- Учителю
- Коррекционные и развивающие упражнения на развитие мышления.
Коррекционные и развивающие упражнения на развитие мышления.
Коррекционные и развивающие упражнения на развитие мышления.
-
Игра " Упражнения для развития мышления №1"
Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и повторить полученную фразу целиком.
-
Моряк увидел далекий остров, так взял в руки (лупу, бинокль, очки).
-
Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить).
-
Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).
-
Машина не смогла двигаться дальше, так как у неё сломалось (зеркало, багажник, руль).
-
Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).
-
Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.
-
Игра " Упражнения для развития мышления №2"
Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.
-
Цвет:
Цыплёнок, лимон, василёк.
Огурец, морковь, трава.
Халат врача, помидор, снег.
-
Форма:
Телевизор, книга, колесо.
Косынка, арбуз, палатка.
-
Величина:
Бегемот, муравей, слон.
Дом, карандаш, ложка.
-
Материал:
Банка, кастрюля, стакан.
Альбом, тетрадь, ручка.
-
Вкус:
Конфета, картошка, варенье.
Торт, селёдка, мороженое.
-
Вес:
Вата, гиря, штанга.
Мясорубка, перышко, гантели.
-
Игра " Упражнения для развития мышления №3"
Цель: К указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка - часы, колесо - ? Стрелка - это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо - часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.
-
Стрелка - часы, колесо -
-
Колесо - круг, ковёр -
-
Белка - дупло, медведь -
-
Кофта - шерсть, шуба -
-
Магазин - продавец, больница -
-
Рыба - река, птица -
-
Ваза - стекло, кастрюля-
-
Молоко - масло, мясо -
-
Коза - капуста, белка -
-
Лошадь - сено, кошка -
-
Чай - печенье, суп -
-
Стул - спинка, корабль -
-
Ракета - космос, самолёт -
-
День - обед, вечер -
-
Инструмент - работа, кукла -
-
Охотник - ружьё, рыбак -
-
Слово - буква, дом -
-
Ногти - ножницы, борода -
-
Дождь - сырость, жара -
-
Лес - деревья, поле -
-
Лиса - хитрость, заяц -
-
Палец - кольцо, ухо -
-
Лимон - кислота, конфета -
-
Школа - ученик, больница -
-
Вулкан - извержение, река -
-
Задача - решение, вопрос -
-
Писатель - книга, скульптор -
-
Море - капля, толпа -
-
Автомобиль - дорога, поезд -
-
Поезд - станция, самолёт -
-
Цветок - бутон, листок -
-
«Прекрасное далеко».
-
Цель: развитие воображения, изобразительных навыков, активизация мышления и речи.
-
Оборудование: лист бумаги и карандаши.
-
Ход игры: - Ребята, никто из нас не может знать, что нас ждет в будущем. Я имею в виду то далекое будущее, которое наступит лет через 100 или 200. давайте выступим в роли писателей-фантастов и придумаем описание и рисунок. Вы можете нарисовать автомобиль будущего или дом, в котором будут жить люди в будущем. Также можете нарисовать космический корабль, фантастический пейзаж или другую планету, которую предстоит открыть в будущем.
-
По окончании работы дети рассказывают о своих работах.
-
Упражнение: "Соотношение понятий".
-
Изготовьте картинки, на которых было бы четыре стадии развития ветки - от голой зимой до осыпанной ягодами (плодами) осенью.
-
-
Расположите перед ребенком эти картинки в произвольном порядке и попросите его определить порядок размещения картинок по смыслу.
-
Если для ребенка это задание является трудным, начните с более легкого: пять кружков, увеличивающихся на каждой картинке по размеру.
-
Или еще вариант: пять квадратиков, которые следует разместить в обратном порядке - от самого большого до самого маленького.
-
По аналогии придумайте еще упражнения, которые развивают у ребенка умение соотносить понятия, образовывать аналогии.
-
Упражнение на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков "Найди лишнюю картинку".
-
Подберите серию картинок, среди которых каждые три картинки можно объединить в группу по общему признаку, а четвертая - лишняя.
-
Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите одну лишнюю убрать. Спросите: "Почему ты так думаешь? Чем похожи те картинки, которые ты оставил?"
-
Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы). Если вы видите, что ребенку трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ним, подбирая другие серии подобных картинок. Помимо картинок можно использовать и предметы. Главное, заинтересовать ребенка игровой формой задания.
-
Упражнение на развитие гибкости ума и словарного запаса.
-
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
-
1) Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина...).
-
2) Назови слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...).
-
3) Назови слова, обозначающие зверей.
-
4) Назови слова, обозначающие домашних животных.
-
5) Назови слова, обозначающие наземный транспорт.
-
6) Назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
-
7) Назови слова, обозначающие водный транспорт.
-
8) Назови слова, обозначающие овощи.
-
9) Назови слова, обозначающие фрукты.
-
Игра "Как это можно использовать".
-
Предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.
-
Например, вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т. д.
-
Игра "Говори наоборот".
-
А) Выучите с ребенком стихотворение:
-
Скажу я слово "высоко",
-
А ты ответишь - ("низко"),
-
Скажу я слово "далеко",
-
А ты ответишь - ("близко"),
-
Скажу тебе я слово "трус",
-
Ответишь ты - ("храбрец"),
-
Теперь "начало" я скажу,
-
Ну, отвечай - ("конец").
-
Б) Предложите ребенку игру: "Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой - маленький". Можно использовать следующие пары слов:
-
веселый - грустный
-
быстрый - медленный
-
красивый - безобразный
-
пустой - полный
-
худой - толстый
-
умный - глупый
-
трудолюбивый - ленивый
-
тяжелый - легкий
-
трусливый - храбрый
-
белый - черный
-
твердый - мягкий
-
шершавый - гладкий
-
и т. д.
-
Эта игра способствует расширению кругозора и сообразительности ребенка.
-
Игра "Бывает - не бывает".
-
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч ловить не нужно.
-
Например, вы говорите: "Кошка варит кашу", и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее.
-
Ситуации можно предлагать разные:
-
Папа ушел на работу.
-
Поезд летит по небу.
-
Кошка хочет есть.
-
Человек вьет гнездо.
-
Почтальон принес письмо.
-
Зайчик пошел в школу.
-
Яблоко соленое.
-
Бегемот залез на дерево.
-
Шапочка резиновая.
-
Дом пошел гулять.
-
Туфли стеклянные.
-
На березе выросли шишки.
-
Волк бродит по лесу.
-
Волк сидит на дереве.
-
В кастрюле варится чашка.
-
Кошка гуляет по крыше.
-
Собака гуляет по крыше.
-
Лодка плывет по небу.
-
Девочка рисует домик.
-
Домик рисует девочку.
-
Ночью светит солнце.
-
Зимой идет снег.
-
Зимой гремит гром.
-
Рыба поет песни.
-
Корова жует траву.
-
Мальчик виляет хвостом.
-
Хвост бежит за собакой.
-
Кошка бежит за мышкой.
-
Петух играет на скрипке.
-
Ветер качает деревья.
-
Деревья водят хоровод.
-
Писатели пишут книги.
-
Строитель строит дом.
-
Водитель ведет троллейбус.
-
Игра "Угадай". Загадываете ребенку загадки.
-
Днем спит,
-
ночью летает,
-
прохожих пугает.
-
Ответ: филин, сова
-
Ты возьми особый глаз,
-
Быстро взглянет он на вас,
-
И появится на свет
-
Самый точный ваш портрет.
-
Ответ: фотоаппарат
-
Хвостком виляет,
-
Зубаста, а не лает.
-
Ответ: щука
-
В нашей кухне целый год
-
Дед Мороз в шкафу живет.
-
Ответ: холодильник
-
В брюхе баня,
-
В носу - решето,
-
На голове - пуговица,
-
Одна рука,
-
Да и та на спине.
-
Ответ: чайник
-
Один пьет,
-
Другой льет,
-
Третий растёт.
-
Ответ: дождь, земля, растение.
-
Игра "Найди пару".
-
На рисунке нарисованы носки.
-
Ребенку дается задание: "Найди пару каждому носку".
-
~ 7 ~