- Учителю
- Рекомендация для учителя «15 способов деления на группы»
Рекомендация для учителя «15 способов деления на группы»
Рекомендация для учителя «15 способов деления на группы»
1. Цветоделение
Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых». Могут появиться и «красные», и «белые», «цветные».
Не советую создавать «содружество темных сил», даже если многие участники одеты в траурные цвета. Исключением может стать игра, где есть негативные персонажи, а также если ведущий рассматривает темный цвет одежды конкретных участников как бессознательное отражение их отрицательных эмоций, которые нуждаются в «отыгрывании».
Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: наличие украшений, часов, цвет волос, цвет глаз и т.д.
2. Построение по ранжиру
Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча перестроиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса и другим признакам.
Ведущий каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой - «с самыми темными».
После того как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака.
3. Стрельба глазами
Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все подымают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбитыми по парам. А дальше - по замыслу ведущего: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения.
Можно провести это несколько иначе: попытки повторяются до тех пор, пока вся группа одновременно не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников.
Драматичной может стать ситуация, когда число участников является нечетным и кто-то заведомо должен остаться без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между командами соревнование за право включить этого игрока в свой состав.
4. Атомы и молекулы
Участники группы разбредаются по тренинговой комнате под негромкую «космическую» музыку. Ведущий произносит: «Каждый из вас - одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь с другими атомами, иногда даже случаются легкие столкновения. Но иногда вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову».
Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. Те, кто не успел войти ни в одну «молекулу» (скажем, игроков осталось трое), выбывают из игры. «Молекулы» снова распадаются на атомы, продолжающие блуждать в пространстве до следующей команды ведущего.
В результате можно либо создать две команды (из тех, кто выбыл, и из тех, кто остался в игре), либо в определенный момент дать команду собраться в молекулы с таким числом атомов, какое нужно для дальнейших процедур (хорошо, если это число будет равно количеству выбывших участников, которые тогда смогут образовать свою группу).
5. Лидеры
Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо - смотря сколько надо подгрупп) объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды.
Можно поступить иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части.
Если участников нечетное количество, то возникает ситуация, когда кто-то один остается невостребованным. (Вы уже догадались, что эта процедура, как и вариант «Стрельба глазами», имеет социометрический характер.)
«Невостребованный» участник может почувствовать себя дискомфортно. Поэтому ведущий может предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду.
6. Любое число
Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот сразу же должен произнести какое-нибудь число - от единицы до числа, равного количеству участников.
По команде ведущего одновременно должно встать такое количество игроков, которое соответствует названному числу. При этом игрок, произнесший это случайное число, может и не вставать. Кто-нибудь может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: либо назвать «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все.
После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» - заявляет он и называет число, которое, по его замыслу, соответствует необходимому количеству игроков в одной подгруппе.
Если игроков встало столько, сколько и было заказано, то ведущий просит их выйти из круга и продолжает игру с оставшимися.
7. Разбивка по критерию
Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на разные категории. Этот способ особенно удобен в тех случаях, когда в подгруппах необязательно должно быть равное количество игроков.
Например, в процессе тренинга ведущему необходимо получить информацию о чувствах участников. Тогда ведущий говорит: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане. Представьте, что вы посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые блюда. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только заморил червячка. Давайте попробуем занять места в нашем «ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Тех, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, - прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы покинуть ресторан, занимают места в противоположном углу. Может быть, кому-то блюда из меню ресторана оказались не вполне по вкусу? Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, удовлетворяет ли их здешняя кухня. Итак, располагайтесь!»
Далее можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, высказать пожелания относительно рецептов, качества приготовления и преподнесения блюд. Вместо «ресторанной» метафоры можно использовать и другие. Допустим, можно повесить в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмоциональных состояний - от беспросветной тоски до безудержного восторга - и попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место.
Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Например, «восторженным» участникам можно поручить придумать способы, как развеселить «тоскующую» подгруппу.
8. Кто на новенького?
Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы он взаимодействовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербально договориться и подойти друг к другу.
9. Великий предсказатель, Шляпа-предсказатель
Вожатый стоит спиной, сзади подходит ребенок и кладет руку ему на плечо и вожатый говорит направо или налево.
10. Расчет по кругу
Расчет в кругу на веники-савочки-наперстки и т.д. (зависит от того на сколько команд хотелось бы разбить отряд...) Просто, если они будут стоять в кругу, то по любому на каждую игру будут разные команды, т.к. они же не смогут каждый раз становиться одинаково. ;)
11. Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком)
Предложите каждому ребенку взять по одному предмету и найти у других предмет, подходящий ему. Дети собираются в малые группы и уточняют, почему они собрались вместе. Например, я раздаю картинки животных, птиц и рыб (по 6 штук). Каждый ребенок берет одну картинку и находит, у кого еще есть рыбы (птицы, животные). Таким образом, получается 3 группы по 6 человек. Они могут рассказать другим, почему собрались вместе (или остальные должны это угадать).
В качестве материала можно использовать:
отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому-либо признаку в одну группу;
геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию (например, 6 красных кругов, 6 красных квадратов, 6 красных треугольников и т.д.);
геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру (например, 6 больших красных треугольников, 6 малых красных треугольников, 6 малых зеленых квадратов);
мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т.п.;
муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;
предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.
При этом общее количество предметов должно соответствовать числу детей в группе, и они должны быть подобраны так, чтобы их можно было разделить по признакам на несколько - в зависимости от количества детей - небольших групп.
12. Семья овощей
Выбираются 4 овоща (например, помидоры, редис, брокколи, морковь).. Имя каждого овоща будет фамилией. Для каждого овоща, у нас есть дедушка, бабушка, папа, мама, дочь и мальчик. Например, пишем на 6 карточках : Дедушка Томаты, Бабушка Томаты, Папа Томаты, Мама Томаты, Дочь Томаты и Мальчик Томаты. Поступаем таким же образом для других овощей. На месте, необходимо только количество карточек по числу участников, которые у нас есть, то начинаем с того, чтобы убрать карточки младших в семье (например, если у вас есть 19 молодых людей (а карточек, допустим 24), то сначала устраняем карточки 4 мальчиков одной девочки, чтобы осталось 19 карточек.
Далее…
Все размещаются на стульях и определяется порядок, в котором семья должна сидеть, например, дедушка, затем бабушка, затем папа, затем мама, затем мальчик и наконец девочка. Каждый участник выбирает карточки наугад, не глядя. Дедушки должны сидеть на стульях и говорить о своей фамилии (например, помидоры) чтобы собирать свою семью. Бабушка сидит на коленях своего дедушки, папы на коленях бабушки, мамы на коленях папы, и так далее.. Варианты Вместо овощей, взять плоды, цветы, деревья, животных, и т.д.
13. Букет невесты
Для начала необходимо надуть воздушные шарики. (5-6 шариков разных цветов, какие бы вы хотители для команд. Например,. 3 группы: по 5-6 шариков каждого из 3 цветов, 4 группы: 5-6 шариков - каждый из 4 цветов.)
Далее…
Ведущий держит все воздушные шарики перед собой и обращается к участникам, которые держатся друг за друга в группе за ведущим. Затем ведущий бросает шарики один за другим, как это делает невеста, которая бросает свой букет. Участник, который поймал шарик, выходит из группы.. Участники, которые поймали шарики одного цвета находятся в одной команде. Можно сделать полутень в зале чтобы избегать, чтобы участники не подбирали свой цвет шарика.
14. Крик животного
Выбирать 4 животных, чей крик легко имитировать (например. : волк, кошка, петух, утка, собака, курица, лошадь, осел, баран, корова, сова). Рисуем или пишем на 6 карточках название животных. Поступаем таким же образом для других животных. Оставляем только количество карточек по числу участников, которые у нас есть, начиная с того что убираем карточку каждого животного чтобы уравнять группы животных.
Далее…
Каждый участник наудачу выбирает карточку, наугад, не глядя.. Затем составляется полутень в зале и участники должны рассеяться. В сигналу, они должны издать крик своего животного и искать по звуку себе подобных.
Вариант 1 : "Ноев ковчег" Когда он играется, то не имеется цель образовывать команды, и можно загадать намного больше животных (и только по две карточки каждого вида животных) с целью образовывать пары. Готовьтесь к красивой какофонии!
Вариант 2 Вместо криков животных, можем приготовить также карточки со словами например известных поговорки и пословицы, которые подобны, например : "Делу", "время", "потехе", "час", и т.д.. "А ларчик", "просто", "открывался", и т.д.. "Волка", "ноги", "кормят", и т.д.. Или просто однотипные слова. Участники с тем же словом в своей карточке из предложения должны собраться вместе.
15. Еще способы разделить детей на группы.
Пример1:
Рассчитайтесь на бананы и апельсины.
Апельсины сделайте шаг назад.
Бананы, закройте глаза, на счет «три» открывайте глаза, и тот, с кем вы встретитесь взглядом, будет вашей парой.
Пример2:
Рассчитайтесь на картошки, помидоры, огурцы и пончики и т.д.
Еще...
«Раздача должностей»: выбирается директор киностудии (капитана корабля), то выбирает режиссера, звукооператора, монтажера, осветителя (штурмана, лоцмана, боцмана, матроса, юнгу). Количество должностей - по числу участников в микрогруппе.
«Одинаковая фигура»: разноцветные фигуры, вырезанные из бумаги (количество цветов - по числу микрогрупп, количество фигур - по числу участников групп)
«По цепочке»: выбираются несколько человек по числу команд, затем каждый выбирает себе второго из числа оставшихся, затем они вдвоем выбирают третьего, втроем - четвертого и т.д.
Деление на подгруппы по слову, движению, действию
Предложите детям рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру:
назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;
называть по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортные средства и т.п. и объединиться в соответствующие группы;