7


  • Учителю
  • « Психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения, как необходимое условие становления личности выпускника Московского военно-музыкального училища»

« Психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения, как необходимое условие становления личности выпускника Московского военно-музыкального училища»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

« Психолого-педагогическое сопровождение профессионального обучения, как необходимое условие становления личности выпускника Московского военно-музыкального училища»

« Публичное выступление, как важный элемент формирования профессионального мастерства выпускника училища»

Воспитание современного специалиста в области военно-музыкального образования включает в себя ряд важных компонентов, предполагает широкий спектр знаний, умений и навыков. Результат процесса подготовки военных музыкантов и формирования их профессионального мастерства в наиболее концентрированной форме проявляется в условиях публичных выступлений. Именно публичные выступления, готовят военных музыкантов к будущей профессиональной деятельности.

Психологическая подготовка является одной из наиболее важных составляющих всего процесса подготовки к концерту. Каждый исполнитель подвержен тем или иным негативным факторам воздействия на своё психологическое состояние во время подготовки и проведения концерта. Публичное выступление всегда является для суворовцев трудной, стрессовой ситуацией.

« Психологическая подготовка военного музыканта к концертному выступлению».

Для того чтобы психологически правильно подготовить суворовца к выступлению на сцене, необходимо знать, каково его эмоциональное состояние, положительно или отрицательно скажутся его переживания на качестве исполнения концертной программы. Интерес для педагога-психолога представляет не только состояние суворовца перед выступлением, но и за день, неделю, во время и после концерта, т.к. суворовец волнуется не только за качество исполнения концертных произведений, но и за то что произойдет после его выступления, как к этому отнесутся педагоги, окружающие.

Чтобы разобраться в структуре психологической готовности, необходимо более подробно рассмотреть различные внутренние и внешние факторы, влияющие на формирование, развитие и динамику изменения пред концертных состояний суворовцев. К основным факторам относятся:

Индивидуально-психологические особенности музыканта определяются основными свойствами нервной системы и личными психологическими качествами человека. Известно, что все суворовцы по-разному переживают стресс, связанный с выступлением на сцене, и в зависимости от типа нервной системы, качество исполнителя может улучшиться, а может и сильно пострадать. Именно фактор индивидуальности каждого исполнителя делает психологическую подготовку одной из важнейших частей педагогической, учебной и исполнительской деятельности.

Значимость выступления зависит от общего исполнительского уровня музыканта и масштаба выступления, оказывая непосредственное влияние на такое чувство, как ответственность. При низком исполнительском уровне, сниженное ощущение ответственности, напротив, при высоком уровне исполнителя влечет за собой завышенные требования.

Сложность исполняемой программы заставляет суворовца испытывать психологическое напряжение не только в процессе подготовки, но и непосредственно во время выступления, увеличивается вероятность ошибки, что прекрасно осознается исполнителем, заставляя его прилагать дополнительные эмоциональные усилия.

-состав исполнителей;

</ Наибольшее психологическое и эмоциональное напряжение музыкант испытывает в среде равных ему участников, когда сильно возрастает цена даже самой маленькой допущенной ошибки при исполнении.

Психологический климат складывается из взаимоотношений внутри коллектива. Преобладание творческой атмосферы, взаимопомощь формируют так называемое чувство локтя, что оказывает существенную психологическую поддержку, помогая справиться со сценическим волнением.

  • Основными составляющими психологической готовности являются способности;

Изучая психологические характеристики способностей, мы можем выделить общие качества, которые отвечают требованиям не одного, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности.

Изучая характеристики различных факторов, влияющих на формирование готовности, выделяются основные этапы в структуре психологической готовности к выступлению:

Длительное предконцертное состояние начинается с момента, когда исполнитель узнает о предстоящем выступлении и входит в фазу активного формирования. Это состояние протекает довольно спокойно, с постепенным нарастание пред концертного возбуждения, именно на этом этапе определяются компоненты психологической готовности к выступлению. Данный период наиболее благоприятен для проведения психологической подготовки к выступлению.

-непосредственное предконцертное состояние, возникает накануне или за несколько часов до выступления и характеризуется резкой дестабилизацией психологического и эмоционального состояния суворовца. В этой фазе отчетливо проявляются симптомы волнения: страх, сухость в горле, мышечные зажимы. В это время трудно повлиять серьезно на исполнителя, необходимо поддержать и позитивно настроить его на происходящее.

-концертное выступление является результатом всей, в том числе и психологической подготовки и проведения концерта. В это время суворовец мобилизует все имеющиеся у него моральные силы, это пик стрессового состояния.

-после концертное состояние;

Острое психологическое и эмоциональное напряжение уходит, наступает рефлексия. Полученные в этот период эмоции становятся основой модели восприятия подобных ситуаций в дальнейшем. Вне зависимости от результата выступления, после концертное психологическое состояние музыканта требует особого внимания и контроля, поскольку оно оказывает мощное влияние на личностную и профессиональную самооценку.

« Методы овладения оптимальным концертным состоянием»

Для того чтобы удачно выступить в концерте или сыграть на экзамене, музыканту-исполнителю необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности.

За несколько дней до выступления музыкант должен представить, то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к условиям предстоящего выступления.

На первом этапе проводится погружение исполнителя в аутогенное состояние, Восстановительные процессы в этом состоянии протекают в полтора - два раза быстрее, чем в состоянии сна.

на втором - прорабатывается образная картина концертного выступления, проговаривание про себя образов предстоящего выступления, сейчас я вижу зал, публику, сцену. Мне нравиться играть..

При игре перед воображаемой аудиторией произведение проигрывается целиком от начала до конца с представлением, что играешь перед очень взыскательной комиссией.

Смысл ролевой подготовки заключается в том, что исполнитель, абстрагируясь от своих личностных качеств, входит в образ известного музыканта, и начинает играть в образе другого человека, для этого необходимо скопировать манеру держаться этого человека. При этом внутри будет рождаться новое психическое состояние, в котором преобладает уверенность.

Способность через самовнушение достичь максимально полного и глубокого принятия «новой роли», является, пожалуй, высшим этапом психологической подготовки.

(Выявление потенциальных ошибок).

Даже когда программа выступления кажется идеально выученной, каждый суворовец хочет на всякий случай застраховаться от ошибок, которые, как правило, выявляются во время публичного выступления. Можно их обнаружить, используя следующие приемы:

  1. Завязать глаза. В медленном и среднем темпе, сыграть выбранное произведение. Проследить, чтобы нигде не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным и ненапряженным.

  2. Сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появления легкого головокружения. Затем, собрав внимание, начать играть в полную силу с максимальным подъемом.

  3. Выполнить прыжки или приседания до учащения пульса и начать играть программу. Несколько похожее состояние бывает в момент выхода на сцену. Преодолеть его может данное упражнение.

Выявленные ошибки затем должны устраняться тщательным проигрыванием в медленном темпе.





«Особенности психологической подготовки суворовца в индивидуальной подготовке».

Главной составляющей этой готовности является установка на полную реализацию всех своих возможностей. Большую роль в индивидуальной подготовке играют индивидуальные особенности каждого суворовца-темперамент, эмоционально-волевая сторона. Наличие и развитие профессионально - важных качеств является непременным условием реализации профессиональных функций. Наибольшее формирование профессионально-важных качеств, проявляется во время профессионального обучения, когда суворовцы проходят определенные этапы личностного и профессионального развития. Помимо специальных способностей и особой профессиональной подготовки (владения навыками и умениями) выпускники училища, должны обладать определенными психологическими качествами, важными для успешной профессиональной деятельности, а именно терпеливостью, оригинальностью, настойчивостью, интуитивностью, целеустремленностью, эмоциональностью, сильной волею.

«Особенности психологической подготовки суворовца в ансамбле».

Состав исполнителей камерного ансамбля также влияет на общее психологическое состояние исполнителя по-разному, поскольку в данном случае основное значение имеет соотношение исполнительского уровня музыканта и других участников концерта. Здесь большую роль играет коммуникативный потенциал суворовцев, умение прислушаться, подстроиться под игру других исполнителей.

«Особенности психологической подготовки суворовца в оркестре».

Основной трудовой деятельностью военных музыкантов, является исполнительство в военно-творческом коллективе, который представляет собой особый слаженный творческий организм. Коллектив военного оркестра состоит из музыкантов имеющих различный уровень профессиональной подготовки, а также возраст. Каждый музыкант имеет свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки, то какой своей стороной в данный момент времени включается во взаимоотношения с суворовцами, зависит характер его личностного поведения, и проявление этих сторон в системе взаимоотношений. Доброжелательные отношения внутри коллектива и взаимопомощь оказывает существенную психологическую поддержку, что помогает справиться со сценическим волнением.

Общение с публикой - всегда творческий процесс и предполагает взаимную связь: исполнитель не только воздействует на аудиторию, но испытывает ее влияние на себе. Полная отдача воплощению музыкального образа, полная мобилизация своих сил - вот путь преодоления сценического страха и психологической адаптации суворовцев к публичному выступлению.

Вашему вниманию предлагается видеоролик выступления оркестра суворовцев М



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал