7


  • Учителю
  • Доклад «Нравственное воспитание учащихся во внеурочное время»

Доклад «Нравственное воспитание учащихся во внеурочное время»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Доклад «Нравственное воспитание учащихся во внеурочное время»


Духовный - ... все относимое к душе человека,

все умственные и нравственные силы его, ум и воля.

В.И. Даль «Толковый словарь»


Кто из нас не задавал себе вопрос: зачем я живу и что я есть среди людей? С ответа на него начинается самосознание, самоосмысление, самосовершенствование, самовыражение и еще много других само, - а, по сути, начинается самостояние.

Результатом может стать шаг вперед в том деле, за которое ты взялся. Шаг вперед для дела, для людей, для человечества, понимание окружающих и чувство общности с ними - по сути, шаг к сочувствию, сопереживанию, событию с другими.

Но результатом может стать и шаг к жизни без частички со. Каждый - сам за себя, каждый - сам по себе. Тогда открываются ворота для жестокости, садизма и т.д., и даже для радостей от унижения достоинства другого человека. Духовная инертность оказывается совсем не безобидной. Скудость интересов, нравственная неразвитость жаждут самовыражения, пожалуй, не меньше, чем яркость и широта увлечений и богатство души.

Духовная инертность - отнюдь не пассивная позиция. Она порождает людей с неразвитой, примитивной духовной жизнью. А на этом уровне обязательно формируется негативное отношение к другим людям. Неспособность сопереживать влечет за собой извращение лучших чувств, создает условия жизни, бесчувственной к радостям и горестям людей, тебя окружающих, без сопереживания животным и природе, без переживания радости собственного труда. Ничего не может быть опаснее неосознанного невежества! Формируя ребенка, мы не только формируем его, - мы создаем будущее. Мы, взрослые, сами далеко не всегда совершенны в своих отношениях к труду, к людям, к природе. Мы сами не всегда владеем пониманием счастья. А рядом дети. Культуру многих веков, представления о счастье дети воспринимают только через нас, взрослых. Ребенок улыбается матери - первая в жизни улыбка. Ребенок играет - первые в жизни игры. Ребенок стал школьником - первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки... первые радости и обиды. Все - первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребенок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовности ребенка.

За ребенка полную ответственность несут родители, учителя, воспитатели, которые, безусловно, должны знать, что нужно ребенку, что для него хорошо, а что плохо. У каждого человека процесс взросления протекает по-разному. У одних, благодаря «неустанным заботам» близких, золотое детство продолжается, чуть ли не до седин. У других осознанная необходимость заботиться и нести ответственность не только за себя ведет к более раннему взрослению. Специалисты определили средний возраст, лежащий между детством и молодостью, - 14-18 лет, обозначив его понятием «юношество». В литературе можно встретить такое определение: «Юность - ответственный период выбора человеком своего места в жизни, определения жизненного пути. Этот период характеризуется повышенной активностью и энергией в познании реального мира, жаждой романтики, дружбы, любви, устремленностью в будущее и в то же время нередко поверхностным отношением к настоящему, вследствие недостатка знаний и жизненного опыта. В юношеском возрасте формируется характер личности...»

Профессор психологии Д.М. Болдуин много лет посвятил духовному развитию человека. По мысли Болдуина, духовное развитие с социологической и этической точек зрения является результатом видов деятельности, в которые человека вовлекают воспитание, социальное сотрудничество и долг.

Окружающих людей ребенок разделяет на две группы:

  1. От которых он учится.

  2. На которых он упражняется.

В общении с первыми можно наблюдать кажущийся альтруизм, со вторыми - кажущийся эгоизм. К первым ребенок менее агрессивен, ко вторым - более.

В «Программе» А. Лазурского обозначены уровни выраженности свойств личности, что делает их изучение более конкретным и глубоким. В качестве «высших идейных чувствований» выделены четыре качества:

  • интеллектуальные;

  • эстетические;

  • нравственные;

  • религиозные;

При описании качеств личности в «Программе» просматриваются и некоторые пути их формирования: не поощряются обжорство, наклонность к злоупотреблению спиртными напитками, жадность, корыстолюбие, трусость, тщеславие, обидчивость, властолюбие, презрение к другим; положительно оцениваются любовь и внимание к семье, чуткость, деликатность чувство товарищества, стремление направлять свою деятельность на пользу общества, государства, человечества.

В последнее время большое распространение получают различные типологии. Из них наиболее известны: по типам темперамента; по типам телосложения; типология интроверсии и экстраверсии; по признакам доминирующей жизненной ценности (делящая людей на типы: теоретический, экономический, эстетический, общественный, политический, религиозный).

На рубеже второго-третьего тысячелетий вызревает новая система ценностей, новая картина мира, новое миропонимание. Появление нового всегда сложно, противоречиво. Рождается новый тип человека: свободного, эмансипированного, самодостаточного, творчески ориентированного, открытого, гуманного, способного к социокультурной интеграции. Рождается новая культура - культура доверия, культура участия. Рождается новая этика - этика ответственности перед будущим и другими. Путь развития национальных культур еще в начале ХХ века Н.А. Бердяев определил как движение к мировой культуре человечества. Он оценивал культуру личности как высшее состояние человеческого духа, «ядро жизни», а духовность - как основу свободы индивидуального развития человека.

Нравственное взросление детей проходит несколько стадий. Скорость прохождения детьми этапов нравственного развития зависит от уровня интеллекта, состояния общества, в котором они живут, и от принятых в нем традиций воспитания детей. Однако последовательность стадий не меняется. Развитие моральных суждений может быть ускорено обучением и тренировкой.

Ученые Йельского университета для выяснения вопроса о наличии связи между традициями воспитания детей и уровнем преступности проанализировали 48 общин. В результате были выявлены следующие ярко выраженные тенденции:

  • Общины, где родители были заботливы (отзывчивы на потребности ребенка, ласковы, не строги), отличались низким уровнем преступности.

  • Воровство было наиболее распространено в общинах, где для воспитания послушания, ответственности и самостоятельности применялись в основном методы наказания и строгости.

  • И воровство, и преступления против личности были весьма распространены там, где воспитание мальчиков было исключительно обязанностью матерей и где отсутствовала возможность возникновения тесных эмоциональных связей с отцами.

  • Преступления против личности были наиболее частыми в общинах, где детей грубо и неожиданно заставляли проявлять самостоятельность.

В нравственном развитии детей весьма значима «функция заботливости».

Дети более склонны подражать заботливому родителю, чем безразличному. Заботливый взрослый представляет образец для подражания в моральном плане: заботливый родитель предоставляет ребенку возможность видеть, как его поведение отражается на окружающих; любящий и заботливый родитель привлекателен для ребенка. Особо строгий стиль воспитания приводит к возникновению повышенной эмоциональности у ребенка, которая не способствует умственному осмыслению ребенком своих действий.

Любящий стиль дает ребенку возможность учиться и взрослеть с уверенностью в себе и гибкостью. При основанном на любви стиле поддержания дисциплины ребенок имеет возможность уловить дух того или иного морального принципа и иметь собственное суждение, а не слепо подчиняться принципу. Не слепая боязнь наказания, а тревога потерять хорошие отношения со взрослыми удерживает его от дурного поступка.

Человек - весьма агрессивное и разрушительное существо. Многие психологи считают агрессию врожденной. Человек, достигнув зрелости, не перестает быть агрессивным, но он учится контролировать себя. Какие оптимальные пути социализации агрессии существуют? Исследования в этой области показывают: родителями наименее агрессивных детей оказались те, чья позиция заключалась в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. Суровое наказание вызывает в ребенке враждебность, увеличивая агрессивность. Кроме того, склонный к применению наказания родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения, закрепляя его как норму. Строгость родителя может привести к удержанию ребенка от проявления агрессии в присутствии родителя, но вне дома ребенок ведет себя более агрессивно, чем дети, которые воспитываются иначе.

