- Учителю
- Психологическая подготовка военного музыканта к концертному выступлению».
Психологическая подготовка военного музыканта к концертному выступлению».
« Публичное выступление, как важный элемент формирования профессионального мастерства выпускника училища».
«Психологическая подготовка военного музыканта
к концертному выступлению».
</ Воспитание современного специалиста в области военно-музыкального образования включает в себя ряд важных компонентов, предполагает широкий спектр знаний, умений и навыков. Результат процесса подготовки военных музыкантов и формирования их профессионального мастерства в наиболее концентрированной форме проявляется в условиях публичных выступлений. Именно публичные выступления, готовят военных музыкантов к будущей профессиональной деятельности.
Психологическая подготовка является одной из наиболее важных составляющих всего процесса подготовки к концерту. Каждый исполнитель подвержен тем или иным негативным факторам воздействия на своё психологическое состояние во время подготовки и проведения концерта. Публичное выступление всегда является для суворовцев трудной, стрессовой ситуацией.
« Психологическая подготовка военного музыканта к концертному выступлению».
Для того чтобы психологически правильно подготовить суворовца к выступлению на сцене, необходимо знать, каково его эмоциональное состояние, положительно или отрицательно скажутся его переживания на качестве исполнения концертной программы. Интерес для педагога-психолога представляет не только состояние суворовца перед выступлением, но и за день, неделю, во время и после концерта, т.к. суворовец волнуется не только за качество исполнения концертных произведений, но и за то что произойдет после его выступления, как к этому отнесутся педагоги, окружающие.
Главная причина волнения - то высокое душевное напряжение, накал эмоций, сознание, что музыкант обязан сообщить людям, собравшимся его слушать, нечто важное, значительное, "подарить красоту". Необходимо внедрять в сознание учеников и закреплять там мысль, что такое волнение - хорошее, нужное волнение, и тот, кто к нему неспособен, кто выходит на сцену - тот вряд ли может стать настоящим артистом.
Волнение зачастую является фактором, препятствующим полноценному раскрытию возможностей исполнителя, поэтому необходимо искать пути к его преодолению или научиться направлять его на раскрытие музыкального образа. Для уменьшения степени волнения лучшим замещающим действием может быть только полное сосредоточение внимания на самом произведении. Исследования в области успешности публичного выступления показывают, что если музыкант полностью концентрируется на исполняемом музыкальном произведении, то качество игры значительно увеличивается по сравнению с тем, когда исполнитель думает о том, какое впечатление он произведет на публику. К. Станиславский говорил об узком и широком круге внимании актера, выходящего на сцену. Под узким вниманием он имел в виду направленность актера только на то, что он делает на сцене. Под широким - мысли о том, как он выглядит перед зрителями и что они скажут о его исполнении. В целях уменьшения волнения К. Станиславский советовал начинающим находиться в узком круге внимания, и тогда актер имеет все шансы хорошо стравиться с ролью. Современные исследования подтверждают рекомендацию К. Станиславского о необходимости думать в первую очередь об исполняемом, а не о реакции публики.
На сцене необходимо сосредоточиться, собраться, напомнить себе самые важные задачи, заполнить сознание представлением пьесы. Внутреннее спокойствие - необходимое условие творчества. Исполнитель должен быть убежден, что в предварительной работе им все продумано, услышано, технические трудности преодолены.
Большое значение для устранения чрезмерного волнения имеют частые выступления. Долгое время считалось, что единственный способ адаптироваться к психологически некомфортной сценической ситуации заключается только в регулярном выходе на сцену. Десятилетиями педагоги давали один и тот же совет: «Играйте больше при публике!». Но в последние десятилетия сценическое волнение стало предметом научного исследования, результаты которого показали: эстрадная выдержка поддается воспитанию. И методы эти разнообразны.
Основой психологически комфортного состояния на сцене является степень выученности произведения. Поэтому прежде, чем вынести произведение на концерт, необходимо проверить: соответствует ли оно критерию эстрадной готовности:
1. Умение сознательно управлять игрой.
2. Умение интерпретировать произведение в воображаемом звучании и в действии.
3. Исчезновение представлений о технических трудностях.
4. Появление импровизационной свободы.
5. Возможность эмоционального «проживания» своего исполнения и «слушательского» восприятия своей игры.
6. Способность регулировать психическое состояние (Л. Бочкарев).
Нередко причиной излишнего эстрадного волнения является боязнь играть наизусть. В большинстве случаев, особенно в студенческой среде это страх «нечистой совести». Сочинение либо недостаточно прочно выучено на память, либо выучено только перед концертом, и музыкант еще не успел в него «выграться». Поэтому крепкое, правильное и заблаговременное выучивание произведения на память, психологически грамотное поведение на сцене и знание свойств музыкальной памяти уменьшат эту боязнь.
Психика каждого музыканта, его одаренность сугубо индивидуальны, поэтому единого «рецепта» преодоления сценического волнения для всех нет и быть не может. Каждый исполнитель должен выработать свою систему психологической подготовки к концертному выступлению.
Вот несколько рекомендаций по подготовке к публичному выступлению:
♦ Примените систему эффективных упражнений для снятия напряжения. Научитесь расслабляться и успокаиваться.
♦ Потренируйтесь дома перед выступлением. Представьте себе любое состояние, в котором вы максимально спокойны и контролируете ситуацию. Вспомните какой-нибудь эпизод или ситуацию из своей жизни, когда продуманное и уверенное речевое поведение помогло вам решить важный вопрос или достойно выйти из острой ситуации. Вызовите это состояние в памяти и постарайтесь вызвать снова и снова. То же самое упражнение сделайте перед началом доклада.
♦ Сконцентрируйтесь на достижении положительной цели и ни одной-единственной мысли не расходуйте на прошлые неудачи.
♦ Не бойтесь заранее негативных последствий своего выступления. Выработайте правильное отношение к своим страхам. Твердо знайте: аудитория редко бывает враждебно настроенной. Вместо этого постарайтесь представить максимально неправдоподобную ситуацию, доведенную до абсурда: вас выгоняют из зала под свист окружающих, а в спину вам летит текст злополучного доклада. Поскольку этого точно не случится, вам уже станет легче. Остальное не так уж и страшно.
♦ Если волнение не проходит, постарайтесь выступить первым: чем меньше время ожидания, тем меньше страха.
♦ Представьте свой успех, внимательную аудиторию, улыбку на своем лице, себя, уверенно и убежденно говорящего. Сосредоточьтесь на том, чтобы выглядеть раскованно.
♦ Перед выступлением представьте, что вы уже закончили доклад и спускаетесь с трибуны, - вам станет спокойнее. Скажите себе: «Через двадцать минут все закончится». Вы почувствуете облегчение. Расслабьтесь, избегайте любого возбуждения. Не расходуйте энергию до выступления.
♦ Ознакомьтесь с помещением, где вам предстоит выступать. Необходимо знать заранее, будете ли вы выступать на сцене, у специального столика или просто среди публики.
♦ Если вы уверены в себе, то лучше выступать стоя, тогда доклад воспринимается более зрелищно и значительно. Но если контроль над собой дается вам с трудом, лучше присесть за стол: тело обретет твердую опору, а доклад примет немного камерный характер. Примите свободную, ненапряженную позу.
♦ Анализируйте своего предполагаемого собеседника или аудиторию. Чувствуйте его настроение. Определите, что ожидает от вас аудитория и что вы хотите до нее донести (предмет и цель выступления). Соотнесите отбираемую для разговора, выступления информацию с уже имеющейся в сознании собеседника, слушателей. Если почувствуете, что идет повторение, корректируйте речь, иначе она не будет вызывать интереса. Чем точнее вы составите информационно-социальный портрет собеседника, тем полнее будет взаимопонимание.
♦ Выясните, насколько продолжительная речь от вас ожидается. Уточните, будет ли после сообщения отведено время для ответов на вопросы слушателей и входит ли это время в общее время вашего выступления.
♦ Перед выступлением сосредоточьтесь. Определите конкретную тему сообщения, подберите информацию по интересующей вас проблеме, обработайте ее, обдумайте план выступления, основные положения и выводы.
♦ Выстраивайте свои идеи в логической последовательности, причем каждая мысль должна естественным образом вытекать из предыдущей и подчеркивать общий смысл речи.
♦ Строго придерживайтесь темы выступления. Речь должна быть как можно более короткой. Выражайте свои мысли простыми словами и короткими предложениями, чтобы текст речи был ясным, сжатым и соответствовал теме. Когда вы пишете речь, попробуйте произносить предложения вслух, чтобы проверить, как они звучат.
♦ Разделите свое выступление на три части: вступление, основная часть и заключение. В порядке важности первым идет вступление, вторым - заключение, а третьим - основная часть.
♦ Говорите о том, что волнует слушателей. Отбрасывайте материал, который не подходит для данной аудитории.
♦ Используйте в речи неожиданную и неизвестную слушателям информацию, а также факты, которые заставили бы аудиторию сопереживать, сочувствовать.
♦ Выбирайте яркие формулировки, которые заметно отличаются от привычного стиля (яркие сравнения, меткие словосочетания).
♦ При необходимости используйте ссылки на известных аудитории специалистов.
♦ Вовлекайте слушателей в обсуждение проблемы, обдумывание идей, предложений. Наиболее важные мысли выделяйте изменением темпа речи и тона голоса.
♦ Периодически используйте в речи выражения: «Обратите внимание на...», «Представьте себе, что...», «В прошлый раз мы пришли к выводу, что...».
♦ Чаще формулируйте вопросы, обращенные к слушателям. Лучше начинать вопросы словами «почему?», «в чем причина?», «согласны ли вы?».
♦ Используйте жесты для придания словам большей эмоциональности. Избегайте резких движений, суетливых взмахов руками и однообразия.
♦ Установите контакт глаз с дружелюбными лицами, и в те моменты, когда вам будет необходима моральная поддержка, взглядом обращайтесь именно к ним.
♦ Помните, что тон голоса иногда важнее, чем слова. Говорите эмоционально, даже если вы не хотите выразить больше, чем сказано словами. Никто не ждет от вас, чтобы вы драматически расцвечивали свое выступление, достаточно того, чтобы интонации, скорость и тон вашей речи соответствовали ее смыслу.
♦ Следует говорить достаточно громко, чтобы быть услышанным. Однако относительно негромкая речь, когда публика должна прислушиваться, чтобы уловить каждое ваше слово, может стать приемом, обеспечивающим максимальное внимание аудитории. Но не говорите слишком тихо - слушатели воспримут это как признак нервозности.
♦ Стремитесь излагать свои аргументы четко, сведя до минимума паузы и междометия («хм», «э-э-э»). Это сделает вашу речь более убедительной.
♦ Вам задали вопрос? Не впадайте в панику. На секунду расслабьтесь и скажите себе, что вы справитесь с ответом. Не стесняйтесь честно признать, что не знаете ответа на трудный или неуместный вопрос. Мягко выразите несогласие с ложным утверждением. В подходящее время прекратите прием вопросов - вежливо, но решительно, поблагодарив аудиторию улыбкой.
♦ Будьте восприимчивы к реакции на ваше выступление. Прислушивайтесь к мнению окружающих и вникайте в то, что они говорят.
♦ Окидывайте взглядом зал во время выступления. Полезно следить за тем, какое впечатление производит ваше сообщение. Слушатели пристально наблюдают за выступающим и, если они увлечены выступлением, непрерывно подают сигналы, показывающие это (кивки, междометия, легкие наклоны корпуса вперед и т.д.). Если вы почувствовали, что слушатели с каким-то положением не соглашаются, имеют уже сложившееся мнение, готовьтесь к тому, что ваши слова вызовут активную речевую обратную связь. Продумайте дополнительную аргументацию и излагайте эту информацию дискуссионно. Приводите примеры, аналогии, цитаты. Это облегчит слушателям понимание ваших слов. Следовательно, чтобы понять, как воспринимает информацию ваш собеседник(и), проявляйте проницательность: фиксируйте внешние признаки и делайте соответствующие выводы, корректируйте взаимодействие идостигайте того, к чему стремитесь.
♦ Практикуйтесь, но не в день своего выступления. Важно заранее отрепетировать свою речь, чтобы чувствовать себя уверенным в том, что совершенно освоили ее содержание. Отшлифуйте фразы, выделяя голосом смысловые акценты. Запишите речь на магнитофон. Самостоятельно и критически оцените выступление.
♦ Представьте себя слушателем своей же речи, взгляните как бы со стороны на излагаемый материал. И по каждому положению, факту, примеру придирчиво определяйте, что бы вы сами спросили у выступающего. Заранее заготовьте краткие ответы на прогнозируемые вопросы, реплики, суждения. На остальные отвечайте импровизированно или мотивированно уклонитесь от ответа. Держитесь спокойно, отвечайте лаконично и уверенно.
♦ Смелее отстаивайте свою точку зрения, вступайте в дискуссию, спор, но без ущерба изложению основного материала.
♦ Работайте над своей речью до тех пор, пока не будете убеждены в том, что речь хороша и вы знаете ее назубок. Репетируйте многократно.
♦ Планируйте, как вы будете выглядеть. Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал успеху.
Обратите внимание!
Уверенность в себе вырабатывается за счет успешного выполнения трудных задач.
Постарайтесь войти в роль уверенного человека, которыми вы восхищались или восхищаетесь теперь. Можно создать свободный образ идеального героя - такого, каким бы вы хотели быть в жизни. Представьте его ярко, вживитесь в его характер, привычки.
Отрабатывайте навыки публичного выступления последовательно. Начните с небольших, неформальных выступлений перед друзьями, постепенно обретая уверенность в себе, поднимая планку.
Не избегайте любой возможности публичного выступления и рассматривайте это как благоприятную возможность еще раз поупражняться. Помните, что наиболее преуспевшие ораторы и дикторы изучали искусство речи годами и, тем не менее, продолжали упражняться. В большинстве случаев хорошая речь - это не случайность, а результат большой работы и практики.