7


Игра Дорога в 5й класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Игра

«Дорога в пятый класс»





Проводить эту игру можно с учащимися четвертых классов в конце учебного года. В ней хорошо выявляется уровень психологической готовности детей 9-10 лет к переходу в среднюю школу. Эта; готовность проявляется в следующих позициях.

</ - сформированность учебной мотивации;



- новое отношение к школе как к среде жизнедеятельности и системе значимых отношений;



- умение занять ответственную позицию школьника;



- социальная зрелость; конструктивность во взаимоотношениях со сверстниками.





ХОД ИГРЫ



Приглашение в дорогу



Ведущий заходит в класс и приглашает детей вместе с педагогами пройти в кабинет психолога.



Ведущий предлагает ребятам сесть на стулья, расставленные большим полукругом. На стенде перед ними прикреплен лист ватмана, на котором большими красочными буквами написано «Дорога в пятый класс» и что-то необычное и непонятное нарисовано снизу.



Ведущий. Сегодня нам предстоит собраться с вами в дорогу. Как выдумаете куда? ...



Ведущий. Что обычно люди берут с собой в дорогу? (Чемодан, карту и т.д.;)



Посмотрите на карту нашей дороги в пятый класс. На карте мы поместим ваши ожидания и те качества, которые есть у вашего класса и которые понадобятся вам в средней школе.



Давайте: сегодня соберем чемодан вашего класса для этого надо решить, что мы возьмем с собой в дорогу. Что должно быть у учеников пятого класса, чтобы им жилось интересно и весело?



Дети активно называют различные качества, а ведущий фиксирует их на стенде. Ребята ожидают от пятого- класса добрых учителей, хороших оценок, интересной школьной жизни, новых одноклассников и дружного коллектива.



Ведущий: Вы назвали много разных вещей, которые вам понадобятся в пятом классе, но среди них есть самые важные. Сейчас мы будем выяснять, же это?

Вам предстоит пройти через испытания. Если вы с ними справитесь и сумеете понять, какие качества вам помогали, то значит, эти качества есть у вашего класса. За каждое пройденное испытание вы получите паззлы, на которых будет написано то качество, которое вам помогал. В конце игры из набранных паззлов надо будет сложить предмет, который станет символом вашего класса.



ИГРА-РАЗМИНКА «ЗООПАРК»

Ведущий. Сейчас каждый получит лист бумаги, на котором написано название животного. По моей команде «Начали!» будете изображать при помощи жестов и звуков то животное, название которого написано на вашем листе. Задача каждого участника найти того одноклассника, который изображает такое же животное: Нужно встать рядом с ним. Разговаривать во время игры нельзя.



Ведущий и его помощники быстро раздают всем ребятам маленькие сложенные листочки. В течение минуты каждый из детей решает, как он будет изображать свое животное.



Ведущий. А теперь представьте, что ваши животные первый раз "встретились в лесу; Каждый из них решил что-то рассказать о себе, и сейчас вам нужно немного пообщаться в парах, Ваша задача - постараться узнать, как можно больше о другом животном. Помните, что животные общаются друг с другом т зверином языке, то есть при помощи звуков и жестов.



Участники в парах по очереди при помощи жестов и звуков рассказывают о своем животном.



После того как животные рассказали друг другу о себе, ведущий проводит небольшое обсуждение в каждой паре. Что же каждому удалось узнать о своем сородиче?



Ведущий. Вот мы с вами немного поиграли, вы все пообщались и настроились на наше занятие. Теперь настало время вашему классу попытаться пройти через испытания

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ игра «МАШИНКИ»

Ведущий. Сегодня у вашего класса есть уникальная возможность поиграть с машинкой из будущего. Она управляется при помощи голоса хозяина. Что он ей говорит, то она и делает.



Сейчас мы проведем конкурс на лучшего хозяина машинки. Задача хозяина - четко говорить, что нужно делать его машинке, бережно относиться к ней, стараться, чтобы с его машинкой ничего не случилось. В свою очередь машинка должна внимательно слушать хозяина и четко выполнять его команды.



Для того чтобы выяснить, кто в паре будет хозяином, а кто машинкой, проведем жеребьевку. Во время игры каждый сначала побывает в одной роли, а затем в другой.



Мой помощник будет помечать на листе бумаги каждое столкновение машины с предметом. Выигрывает тот хозяин, чья машинка сумеет без аварий проехать весь путь.



Каждая пара быстро решает, кто будет ее представителем, и тот отправляется тянуть жребий.



Ведущий и его помощники подготавливают помещение к игре, расставив в хаотичном порядке стулья в центре зала.



Теперь наступил самый главный момент. Первым двум парам надо попытаться справиться с заданием. Дети выходят и встают друг против друга так, что их отделяет площадь, заставленная стульями, то есть дорога. Ведущий завязывает глаза ребятам, которые играют роль машинок.



В тот же момент в зале устанавливается тишина. Все дети, которые просто сидят на стульях, молчат.



В конце игры ведущий задает вопрос классу и взрослым: «Как вы думаете, кто же оказался лучшим хозяином машины? Почему? Дети и взрослые по очереди высказывают свое мнение.



Ведущий. Какое же качество всем помогало справиться с этим заданием? -



Дети в основном называют такие качества, как умение слушать и выполнять задание, умение ориентироваться в пространстве и взаимопонимание.



Ведущий. Вы сумели правильно назвать одно из важных качеств - взаимопонимание, поэтому, ваш класс получает первый паззл, на котором написано это качество. Решите, пожалуйста, кто из вашего класса станет хранителем этого паззла.



Дети совещаются и доверяют этот паззл одному из учащихся.





ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ - игра «ИЗОБРАЗИ ФРАЗУ»



Ведущий. Для этой игры нам надо выбрать на роль ведущих трех сообразительных и артистичных ребят. На обсуждение вам дастся одна минута.



Ведущий. Сейчас я буду показывать ведущим карточки, на которых написаны разные фразы. Задача ведущих - передать при помощи различных жестов или звуков смысл этой фразы так, чтобы вы сумели ее понять и назвать. Каждому ведущему предстоит «изобразит» три фразы. Если ведущему не удастся передать смысл фразы, тогда он имеет право попросить помощи у другого ведущего.



В игре используются следующие фразы: встреча гостей; решение задачи; прогулка в парке; занятие спортом; чтение интересной книги; игра на компьютере; укладывание чемодана; игра на музыкальных инструментах; просмотр телепередач.



Ведущий. Как вы думаете, какое качество помогало вам справиться с заданиями этой игры? Ребята отмечают, что - это сообразительность и смекалка.



Ведущий: Вы правильно назвали еще одно важное качество - смекалку, поэтому получает второй паззл. на котором написано это качество. Решите, кто будет беречь паззл до конца нашей игры.





ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ - игра «ПЕРЕПРАВА»

Ведущий. В нашей следующей игре вам нужно, используя различные способы, перебраться с одной половины зала на другую. Вам дается две минуты на обсуждение возможных способов переправы. Помните о том, что эти способы у всех должны быть 'разными. Если хотя бы двое ребят будут переправляться одинаковым способом, то все участники игры должны будут вернуться на исходное место и игра начнется заново.



Ребята выстраиваются в одну шеренгу в правой части зала. Ведущий говорит, что сигналом к началу игры будет служить музыка. Звучит легкая, веселая мелодия, и все дети начинают передвигаться к противоположной стороне зала.



Ведущий. Как вы думаете, какое качество вам помогло в этой игре? Ответы ребят сводятся к тому, что им помогали дружба, взаимопонимание, находчивость и оригинальность.



Ведущий: Вы верно сказали, что справится с этим заданием вам помогла дружба, а также ваши оригинальные предложения, поэтому вы получаете-третий паззл - дружба и оригинальность. Выберите, пожалуйста его хранителя.



Дети сообща выбирают третьего хранителя.





ЧЕТВЕРТОЕ ИСПЫТАНИЕ игра «ВОПРОС-ОТВЕТ»

Ведущий. Вам предлагается в течение пяти минут отгадать шесть загадок. Отвечать надо быстро. Если вы не знаете отгадки, то говорите: «Дальше». За каждый правильный ответ начисляется один балл. Ваша главная задача - набрать наибольшее количество баллов.



Вам будут предложены загадки, для отгадывания которых надо переставлять букву в слове так, чтобы получилось новое слово. Давайте разберем одну такую загадку.



Легко дыша в моей тени. Меня ты летом часто хвалишь. Но буквы переставь мои - И целый лес ты мною свалишь. (Липа-пила)



В этой игре были использованы загадки из сборника «Кроссворды».



Вдоль по проволоке мчусь



Ночи я и дни,



А с конца меня прочтут



- Тигру я сродни.



{Ток-кот)



Лежу я на земле.



Прибитая к железу.



Но буквы переставь



- В кастрюлю я полезу.



{Шпала-лапша)



Известное я блюдо.



Когда прибавишь «м»,



Лететь, жужжать я буду,



Надоедая всем .



(Уха-муха)



Географию со мной



Изучают в школе дети,



Дай порядок букв иной



- И найдешь меня в буфете.



(Атлас-салат)



Я - дерево в родной стране,



Найдешь в лесах меня ты всюду,



Но слоги переставь во мне



- И воду подавать я буду.



(Сосна-насос)



Мы резким голосом кричим



И ковыляем так комично,



Но вставь нам «л» - и зазвучим



Тогда довольно мелодично.



(Гуси-гусли)





В ходе игры ведущий зачитывает загадки, а дети говорят отгадки.



Ведущий. Посчитайте, пожалуйста, самостоятельно, сколько вам удалось набрать баллов в этой игре?

Ведущий. Вы совершенно правильно сказали, что вам удалось набрать в этой игре шесть баллов. Это очень хороший результат.





Ведущий. Кто из вас может назвать качество, которое помогало вам в этой игре?

Дети высказывают свои предположения: умение думать, мыслить логически, находчивость.



Ведущий. Совершенно верно вы заметили, что справиться с этой игрой вам помогала ваша находчивость. Получите еще один паззл «находчивость» и выберите его хранителя.





СЕРЬЕЗНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ



Ведущий. У нас с вами остались пустыми еще два места для паззлов. Подумайте и скажите, какие еще два качества понадобятся вам в пятом классе. На обсуждение дается три минуты.



Ученики встают в круг, и начинается обсуждение.





ПЯТОЕ ИСПЫТАНИЕ - игра «РАСШИФРУЙ»



Ведущий. Сейчас ваш класс получит карточки, на которых написаны буквы. Ваша задача - в течение двух минут составить из этих букв слово, которое обозначало человеческое качество.



Класс получает набор карточек с буквами б, т, ь, а, л, о, з, ю, н, е, л, с, н, о, ь, т, и приступает к работе.



Ведущий хвалит детей за то, что они правильно выполнили задание и просит написать на чистом паззле это качество. (любознательность)





КОММЕНТАРИИ К ИГРЕ



Далее ведущий сообщает, что класс сумел набрать достаточно много паззлов с названием важных качеств, которые необходимо взять с собой в пятый класс. Теперь же нужно из этих паззлов сложить символ класса.



Дети приступают к выполнению заданий.



Ведущий. Как вы думаете, что вам удалось сложить?

Ребята отвечают, что это похоже на открытую книгу.



Ведущий. Это действительно открытая книга. И сегодня мы с вами поняли, что символом вашего класса является открытая книга. Сегодня мы также сумели прочитать несколько страниц из этой книги. Cmaлo ясно, что ваш класс - дружный, находчивый, сообразительный, старательный, оригинальный.



Впереди у вас средняя и старшая школа, и эта книга постепенно будет пополняться новыми важными качествами, которые вы будете приобретать во время вашей школьной жизни.



Я предлагаю вам поместить ниши книги на карту с названием тех качеств, которые есть у вашего класса и которые вы возьмете с собой в дорогу в пятый класс.





ВТОРАЯ ЧАСТЬ



Ведущий напоминает, что происходило в первой части.



После проведенной рефлексии ведущий предлагает продолжить обсуждение темы «Переход из начального звена в среднее». На доске вновь появляется карта класса с изображением открытой книги и написанными на ней важными качествами. Рядом вывешен чистый лист ватмана.





УПРАЖНЕНИЕ



Ведущий включает спокойную, расслабляющую музыку и предлагает ученикам занять удобное положение за партами.



Ведущий. А сейчас давайте немного пофантазируем о том, что вас ждет в пятом классе. Закройте глаза, сядьте поудобнее и попытайтесь представить себе то, о чем я буду говорить.



Вы пришли 1 сентября в школу в пятый класс. Попытайтесь представить, как вы выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь. А теперь вы сидите на уроке. Что происходит в классе? Приглядитесь, кто из учителей ведет уроки и о чем вас спрашивают. Что от вас требуют? Способны ли вы выполнить тс требования, которые вам предъявляет? Попытайтесь найти в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно. Представьте теперь взрослых, с которыми вам было бы приятно, спокойно и интересно общаться.



А теперь мы возвращаемся обратно, в настоящее, в четвертый класс. Я считаю до пяти. На счет «пять» вы медленно открываете глаза и оказываетесь в нашем классе.



После релаксации ведущий предлагает детям по желанию рассказать, что им удалось представить.



После недолгого обсуждения ведущий предлагает классу нарисовать себя в настоящем и в будущем (в пятом классе). Каждый рисует на своем листке.



Рядом со вторым рисунком нужно было написать, каким каждый себя представляет в пятом классе, что в нем изменится. Ведущий просит детей, чтобы они обращали внимание не только на внешние изменения, но и на внутренние.



Музыка прекращается - значит, отведенное для рисования время закончилось.



Дети по желанию рассказывают, какими они себя нарисовали в настоящем и будущем, какие изменения произойдут с ними в среднем звене. Во время рассказа ведущий уточняет у ребенка, чего он ждет от себя в пятом классе. Эти ожидания ведущий просит записать около своих рисунков.



Ведущий. Посмотрите внимательно на карту. Вы имеете уникальную возможность увидеть, какими вы хотите стать. Оправдаются ли ваши ожидания, вы узнаете, когда будете учиться в пятом классе. Но у вашего класса есть такие качества, которые должны помочь вам жить интересной школьной жизнью в среднем звене.





В результате проведения таких игр удается получить дополнительный диагностический материал, который может в дальнейшем использоваться психологом на психолого-педагогическом консилиуме и при планировании психологической работы с классом







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал