7


  • Учителю
  • Рабочая программа факультативного курса по русскому языку Учимся писать сочинения разных жанров (8 класс)

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку Учимся писать сочинения разных жанров (8 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Рабочая программа

факультативного курса по русскому языку

«Учимся писать сочинения разных жанров»

для _____8 класса___

на 2016-2017 учебный год



Составитель: Шаменкова Т.В.

Рассмотрено на заседании методического объединения протокол № __ от __.__.2016 г.



Согласовано с заместителем директора по УР __.__.2016 г.





г. Оленегорск

2016

Пояснительная записка

Сочинение - это речевой вид письменной работы, который оказывается одним из наиболее востребованных в эпоху развития глобальных коммуникаций. В последнее время все чаще предлагается учащимся принять участие в различных Конкурсах сочинений. Чтобы стать участником данных мероприятий ребятам необходимо самостоятельно определить жанр конкурсной работы и грамотно написать сочинение. Однако в школьной практике обучения русскому языку и развитию речи вопросы написания сочинений разных жанров рассматриваются не в такой степени глубоко и основательно, чтобы ученики могли без проблем справиться с поставленными задачами.

Научиться правильно и выразительно красиво излагать свои мысли на бумаге в соответствие с коммуникативным замыслом очень сложно. Именно на это направлен факультативный курс «Учимся писать сочинения разных жанров» в 8 классе, который разработан на основе Методических указаний к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» под редакцией Т.А. Ладыженской , Т.С. Зепаловой.

Цель- научить учащихся писать сочинения на определенную тему, учитывая при этом жанр и тип сочинения.

Задачи:

  • развитие речи обучающихся, углубление знаний о речевых жанрах русского языка, его стилях, речевых ситуациях, нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса, а также используемых изобразительно-выразительных и грамматических средств в практике работы над сочинениями разных видов;

  • интегрирование знаний по русскому языку и литературе в процессе изучения словесности, формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые явления; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

Программа рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).



Требования к уровню обученности учащихся:

Обучающиеся должны:

знать/понимать

  • признаки текста, его типы;

  • стили устной и письменной речи;

  • виды плана и композицию сочинения;

  • типы и стили речи;

  • роды литературы и их художественные особенности;

  • изобразительно-выразительные средства;

  • способы цитирования;

  • жанры сочинения.

уметь

  • понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  • определять принадлежность к определённому типу и стилю речи;

  • анализировать тексты с точки зрения его выразительных языковых средств;

  • создавать тексты различных типов, стилей и жанров;

  • излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;

  • редактировать тексты в соответствии с целью;

  • анализировать сочинения и рецензировать их .



На факультативе по русскому языку «Учимся писать сочинения разных жанров» используются следующие методы и приёмы работы:

1) Проблемное изложение руководителем факультатива (в форме лекции или беседы) теоретического материала.

2) Самостоятельные наблюдения учащихся над текстом с целью решения поставленных перед ними различного рода задач, в том числе и проблемного характера.

3) Совершенствования рукописи (обычно ученического сочинения) с определенной точки зрения (например, с точки зрения раскрытия в сочинении основной мысли или его построения).

4) Рецензирование, в том числе и взаимное рецензирование (устное и письменное), выполненных участниками факультатива работ.

5) Сообщения учащихся как результат проведенных наблюдений над произведением писателя и анализа прочитанной по определенному вопросу литературы.

6) Устные высказывания различного характера, например устные рассказы, отзывы, рецензии, доклады.

Литература:

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность: от слова к словесности: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений, - М.: Дрофа, 2010.

  1. Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Дрофа, 2010.

  2. Горшков А.И. Русская словесность: Методические рекомендации к учебнику "Русская словесность.8 кл.» / Р.И.Альбеткова, М.: Дрофа, 2005.

  3. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Методические указания к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». - 3-е изд. перераб. - М.: Просвещение, 1986.

  4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1.: учеб. для общеобразоват. Учреждений.- 2-е изд., испр.- М.: Мнемозина, 2010.

  5. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/ авт. сост. С.И.Львова.-3-е изд., -М.: Мнемозина, 2009.

  6. Практика успешного написания сочинения-рассуждения 5-7 классы: раб. тетрадь / Т.И. Павлова, Н.А. Раннева, Н.Н. Василенко - Ростов-на-Дону: Легион, 2012.

  7. Русская словесность. От слова к словесности. 8 кл.: раб. тетрадь / Р.И. Альбеткова, - М.: Дрофа, 2012.

  8. Русский язык: 8 класс. Анализ текста:тестовые задания/Автор-составитель Е. П. Воронова - М.: Дрофа,2009.

  9. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением/Авт-сост: Т.А.Захарова,-М., «Просвещение», 2010.

  10. Электронное пособие «Русский язык. Поурочные планы 7-9 классы». Изд-во «Учитель», 2010.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСАТекст как речевое произведение

1

Текст как речевое произведение.

1

-

-

Уметь собирать и систематизировать собранные материалы к сочинению на определённую тему, с учётом замысла, адресата и ситуации общения.

Уметь соблюдать в речи основные требования к связному высказыванию: соответствие теме, четкое выражение и развитие основной мысли, строгую последовательность в изложении фактов, использование языковых средств связи предложений и смысловых частей устного и

письменного высказывания.

Знать различные варианты введения: сформулировать проблему исходного текста; сообщить сведения об авторе текста и определить место проблемы в его творчестве; привести изречения известных писателей, деятелей искусства;

начать с лирического отступления и подвести к проблеме текста.

Уметь написать введение к создаваемому тексту.

Уметь написать вывод, имеющий логическую связь с введением; правильно использовать лексические и грамматические средства.

Знать структуру сочинения. Уметь выделять структурные элементы в предложенном сочинении; правильно использовать лексические, грамматические, морфологические средства для плавного перехода от одной части сочинения к другой.



Виды информации в тексте

9

Этапы создания сочинения. Виды плана (простой, сложный, цитатный).

Тема, микротема и содержание сочинения. Идея. Эпиграф. Вступление. Роль первого предложения в тексте (зачина). Виды зачинов, их синтаксическое строение. Основная часть сочинения. Заключение сочинения. Способы лексического и грамматического оформления концовки. Цитата, способы цитирования.

Требования к сочинению. Средства связи частей текста. Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью. Средства межфразовых связей (лексические, лексико-грамматические, синтаксические). Классификация ошибок

9

-

-

Изобразительно-выразительные средства языка

2

Изобразительно-выразительные средства. Отбор средств выразительности, лексики. Языковые средства в эпическом произведении. Языковые средства в лирическом произведении. Языковые средства в драматическом произведении.

2

-

-

Знать определения изобразительно-выразительных средств. Уметь находить их в тексте, определять их роль, использовать в собственном тексте.



Стили речи

1

Функциональные разновидности языка. Разговорный стиль речи. Особенности текстов различных стилей речи

1

-

-

Понимать цель высказывания текстов разных стилей, сферу применения в устной и письменной речи, уметь анализировать тексты с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей.

Смысловые типы речи

10

Типы речи. Повествование, произведения повествовательного типа. Написание сочинения типа повествования. Виды описания (предмета, природы, места). Строение текста типа описания. Написание сочинения типа описания. Сочинение - описание помещения в художественном и официально - деловом стилях. Рассуждение, его композиция. Написание сочинения типа рассуждения-объяснения. Написание сочинения типа рассуждения-доказательства. Написание сочинения типа рассуждения-размышления. Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему.

4

6

-

Уметь анализировать типологическую структуру текста, устанавливать ведущий тип речи, находить в тексте фрагменты с иным типовым значением, анализировать и создавать тексты разных типов речи.

Создание письменных рассуждений разных видов (доказательств, объяснений рассуждений) в рамках заданного стиля речи, подбор доказательств (аргументов на основе прочитанного текста или жизненных наблюдений, правильное и уместное использование типичных языковых средств при построении рассуждения.

Жанры сочинений

12

Правила хорошей письменной речи. Художественно-публицистические жанры сочинения-рассуждения: отзыв, рецензия, эссе. Их особенности. Эссе как жанр. Виды эссе. Написание эссе. Отзыв о прочитанном произведении. Составление рецензии.

Знакомство с жанрами: заочная экскурсия, слово, письмо, сказка. Правила, предъявляемые к данным жанрам. Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических жанров. Портретный очерк. Композиция портретного очерка.

Сравнительная характеристика. Сравнение (сопоставление или противопоставление) людей, предметов, явлений при условии общего основания Статья в газету как основной жанр средств массовой информации. Интервью. Репортаж как разновидность публицистических жанров. Особенности репортажа.

Рассказ как жанр художественной литературы. Композиционные особенности рассказа. Фельетон. Особенности жанра. Сатира и юмор: сходство и различие.

Сочинение на основе фантастической гипотезы. Взаиморецензирование сочинений. Литературные заготовки. Записные книжки как форма литературных заготовок.



6

6

-

Уметь видеть и устранять ошибки в устной и письменной речи: в содержании и построении речевого высказывания; в соблюдении речевых (лексических, стилистических), грамматических норм; в соблюдении правописных ( в письменной речи) и орфоэпических и пунктуационных норм (в устной речи). Овладение культурой использования технических средств коммуникации, требующих соблюдение норм в письменной речи.

Знать жанровые особенности текстов сочинений и уметь создавать тексты различных типов, стилей и жанров; излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно; редактировать тексты в соответствии с целью; анализировать сочинения и рецензировать их.



ИТОГО

35



23

12

-







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

п/п

Дата проведения

Тема занятия

Тип занятия

Элементы содержания



Текст как речевое произведение - 1 час

1

06.09

Текст как речевое произведение.

КУ

Признаки текста. Сочинение и изложение как виды речевой деятельности. Кто и зачем пишет сочинения? Сочинение. Сочинение-миниатюра.

Виды информации в тексте -9 часов

2

13.09

Этапы создания сочинения. Виды плана (простой, сложный, цитатный).



КУ

Структура сочинения: введение, развитие темы, заключение. Виды плана: простой, сложный, тематический, цитатный, вопросный, тезисный.

3

20.09

Тема, микротема и содержание сочинения.

КУ

Разные типы тем сочинения. Логика их раскрытия.

4

27.09

Идея. Эпиграф. Вступление. Роль первого предложения в тексте (зачина). Виды зачинов, их синтаксическое строение.

КУ

Идея сочинения. Эпиграф. Роль первого предложения в тексте (зачина). Виды зачинов, их синтаксическое строение.

5

04.10

Основная часть сочинения.

КУ

Основная часть сочинения в публицистическом стиле, в художественном стиле.

6

11.10

Заключение сочинения. Способы лексического и грамматического оформления концовки.

КУ

Каким должно быть заключение? Возможные варианты концовки сочинения. Способы лексического и грамматического оформления концовки.

7

18.10

Цитата, способы цитирования.

ИНМ

Цитата, способы цитирования.

8

25.10

Требования к сочинению. Средства связи частей текста. Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью.

ИНМ

Требования и критерии оценки сочинения. Практикум: рецензируем сочинение. Способы связи предложений в тексте. Тексты с цепной и параллельной связью.

9

08.11

Средства межфразовых связей (лексические, лексико-грамматические, синтаксические).

КУ

Средства межфразовых связей (лексические, лексико-грамматические, синтаксические).

10

15.11

Классификация ошибок

КУ

Типичные ошибки в сочинениях. Классификация ошибок.

Изобразительно-выразительные средства языка - 2 часа

11

22.11

Изобразительно-выразительные средства. Отбор средств выразительности, лексики.

Р

Изобразительно-выразительные средства и их роль в раскрытии темы. Тропы речи. Риторический вопрос, параллелизм, парцелляция, анафора, эпифора, обращение и др.

12

29.11

Языковые средства в эпическом произведении. Языковые средства в лирическом произведении. Языковые средства в драматическом произведении.

КУ

Языковые средства в эпическом произведении. Языковые средства в лирическом произведении. Языковые средства в драматическом произведении.

Стили речи -1 час

13

06.12

Функциональные разновидности языка. Разговорный стиль речи. Особенности текстов различных стилей речи

КУ

Функциональные разновидности языка, стили и их назначение. Понятие стиля. Соотнесение сферы общения, стиля языка и коммуникативных качеств речи .Особенности текстов различных стилей речи

Смысловые типы речи - 10 часов

14

13.12

Типы речи.

КУ

Типы речи и сфера их употребления. Повествование.

15

20.12

Повествование, произведения повествовательного типа

КУ

Описание как тип речи. Виды описания. Работа над сочинением-повествованием (выбор темы, материала, сюжета, языковых средств, лексики).



16

27.12

Написание сочинения типа повествования.

ПР

Написание сочинения-миниатюры типа повествования. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста.

17

10.01

Виды описания (предмета, природы, места). Строение текста типа описания.

КУ

Описание, его композиция. Работа над сочинением-описанием. Подбор материала, выбор объекта описания (пейзаж, явление, предмет, лицо).

18

17.01

Написание сочинения типа описания. Сочинение - описание помещения в художественном и официально - деловом стилях.

ПР

Написание сочинения-миниатюры типа описания. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста. Сочинение - описание помещения в художественном и официально - деловом стилях.

19

24.01

Рассуждение, его композиция

ИНМ

Строение текста типа рассуждения.

Виды рассуждения (доказательство, размышление, рассуждение)

20

31.01

Написание сочинения типа рассуждения-объяснения.

ПР

Написание сочинения типа рассуждения-объяснения. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста.

21

07.02

Написание сочинения типа рассуждения-доказательства.

ПР

Написание сочинения-миниатюры типа рассуждения-доказательства. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста.

22

14.02

Написание сочинения типа рассуждения-размышления.

ПР

Написание сочинения-миниатюры типа рассуждения-размышления. Составление плана, создание письменного текста, редактирование готового текста.

23

28.02

Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему.

ПР

Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему. «Мостики» между абзацами. Для аргументации приводятся 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих рассуждения (тезис): один пример-аргумент - из любого прочитанного текста, а второй - из жизненного опыта (читательского опыта).



Жанры сочинений - 12 часов

24

07.03

Правила хорошей письменной речи. Художественно-публицистические жанры сочинения-рассуждения: отзыв, рецензия, эссе. Их особенности.

ИНМ

Составление рецензии на иллюстрации к известным художественным произведениям.

25

14.03

Эссе как жанр. Виды эссе. Написание эссе.

ПР

Сочинение-эссе. Написание сочинения, редактирование готового текста.

26

21.03

Отзыв о прочитанном произведении. Составление рецензии.



ПР

Особенности сочинения-отзыва.

Языковые особенности отзыва, слова оценки. Отзыв о прочитанном произведении или кинофильме. Составляем рецензию.

27

28.03

Знакомство с жанрами: заочная экскурсия, слово, письмо, сказка. Правила, предъявляемые к данным жанрам.

КУ

Знакомство с жанрами: заочная экскурсия слово, письмо, сказка. Правила, предъявляемые к данным жанрам. Цели, строение и особенности сочинений данных жанров.

28

04.04

Особенности путевых заметок как одного из разновидностей публицистических жанров.

КУ

Путевые заметки. Цели, строение путевых заметок.



29

11.04

Портретный очерк. Композиция портретного очерка.



ПР

Особенности портретного очерка как одного из разновидностей публицистических жанров.



30

18.04

Сравнительная характеристика. Сравнение (сопоставление или противопоставление) людей, предметов, явлений при условии общего основания

ПР

Сравнительная характеристика: задачи, способы построения.

Сравнение (сопоставление или противопоставление) людей, предметов, явлений при условии общего основания. Характеристика литературных героев: способы выражения характера.



31

25.04

Статья в газету как основной жанр средств массовой информации. Интервью. Репортаж как разновидность публицистических жанров. Особенности репортажа.



КУ

Статья в газету как основной жанр средств массовой информации. Разновидности газетных статей. Монологический жанр публицистической статьи и диалогический жанр интервью.

Интервью как разновидность газетных жанров. Репортаж. Репортаж как разновидность публицистических жанров. Особенности репортажа.



32

16.05

Рассказ как жанр художественной литературы. Композиционные особенности рассказа.

ПР

Рассказ как жанр художественной литературы. Композиционные особенности рассказа. Рассказ с необычным построением.

Юмористический рассказ. Средства создания юмористического в рассказе.



33

23.05

Фельетон. Особенности жанра. Сатира и юмор: сходство и различие.



ИНМ

Фельетон. Особенности жанра. Сатира и юмор: сходство и различие. Приёмы создания комического. Каламбур. Алогизм. Ирония.



34

30.05

Сочинение на основе фантастической гипотезы. Взаиморецензирование сочинений.

ПР

Сочинение на основе фантастической гипотезы. Сочинение «странного» рассказа по воображению в художественном стиле. Взаиморецензирование сочинений.

35



Литературные заготовки. Записные книжки как форма литературных заготовок.



КУ

Литературные заготовки. Записные книжки как форма литературных заготовок. Их значение.









Приложение 1

Лист оценивания работы



Ф.И.О. учащегося ________________________________________________________

</ Тема сочинения _________________________________________________________

Жанр сочинения_________________________________________________________



Критерий

Показатели

Оценка в баллах

1

Формулировка темы

1.1. оригинальность формулировки темы сочинения



1.2. адекватность темы сочинения выбранному жанру



1.3. соответствие темы и содержания



2

Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра)

2.1. наличие в сочинении признаков выбранного жанра



2.2. соответствие содержания сочинения выбранному жанру



3



Композиция сочинения



3.1. цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения



3.2. соответствие композиции выбранному жанру



3.3. соответствие композиции содержанию



3.4. оригинальность композиции



4

Авторское восприятие тематики и проблематики сочинения

4.1. заинтересованность автора в рассматриваемых вопросах и проблемах



4.2. соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом



4.3. воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции



5



























Художественность

сочинения





























5.1. богатство лексики



5.2. разнообразие синтаксических конструкций



5.3. использование тропов (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, аллегория, гипербола и др.) и стилистических фигур (антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое определение и др.)



5.4. использование афоризмов, цитат, пословиц



5.5. наличие оригинальных образов



5.6. грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок)





Итог



















Приложение 2

Основные жанры сочинений

Рассказ

1. Небольшое повествовательное прозаическое литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии, случае, житейском эпизоде.

2. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

3. Небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Сказка

1. Повествовательное литературное произведение о вымышленных лицах и событиях с установкой на фантастический вымысел.

2. Повествовательное, народно-поэтическое или авторское художественное произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

3. Повествовательный жанр с волшебно-фантастическим сюжетом, с персонажами реальными и (или) вымышленными, с действительностью реальной и (или) сказочной, в которой по воле автора поднимаются эстетические, моральные, социальные проблемы всех времен и народов.

Письмо

1. Эпистолярный жанр литературы, обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса.

2. Жанр публицистики, предполагающий обращение автора к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности.

Заочная экскурсия

1. Разновидность текста-описания, объектом которого является какая-либо достопримечательность.

2. Разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения.

Очерк

1. Небольшое литературное произведение, дающее краткое выразительное описание чего-либо.

2. В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором.

3. Литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности, осмысленных автором в их типичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение автором своего объекта. Основной признак очерка - писание с натуры.

Слово

1. Жанр ораторской прозы и публицистики.

2. Литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; повествование, рассказ вообще.

3. В древнерусской литературе - название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера. Чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением.

Эссе

1. Жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы.

2. Разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

3. Прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу.

4. В современном литературоведении - очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.

Рецензия

1. Критический разбор произведения - литературно-художественного, научного, публицистического характера и т. п., - дающий информацию об этом произведении и его оценку.

2. Критическая статья или заметка, в которой содержится отзыв на литературное, музыкальное, театральное, кинематографическое произведение. В рецензии даётся разбор и оценка произведения, а при необходимости и краткое содержание. Рецензия, оценивающая несколько произведений, объединённых по какому-либо признаку, называется обозрением.

3. Жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего - критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. В какой бы форме ни был дан такой отзыв, суть его - выразить отношение рецензента к исследуемому произведению. Предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления - книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.

Приложение 3



I. Работа с план-картойРабочая программа факультативного курса по русскому языку Учимся писать сочинения разных жанров (8 класс)

У каждого преподавателя есть своя система подготовки учеников к сочинению, которая состоит из нескольких этапов. Мне хотелось бы остановиться на одном из них, где уже выбрана тема - этап непосредственного обдумывания своего сочинения. Это не традиционный план, которым дети хорошо владеют к моменту изучения объемных литературных произведений, изучаемых в старших классах школы, а совершенно другой вид работы, который тоже подразумевает планирование будущего сочинения. С план-картой я работаю уже девятый год и вижу результативность этой системы.

План-карту ученик составляет самостоятельно, учитель может помочь сформулировать мысль, подсказать правильное направление, помочь отобрать необходимый материал.

Работу начинаем с описания выбранной или заданной темы сочинения. Выделяем ключевые слова. Можно их подчеркнуть. Затем формулируем основную мысль (идею) своего сочинения. При одинаково выбранной теме идея сочинения всегда индивидуальна. Здесь начинается этап самостоятельной работы ученика.

Следующий этап работы - составление и формулировка проблемного вопроса с учетом темы и идеи сочинения. Вопрос не должен повторять ни тему, ни идею, но необходим для дальнейшего обдумывания работы. На вопрос всегда легче отвечать. Можно предложить сформулировать сразу несколько вопросов, расположив их в логической последовательности, чтобы, отвечая на них, выстроить план сочинения.

Затем сразу формулируем вывод, чтобы увидеть, к какому заключению мы должны подвести читателя нашего будущего сочинения.

Когда написана идея, поставлены вопросы и сформулирован вывод, можно приступить к поиску аргументов, которые разделены на четыре группы, и лучше всего предложить ученикам такую последовательность:

1. Отбор героев, необходимых для написания сочинения.

2. Портреты героев (если они нужны в данном сочинении), пейзаж.

3. Отобрать и записать основные эпизоды, необходимые в данной работе для доказательства основной мысли сочинения.

4. И, наконец, - основные диалоги и монологи героев. Форму записи выбирает сам учащийся, Кому-то удобно записывать сразу цитату, кому-то - отметить как эпизод.

План-карта составлена. Теперь можно подбирать необходимое вступление и начинать писать сочинение.

Хорошо бы предложить ученикам использовать в своем сочинении и вывод, включив его в заключение, и проблемный вопрос, который сделает образ автора сочинения более привлекательным, а читателя заставит задуматься, главное - идею сочинения, сделав ее "мостиком" между вступлением и основной частью сочинения.

После составления план-карты учащимся трудно бывает отказываться от собственного труда, возникает желание написать свое сочинение.

Кроме того, этот вид работы можно оценивать отдельно от сочинения. По творчеству одного писателя можно написать только одно сочинение, но с помощью план-карты отработать сразу несколько тем.

II. Выбор введения

После того, как сочинение продумано, аргументы определены, есть идея, проблемный вопрос, вывод, можно приступить к следующему этапу подготовки. Выбор введения. Существует несколько самых распространенных видов введений, у каждого из них есть свои достоинства и недостатки: биографическое, литературоведческое, историческое, художественное, лирическое, автобиографическое, обществоведческое, аналитическое, сравнительное.

Введения лучше отрабатывать поэтапно, начиная с наиболее простых, с тех, где ученик может пользоваться справочной литературой, постепенно усложняя задачу и в перспективе выходя на авторский стиль и индивидуальную работу. Можно давать и начальные фразы, и целые предложения, рекомендовать литературу для использования при написании сочинения.

III. Заключение в сочинении

Работа над заключением не требует такого напряжения от учителя, как введение, но эта работа также необходима. Что выбрать - заключение -вывод или заключение -следствие решает ученик, но на начальном этапе работы именно учитель может подсказать направление мысли.

Для кольцевой композиции необходимо связать начало сочинения (тему, идею, эпиграф) и его конец. Необходим выход на новый уровень осмысления. Чаще всего кольцевая композиция подразумевает свободное пространство для размышления.

Если необходимо заинтересовать читателя вступлением, то расстаться с ним нужно так, чтобы ему захотелось вернуться к началу Вашего сочинения, либо совсем не расставаться с Вами.

А теперь о цитировании.

Цитата должна украшать сочинение, быть яркой художественной деталью, поэтому пользоваться ей нужно, как косметикой, в меру.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал