7


  • Учителю
  • Урок литературы. Два единства. Импрессионистические мотивы » (по лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева)

Урок литературы. Два единства. Импрессионистические мотивы » (по лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



</ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ

Тема: « Два единства. Импрессионистические мотивы » (по лирике А.А. Фета и Ф.И. Тютчева)

Цель: 1. С помощью привлечения к предмету литературы предмета музыки создать яркий образ поэтов-импрессионистов второй половины 19 века.

2. Доказать, что импрессионизм в лирике Фета и Тютчева - одна из форм миропонимания и мороотражения на данном этапе истории России и истории литературы.

3. Показать общественно - политическую обстановку; повлиявшую на возникновение импрессионизма в лирике.

Урок сложен тем, что является завершающим звеном в цепи уроков, посвященных лирике Фета и Тютчева, материал, привлекаемый на уроке, очень объемен.

В основе урока три цели:

  1. Обучающая: с целью формирования литературного знания обеспечить усвоение учениками образов первых поэтов-импрессионистов анализируя их жизнь, творчество, общественно-политические взгляды, используя не только слово, но и музыку.

Сегодня для понимания многих тем необходимы новые формы и методы. На мой взгляд, только дискуссия, совместный анализ помогут разобраться и прийти к точному решению. В данном случае мы выбрали именно этот способ. Этот урок - игра, своего рода спектакль, в котором дейтсвующие лица - биографы, историки, литературоведы, философы, искусствоведы и даже поклонники. Актеры в этом спектакле - учащиеся. И спектакль этот длится 20-25 минут. В целом же это урок в его классическом варианте. По замыслу урок длится 80 минут, чтобы не нарушать создавшуюся атмосферу.

  1. Развивающая: помочь учащимся активизировать мышление, используя необходимые средства и приемы деятельности, воссоздающие эмоции, развивающие воображение; внести вклад в формирование умения словесно воссоздавать образы, анализировать теоретический материал, определять свое личное отношение к волнующим фактам.

  2. Воспитательная: с целью нравственного воспитания помочь обучающимся правильно оценить и понять мироощущения представителей различных направлений литературы, показать стремление к красоте не только через слово, но и через музыку и живопись



^ •

Оборудование: урок проходит в «гостиной», в уютной обстановке, презентация с иллюстрациями картин художников-импрессионистов, музыкальное сопровождение.

Ход урока:

1 .Мобилизующее начало урока.

Тема урока записывается в тетрадь.

Цель урока я излагаю учащимся.

Итак, общественно-политическая обстановка в России 50 - 70 -х годов 19 века. Тридцатилетие - такое маленькое мгновение для истории в целом, но такой большой и важный период для российской истории. Вспомните, какие два главных вопроса волнуют в этот момент Россию? Ученики-историки дают характеристику общественно-политической обстановки в России.

(Два главных вопроса волнуют в этот момент Россию: крестьянский вопрос и вопрос дальнейшего пути развития России. Две силы вступают в бескомпромиссную борьбу: революционная демократия и либерализм; одни мечтают об освобождении крестьян снизу, другие - Сверху. Манифест 1861 года еще больше обострил противоречия. Происходит раскол в среде революционеров-демократов: одни продолжают идеализировать крестьян, другие понимают неготовность мужиков к сознательной борьбе. Появляются организации «Земля и воля», «Народная воля». Террористы убивают Александра 1.)

Вы правы. А как эта обстановка повлияла на развитие искусства и литературы?

Ученики- литературоведы и искусствоведы дают свою характеристику этому периоду.

( Появление художников-передвижников, организация выставок, в музыке создание «Могучей кучки», в литературе - период господства прозы, развитие больших прозаических жанров).



Слово учителя литературы: Действительно, в этот период появилось много новых имен, развивалась проза, но и поэзия оставалась потребностью души. Очень много замечательных поэтов появилось именно во второй половине 19 века.

Среди них Федор Иванович Тютчев и Афанасий Афанасьевич Фет.

Кто же из они, герои нашего сегодняшнего урока?

Слово биографам: 23 ноября 1803 года в родовом имении Овстюг Брянского уезда Орловской губернии родился Ф.И. Тютчев. Окончив Московский университет, он поступает на дипломатическую службу и весной 1822 года уезжает в Мюнхен, откуда он сможет вернуться на родину лишь через 22 года. На чужбине он очень тоскует, жалуется на тяжесть существования человека без родины. Здесь Тютчев женился, овдовел, женился вторично, обе жены поэта были иностранками, они не знали русского языка. Французский язык был языком его дома, его службы, его круга общения. По- русски писались только стихи. Стихи о родине, о родной природе.

«Как тихо веет над долиной...»

И какой трепетной любовью к своей земле и затаенной болью за нее наполнены его стихи:

«Здесь, где так вяло свод небесный...»

Вернулся он на родину в 1844 году.

Биограф: Иная судьба ждала его земляка и современника А.А. Фета. Он родился 29 августа 1820 года, в имении Новоселки Мценского уезда Орловской области. Его матерью была немка. Шарлотта Фёт, бежавшая в Россию с помещиком Афанасием Шеншиным. Фет был его внебрачным ребенком, и это во многом определило судьбу поэта. Он не получил по наследству никаких привилегий. И Фет решил во что бы то ни стало добиться дворянства, богатства и тем исправить «несчастье своего рождения». В конце концов он достиг цели, но на это ушло много душевных сил, потребовались немалые жертвы (многолетняя служба в глухой провинции, отказ от любви прекрасной, но. к сожалению, бедной девушки). Все это не могло не повлиять на его общественные взгляды, на его творчество.

Слово учителя:

Такое разное начало судеб героев нашего урока, казалось лось бы, не предвещает ничего близкого, тесно переплетающегося. И, тем не менее, два этих имени: Фет и Тютчев, как два единства, были удивительно близки друг другу в своих взглядах на общество, на назначение поэзии, на технику написания своей лирики . А лирика их стала удивительным переплетением философских размышлений о природе и любви, о переменчивости мира. Но кое-что все-таки отличало их. Тютчев, вернувшись в Россию спустя 22 года, не принимает ее до конца, ему оказались чужды революционные идеи, которыми бурлила вся Россия. Революция пугала его. Но при этом он понимал, что Россия , как и Европа, находится в преддверии революционной эры.

И хотя он не сочувствовал декабристам, это не мешало ему трезво оценивать российскую действительность. Еще в Германии он писал: «В России канцелярия и казарма». «Все движется около кнута и чина».

И как не вспомнить его удивительные строки о России - загадочном сфинксе.

«У мом Россию не понять...»

Фет же вообще не подвергал анализу российскую действительность. Он не был идейно близок ни Тургеневу, ни тем более Некрасову и Добролюбову. Более того, он был яростным защитником помещичьих интересов. Даже трудно представить себе, что Фет - автор изящных, удивительных стихов - был в то же время расчетливым хозяином и жестоким крепостником.

Биограф: Тютчев, вернувшийся на родину, еще болезненней переживает человеческое горе, он не может отрешиться от реальных страданий человека и народа России.

«Слезы людские, о слезы людские...»

«Эти бедные селенья...»

Философ: Тютчев, не принимая активного участия в общественно-политической борьбе, пытается найти гармонию в мире, размышляет о ней в своей лирике. И поэтому именно философские мотивы пронизывают каждое стихотворение.

Каким вам представляется в стихотворении «Наш век» лирический герой Тютчева?

(Лирический герой не старается спрятаться от жизненных бурь, наоборот, стремится навстречу всем этим бурям, чтобы избавиться от одиночества).

Вот как он говорит об этом в своем стихотворении «Цицерон».

Историк: Свидетелем каких только событий не был Тютчев, сколько роковых минут ему пришлось пережить: восстание декабристов, революции 1830 и 1848 годов на Западе, мрачное семилетие в России, возникновение революционной ситуации. Поэтому жизнь в его поэтическом сознании нечто неустойчивое, вечно меняющееся, клокочущее.)

«Сон на море»

А каким представляется Тютчеву мир?

Философ: ( Мир, по Тютчеву, может быть познан не в покое, а лишь в каком-то миге, какой-то вспышке, внезапном переломе. Только это мгновение важно для понимания мира.)

«Проблеск»

Вспомните, как относится к этому миру, полному перемен, Фет?

Литературовед: Фет отдаляет свое поэтическое творчество от общественных проблем и житейских дел. Поэзия для него - область некоего «чистого искусства, область прекрасного, куда не попасть проблемам и тревогам.

«Неизбежно, страстно, нежно...»

Историк размышляет о поэте и поэзии с точки зрения А.А.Фета.

(Фет против гражданственности в искусстве, против революционного движения. Его волнуют иные темы наслаждения красотою природы, горестями и счастьем любви.)

Литературовед о «поэтической зоркости» Фета:

Фет писал: «Говоря о поэтической зоркости, даже забываю, что существует перо. Дайте нам прежде всего в поэте его зоркость в отношении к красоте, а остальное на заднем плане. Поэт тот, кто в предмете видит то, чего без его помощи другой не увидит».

Слово учителя: Правильно, а где ярче всего могла проявиться зоркость поэта к красоте?

В пейзажной лирике.

Учащиеся читают полюбившиеся стихотворения.

Например, «Еще весна...»

«Зреет рожь...» и другие.

Слово учителя: Вот оно, что так сблизило поэзию Фета и Тютчева. Миропонимание и мироосознание через краткий миг, выхваченный из полумрака . Миг этот так краток, что очень важно не только увидеть, но и постараться запечатлеть его.

Как же называется это явление мгновенности?

(Импрессионизм.)

Словарная работа с термином «импрессионизм»

А где еще ярко проявилось явление импрессионизма?

(В живописи)

Далее можно поработать с иллюстрациями с картин художников - импрессионистов.



свет - цвет - мгновенье - впечатленье

К Моне. «Бульвар Капуцинок в Париже» 1873 год

К.Моне «Скалы в Бель-Иль» 1876 год.

К.Моне «Руанский собор вечером» 1894 год.

К.Писсарро «Оперный проезд в Париже» 1898 год.

Найдите черты импрессионизма в картинах худолжников. Импрессионизм очень ярко проявился и в живописи, и в музыке.

Беседу с учениками об импрессионизме в музыке проводит учитель музыки.

А. Клод Дебюсси «Затонувший собор».

Слово учителя: Вы правы, творчество Фета и Тютчева тяготеет к импрессионизму, импрессиониста интересует не предмет, а впечатление. произведенное предметом.

Давайте найдем черты импрессионизма в стихотворении Фета

«Ярким солнцем в лесу пламенеет костер».

А какие художественные приемы вы обнаружили здесь? Подобный анализ стихотворения Тютчева учащиеся могут провести самостоятельно. Для этого можно использовать стихотворения:

«Еще весна, как будто неземной...»

«Еще в полях белеет снег»

«Еще земли печален вид»

( по выбору учителя)

Учитель: Порою очень трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке. Например, последняя строка стихотворения «Еще земли печален вид»:

Или то женская любовь?..

Многие стихотворения Тютчева о любви посвящены Елене Александровне Денисьевой.

(Звучит романс «Я встретил Вас...»)

Биограф: Тютчеву было 47 лет, когда он повстречал эту молодую девушку. Весь этот цикл стихов проникнут тяжелым чувством вины. Здесь нет ни пылкости, ни страсти, только нежность и жалость.

Эта последняя любовь Тютчева длилась 14 лет, до самой смерти Денисьевой, сошедшей в могилу в возрасте 38 лет от чахотки, которую обострили душевные страдания.

Учитель читает «О, как убийственно мы любим».

Эту утрату Тютчев переживает очень тяжело. Вот что он пишет в одном из писем к Я.П. Полонскому: « Друг мой, теперь все испробовано - ничто не помогло, ничто не утешило, - не живется , не живется, не живется ...»

(Звучит романс «Последняя любовь»)

Биограф: Фет в годы офицерской службы познакомился с молодой девушкой, дочерью мелкого помещика Марией Лазич.

( Звучит романс « На заре ты ее не буди»).

Она горячо полюбила поэта, но роман закончился трагично: девушка погибла, возможно, покончила с собой. Воспоминанья об этом романе

Фет пронес через всю свою жизнь.

Учитель: Лирика Фета удивительна не только тем, что она импрессионистична, но и тем, что и музыкальна, стихотворениями Фета восхищались Некрасов и Тургенев, Толстой и Щедрин. На его стихи многие композиторы писали романсы. Среди них Рахманинов, Чайковский.

А в чем особенность этого стихостворения?

(Звучит « Шепот, робкое дыханье...»

Ученики должны заметить, что это сложное предложение, состящее из цепочки простых, назывных. Ученики, безусловно, заметят, что здесь нет глаголов, но передано движение.

Это стихотворение Балакирев и Римский-Корсаков положили на музыку. Далее учитель музыки предлагает прослушать романс на стихи Фета

« Все отнял у меня казнящий Бог»

Заключительный этап урока.

Вопросы для беседы:

1 .Вспомните, какие наиболее важные исторические события могли повлиять на творчество Ф.И.Тютчева и А.А.Фета?

  1. Какую бы характеристику вы дали гражданской позиции Тютчева и Фета?

  2. Мы назвали наш урок «Два единства». Что же было сходно и что различно в мироощущении этих поэтов?

  3. Какое явление искусства отразилось в лирике Тютчева и Фета?

  1. .Какие художники-импрессионисты вам запомнились?

  1. В творчестве каких композиторов ярко проявился импрессионизм?

  2. Вспомните, кто из русских композиторов писал романсы на стихи Фета и Тютчева?

Выставление оценок, характеристика работы учащихся.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал