7


  • Учителю
  • Суб культура готов в современном обществе статья в книгу

Суб культура готов в современном обществе статья в книгу

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


Ценностные ориентации молодёжи на примере субкультуры готов

Г.А. Справникова (магистр 1 курс)

Научный руководитель:

Проблема ценностных ориентаций молодёжи в современном обществе остаётся неизменно актуальной на протяжении многих лет. Любому обществу присущ сложный процесс формирования ценностей и отношения к ним, особенно молодежи. На переломном этапе развития общества важно зафиксировать, и понять ценности молодых, увидеть, какие ценности сегодня разрушаются, а какие остаются. Как это происходит и насколько предопределены эти процессы? Означает ли это, что рушится мир ценностей вообще, или речь идет о временных явлениях? Ради чего сегодня живут молодые? Этими вопросами задаются миллионы людей и не только старшего поколения, но и совсем молодые члены нашего общества.

В современной переходной ситуации существенное внимание должно уделяться молодёжи как естественной среде формирования будущего и опоры государства. Современная молодёжь делает свой исторический выбор. От того какой ценностный потенциал будет сформирован, во многом зависит бедующее состояние общества.

Что же такое ценностные ориентации? Ценностные ориентации - это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Ценностные ориентации, эта главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.

Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обуславливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, противоречивость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности.

Основное содержание ценностных ориентаций - политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие постоянные привязанности человека, нравственные принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они действуют как на уровне сознания, так и на уровне подсознания, определяя направленность волевых усилий, внимания, интеллекта.

Современные изменения социального порядка в постсоветских обществах привели к серьезным трансформациям в жизнедеятельности социальных институтов, общественных структур, групп общества, субкультур. В сложившейся ситуации важен не только аспект содержательных изменений, происходящих в социуме, но и сам факт ломки старых устоев. Такие процессы не могут происходить безболезненно, не затрагивая сущностные, глубинные элементы человеческой природы и социального устройства.

В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность и ее результат - потребительское - эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

Ценностные ориентации - одно из важнейших образований в структуре сознания и самосознания человека, именно они отражают его характеристики как личности. В связи с этим внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса, проблем и основных тенденций развития молодежной субкультуры в современных условиях.

Молодежная субкультура - частичная, относительно когерентная система внутри общей системы культуры. Ее возникновение связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность - поиск социального статуса.

Молодежная субкультура требует сознательного отказа от системы традиционных ценностей и замены их контрценностями - свободой самовыражения, личной причастностью к новому стилю жизни, установкой на ликвидацию репрессивных и регламентирующих моментов человеческих взаимоотношений, полным доверием к спонтанным проявлениям чувств, фантазии, воображения, невербальным способам общения. Ее основной девиз - счастье человека, понимаемое как свобода от внешних условностей, добропорядочности. Личность, предлагаемая и проектируемая контркультурой, именно потому враждебно противостоит всякому нравственному запрету и моральному авторитету, что в ее психике еще не вполне сформировались механизмы ценностей нравственно-духовной ориентации в человеческом мире.

Готическая субкультура является относительно автономной внутрикультурной подсистемой, субъекты которой обладают самобытным образом и стилем жизни, набором ролей и системой ценностных ориентиров. Молодёжь относящая себя к готической субкультуре, осознаёт свою идентичность, а также имеет четкое представление о наборе необходимых атрибутов характерного представителя своей общности. То есть готическая субкультура обладает своими, отличными от общераспространенных, характеристиками, такими как определенный имидж представителей (одежда черного цвета, серебряные украшения ― символы жизни, смерти, хаоса, анархии), специфическое отношение к миру (скептический взгляд на события, критичность, склонность к философии, романтичность), стремление выразить свою индивидуальность, любовь к музыке «готической» направленности, интерес к «темному», мистике.

Основными ценностями, интересами готы признают увлечение музыкой, творчество, а также получение новых навыков, учебу, что доказывает индивидуализм, творческую, созидательную ориентацию представителей субкультуры, направленность на самоактуализацию, развитие.

Представителей этой субкультуры объединяет увлечение романтикой темного, особый взгляд на мир, но что самое важное ― индивидуальность. Весь образ гота построен на противопоставлении себя другим. Следовательно, важнейшими характеристиками готической субкультуры являются отчуждение и индивидуализм.

Готика - это чрезвычайно сложное культурное явление, главной основой которого изначально было противостояние властным структурам, воплощенным в государстве и его организациях. Эта субкультура противостоит всему массовому, «попсовому», навязанному, направленному на извлечение прибыли, стремясь создать свой собственный мир, лишенный того, что так неприятно представителям данной субкультуры.

В первую очередь это проявляется в музыке, которая характеризуется трудностью восприятия для обычного слушателя. Для готов в музыке важна эмоциональная глубина в принципе, а большинство современных музыкальных произведений не может этого предоставить, поскольку ориентирована она «на всех одновременно», и не может быть сложной.

Своими музыкальными произведениями готы нагнетают атмосферу социальной безысходности, духовной бесперспективности, что обуславливает, в свою очередь, распространение среди молодых людей настроений отчаяния и обреченности, которые не находят своего выражения в жизни простых людей.

Наиболее яркая черта современной готики, бросающийся в глаза необходимый атрибут ― тотально черный цвет одежды представителей данного объединения. Многие связывают черный цвет с общей мрачностью субкультуры, интересом к смерти, а значит, трауром. Однако, это не совсем так. Большое влияние на формирование готического имиджа оказала эстетика «темного», увлечение эпохой декаданса. Характерной чертой большинства готов является восприятие смерти в ином смысле. Готы используют соответствующий макияж (выбеленное лицо и темные тени) что является противопоставлением «жизни», своеобразная «анти-жизнь». Ни в коем случае не суицид, лишь жизнь в другом понимании, отличающемся от обыденного.

Из подобного противопоставления ценностей вытекают многие особенности готической субкультуры, зачастую пугающие обывателей. Однако, черный цвет в одежде выполняет немаловажную роль ― он является очередным средством противопоставления себя разноцветно-яркому обществу.

Таким образом, с одной стороны, молодежная субкультура культивирует протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но с другой стороны, именно она призваны способствовать адаптации молодежи к тому же обществу. Принадлежность к какой-либо группе значительно укрепляет социальные позиции человека, прибавляет ему уверенности, помогает найти своё место в мире и самосовершенствоваться.

Ценностные ориентации, можно сказать, являются сложным социально-психологическим феноменом, характеризующимся направленностью и содержанием активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций, имеет многоуровневую структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.

Список литературы:

1) Грошов, А.В. Неформалы кто есть кто? - М.: Просвещение, 1990. - 160 с.

2) Семенов, В.Е. Ценностные ориентиры современной молодежи. - М.: Москва, 2007. - 240 с.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал