7


  • Учителю
  • Материалы к родительскому собранию для начальной школы (1-4 классы) по теме «Учение с увлечением (советы школьного психолога)» (по материалам книги С. Л. Соловейчик «Учение с увлечением»)

Материалы к родительскому собранию для начальной школы (1-4 классы) по теме «Учение с увлечением (советы школьного психолога)» (по материалам книги С. Л. Соловейчик «Учение с увлечением»)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: В настоящее время многие школьники часто жалуются, что учиться им скучно и неинтересно, что тем более удивительно, зная какие красочные и богатые по содержанию и оформлению учебники сейчас в школах, а учителя не успевают посещать разнообразные курсы повышения квалифик
предварительный просмотр материала

Материалы к родительскому собранию

для начальной школы (1-4 классы)

по теме

«Учение с увлечением (советы школьного психолога)»

(по материалам книги С. Л. Соловейчик «Учение с увлечением»)

6.04.2010

Подготовила педагог-психолог Богачева Т.А.

В настоящее время многие школьники часто жалуются, что учиться им скучно и неинтересно, что тем более удивительно, зная какие красочные и богатые по содержанию и оформлению учебники сейчас в школах, а учителя не успевают посещать разнообразные курсы повышения квалификации для овладения новейшими методиками преподавания предметов. Находятся многочисленные оправдания и внешние причины, но при этом упускается один очень важный момент - увлеченность учением - это внутреннее состояние, которым человек может управлять! Когда человек говорит «я ничего не могу с собой поделать», на самом деле он подразумевает, что «я просто не хочу прикладывать усилия, чтобы решить эту проблему», поскольку человек обладает огромными ресурсами и возможностями саморегуляции, позволяющими изменять его настроение, состояние и даже способности выполнять то или иное действие! Именно об этих ресурсах - желаниях, воображении, силе воли, действенности привычек - сегодня пойдет речь.

Но прежде всего, ответим на простой вопрос: зачем же человеку учиться? Конечно, все мы знаем, что учиться - хорошо, а не учиться - плохо. Что хорошо учиться - лучше, чем учиться плохо. Что ученье - свет, а неученье - тьма. Только это как-то не очень влияет на мотивацию к обучению. Происходит это потому, что мы часто сужаем понятие «учение», сводя его только к посещению уроков и выполнению домашних заданий. В действительности человек учится повсюду и во всем: учиться планировать, помогать, учиться управлять, добиваться результата, учиться работать сообща, учиться думать, учиться быть свободным человеком, учиться нравственности. К сожалению, бывает, что учится обманывать, избегать, манипулировать, выживать, презирать, предавать…

И здесь важно помнить, что на «каж­дом нашем поступке стоит тройная печать: день, жизнь, веч­ность. В каждом нашем поступке так или иначе отражены интересы собственные, интересы страны, интересы всего че­ловечества», интересы сохранения жизни в целом. Так мы вписываемся в пространство и время. Кто не поймет всего этого, тот вечно будет хныкать, как малень­кий: «Зачем учиться? Зачем мне математика? Зачем биоло­гия? Не хочу!»


А кто поймет, для чего жить, для чего учиться (это, по сути, одно и то же), кто поймет, что только в учении душа разрастается, и в ней появляются человеческие желания, тот будет учиться напряженно и радостно. Сегодня учение с увлечением - завтра увлекательная жизнь.

Теперь перейдем к желаниям. Что делать, когда нам действительно неинтересно? Приведу цитату замечательного советского педагога Симона Соловейчика: «Попробуем порассуждать. Что происходит, когда нам предстоит сесть за скучную работу? Мы заранее знаем, что она скучна, что ничего у нас не получится. Работа еще не началась, а уже скучно! Действует «установка»: так, в цирке выходит клоун, еще ничего не сказал, а нам уже весело - мы заранее знаем, что будет весело, у нас установка на веселье. Однако установку можно изменять по собственной воле, потому что она поддается влиянию воображения. Это доказано в опытах. Если бы мы могли вообразить, что будет интересно, мы внутренне настроились бы на интересную работу, а это как раз нам и нужно на первых порах! Вообразить? Это кажется доступным… Итак, задача сводится к тому, чтобы каким-то образом настроить себя на интересное, привести себя в хорошее настроение. Но эту задачу решить можно, потому что известно: человек смеется, когда ему весело, но даже грустному становится веселее, если его каким-то образом рассмешить. Некоторые психологи считают, что и грустно нам потому, что мы плачем, а не наоборот! И боимся мы потому, что дрожим, а не потому дрожим, что боимся! Это не совсем верно, но что связь между нашими действиями и нашими чувствами двусторонняя - это несомненно. В человеке все взаимосвязано, все причины и следствия постоянно меняются местами». Необычно? Да! Но это работает!

«Спрашивают: разве может всякая работа быть увлекательной?

Может! Присмотримся к окружающим нас людям. Одни за всякую работу берутся серьезно, с охотой, даже если это мытье посуды или другая вроде бы нудная домашняя работа. Старое правило: все, что стоит делать, стоит и того, чтобы делать хорошо. Другие же, наоборот, стонут от всякой работы, она кажется им обременительной и скучной. Ах! Опять эта посуда! Ах! Опять идти на работу! Ах! Ах! И всегда кажется, что есть на свете какие-то другие, более интересные дела… Катастрофическая неспособность увлекаться любой работой заложена в таких людях еще в детстве. Это самые несчастные люди. Среди них больше всего завистников. Есть молодые люди, которые знакомятся с одной девушкой, потом с другой, третьей, и кажется им, что и та нехороша, и другая, и третья… А вот четвертая будет хороша. Но и четвертая будет не по душе, потому что молодой человек не умеет любить, не научился… Точно так же и с работой. Исполнение долга приносит радость, чувство удовлетворения, и если этого нет, значит, что-то не так с человеком, неправильно он воспитан, неправильно понимает жизнь».


«Как бы ни был увлечен человек историей, спортом или ма­тематикой, он должен быть достаточно культурен, чтобы все необходимые дела встречать без отвращения.

Ведь что такое культура? Культурным мы называем все, что обработано в интересах человека и в традициях общества, к чему приложены усилия. Культурное противоположно дикому. Яблоня-дичок дает кислые, сморщенные плоды, в рот не возь­мешь. Яблоня, над которой работали, дает плоды большие, красивые и вкусные. Это культурное растение. Так и в чело­веке: у него есть культура мысли, если он много учился, и культура поведения, если его хорошо воспитывали, и культура тела, если он занимался спортом... А культура чувств? Культу­ра желаний? Культура интересов? Эти виды культуры тоже не приходят сами собой, тоже требуют работы, воспитания и са­мовоспитания. Иначе выходит человек-дичок, дикий человек среди развитых, культурных людей. Дикарь в наши дни не тот, кто ходит в набедренной повязке и ест сырое мясо, - дикарь тот, к воспитанию которого не приложено никаких усилий, и потому он не умеет управлять собой, своим телом, своими движениями, своими мыслями, желаниями, чувствами, интере­сами.

Кто не развил в себе общего интереса к жизни, кто не уме­ет увлекаться каждым делом, каким ему приходится заняться, тот может и не найти своего главного увлечения, своего при­звания.

Могут ли все учебные предметы в школе быть интересны­ми?

Могут! Каждому человеку одними предметами легче увлечься, а для того, чтобы полюбить другие, требуются опре­деленные старания. Культурному человеку это не страшно. Культурный человек приучает себя ко всем предметам отно­ситься творчески, увлеченно, с уважением. Он не позволяет себе делать какую-нибудь работу со скукой. Здоровый, нор­мально развивающийся человек никогда не скучает, не знает, что такое скука.


Иногда говорят: «Что получится, если человек с детства привыкнет делать только интересное для него?»

Вспомним какое-нибудь занятие, которое мы любим, са­мое простое. Ну, скажем, катание на коньках. Если мы любим кататься, значит, мы вполне прилично держимся на льду, не хуже других, и уж, во всяком случае, не стыдимся ходить на каток. Кто не может устоять на коньках, тому и мысль о катке ненавистна. А кто не пробовал выйти на лед, тот просто равнодушен к катанию.

Катание на коньках само по себе не интересно и не скуч­но: все зависит от того, насколько хорошо умеем мы ка­таться.

И так все в жизни, тут нет никакого открытия: интерес прячется"не в делах, не в занятиях, а в нас самих. Что умеем делать хорошо - то и любим. Чего не умеем - того и не любим. Любовь всегда требует хоть немного взаимности!

В учении - то же самое. Отчего неорганизованность, «слабая воля», «не хочу», «не могу», «не люблю» и прочее? Да не получается у нас в той степени, как нам хотелось бы, вот и все! Запустили, пропустили - тысячи причин можно найти, но в основе всегда будет одно: не получается. Пото­му и скучно. А коли скучно, то и лень и бессилие.

Каковы же секреты учения с увлечением?

Их немного, но они очень важны:

  • Установка

  • Тщательность

  • Привычка

  • Честность


Итак, какова же роль установки?

Если нам так важно садиться за работу с определенным настроением, а настроение зависит от поведения, то надо сначала посмотреть, что же с нами происходит, когда мы принимаемся за любимую работу.


Мы потираем руки от удовольствия.

Мы улыбаемся.

Мы тщательно готовимся, предвкушая удовольствие.

Мы словно говорим себе: «Я люблю тебя, ботаника! Я с удовольствием почитаю, что написано в книге, и с удовольст­вием буду учить!»

Другими словами, мы производим ряд физических (потирание рук) и мысленных действий.


Вот точно то же самое надо делать тогда - и особенно тогда! - когда садишься за приготовление уроков по нелю­бимому предмету. По закону взаимосвязи, после некоторых повторений - а не в первый раз! - обязательно должно появиться хоро­шее настроение. Появится установка на интересную работу, и она, работа, действительно станет хоть немножко интерес­нее! «Надо вспомнить, как ты ведешь себя, когда приступаешь к любимому заня­тию, и точно так же поступать перед нелюбимым уроком!»


Одной установки на интересную работу мало. Надо при­ложить чуть-чуть старания (после психологической подготов­ки это будет легче) и сделать работу более тщательно, чем всегда. Более внимательно. Отдать ей больше времени. Не торопиться. Потому что тщательность - основной источник увлечения работой.

Когда торопишься, внимание распыляется: и работаешь, и следишь за временем. Но если внимание не сосредоточено полностью на работе, то неминуемо она покажется скучно­ватой, ибо интерес - это и есть сосредоточение внимания!

Лучший способ экономить время в учении - не эконо­мить его за счет учения.

Следовательно, необходимо внести такую поправку: рабо­тать тщательно - значит заранее отвести на работу время с избытком и не торопиться, не выгадывать минуты! Обычно говорят: «Береги минуту». Но когда садишься за уроки, бе­речь минуты как раз и не надо!


Прекрасно - настроился, приложил усилия один раз - и ждешь немедленного результата, а его … нет? Все правильно - нам нужна именно привычка садиться за работу в хоро­шем настроении и делать ее тщательно. Нельзя же тратить слишком много душевных сил на приемы работы, надо остав­лять их для самой работы! К тому же все-таки утомительно каждый раз, садясь за уроки, помнить еще о каких-то пра­вилах. Надо, чтобы правила действовали автоматически, сами собой, а этого невозможно добиться с первого или со вто­рого раза. Психологи утверждают, что для образования привычки нужно ни много ни мало, а именно три недели, двадцать один день. Почему так - неизвестно. Но на опыте доказано что, это так.

Здесь уместно привести еще одно важное замечание С. Соловейчика:

«Умственная работоспособность человека не одинакова в течение суток. С двух часов дня она понижается. К четырем-пяти часам вновь повышается, а в семь-восемь часов вечера все показатели стремительно падают. Человек, который утром правильно решил сто арифметических примеров, в семь-восемь часов вечера решит только семьдесят. Таким образом, самое невыгодное для себя, что мы можем только придумать, - это делать уроки вечером, после семи часов. Придется тратить времени на тридцать процентов больше. У первоклассника занятия наиболее продуктивны в течение часа, у ученика третьего-четвертого класса - полтора часа, у пяти-семиклассника - два или два с половиной часа. После этого времени работоспособность существенно падает, а после трех часов работы усталость наступает так быстро, что сидеть за столом фактически бесполезно. Самая низкая трудоспособность - в субботу. Максимальная трудоспособность - во вторник и в среду. С четверга она начинает понемногу падать. Это не значит, конечно, что в пятницу можно не делать уроков; но если есть задание на неделю, то выгоднее делать его в дни максимальной трудоспособности.»

И несколько слов о честности, только не о честности вообще, а о честности перед самим собой в отношении своих целей.

Человек достигает того, чего он действительно хочет, но он не может достичь двух целей сразу.

Важно определиться в чем именно заключается настоящая цель: можно говорить, что «я хочу получать 4 и 5, а на самом деле я хочу тратить на уроки как можно меньше времени - это и будет моя настоящая цель».

Если не признаться себе в истинных целях, то легко попасть в замкнутый круг: я вроде бы и хочу приложить усилия, но почему-то опять не сел за учебник, в результате я ругаю себя за неорганизованность. Это плохо помогает, а точнее не помогает вовсе - силы тратятся впустую! (рис.2) Поэтому важно научиться определять свои истинные цели и направлять свою волю к цели - то есть к занятиям, к работе (рис. 1).

рис. 1

рис.2


И в завершении несколько слов о внимании и том, какой способ развития внимания предлагает С. Соловейчик.

«Лучший способ развить внимание - научить себя быть внимательным к людям. Здесь нам придется говорить то, о чем уже говорилось в предыдущей главе, но это неизбежно. Учение в школе неразрывно связано с учением в жизни, с отношением человека к человеку. Все способности развиваются не только за книгами, но и в обычной жизни. Так и с вниманием. Каждая встреча с другом, с знакомым, малознакомым, случайным человеком, каждая такая встреча, пусть самая мимолетная, заставляет собранных людей обратить все свое внимание именно на этого человека. Не разговаривать рассеянно, ни к кому не относиться пренебрежительно, никогда не «спать» в момент общения, а полностью сосредоточиться на том, с кем мы разговариваем, заметить его состояние, постараться понять его. Что значит сосредоточиться на том человеке, с которым мы разговариваем, работаем, играем, идем по улице? Это значит отвлечься от себя, от своих собственных мыслей и мыслей о себе самом. Но как раз эта способность отвлекаться от мыслей о себе, от своих забот - как раз эта способность и лежит в основе внимания, как раз она и необходима, когда садишься за уроки.»




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал