7


  • Учителю
  • Картотека игр на знакомство и адаптацию ребёнка в школе-1 класс

Картотека игр на знакомство и адаптацию ребёнка в школе-1 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТ. №55 ИМ.А.Г.КОРЖА









ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО И

АДАПТАЦИЮ В ШКОЛЕ

1- класс







Подготовила: практический психолог

Калашникова Н.Л.





Игра имеет развивающую, познавательную, развлекающую, диагностирующую, корректирующую и другие воспитательные функции. Одновременно, являясь феноменом традиционной культуры, она может служить одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы нравственно-эстетических, общечеловеческих ценностей.















«Лесная школа»

Эта игра моделирует типичные школьные ситуации, пригодна для обучения различным навыкам, в том числе арифметике (считать орешки, звёздочки, листочки и т.д.), и развивает произвольность поведения. Лучше, если есть возможность собрать небольшую группу из 2-3-4-х человек. Пригласите поучаствовать в игре соседских детей. Каждый из играющих представляет какое-нибудь животное, учитель (водящий) - мудрая Сова. Если Вы играете в первый раз, станьте сами Совой, или назначьте самого старшего ребёнка. Итак, звенит звонок, Сова влетает в класс и говорит:

- «Здравствуйте, дети! Меня зовут Сова - Большая Голова. На другие имена я не откликаюсь, а забудете меня - очень обижаюсь. А вас как зовут?»

Ученики отвечают хором, каждый «голосом» животного, которым он себя представил. Сова говорит:

- «Ой, какие смешные совята! А какие шумные! Я таких никогда не видела! Давайте договоримся так - кто захочет отвечать, поднимает лапу или крыло. Как тебя зовут, детка?» Продолжают знакомство, давая «звериное» приветствие.

Сова: - «Ой, какие вы разные! Ну что ж, всем надо учиться. Давайте сначала рассядемся поудобнее.

Игроки рассаживаются, соблюдая при этом отношения в животном мире. «А теперь давайте поговорим о самом главном слове - оно должно быть всем понятно. Это слово «мир». На каком языке мы будем его произносить? Давайте все выучим его. Теперь, если кто-то из вас будет обижать другого, давайте произнесём это волшебное слово».

Далее моделируются любые школьные предметы. Например, естествознание. Сова говорит:

- «Кто знает, сколько длится ночь?»

Белка:

- «Мы, белки, спим 5 часов».

Медведь:

- «А мы на 4 месяца впадаем в спячку!»

Сова:

- «А вот и неправильно! Что же такое ночь? Каждый знает, что ночь - это время, когда не спят, а приятно летать и охотиться. Какие странные совята! Ну а ты как думаешь? (обращается к тому, кто еще не отвечал - Зайцу, Волку и т.д.».

На более высоком уровне игры дети должны отвечать с позиции зверушки, роль которой они играют, но постепенно понимать, что «правильным» считается только ответ с позиции Совы. В спорах об истине дети могут обращаться к товарищам и апеллировать к мнению родителей (например, - «А мама сказала, что медвежатам ночью вредно бегать и охотиться!». Используйте вместо отметок призы - листочки, шишки, жёлуди (можно вырезанные из бумаги). Убедитесь, что дети умеют считать до 5 и понимают, какая отметка хорошая, а какая плохая. Игра «Лесная школа» - удобная и увлекательная форма для неназойливого сообщения знаний в первую очередь по предметам естественного цикла.

«Первоклассник»

В этой игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность. Игра может проводиться как в семье с одним ребёнком, так и с группой детей.

На столе у взрослого лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расчёска. После напоминания о том, что ребёнок скоро идёт в школу и будет сам собирать свои вещи, ему предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребёнок аккуратно сложит все нужные для учёбы вещи и закроет портфель.

Возможные модификации: если участвуют несколько детей, ввести элемент соревнования, если один ребёнок - считать до 5. И в заключение, для того, чтобы узнать, насколько ребёнок информирован о школьной жизни, предложите ему ответить на вопросы:

-Как обращаются к учительнице?

-Как привлечь к себе внимание на уроке, если нужно о чём-то спросить?

-Что такое урок?

-Как узнают, что время начинать урок?

-Что такое перемена?

-Для чего нужна перемена?

-Как в школе называется стол, за которым дети пишут?

-Что такое отметка?

-Какие отметки хорошие, а какие плохие?

-Что такое школьный дневник?

-Что такое каникулы?

Важно, чтобы ребёнок ответил принципиально верно, можно и без уточнений.



«Рисуем узоры»

А в эту игру можно играть и с одним ребёнком, и с группой детей.

Ребёнку даётся лист клетчатой бумаги. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем учиться рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого слушайте меня внимательно - я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду называть. Когда нарисуете одну, ждите, когда я назову следующую. Каждую линию начинайте там, где кончалась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните её в сторону. Сейчас вы показываете направо. А где левая рука? Молодцы.

Начинаем рисовать первый узор. Поставили карандаш, рисуем линию: одна клетка направо, одна клетка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вниз, одна налево, одна вниз, одна налево, одна вверх, одна налево, одна вверх. Что у нас получилось? Правильно, крестик».

Родители сами могут придумывать узоры, усложнив задание и включив в него движения карандашом вниз, вверх, вправо, влево на разное число клеточек (до трёх в одну сторону). После того, как ребёнок выполнит ваше задание, предложите ему самостоятельно продолжить этот узор.

















«Отгадай!»

Водящий ребёнок выходит из комнаты. Остальные договариваются, что они будут показывать, когда водящий вернётся. Вернувшись (по сигналу) водящий здоровается и спрашивает: «Что вы делали, пока меня не было?». Остальные участники игры по очереди жестами показывают, что они делали (подметали, рисовали, пили, ели, играли в мяч, копали, мыли руки, читали и т.д.). Выигрывает тот водящий, который быстрее и правильнее угадает, чем дети занимались в его отсутствие (дети могут ограничить его время на обдумывание - считать до 5, или до 10). Если водящий угадывает за это время, он получает приз - по его заданию дети изображают «живую» картинку без слов из сказки.

















«Пожалуйста!»

Все участники игры и ведущий становятся в круг. Ведущий показывает движения (физкультурные, танцевальные, шуточные). Он просит их повторить, обращаясь к одному из игроков по имени. Играющий ребёнок должен повторить движения ведущего только в том случае, если к просьбе добавляется слово «пожалуйста». Тот ребёнок, который ошибся, должен представить фант: выйдя на середину, выполнить задание (улыбнуться, попрыгать, спеть песенку, рассказать стишок и т.д.).

«Это - я»

Еще один вариант игры на знакомство для младшего возраста - игра «Это - я». Играющие становятся в круг. Ведущий находится в центре и называет два имени (кого-то из присутствующих детей), одно - мужское, другое - женское.

Игроки, чьи имена назвали, кричат: «Это - я» - и меняются местами. Задача ведущего - занять освободившееся место. Тот, кто не успел занять свободное место, становится ведущим.





«Откроем сердце друг другу»

Каждый игрок получает жетон в форме сердечка, на котором он пишет свое имя. Ведущий идет со шляпой по кругу. Игроки громко называют свои имена и опускают сердечко в шляпу. Задача игроков: вытащить из шляпы сердечко, прочитать имя и отдать его хозяину.









«Имя и фрукт»

Игра на знакомство, но в любом случае забавная. Все сидят в кругу. Первый игрок представляется (например, Миша) и называет свой любимый фрукт на первую букву своего имени ("Меня зовут Миша, я люблю мандарины"). Его сосед повторяет-"Миша любит мандарины" и также представляется и говорит свой любимый фрукт, и т.д. по кругу, пока все друг друга не запомнят.

«Давай-ка познакомимся»

Дети становятся в круг. Ведущий начинает игру словами: «Ты скорее поспеши. Как зовут тебя, скажи...», бросая при этом мяч одному из игроков. Тот ловит мяч, называет свое имя, потом он бросает мяч другому игроку, при этом снова произносятся слова: «Как зовут тебя, скажи ...» и т.д.







«Хоровод знакомства»

Все дети взявшись за руки водят хоровод со словами:

«Мы по кругу ходим, ходим,

Познакомиться хотим,

Стоят лишь те, кого зовут... (Сережи),

Ну, а мы с вами - сидим».

После этих слов дети, чье имя было названо, остаются стоять, а остальные приседают. Далее игра продолжается.

«Воробей»

Все дети становятся в круг. Внутри круга стоит ведущий. Дети скачут на одной ноге по кругу в одном направлении, а ведущий внутри круга в другом направлении, и при этом приговаривает: «Скачет, скачет воробей-бей-бей,

Собирает всех друзей - зей - зей,

Много, много разных нас-нас-нас,

Выйдут...(Леночки) сейчас-час-час».

Названные дети входят в круг, берут ведущего за руку и игра повторяется пока не будут названы имена всех детей.

«Мячик»

Ведущий держит в руках мяч и говорит:

«Разноцветный мячик

По дорожке скачет

По дорожке по тропинке

От березки до осинки

От осинки-поворот,

Прямо к ...(Ире) в огород!»

С последними словами вожатый бросает мяч вверх. Дети чье имя было названо, должны поймать мячик. Тот, кто поймал мяч, делает следующий бросок. Если названо имя, ребенка с которым нет, то мяч ловит ведущий и он делает следующий бросок.

«Веселые задания»

«Слушай, смейся выполняй,

Имена запоминай»

с этими словами ведущий дает задание детям.

Саши взяли Марин за руки и станцевали.

Лены спели песню «В лесу родилась елочка».

Леши взяли Тань за левую руку и попрыгали.

Светы - наперегонки бегут к корпусу и т.д.

«Теремок»

К ведущему подходит первый игрок и спрашивает:

«Кто в теремочке живет?

Кто в невысоком живет?

Я ... (Ирочка) А ты кто?

Я ... (Сашенька)».

К ним подходит второй игрок и диалог повторяется.













«Здравствуйте»

Игроки становятся в круг, плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из игроков. Водящий и игрок, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки, говорят «Здравствуйте!» а называют свои имена. Потом бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал