7


  • Учителю
  • Игровая программа 'Детские забавы'

Игровая программа 'Детские забавы'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы «Крылатый»

городского округа Самара









Игровая программа «Детские забавы»

(для детей 8-12 лет)








Автор: Калинина Ирина Васильевна,

методист, педагог дополнительного

образования









Самара, 2014


Пояснительная записка

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности. Огромную роль в этом процессе играет ознакомление детей с народным творчеством своей Родины. Устное народное творчество и игровой фольклор дает ребёнку возможность разносторонне познать действительность, историю, национальные особенности труда и быта своего народа, его нравы, обычаи. Владение жанрами детского фольклора помогает разнообразить детское общение, делает его содержательным, эмоциональным. Приобретенные знания приучают к дисциплине (считалки в играх), вырабатывают выдержку (молчанки), учат управлять своими эмоциями (дразнилки, мирилки), осознаётся необходимость считаться с мнением других. Личность ребёнка развивается и формируется в деятельности. Игра является фундаментальной её основой. Через игру формируется детское художественно-образное мышление, творческая активность, самостоятельность. Игры достигают положительных результатов лишь тогда, когда исполняют главное свое назначение - доставляют детям удовольствие и радость. Поэтому цель программы «Детские забавы» - В игровой форме обобщить знания детей по устному народному творчеству, развить интерес к народному слову, познакомить с русскими народными играми. Данная программа разработана в Центре «Русский дом», апробирована на воспитанниках творческих объединений «Волжане», «Забава», «Разгуляй», а также используется в экскурсионной программе для школьников, посещающих музей «Русский дом».


Условия и особенности реализации программы

Желательно проведение программы в помещении, оформленном в русском народном стиле. Необходимо место для игр, стульчики для каждого участника. Музыкальное оформление представлено на CD- диске.


Сценарий игровой программы

«Детские забавы»

(для детей 8-12 лет)


Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Давно я по белому свету хожу, на людей гляжу, да себя показываю. И вот сегодня хочу я с вами посостязаться в знании русских народных сказок, пословиц, поговорок, и, конечно же, поиграть в самые веселые, любимые, самые увлекательные игры наших предков. Выйдете со мной на честный бой? Попробуете справиться с моими заданиями?

Предположительный ответ детей: Да!

Ведущий: А чтобы у нас получилось настоящее соревнование, предлагаю вам разделиться на две команды, и придумать название своей команде (придумывание названий). Итак, у нас сегодня команда ……, приветствует команду…………… . Внимание - «Разминка»!

Я по-очереди каждой команде буду называть первую часть пословицы, а вы должны её продолжить.

Делу время - потехе час

Любишь кататься - люби и саночки возить

Век живи - век учись

Когда я ем - я глух и нем

Семь раз отмерь - один раз отрежь

Два сапога - пара

Поспешишь - людей насмешишь

Большому кораблю - большое плавание

Если б да кабы - то во рту росли б грибы,

И тогда бы был не рот, а целый - огород

Сделал дело - гуляй смело

Не имей сто рублей - а имей сто друзей

Без труда - не выловишь и рыбку из пруда

(подводятся итоги)

Ведущий: Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Чужое место заняла?

В следующих пословицах одна буква неправильная, её надо заменить на правильную. Команды отгадывают по-очереди.

Два сапога - тара (пара)

Ус хорошо - а два лучше (ум)

Яйца куницу не учат (курицу)

Толочь в ступе соду (воду)

Первый клин комом (блин)

Сашу маслом не испортишь (кашу)

Крутиться, как булка в колесе (белка)

Терпенье и пруд - все перетрут (труд)

Не зная броду, не суйся в моду (воду)

У грача лечись, а у умного учись (врача)

Купить кита в мешке (кота)

Трус кормит, а лень портит (труд)

(подводятся итоги)

Ведущий: Пословицы мои вы отгадали, а сможете сыграть в мою любимую игру? Она называется «Раззява». Только, чур, не обижаться, лишь в игре так называться. Я приглашаю команду №1……… встать в круг, а ребят из команды №2…….. встать позади, за спины. (Один человек должен быть водящим, если детей четное количество, ведущий мероприятия становиться игроком). Водящий в центре круга. Первые номера, пока звучит музыка, подходят в центр к водящему, и танцуют вместе с ним, двигаясь по кругу. Вторые номера остаются на месте. Как только музыка прекращается, танцующие должны занять место за спиной любого стоящего человека (второго номера), а водящий должен постараться самым первым занять место за спиной. Нового водящего, оставшегося без пары, дразнят:

Раз, два, три,

Раззява ты!!!

Игра продолжается, и теперь, вторые номера становятся первыми, и танцуют вместе с водящим.

Ведущий: Одна игра не потеха,

Одна игра не выигрыш,

Научу я вас другой игре,

Она называется «У Дядюшки Трифона».

Вставайте все в один большой круг. Считалкой выбираем водящего. Он выходит из круга. В кругу выбирается другой водящий, который показывает различные движения, а все должны их повторить. При этом первый водящий, зайдя в круг, должен угадать с трёх попыток, за кем все повторяют. Первого водящего приглашают в круг такими словами:

У Дядюшки Трифона было семеро детей,

Семеро, семеро, семь сыновей.

Они не пили и не ели, все на дядюшку смотрели,

Делали вот так… (повторяют за ведущим движения)

Ведущий: Вот какие молодцы, все играли от души! Присаживайтесь по командам.

Далеко, далеко раскинулось царство, необъятное государство - страна сказок, чудес и волшебства. И я вас приглашаю посетить эту замечательную страну. Поскорее вспомнить русские народные сказки, и ответить на вопросы моей сказочной викторины-юморины. Вопросы для команд:


- В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента? («Каша из топора»)

- В какой сказке говорится про уникальное в своем роде спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз - поцелуй царевны и женитьба на ней?

(«Сивка-Бурка»)

- В какой сказке говорится про то, как заяц стал бомжем, а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью и лишь вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость?

(«Заячья избушка»)

- Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон

(Лягушка)

- Как называется русская народная сказка, в которой рассказывается история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?

(«Колобок»)

- Как называется деталь женского платья, в которую помещаются реки, озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды?

(«Рукава»)

- Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего со смеху при виде некачественно построенного моста.

(«Пузырь»)

- Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей?

(игла)

- Что является высочайшим достижением волшебного общепита?

(скатерть - самобранка)

- Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого. (Несмеяна)

Ведущий: А такие сказки вы знаете - Мои ошибки исправляйте, сказку дружно называйте.

Шурочка Ряба

Шар - птица

Полк и семеро козлят

Кособок

Медведь - лиловая нога

Кепка

К ошечка - хаврошечка

Сивка - мурка

Гусли - лебеди.

(подводятся итоги)

Ведущий: Эй, ребята, встаньте в круг.

Дай же руку другу друг,

Ведь игра опять зовёт

Нас в весёлых хоровод.

Игра «Гусь, гусь, утка!»:

Считалкой выбирается водящий, он идёт за кругом. Приговаривает, указывая на каждого участника:

"Гусь, гусь, гусь, утка" - "Утка" бежит за кругом в противоположную сторону от ведущего. Кто из них вперед прибежит на свободное место, тот и выиграл.


Ведущий: А напоследок вам игра - всем понравится она. Называется она «Моргалки»: Вставайте в круг, парами как в "Раззяве". Ведущий тот, кто без пары, он стоит также в кругу. Ребята, которые стоят впереди - первые номера, позади - вторые. Вторые номера опускают голову вниз, руки за спину. Как только они чувствуют, что первый номер от них убегает к моргающему ведущему, должны успеть, нисходя с места замаять первого. Кто остался без пары, тот ведущий.

Ведущий: (подводятся общие итоги - вывод - победила дружба!)

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой моя речь,

Говорю вам: «До свиданья,

До счастливых новых встреч!»

Список литературы

Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников.- М.: ТЦ Сфера, 2003. - 192 с.

Бесова М.А. Шутки, игры, песни, соберут нас вместе. - Ярославль: Академия развития, 2000. - 240 с.

Волина В.В. Этимологический словарь. М., 1994

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986.-79 с.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал