - сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?
- Нет, в этом нет никакой необходимости…
- Итак, заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.
Зачем тогда говорить это?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2