- Учителю
- Урок. Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе.
Урок. Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе.
Тема урока: Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Познавательный аспект: рассмотреть авторские приёмы раскрытия сатирического и фантастического пластов романа; определить значение образа Воланда в развитии сюжета и в раскрытии идейного содержания произведения.
Развивающий аспект: развивать навыки анализа прозаического текста, умения выделять существенное в прочитанных главах, сопоставлять, обобщать, доказывать свою точку зрения, развивать у учащихся навыки работы в коллективе.
Воспитательный аспект: уметь отличать истинные нравственные ценности от ложных.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: уметь анализировать отдельный эпизод произведения, определять его роль во всей структуре романа; уметь составлять литературные портреты героев.
Метапредметные результаты: умение обобщать по признакам и на основе анализа объекта делать выводы.
Личностные результаты: умение анализировать героев эпизода и оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
I. Вступительное слово учителя
В работе Б. В. Соколова (1991 г.) дана следующая оценка романа Булгакова: «Мастер и Маргарита» - роман не только сатирический и философский, это роман «городской». И он останется в истории русской и мировой литературы не только как свидетельство человеческой стойкости и гражданственности Булгакова-писателя, не только как гимн человеку нравственному и бесстрашному - Иешуа Га-Ноцри и человеку творческому - Мастеру, не только как история неземной любви Маргариты, но и как грандиозный памятник Москве, которая теперь неизбежно воспринимается с учетом этого великого произведения».
Наша задача - представить образ булгаковской Москвы 30-х годов, чтобы раскрыть для себя сатирические и фантастические пласты повествования в произведении.
II. Создание проблемной ситуации
Учащимся предлагается отрывок из художественного фильма «Мастер и Маргарита», в котором изображена сцена последнего полёта Воланда и его свиты.
Только что мы с вами посмотрели финальный эпизод из экранизации романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», центральное место в котором занимает образ Воланда и его свиты.
-
Скажите, пожалуйста, кто же такой Воланд? (варианты ответов учащися: дьявол, сатана, князь тьмы, дух зла, повелитель теней защитник незаслуженно обиженных)
И, действительно, образ нечистой силы в романе далеко неоднозначен. На это автор указывает уже с самого начала в эпиграфе к произведению:
...так кто ж ты,наконец?
- Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.
Эпиграф к роману отсылает читателя к трагедии Гете «Фауст», к образу Мефистофеля.
-
Но можно ли утверждать, что Воланд - литературное продолжение Мефистофеля?
-
Перечитайте описания Воланда и сопоставьте их с традиционными изображениями героя трагедии Гёте (например, скульптура М. Антокольского «Мефистофель», портрет Шаляпина в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст»).
1.«Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг».
2. «Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый - пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжег загар».
Сходство Воланда с традиционным изображением Мефистофеля очевидно. Но по своей роли в романе Воланд «дерзостно» не похож на Мефистофеля. У Гёте дьявол развенчивает все, что представляется высоким и чистым, искушает людей с помощью обмана и доводит человека до преступления.
-
Чем же занимается «ведомство» Воланда?
Практически нигде в романе мы не увидим непосредственного вмешательства Воланда в течение жизни: он наблюдает её, но не изменяет. Люди, «не заслуживающие света», после смерти остаются в ведомстве Воланда, и лишь после их смерти Воланд вершит свой суд, определяя их дальнейшую судьбу. Решения «повелителя теней» основаны только на фактах (пример тому - хотя бы история Фриды) - это правило, удерживающее мир от распада и хаоса. Не возмездие осуществляет Воланд, а справедливость: каждый получает по той мере, в какой нарушил при жизни этические нормы.
Милосердие чуждо Воланду, ибо оно мешает принимать справедливые решения: «Иногда совершенно неожиданно и коварно оно (милосердие) пролезает в самые узенькие щелки», - а «каждое ведомство должно заниматься своими делами».
Хозяин земли не мог не посетить Москвы, претендовавшей когда-то на роль третьего Рима, Москвы - сердца страны, провозгласившей новые принципы жизнеустройства, новые моральные и культурные ценности, - по сути, построение рая на земле для живых людей, обещанный Христом Новый Иерусалим. Воланд явился, чтобы воочию убедиться в истинности заверений, сделать выводы из фактов: не судить, не наказывать, а узнать из первоисточника. Люди, с которыми он сталкивается, не вызывают у него гнева: они настолько мелочны и ничтожны, что рождают лишь брезгливость, желание избавиться от их назойливого любопытства, пресечь их корыстные стремления.
III. Этап реализации новой темы (работа в группах)
Итак, сегодня на уроке мы с вами попробуем исследовать следующие вопросы: «Как рассматривается в романе Булгакова образ нечистой силы? Какие задачи и функции на неё возлагаются? В чём проявляется нетрадиционность образов нечистой силы в романе Булгакова? На что направлена сатира в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?
Определите тему сегодняшнего урока. (Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе).
Чтобы решить задачи, поставленные на сегодняшнем уроке, необходимо обратиться к предложенным вам заданиям. Поскольку главный вопрос, который нас интересует: «Нечистая сила в романе - это зло или добро?»
Каждая из образованных пяти групп, используя предложенные вопросы, должна познакомить нас с одним из персонажей, представляющих нечистую силу.
Хочу напомнить, что остальные группы должны приготовить по одному вопросу на восприятие, понимание заслушанного материала, а также замечания по поводу допущенных фактических ошибок, если таковые имеются (Обратите внимание на критерии оценки при выступлении каждой группы).
Задание для 1-4 групп.
Используя предложенные вам вопросы, подготовьте связный рассказ об образе……. в романе «Мастер и Маргарита». Аргументируйте свой ответ цитатами из текста, указывая часть и главу, а также собственной точкой зрения. Составьте синквейн или кластер (по выбору)
1.В каком месте романа мы впервые встречаемся с героем?
2.Каким его изображает автор?
3.Какие детали указывают на то, что…… - демон и слуга сатаны?
4.Какую роль выполняет …….в свите Воланда?
5.Докажите, что образ ….. позволяет автору «обнажить низкие вожделения и страсти» людей, живших в 30-е годы в Москве.
6.Как вы считаете,…… - это положительный или отрицательный персонаж? Почему?
7.Ваше отношение к данному герою. Какие чувства он у вас вызывает?
1 группа - Коровьев
2 группа - Бегемот
3 группа - Азазелло
4 группа - Гелла
5 группа - Воланд
1.В каком месте романа мы впервые встречаемся с героем?
2.Каким его изображает автор?
3. Как вы догадались, что Воланд - дьявол? Какие детали на это указывают? (трость с набалдашником в виде пуделя; внешность - никто не дает точного портрета, появляется после упоминания черта; место первой встречи - Патриаршие пруды бывшие Ведьмины болота).
4. Гётевский Мефистофель пришел на землю, чтобы забрать, купить душу Фауста, искушая его. А зачем в Москву пожаловал Воланд? (понаблюдать, поискушать людей, а еще восстановить справедливость)
4.Докажите, что образ Воланда, позволяет автору «обнажить низкие вожделения и страсти» людей, живших в 30-е годы в Москве.
5.Как вы считаете, Воланд - это положительный или отрицательный персонаж? Почему?
6.Ваше отношение к данному герою. Какие чувства он у вас вызывает?
7. Синквейн или кластер.
Выступление групп.
От каждой из слушающих групп по 1 вопросу на понимание и осмысление материала к выступающим, заполнение схемы.
Рефлексия
-
Как рассматривается в романе Булгакова образ нечистой силы?
-
Какие задачи и функции на неё возлагаются?
-
В чём проявляется нетрадиционность образов нечистой силы в романе Булгакова? (Нетрадиционность образов нечистой силы еще и в том, что «обычно нечистая сила в романе Булгакова вовсе не склонна заниматься тем, чем по традиции она бывает поглощена - соблазном и искушением людей. Напротив, шайка Воланда защищает добропорядочность, чистоту нравов. Они не столько сбивают с пути праведного людей добрых и порядочных, сколько выводят на чистую воду и наказывают уже состоявшихся грешников)
-
Опираясь на предложенные критерии, оцените выступления каждой группы.
Страшна сама по себе мысль, что добро невозможно без зла, они всегда рядом. Но в романе именно благодаря Воланду возрождается правда, честность. Его справедливость бывает порой очень жестока, но без этого у людей никогда не открылись бы глаза на правду.
Обратимся к московским главам. В какое время разворачивается действие романа? (Россия 30-х гг 20 века.)
-
Какие социальные, политические и нравственные аспекты описывает Булгаков? (Политические - тоталитарный режим. Социальные - все одинаковые, выделяться нельзя. Нравственные - бездуховность, неверие в Бога.)
-
Значит, мифический персонаж Воланд появляется в Москве 30-хгг 20 века, чтобы…
-
Что совершает Воланд в Москве? (Лично сам - ничего)
-
А Воланд - это символ чего? (Зла.)
-
То есть получается, что зло приходит на Землю, чтобы показать людям, что они не правы, помочь кому-то, т.е. совершить добро? Парадокс?
В романе реально представлена Москва, её коммунально-бытовой и литературно-театральный мир, хорошо знакомый Булгакову.
Анализ ключевых глав романа.
1 группа.
-
Проанализируйте эпизод и скажите, к каким выводам приходит Воланд?
На сеансе чёрной магии самые жуткие события происходят как бы невсерьёз, под смех, аплодисменты и улюлюканье. Это обстановка какого-то глумления человека над самим собой.
-
Каков как артист конферансье Бенгальский? (Человек без юмора и фантазии, произносит шутки, над которыми никто не смеётся, он ненавидит свою работу, потому что это не его дело.)
-
Какую цель преследует свита Воланда этим сеансом?
-
Какие негативные качества при помощи своих фокусов они выставили на всеобщее обозрение?
Вывод: советские люди разводятся, изменяют своим жёнам и семье, не платят алиментов брошенным детям, играют в карты и в этом видят смысл своей жизни, жадны на деньги, готовы за них убить друг друга, жестоки: «голову ему оторвать», никогда не имели красивой одежды, обуви, бытовых удобств, за что их можно только пожалеть. В зале то весёлый смех, то едкая насмешка над кем-то, то начинает искриться ненависть друг к другу, когда видят летящие в руки деньги.
Вот таково новое поколение советских людей, воспитанных за 20 лет советской власти, с исковерканной нравственностью, политизированной духовностью. Иронический взгляд Воланда (Мессира) на Москву и москвичей близок самому автору. Он рассматривает человека и человечество через время и пространство, видя в них вечное несовершенство. Он проводит свой вечный эксперимент, испытывая людей поступками на нравственность (безнравственность) и мировую историю, чтобы показать, что вечно, нетленно, а что должно погибнуть. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру.
Что же изменилось в людях? Человечество вращается в порочном круге зла. «Милосердие лишь иногда стучится в их сердца». Значит, человеку не дано прийти к добру, справедливости, истине? Это сложный философский вопрос, из тех, на которые нет прямого ответа.
Начиная сеанс чёрной магии, Воланд спросил у Фагота-Коровьева: «Как, по-твоему, ведь московское народонаселение значительно изменилось?»
-
Почему Воланд задал этот вопрос?
К 1936 году Коммунистическая партия на весь мир объявила, что за годы советской власти выросло новое поколение советских людей, лишённых недостатков, какие были у народа при царском режиме. В стране был проведён гигантский социальный эксперимент по перевоспитанию личности. Воланд своим сеансом развенчивает это утверждение. На всех страницах романа, во всех главах, где изображаются события, действия, поступки советских людей, автор показывает их людьми несвободными, опутанными инструкциями, догмами, запретами, установленными властью и новыми чиновниками и с теми же нравственными недостатками, какие были у людей и 20 лет тому назад.
Москвичи разоблачают себя сами - в прямом и переносном смысле. Пошлая жизнь, алчность, стадность волнами взмывают в варьете, и ни у кого не возникает вопроса о цене; следствие из этого - позор и унижение. Вывод Воланда неутешителен: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги… Ну, легкомысленны... ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…»
2 группа.
Гл. 4. Прочитайте описание коммунальной квартиры.
-
Какое чувство она у вас вызвала?
-
Как появились такие квартиры?
-
Как жилось в них людям?
-
Как решён квартирный вопрос сейчас?
Попытка кота проехать в трамвае.
-
Почему никто не удивился фантастическому виду кота, который собирается платить?
-
Почему начала кричать кондукторша? (Она ответственна за то, что в инструкции написано можно - нельзя, положено - неположено. «Котам нельзя! С котами нельзя... Слезай, а то милицию позову!»)
Или регистраторша на входе в ресторан «Дом Грибоедова» требует у свиты Воланда писательское удостоверение, или служащие Управления Зрелищ, загнанные начальством в хоровой кружок и против воли надрывающие глотки «Священным Байкалом».
Вывод: поступки народа строго регламентированы законами, инструкциями, приказами. Живут по принципу: можно - нельзя (по инструкции), народ отучился думать, удивляться, принимать решение - он не свободен. Все эти невольники - дети своего времени. Начинается эпоха: если нельзя, но очень хочется или нужно, значит, можно.
3 группа.
Гл. 5
-
Какими приёмами государство и власть развращало своих граждан, вытравливало в них нравственность? (привилегиями). «...Хорошо живётся счастливцам - членам МАССОЛИТа, и чёрная зависть начинала немедленно терзать его», т.е. любого.
Привилегии: творческие командировки на большие сроки с высокой оплатой, путёвки в писательские дома отдыха, дачи в Подмосковье среди красивейшей природы, путёвки в санатории на юге на берегу Чёрного моря, бесплатная бумага, предоставление квартир без очереди в лучших московских домах того времени, спецпайки и дешёвые обеды в Грибоедовском ресторане.
-
За какие же заслуги у писателей появлялся доступ к этим привилегиям? (Писать в угоду коммунистической идеологии, прославлять действия, политику власти).
-
Какая атмосфера царит среди членов МАССОЛИТа?
-
Какие между ними взаимоотношения?
Понимание того, что на всех привилегий не хватит, что за эти привилегии надо расплачиваться, прославлять советскую власть. Царит зависть, стремление предать коллегу по цеху, раскритиковать его ненапечатанное произведение, обвинить в нелояльности к власти. Членам МАССОЛИТа легко можно решить не только «творческие проблемы», но и квартирные, дачные, материальные, продовольственные. Но для этого надо иметь удостоверение МАССОЛИТа, а удостоверение получает тот, кто выполняет «социальный заказ».
-
Способствуют ли такие взаимоотношения воспитанию нравственного общества?
-
Кто в этом виноват?
Вывод: писатели - несвободные люди, зависят от требований власти, её идеологии и государства, а не от собственных нравственности, таланта, взглядов. Они проповедуют не общечеловеческие ценности, а правила игры, предложенные коммунистической партией. Вечный жизненный принцип «кушать хочется». Литературные критики «говорят не то, что хотят сказать». Для критиков Мастера не существует разницы между искусством писателя и ремеслом, которое кормит. Они глухи к вечному и нетленному, они погружены в политическую суету и трескотню. Делёжка материальных благ и привилегий, «здоровая и вкусная пища» - вот и всё, чем заняты умы и сердца «инженеров человеческих душ». В стране «победившего социализма» люди, стоящие у власти, делают всё, чтобы писатель просто выполнял социальный заказ.
4 группа.
Гл.7
-
Куда пропадают люди из загадочной квартиры?
-
Почему остальные жители не удивляются исчезновению?
-
Как живётся людям в этой квартире? (Постоянный страх и ужас от неизвестнрости, что ночью приедут и заберут и человек исчезнет бесследно, а квартира оказывается опечатанной. Идут 30-ые годы - пора репрессий).
О советских чиновниках.
-
Зачем нужны чиновники? Что они должны делать?
-
Что они делают?
5 группа.
Гл. 9
-
Как решался квартирный вопрос?
-
Кто и как наказал взяточника Никанора Ивановича Босого - председателя жилищного товарищества? (силы зла, свита Воланда)
-
Почему? (потому что в государстве нет сил, способных противостоять взяточничеству).
Вывод: сатирически изображён автором целый пласт новых советских людей, мир московского мещанства: дельцов, завистников, воришек и взяточников, мелких чиновников и обывателей, которые живучи во все времена. Они неистребимы. Если вы представите своё окружение, родственников и знакомых, то узнаете во многих героев романа. Всего на три дня появляется Воланд со свитой в Москве, но, словно пена на взбаламученной воде, поднялось наверх всё самое пошлое, безнравственное, неистребимое.
Хочется закончить анализ московских страниц словами Понтия Пилата: «О боги, боги мои, яду мне, яду!» Но мы должны понять одну из главных идей романа: каждый человек на земле ответственен за всё добро и зло, которые совершаются на земле и за собственный выбор жизненного пути.
Фронтальный опрос.
А теперь обратимся к героям второго плана, которые не столько наказаны, сколько их внутренние пороки доведены до видимого явного результата, обнажены.
-
Расскажите о похождениях Коровьева и Бегемота.
Москвичи страдают не от самого Воланда (исключение составляет лишь барон Майгель), а от проделок его свиты. Похождения Коровьева и Бегемота составляют отдельную сюжетную линию романа; суть их - в обнажении тела. Москва оказывается прибежищем всех смертных грехов: поступками жителей столицы руководит тщеславие, зависть и алчность, они легко впадают в гнев, прелюбодействуют и чревоугодничают. Казалось бы, только уныние им несвойственно. Но этот грех числится за Мастером. Зло скрытое страшнее, опаснее зла проявленного, преданного осмеянию и посрамлению. Зло разлито в московском мире, и именно с ним связываются традиционные представления об аде.
В обществе, в той Москве, которую изображает писатель, царствуют подлецы и ничтожества, лицемеры и приспособленцы. Они лгут, наушничают, воруют, берут взятки, и, до тех пор пока не сталкиваются с подручными сатаны, им это вполне удается.
Алоизий Могарыч, написавший донос на Мастера, вселяется в его квартиру. Степа Лиходеев, дурак и пьяница, благополучно работает директором Варьете. Никанор Иванович, представитель столь нелюбимого Булгаковым племени домкомов, прописывает за деньги и благоденствует.
Но вот появляется «нечистая сила», и все эти мерзавцы вмиг оказываются разоблаченными и наказанными. Подручные Воланда (как и он сам) всесильны и всезнающи: любого они видят насквозь, обмануть их невозможно.
«Лишь только председатель покинул квартиру, из спальни донесся низкий голос:
- Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут».
Моментальное и точнейшее определение - и за ним следует строго соответствующее «заслугам» наказание.
Степу Лиходеева забрасывают в Ялту, Варенуху делают вампиром (правда, не навсегда), Максимилиана Андреевича, киевского дядю Берлиоза, до смерти напугав, изгоняют из квартиры, самого Берлиоза отправляют в небытие. Каждому по заслугам.
-
Почему Воланд и свита особенно строги к Берлиозу? (Для Булгакова Берлиоз - самая отвратительная фигура. Человек эрудированный, начитанный и неисправимый догматик. Наставник молодых, отучающий эту молодежь мыслить самостоятельно. Внушаются только новые, смутные, не принятые сердцем лозунги. Берлиоз первым появляется на страницах романа, с полным перечислением своих титулов, чинов, званий (см. главу 1)
-
О чем диалог Берлиоза и Ивана Бездомного? (идет разговор по поводу антирелигиозной поэмы, которую редактор заказал поэту; тот написал, но поэма не устроила Берлиоза. Он начинает учить Ивана, как надо написать.
-
Что вносит в разговор Берлиоза и Бездомного появление Воланда? (своими вопросами Сатана обнажает искусственность тех догм, которые проповедует Берлиоз).
-
Чем же опасен Берлиоз и берлиозы? (Подобные ему внушают определенные истины, не сомневаясь в них, воздействуют на сознание людей, берут их в духовный плен. Берлиоз не только сам проповедует официально утвержденные истины, но и требует этого от подчиненных. Значит, именно председатель МАССОЛИТ(а) является идейным вдохновителем латунских, лавровичей; именно под его руководством литература становится школой не духовной свободы, а духовного рабства, утрачивая присущие ей высокие идеалы. Иван Бездомный не имеет большого жизненного опыта, не очень образован, он не в состоянии понять ложность внушаемых ему тезисов и их подоплеку, но сам - то Берлиоз образован, но каждая его фраза взвешивается с позиций внушенных и внушаемых идеологических положений: «Надо будет возразить ему так…». Теперь становится понятно, почему Воланд по отношению к Берлиозу - единственному - изменяет своему правилу - не вмешиваться в дела людей, а лишь способствовать проявлению их нравственного стержня (у трупа Берлиоза исчезает голова, чтобы появиться вновь на Великом Бале Сатаны). Берлиоз тоже догматик, он тоже внутренне несвободен. А несвобода (от пороков таких, как ложь, мошенничество, лицемерие, самоуправство, заносчивость, насилие, пьянство, разврат, доносительство, бестолковщина, лукавство, жадность, лесть…) рождает зло, а свобода - добро! Вот в этом и есть связь ершалаимских глав с московскими.
Запись в тетради.
Степа Лиходеев, директор Варьете, погряз в пьянстве, разврате и выброшен из квартиры в Ялту.
Босой, управдом, взяточник, получает дьявольский подарок за незаконную временную прописку Воланда в квартире №50 Берлиоза, а обернулось это ему арестом: «рублевая пачка сама вползла ему в портфель».
М.А. Поплавский, «умный дядя Берлиоза, развенчан по «уму» и выгнан в Киев.
Поэт Рюхин, завистливый и бездарный, полностью лишен воли что-нибудь «исправить» в своей жизни.
Тимофей Квасцов, сосед Берлиоза, за чрезмерное любопытство поплатился свободой.
Варенуха, администратор Варьере, превращен в вампира за вечное враньё.
Римский, фининспектор Варьете, поплатился безмерным испугом за свое равнодушие.
Соков, буфетчик, скопидом, вор, мошенник, накопивший денег обманом клиентов, добровольно лишает себя естественных радостей жизни. Поплатился за чрезмерное скупердяйство.
Николай Иванович, сосед Маргариты, подкаблучник, даже во время полета на шабаш ведьм в качестве «перевозного средства» - борова не расстается с портфелем: «Я бумаги важные могу растерять», - а по окончании просит справочку для жены, подтверждающую, где он был. («Я не намерен лететь на незаконное собрание»).
Латунский, критик, поплатился за гонения на литераторов.
Коровьев и сотоварищи лишь выявляют, вытаскивают на свет Божий все гадкое, что есть в людях, а не создают это гадкое. «Нечистая сила в «Мастере и Маргарите» не без юмора обнажает перед нами людские пороки», - пишет Б. Соколов. По его мнению, в романе Булгакова сатана представлен «как беспристрастный и высокий судия рода людского, выявляющий его пороки и добродетели».
В. Акимов считает, что «столкновение с ними (нечистой силой) - это столкновение с самим собой». Власть нечистой силы проявляется, по его мнению, лишь там, где отступает человеческое. Не над людьми как таковыми издевается свита Воланда, а над их пороками, предавая в конце своего визита очистительному огню главные места их скопления.
Писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению, как и по мнению русского философа И. Ильина (автора книги «О противлении злу силою»), «привести в чувство» людей, закосневших в зле, возможно только силой, потому что эти люди ведут себя по-человечески (во внешнем смысле) лишь тогда, когда боятся вести себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия, но не добра.
IРефлексия.
Метод «Шесть шляп мышления»
Группа школьников делится на шесть групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп и предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
Белая шляпа
Белая шляпа - мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты.
Желтая шляпа
Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.
Черная шляпа
Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было проблематично, негативно, вхолостую и - объяснить, почему так произошло. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины.
Красная шляпа
Это - эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия связана та или иная эмоция?
Зеленая шляпа
Это - творческое мышление. Задайтесь вопросами: «Как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?
Синяя шляпа
Это - философская, обобщающая шляпа. Те, кто мыслит в «синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие выводы, обобщить собранный материал. За ними - последнее слово.
</ V. Дифференцированное домашнее задание.
-
Проанализируйте эпизод «Великий бал у Сатаны» или приготовьте инсценирование понравившегося вам эпизода с участием нечистой силы.
-
А) Напишите сочинение-миниатюру «Если бы Воланд сегодня посетил наш город…»
или
Б) Представьте, что вы - одна из сил света (тьмы, мира людей). Подготовьте устный рассказ о себе.