Средства массовой информации ежедневно обрушивают на нас яркие описания агрессивных ситуаций, явно выходящих за границы нормы. Вопрос, какое влияние оказывает постоянная демонстрация насилия на детей, несмотря на многочисленные исследования, остается не полностью решенным. Бесспорно одно: для тех, кто с трудом управляет своими агрессивными импульсами, постоянное соприкосновение с информацией о насилии не идет на пользу.

Приёмы организации работы с нравственными понятиями


Среди приемов активизации нравственного развития личности особое место занимают те, которые позволяют учителю организовать работу с нравственными понятиями.

для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. И здесь совместное обсуждение должно сочетаться с самостоятельной индивидуальной работой учащихся: записью, выделением данных понятий и относящихся к ним слов и т.д.


Поиск близких и противоположных понятий

Прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу предварительно сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Совместная работа с учениками может строиться двумя способами:

а) учитель предлагает каждому ученику самостоятельно подумать и записать в тетрадь понятия, близкие данному, затем каждый знакомит всех с результатами своей деятельности, и составляется общий ряд, анализируются смысловые оттенки, отличающие каждое понятие друг от друга;

б) совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению нравственных понятий, записывается на доске. Затем каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.

Так, для того чтобы подростки смогли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо выстроить и рассмотреть такой ряд понятий: «дружба» - «товарищество» - «приятельские отношения», осознать, что они обозначают, какие смысловые оттенки вкладываются в каждое из них.

В тех случаях, когда рассматриваются понятия, характеризующие личностные качества человека, глубокое проникновение в их сущность требует сравнительного анализа позитивных и негативных свойств. То есть после выделения близких понятий идет поиск противоположных по смыслу.

Так, на занятии по теме «Достоинство» мы совместно с учащимися выстроили ряд близких по значению понятий и записали их слева, затем провели черту и определили понятия, характеризующие, по мнению учащихся, отрицательные проявления тех же свойств и качеств в человеке.

достоинство эгоизм

гордость гордыня

самоуважение высокомерие

самолюбие самовлюбленность

честь тщеславие

Сравнительный анализ данных понятий помог ученикам осознать,

что позитивные человеческие качества и свойства способны перейти в

свою противоположность, если отсутствует чувство меры, гармония их с

другими нравственными качествам.


Выделение слов, выражающих смысл понятия

Для того, чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, можно предложить детям тексты, содержание которых позволит им совершить для себя открытие и по-новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков. Особое место среди таких источников занимает «Новый завет», содержащий множество мудрых мыслей и притч. Так, анализируя с подростками сущность такого явления, как «любовь». Организуем индивидуальную работу с помощью специально подготовленных карточек для каждого:

Прочитайте следующие выдержки из Библии. Подчеркните все слова, которые относятся к слову «любовь» и выражают ее сущность:

«Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится.

Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине.

Все покрывает, всему верит, всегда надеется, все переносит. Любовь никогда не уходит».


1. Я знаю людей, у которых нет идеалов, и они прекрасно живут.

2. Я не хочу быть повторением кого-либо, я индивид.


3. Он будет мне мешать. В жизни возникают ситуации, когда мне придется вступать в противоречие с идеалом.

1. Я знаю людей, которые живут еще лучше с идеалом. Идеал помогает 1. Я знаю людей, которые живут еще лучше с идеалом. Идеал помогает человеку не останавливаться на достигнутом.

2. Я не буду повторением, я возьму лучшее в нем и при этом останусь индивидуальностью.

3. Он будет сдерживать меня от многих необдуманных поступков, от того, о чем впоследствии я могу пожалеть.


Б



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал