- Учителю
- Конспект биоадекватного урока по роману Война и мир
Конспект биоадекватного урока по роману Война и мир
Приложение
Интегрированный биоадекватный урок литературы в 10 классе
по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
Тема: Философия истории Л.Н.Толстого.
Интеграция: литература, история, МХК (музыка, изобразительное искусство).
Место урока в системе уроков по роману: обзор содержания 3 и 4 томов.
Цель: изучение философского взгляда автора на исторические события.
Задачи:
-
Познакомиться с содержанием историко-философских отступлений в романе публицистического характера.
-
Составить образон (учебный образ) по теме "Война и мир" как философский роман: роль личности в истории (историко-философские отступления в романе).
-
Сопоставить философский взгляд на историю Толстого с точкой зрения профессиональных историков, выразить своё мнение.
-
Познакомиться с произведениями искусства, созданными по мотивам романа: опера Прокофьева, иллюстрации разных художников.
Вступительное слово учителя литературы (в руке держит яблоко).
«Когда созрело яблоко и падает, - отчего оно падает? (пауза, возможные ответы - сточки зрения биологии, физики и т.п.). Оттого ли, что тяготеет к земле, оттого ли, что засыхает стержень, оттого ли, что сушится солнцем, что тяжелеет, что ветер трясет его, оттого ли, что стоящему внизу мальчику хочется съесть его?
Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие. И тот ботаник, который найдет, что яблоко падает оттого, что клетчатка разлагается и тому подобное, будет так же прав и так же не прав, как и тот ребенок, стоящий внизу, который скажет, что яблоко упало оттого, что ему хотелось съесть его и что он молился об этом. Так же прав и не прав будет тот, кто скажет, что Наполеон пошел в Москву потому, что он захотел этого, и оттого погиб, что Александр захотел его погибели: как прав и не прав будет тот, кто скажет, что завалившаяся в миллион пудов подкопанная гора упала оттого, что последний работник ударил под нее последний раз киркою. В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию, которые, так же как ярлыки, менее всего имеют связи с самым событием (демонстрируется иллюстративный ряд, приглушённо звучит фрагмент из оперы).
Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно».
Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех, разумность которых мы не понимаем). Чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее…»
Над 3 и 4 томами эпопеи Толстой работал в 1867-1869 годах. В это время в мировоззрении писателя происходят существенные изменения: он переходит на позиции патриархального дворянства. Сближение с народной, мужицкой правдой находит отражение в романе. В 3 и 4 томах шире становятся картины народной жизни, появляются яркие народные образы. Изменения во взглядах изменяют и структуру романа: большое место уделяется публицистическим главам, объясняющим и предваряющим ход исторических событий.
Релаксация
Попытаемся представить эти образы… Для это надо погрузиться в атмосферу, которую передаёт автор, понять то время: увидеть, услышать почувствовать его.
Займите удобное положение (звучит лёгкая музыка). Почувствуйте, как наливаются тяжестью ваши ноги, руки, плечи, шея, голова - всё тело расслабляется и не мешает вам оказаться в том место, которое кажется самым лучшим местом в мире. Это место вашего покоя. Здесь вы чувствуете себя уютно, комфортно и радостно. Приготовьтесь к виртуальному историческому путешествию в хронотоп романа «Война и мир». (звучит музыка из кинофильма «Война и мир» 2007 г.).
Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое-то действие; но как скоро он сделает его, так действие это, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение.
Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы.
«Война и мир» - чрезвычайно сложное, многогранное произведение: исторический, философский, семейный, психологический роман-эпопея нового времени. Своеобразие этого романа-эпопеи состоит в том, что Толстой не только описывает историю России первой четверти XIX века, рассказывая о Наполеоновских войнах и Отечественной войне 1812 года, но и пытается передать духовное, интеллектуальное содержание данной эпохи. Писатель предлагает своё философское осмысление как глобальных - мировых и национальных - исторических событий, так и жизни отдельного человека. Для Толстого события из истории нации и «мелочи» частной жизни уравниваются, так как в них одинаково проявляются общие и вечные законы бытия.
Философские рассуждения Толстого о закономерностях истории разбросаны по всему роману (в основном, в 3 и 4 томах), но в эпилоге они ещё раз суммируются. Автор рассматривает важнейшие вопросы о движущих силах истории и о роли так называемых «великих людей» в историческом процессе.
В «Войне и мире» есть рассуждения о целях исторических событий и о роли человеческой воли в них: «Почему происходит война или революция, мы не знаем; мы знаем только, что для совершения того или иного действия люди складываются в известное соединение и участвуют все, и мы говорим, что такова природа людей, что это закон» (эпилог, 2, VII). Далее Толстой продолжает: «В действительной жизни каждое историческое событие, каждое действие человека понимается весьма ясно, без ощущения малейшего противоречия, несмотря на то, что каждое событие представляется частью свободным, частью необходимым» (эпилог, 2, IX).
Историческое событие, по мнению писателя, складывается из противоречивых и разнообразных устремлений миллионов людей, живущих в эпоху данного исторического события. Следовательно, история зависит не от воли одного или нескольких людей, а от воли всего человечества, то есть является объективным (несознательным, «роевым» - от слова «рой», пчелиный рой) процессом. Исторический процесс Толстой сравнивает с часовым механизмом: «Как в часах результат сложного движения бесчисленных различных колёс и блоков есть только медленное и уравномеренное движение стрелки, указывающей время, так и результатом всех сложных человеческих движений... - всех страстей, желаний, раскаяний, унижений, страданий, порывов гордости, страха, восторга людей - был только проигрыш Аустерлицкого сражения.., то есть медленное передвижение всемирно-исторической стрелки на циферблате истории человечества» (1,3, XI). В романе, кроме теоретических рассуждений, даны художественные иллюстрации исторических законов, которые, по мнению Толстого, управляют жизнью людей. Например, массовый отъезд москвичей перед сдачей города: «Они уезжали и не думали о величественном значении этой громадной, богатой столицы, оставленной жителями и отданной на жертву огню (большой покинутый деревянный город необходимо должен был сгореть); они уезжали каждый для себя, а вместе с тем только вследствие того, что они уезжали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшею славою русского народа» (3, 3, V). Иными словами, разумное и правильное действие отдельного человека, по Толстому, является воплощением воли целого (истории), каждый поступок личности определён волей человечества. Стрелки на циферблате истории человечества медленно и верно движутся вперед, бесчисленные колесики и блоки прододлжают крутить часовой механизм истории.
«Военное устройство может быть совершенно точно выражено фигурой конуса, в котором основание с самым большим диаметром будут составлять рядовые; высшее, меньшее основание, - высшие чины армии и т. д. до вершины конуса, точку которой будет составлять полководец, правитель (эпилог, 2, VI).
Солдаты, которых наибольшее число, составляют низшие точки конуса и его основание. Солдат сам непосредственно колет, режет, жжет, грабит и всегда на эти действия получает приказание от вышестоящих лиц; сам же никогда не приказывает. Унтер-офицер (число унтер-офицеров уже меньше) реже совершает самое действие, чем солдат; но уже приказывает. Офицер еще реже совершает самое действие и еще чаще приказывает. Генерал уже только приказывает идти войскам, указывая цель, и почти никогда не употребляет оружия. Полководец уже никогда не может принимать прямого участия в самом действии и только делает общие распоряжения о движении масс. То же отношение лиц между собою обозначается во всяком соединении людей для общей деятельности, - в земледелии, торговле и во всяком управлении.
Итак, не разделяя искусственно всех сливающихся точек конуса и чинов армии, или званий и положений какого бы то ни было управления или общего дела, от низших до высших, обозначается закон, по которому люди для совершения совокупных действий слагаются всегда между собой в таком отношении, что, чем непосредственнее люди участвуют в совершении действия, тем менее они могут приказывать и тем их большее число; и что, чем меньше то прямое участие, которое люди принимают в самом действии, тем они больше приказывают и тем число их меньше; пока не дойдем таким образом, восходя от низших слоев, до одного последнего человека, принимающего наименьшее прямое участие в событии и более всех направляющего свою деятельность на приказывание.
Это-то отношение лиц приказывающих к тем, которым они приказывают, и составляет сущность понятия, называемого властью».
Парадокс истории представляется автору так: чем выше человек стоит на общественной лестнице, тем меньше он может влиять на исторические события: «Царь - раб истории». Доказательством этой идеи является, например, избрание Кутузова на пост главнокомандующего в Отечественной войне. Кутузов лично был неприятен Александру Первому, но, когда над Россией нависла серьёзная опасность, Кутузов был призван не приказом власти, а волей народа. Царь, вопреки своему личному желанию, был вынужден исполнить волю народа. Иначе говоря, народ, по мысли Толстого, вершитель истории. Царь её раб. Именно поэтому в романе много героев из народа - крестьян, солдат, дворовых. Так проявляются демократические убеждения автора.
Народ - не только главная движущая сила истории, но и главный судья так называемых «великих людей». Человек, заслуживший уважение народа, и будет, по мнению Толстого, великим. Такой человек вершит в истории не собственную волю, но воспринимает и исполняет волю своего народа. Исходя из этого положения, писатель считает великим Кутузова (он понял смысл и освободительный характер Отечественной войны) и отказывает в величии Наполеону (этот властолюбец заботился исключительно о личной славе, которую основал на войнах, на крови европейских народов).
Таким образом, философские взгляды Толстого не только демократичны, но и гуманистичны. Писатель осуждает войну, что совпадает с народной оценкой этого события. Философия Толстого демократична и гуманистична.
А сейчас завершаем наше погружение и мысленно возвращаемся в класс. Встаньте, потянитесь, взбодритесь. Что вам удалось представить? Какие образы вы увидели? Какие предметы, фигуры лежат в основе прослушанной информации? (часовой механизм, конус).
Какие ключевые слова будут в основе нашего образона?
Учащиеся делают зарисовку и запись. Учитель демонстрирует готовый образон, выждав несколько минут. Обсуждение недостающей информации, продолжение работы над образоном.
Вопрос учащимся: помог ли этот образон лучше представить философию романа-эпопеи?
Сообщение подготовленного ученика о взгляде профессиональных историков на события, описанные в романе.
Рефлексия
-
В чем Толстой спорит с исторической наукой?
-
Какие мысли Толстого близки Вам, с какими выводами Вы не согласны?
ДИСКУССИЯ.
Для участия необходимо выбрать точку зрения и присоединиться к одной из групп: «Историки» или «Толстовцы».
Обсуждение точки зрения в группах, формулирование позиции.
Опорные вопросы:
1. История - сознательный или бессознательный процесс? История субъективна или объективна?
2. Кто создаёт историю - правитель или народ? «Раб» истории - царь или народ?
Итог урока, общий вывод.
Толстой, размышляя над историческим процессом, анализируя критические моменты русской истории, приходит к мысли, что народ - это не два-три карапузика на заднем плане батальной картины, народ - творец истории. Так писатель отказался от одной крайней точки зрения (история - деяния «великих людей»), но стал отстаивать другую крайность (история безлична): «Действия Наполеона и Александра, от слова которых зависело, казалось, чтобы событие совершилось или не совершилось, - были так же мало произвольны, как и действие каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по набору» (3, 1, I). Думается, что правильная точка зрения находится посредине между крайними - историю творит вся нация: и царь, и полководцы, и старшие и младшие офицеры, и простые солдаты, и партизаны, и мирные граждане - словом, все те, кто делает хоть что-нибудь полезное для общего дела, и даже те, кто противится общему делу. Иными словами, исторический процесс совершается по известной латинской пословице: умного судьба ведёт, а глупого - тащит.
Философская концепция в романе Толстого выражена не только в специальных отступлениях, не только в образах Наполеона и Кутузова, но и в каждом герое произведения, так как каждый образ так или иначе иллюстрирует идеи нравственной философии автора. Толстой, как и все русские писатели середины XIX века, пытался решить проблему положительного героя и искал его в дворянской среде. В современной ему русской жизни писатель не видел таких героев, но, обратившись к истории, он нашёл положительные образы - это дворяне 1812 года и 1825 года. Они обогнали своё время, их нравственный облик оказался ближе передовым русским людям 60-х годов XIX века, чем их современникам первой четверти XIX века.
Оценивая всех героев по одним и тем же моральным критериям (простота, добро, правда), Толстой привносит в исторический роман об Отечественной войне 1812 года общечеловеческий (философский) смысл, что делает произведение более глубоким по содержанию и позволяет назвать его эпопеей.
Сообщение подготовленного ученика о музыкальной интерпретации романа - опере Прокофьева «Война и мир». Прослушивание фрагмента.
Домашнее задание.
Обзор 3 тома. Подготовить сообщение о Кутузове и Наполеоне в романе.