- Учителю
- Урок вне классного чтения в 10 классе По теме: «О сборнике стихов «Золотые тернии» Владислава Уртаева»
Урок вне классного чтения в 10 классе По теме: «О сборнике стихов «Золотые тернии» Владислава Уртаева»
Урок внеклассного чтения в 10 классе
По теме: «О сборнике стихов «Золотые тернии»
Владислава Уртаева»
Цели урока: 1. Привитие интереса учащихся к современной осетинской литературе.
2. Развитие навыков выразительного чтения.
Ход урока.
I. Беседа.
Учитель: Вы прочитали стихи нашего земляка В. Уртаева, познакомились со сборником «Золотые тернии». Ваши впечатления? Какое стихотворение вы особо отметили для себя?
Ученик: -Не все стихи мне понятны. В них много символов, и, может быть, мое и авторское видение мира не совпадают. А понравилось мне очень стихотворение «Даргавс»
Чтение стихотворения.
- Я выбрал это стихотворение, потому что мне понятные чувства гордости и восхищения поэта к землякам, которые в Даргавском ущелье возвели себе памятник, легендарный «Город мертвых» «В отместку смерти и чуме в отместку самоотверженные предки» … пофамильно молча умирали, лишь для того, чтоб кто-то мог дышать...»
Ученик: - Владислав Уртаев ведет меня в свой мир, о котором говорит:
Надежней олимпийского щита,
Просторнее морей и океанов,
И скифских драгоценнее курганов
Моя мечта.
Ученица: - А мне нравятся стихи В. Уртаева о любви. Например, в восьми строчках - и нежность чувств, и грусть, и восторг, и преклонение перед красотой.
Я помню вечер, вечер без названия,
Когда я заглянул в твои глаза…
И в них, качая розы Мирозданья,
Двоилась млечнопутная слеза.
Она сжигала, и она шептала
О том, что ты от звезд произошла…
И бюст Мадонны рухнул с пьедестала,
И ты воздушно на него взошла.
Ученик: - Я выбрал очень короткие стихи, но с большим философским смыслом.
В мраках тех, кто плачет,
Есть огниво -
Если плачешь, значит,
Сердце живо.
Учитель: Стихотворения, выбранные вами, разные по тематике и форме, по доступности и сложности понимания, заставляют переживать , размышлять. Поэтический мир В. Уртаева - это - мир поэзии, меняющийся, разнообразный: «Кавказ и Атлантида, Крит и Древняя Греция, вся Земля, вся Вселенная. Это все, что вокруг меня с радостями и печалями, с добром и злом.
О своем мире поэт говорит:
Я, как прежде, верю в силу Слова,
Верю, что священное оно.
…Верю, что Любовь белее снега,
Хоть порою снежно - холодна.
Верю в душу человека,
Что в душе нет ни краев, ни дна.
Вы дома выписали тропы из стихов.
Например, эпитеты и метафоры: взошла воздушно; всплески рыжей листвы; и где-то в вазе сокровенной звучит нетерпеливый вздох; клубится дым эпох; стародавнее зорится; на тетрадный лист ложится былого грешного душа; от альфы до омеги принадлежу своим стихам; караван уходит шелковым путем; шальной ветер; развосторжили костер и др..
Сравнения:
Кентавром, ывбравшим галоп,
Смешалось время с человеком -
Закат листает век за веком
Эпохи, как калейдоскоп.
Все сравнения, метафоры и эпитеты подобранны в произведениях, выполняя определенную функцию: они служат созданию светлой поэтической картины.
В стихах Владислава Уртаева можно понять роль анафоры - повторения в строках начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку.
Ты - нож резца и мраморные муки,
Ты - мой палач, помост, толпа и кровь…
Но я готов тянуть к страданьям руки…
Ты - мое горе.
Ты - моя любовь.
А в стихотворении «Последняя песня горца» используется эпифора - повторение заключительных слов:
И здесь скала,
И там скала.
А я орел,
Я - сын орла
Орел, туманы разорви!
На смерть меня благослови!
Много неологизмов:
«Сочнотравье», «Солнцебиение», «Мирозданье», «Млечнопутная слеза», « Вышепредельный», «Красноглинье», «Однолоння общность» и много других. Известно, что немногие из авторских неологизмов становятся общеупотребительными. Большинство из них остаются «вечными» неологизмами, понятными и употребительными лишь в данном контексте.
«Но беда не велика… все ложные, то есть ненужные слова уничтожаются сами собою, а удачно составленные и придуманные удержатся, несмотря на все остроумие ожесточенных гонителей всего нового, оригинального…»
(В. Г. Белинский)
Поэт часто использует символы, которые передают авторское видение, а читатели их воспринимают иногда по-своему. Много в стихах историзмов, мифологем, эпических образов, и заствляет всех обращаться к словарям, учебникам, чтобы познать Мир Владислава Уртаева.
Я знаю, будут звездные капели
И радуги в Прекрасную Страну…
И я опять шагну из колыбели
На неисповедимую струну.
Я знаю, все ненужное утонет
В туманах пропастей, как лязг секир…
Я знаю. Точно знаю, - не уронит
То светлое, что держит этот Мир.
II. Итак, сделаем выводы.
Стихи В. Уртаева разнообразны по тематике и форме.
Художественный стиль поэта отличается такими чертами, как образность, эмоциональность и экспрессивность изложения; здесь много афоризмов, контрастных образов. Эмоциональность придают стихам риторические обращения и восклицания. Для выражения существующих понятий поэт находит новые, свежие слова, авторские неологизмы. Их у Владислава Уртаева много. Специальных словарей неологизмов нет. Но в основном они понятны, вплетаются в текст естественно и выполняют индивидуально-стилистические задачи, вносят отпечаток необычности, новизны.
Предлагаю рассмотреть тропы в следующем стихотворении:
Этот вечер, как признанье,
Как фольга и дивнари -
Разноцветные созданья
Облепили фонари.
От листвы ковром занятным
Отлегла густая тень.
Чем-то сладко - необъятным
Пахнет белая сирень.
Примадонны - веселички
Ставят шелковый шатер.
Робинзоны к перекличке
Развосторжили костер.
И щенок звездоголовый
Лапой трогает огонь.
Озадаченно - суровый
Майский жук упал в ладонь.
Это ваше домашнее задание: лингвистический анализ стихотворения.