7


  • Учителю
  • РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СИСТЕМЕ Л. В. ЗАНКОВА

РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СИСТЕМЕ Л. В. ЗАНКОВА

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»













РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ КАК УСЛОВИЕ

РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА




Подготовила учитель

начальных классов

Дугина Валентина Михайловна










Вейделевка

2015 г




РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ КАК УСЛОВИЕ

РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО СИСТЕМЕ Л.В. ЗАНКОВА

Многолетний опыт работы по системе Л.В. Занкова, анализ программ и учебников по русскому языку и литературному чте­нию позволили убедиться в том, что особое значение в системе Занкова придается работе над сочинением как одному из эффек­тивнейших средств развития устной и письменной речи, логичес­кого мышления, творческого воображения младших школьников. Занков рассматривал детское сочинение как форму самовыраже­ния, самосознания ребенка, как возможность поделиться впечат­лениями, переживаниями с учителем, с классом. В сочинении, считал он, проявляется (а значит, и воспитывается) восприятие красоты природы, красоты человека, прекрасное в его труде, пос­тупках. Ценность детского сочинения он определял по тому, нас­колько в нем нашли отражение чувства, мысли ребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений.

Желание систематически работать над развитием письменной речи учащихся возникло давно. Еще в первые годы работы в шко­ле я заметила, что дети любят писать сочинения. Любят за его творческий характер, за то, что в сочинении можно проявить са­мостоятельность, дать простор своему воображению. Но письмен­ная форма монологической речи наиболее трудна для овладения. В ней должны быть выражены и четкая структура высказывания, и обоснованность мысли, и личное отношение к объекту, и точное употребление слов, и умелое использование образно-выразитель­ных средств языка.

Хорошо развитая речь для каждого школьника - важнейшее средство познания, развития, самовоспитания. Владение связной речью - один из показателей образованности и культуры.

В начальной школе ведется работа над следующими видами со­чинений:

  1. сочинение-описание;

  2. сочинение-рассуждение;

  3. сочинение на литературные темы;

  4. сочинение по картине.

Развитие связной речи веду на основе системы постепенно ус­ложняющихся устных и письменных сочинений, требующих от учащихся все большей самостоятельности. Успех работы над раз­витием речи зависит от взаимосвязанности сочинений, целенап­равленности упражнений, соблюдения четкой последовательности в применении различных видов сочинений, систематической пос­ледующей работы над речевыми и стилистическими ошибками, до­пущенными в творческих работах детей.

В обучении детей связной речи использую материал разных ис­точников: собственный опыт жизни школьников, их наблюдения, материал, почерпнутый из книг, рассказов учителя, различные картины, кинофильмы и др.; разные жанры - повествование, опи­сание и рассуждение.

Помощь учителя при работе над сочинением преимущественно индивидуальная. Желательны черновые наброски, возможно их обсуждение с учителем. В процессе работы над сочинением раз­решается пользоваться текстами, словарями, справочниками.

На уроках русского языка дети получают представление о сти­лях речи (разговорный, научно-деловой, художественный), о ти­пах речи (повествование, описание, рассуждение). Все эти сведе­ния о речи помогают в работе над сочинениями и служат совер­шенствованию умений их написания.

В задачу обучения написанию сочинений входит обогащение речи школьников средствами образности на примерах сравнений, переносного значения слова, синонимов, антонимов, эпитетов, фразеологизмов.

.Чтобы достичь определенных результатов в работе, большое внимание уделяю упражнениям над словом. Бедность словаря школьника порождает однообразность его речи, делает ее неинте­ресной. Одной из важных форм работы по развитию речи являет­ся обогащение словаря ребенка прилагательными, выступаю­щими в роли определения, т.к. имена прилагательные делают на­шу речь более точной и образной, а предложение более полным. Для этого учу детей подбирать по вопросам к существительным подходящие по смыслу прилагательные и составлять с ними сло­восочетания:

(какой?) день... красная, сладкая;

(какое?) солнце... морозный, солнечный;

(какая?) земляника... жаркое, ласковое;

(какие?) ручьи... быстрые, журчащие.

Вставлять по вопросам прилагательные в предложения:

(какая?)...туча закрыла солнце.

(какой?)...цветок показался из травы.

Накопление словарного запаса учащихся должно сочетаться с обучением выбора необходимых слов для выражения мыслей.

Перед учителем стоят две задачи:

1) привлечь внимание учащихся к синонимическим парам с
целью оценки или отбора автором наиболее точных по смыслу
слов для характеристики описываемых действий и признаков предметов;

2) использование их в речевой практике детей.

Например, организуя работу по подготовке к сочинению «За окном зима», предлагаю следующие задания:

  • Подбери глаголы, которые можно использовать для описания падающего снега. (Сыплется, падает, кружится, срывается.)

  • Опиши, как ты представляешь каждое действие. (Например, сочетание слов сыплется снег указывает на то, что мелкий снег падает быстро-быстро, сочетание падает снег - на то, что снежинки медленно падают на землю, сочетание кружит­ся снег - на то, что снег падает на землю не сразу, а снача­ла кружится в воздухе и только потом, опускается на землю, сочетание снег срывается - на то, что комом падает на зем­лю.) Почему необходимо употреблять разные слова в описании снегопада? (Снег может падать на землю по-разному.)

Уточняю ответы учащихся, что использование разных по напи­санию, но близких по значению слов придаст сочинению большую выразительность.

  • Вспомните, какие звуки вы слышите, когда идет снег. (Снег идет иногда так тихо, что ничего не слышно, а иногда шуршит, как сухие листья, а иногда кажется, будто слышишь шепот сне­жинок.)

Обращаю внимание детей, насколько важно правильно отоб­рать необходимые слова-синонимы для описания снега. Выполне­ние этих требований помогает точно и образно передать красоту окружающей природы.

Работа над предложением является основным звеном в систе­ме упражнений, подготавливающим детей к письменным изложе­ниям и сочинениям. Она ведется систематически в течение всего времени. Без умения выражать отдельные мысли в предложении и передавать их в логической последовательности невозможна связная речь.

В своей работе я уделяю большое внимание различным видам работы над предложением. Вот некоторые из них:

  1. ответы на вопросы (только полные ответы);

  2. постановка учащимися вопросов к предложению;

  3. распространение предложения по вопросам и без вопросов;

  1. составление предложений на ту или иную тему (о школе, о лесе, о друге и др.);

  2. составление предложений по картинке, по прочитанному, наблюдениям за природой или погодой;

  3. составление словосочетаний разного типа и их включения в предложения (звонкие ручейки, чудесная пора, золотая осень, удивительное время);

  4. соединение 2-3 простых предложений в одно простое с од­нородными членами или сложное (Был солнечный день. Дети купались в реке. В солнечный день дети купались в реке.);

  5. переработка данных предложений с заменой одних слов на другие, с заменой одних грамматических форм другими (сущест­вительных местоимениями: дети, ребята - они; глаголов про­шедшего времени глаголами настоящего времени; глаголы 1-го лица глаголами 3-го лица);

  6. восстановление деформированного предложения: даны сло­ва в беспорядке или в начальной форме, их надо расположить в должном порядке и согласовать между собой.

Следующим видом упражнения является составление предло­жений по вопросам и одному однородному слову:

Какие? что? зацвели где? (Яркие розы зацвели в саду. Чу­десные лилии зацвели в пруду.)

Систематические занятия по анализу и построению предложе­ний развивают умение учащихся выражать свои мысли в закон­ченном предложении, правильно располагать в нем слова.

Выработке навыка правильно располагать слова в предложении способствуют упражнения в построении предложений из отдель­ных данных учителем слов, т.е. упражнения с деформированными предложениями.

Яркое, светит, солнце, день, целый.

Дети, в, дятла, увидели, лесу.

Упражнения по восстановлению деформированных предложе­ний, начинаясь с выявления главных членов предложения, долж­ны разнообразиться так, чтобы дети познакомились и с прямым и оборотным порядком слов.

Многообразная работа над предложением - это подготовитель­ное звено в системе работы над связной речью, необходимым ус­ловием которой является не только умение выражать свои мысли, но и передавать их в логической последовательности.

Развитию этого умения способствуют следующие виды упраж­нений:

1. Деление сплошного текста на отдельные предложения.

Кот Васька. (1 класс) Кот Васька ловит мышей сидит у норки и ждет вот бежит мыш­ка Васька поймал мышку

2. Составление связного текста из данных предложений.

В роще.

Они зашли в глухую чащу.

Они пошли на шум и вышли из чащи на дорогу. Дети пошли в рощу. Ребята слышат шум машин. Шура стал кричать.

3. Составление связного текста по вопросам.

Моя семья. Какая твоя семья?

Как зовут маму, папу, других членов семьи? Кто по профессии твои родители? Чем увлекаются братья и сестры? Как ты помогаешь своим родителям?

4. Составление связного текста по опорным словам.

В лесу.

Осень, деревья, золотой наряд, прощаются с родными кра­ями, срываются, кружатся. Весна.

Звонкие ручейки, веселые голоса птиц, весенние первоцве­ты, радостные песни, бегут по дорогам.

5. Составление связного текста из деформированных предложений.
рядом, сад, со, открылся, школой, детский, ребята, для, старшие, подарки, малышей, готовили, шили, мягкие, девочки, игрушки, мальчики, книжки, читали, веселые.

6. Составление рассказа по данному началу.

Наступила поздняя осень. Осыпаются последние листья с деревьев. Завяли последние цветы...

7. Составление рассказа по его концу.

Ребята принесли в лес колючую семейку. Малыши быстро вылезли из корзинки и спрятались в траве.

Работу над предложением практикую ежедневно. Оформляя самостоятельно свои мысли в предложения, ученик практически овладевает грамматическим строем языка.

Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к написа­нию сочинения, являются умения, развивающие творческое, вос­создающие воображение детей. Эти умения формируются с по­мощью такого известного приема, как словесное рисование картин на основе прочитанного стихотворения, услышанного музыкально­го произведения. Начиная с 1 класса на каждом уроке русского языка мы рисуем словесные картины к отрывкам из стихотворе­ний на тему: «Красота русской природы».

Чтобы «нарисовать» словесную картину, необходимо понять содержание, найти слова, с помощью которых картина будет вос­создана, представить ее мысленно, затем свериться с текстом (проверяя себя) и, наконец, нарисовать ее словами. Задания сна­чала выполняются коллективно, затем самостоятельно.

Например, дети рисуют словесные картины к стихотворению И. Бунина «Листопад». Сначала «собираются» еще раз все краски для рисования (дети коллективно находят слова): цвет - лило­вый, золотой, багряный, желтый, зеленый, голубой, серебря­ный, синий, белый.

- Какое богатство красок у поэта! А теперь еще раз назо­вите «объекты» - что будет нарисовано. (Голубое небо. Ред­кие желтые березы на фоне голубого неба. Стройные зеленые елочки. В лесу между деревьями просветы - оконца. Широкая поляна около леса. По ней тянется серебристая паутина.)

  • Прекрасно! Молодцы! Но мы должны еще изобразить ти­шину, «мертвое молчание». Как это изобразить? (Наш терем спокоен - деревья в лесу не шевелятся от ветра. Чуть-чуть только шевелятся сухие листочки.)

  • И вся эта картина залита солнцем. Мы его забыли нари­совать. А без солнца краски не были бы такими яркими.

Дети с удовольствием рисуют словесные картины к музыкаль­ным произведениям, которые часто прослушиваются на уроках русского языка и литературного чтения. Например, прослушав на уроке русского языка вальс Свиридова к кинофильму «Метель», дети рисуют следующую картину:

«Лунная ночь. Тишина. Потом вдруг подул сильный ветер. Закружились снежинки в удивительном танце. Началась ме­тель» А в конце свою словесную картину рисует учитель.

Работая над словесным рисованием, необходимо добиваться, чтобы у детей появлялось отношение и к тому, что автор описал, и к своему произведению - словесной картине, которая отражает восприятие образа природы, ее художественное изображение.

В зависимости от типа и задач сочинения детали подготови­тельной работы меняются, но есть общие ступени подготовки:

  1. - ситуация;

  2. - мотивация.

Они порождают интерес и желание написать или рассказать. Мотивацию создают походы, прогулки, экскурсии, посещение те­атра. Необходимо создать у детей определенное настроение.

Подготовительные ступени к сочинению:

  1. Выбор темы и вида сочинения - первая подготовительная ступень. Это функция учителя, но нужно сделать так, чтобы дети выбрали тему сами.

  2. Накопление материала - вторая подготовительная ступень к сочинению. Материал для предстоящего сочинения не только на­капливается в памяти ученика, но и записывается в виде заметок, составляются словарики, подбираются эпиграфы.

  3. План - необходимая ступень любого сочинения. Он опреде­ляется видом и целью сочинения. К сожалению, в школьной прак­тике сохраняется традиция давать детям готовые планы сочине­ний. Этого делать не следует: к плану, к построению сочинения, к его композиции школьник должен прийти самостоятельно. Не научившись составлять план и пользоваться им, школьник не ра­зовьет самостоятельности мышления.

Особенности работы над сочинением-описанием Положительное влияние на развитие речи учащихся оказыва­ет формирование умения описывать предметы. Как показывает практика, учащиеся начальных классов не всегда понимают, в чем заключается сущность сравнения, не всегда могут построить срав­нительное описание. Таким образом, сравнительному описанию надо учить. Опыт показывает, что в результате проведенных трех занятий дети получают первоначальное представление о сравне­нии: узнают, что значит сравнивать два предмета, знакомятся с признаками, по которым можно сравнивать предметы, с правилом сравнения.

В процессе работы постепенно сложился план сравнения пред­метов, которым в дальнейшем пользуются учащиеся. План.

  1. Рассмотрите сравниваемые предметы.

  2. Назови признаки, по которым можно сравнить предметы.

  3. Определите, чем похожи предметы.

  4. Определите, чем отличаются предметы.

Полученных знаний о сравнении достаточно для того, чтобы начать работу над сравнительным описанием.

При последовательном обучении к концу года практически все первоклассники могут определить основную мысль своего сравни­тельного описания.

Вот темы сочинений сравнительных описаний:

  1. Уж и гадюка.

  2. Лось и олень.

  3. Ворона и галка.

  4. Ложные и настоящие оценки.

  5. Гусь и лебедь.

Особенности работы над сочинениями на литературные темы.

Одной из основных задач курса «Литературное чтение» в системе Занкова является развитие эмоционально-чувственной сферы школьников, личностного отношения к содержанию предмета. Ре­шению этой задачи способствуют литературные сочинения, в хо­де создания которых ребенку предоставляется возможность выс­казать свое мнение о прочитанном, проявить способность к пере­воплощению.

Детям предлагаются сочинения следующих типов:

а) Отзыв о прочитанном произведении, например: «Что оста-
лось в моей душе от чтения сказки Г. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»?»

б) Сочинение на обобщающую тему, на основе нескольких произведений «Весна в русской поэзии», «Изображение весны
А.С. Пушкиным и И. Левитаном».

в) Рассказ о героях произведений литературы:

  1. Расскажите о героях-богатырях картины В. Васнецова, ис­пользуя то, что вы узнали о них из былин.

  2. Напиши монолог Лены Поповой, которая рассказывает сво­ей маме, откуда у нее веточки мимозы. (В. Железников «Три вет­ки мимозы».)

3.Мини-сочинение «Как Мишка рассорился сам с собой».

  1. Напиши монолог от имени бабушки. (В. Железников «Ры­царь».)

  2. Почему настоящий внук не звонил своему деду? (С. Георги­ев «Дедушка».)

Главное в подготовке к сочинению о литературном произведе­нии - так построить беседы, чтобы в них были элементы анализа, оценки, обобщения, сравнения.

Элементы пересказа в сочинении о литературном произведе­нии неизбежны и даже нужны, но пусть они в детских сочинени­ях служат примерами собственных мыслей школьников.

При подготовке к сочинению о героях произведений литерату­ры следует обратить внимание на анализ характеров, на эмоцио­нальное отношение к героям и событиям.

Методика развития речи детей издавна опиралась на сказоч­ные сюжеты, на язык сказки. Дети любят не только слушать и чи­тать сказки, но и сами их придумывают, перестраивая их сюжет, добавляя новые действия, новых персонажей, придумывая новые приключения.

Предлагаю детям новые варианты сочинений:

  1. Придумай продолжение сказки о том, что будет с героями после окончания сказки.

  2. Возьмите любую сказку, оставьте ее героев, ее сюжет, но действие сказки перенесите в другое время.

  3. Сочини сказку наоборот, т.е. сказку, в которой герои оста­лись те же, но их характеры, поступки противоположны тем, что было раньше.

4. Придумайте совершенно новую сказку, в которой бы происходили сказочные события, характерные для народных волшебных сказок.

5. Придумайте смешные диалоги животных.

Не каждый юный сказочник создает прекрасные произведения, но у каждого есть свое, индивидуальное. А общий настрой, стрем­ление к прекрасному создают отличные условия для воспитания, для обогащения духовного мира детей.

Разнообразие детских творческих работ велико, но особо хоте­лось бы обратить внимание на сочинения-миниатюры.

Почти всегда они - продукт свободного творчества. Подготов­ка к таким сочинениям сводится к созданию творческой атмосфе­ры в классе, положительных эмоций. Тему выбирает ребенок. Учитель дает лишь общее направление: «расскажите о каком-ни­будь зверьке»; «о каком-то случае».

Кошка

У меня есть кошка Бусинка. Шерстка у нее белая, мягкая, как бархат. Хвост длинный, пушистый. У кошки есть коте­нок. Этот маленький комочек любит играть с мячом.

Мой брат

У меня есть маленький братик Сережа. Я его очень люблю. Он еще плохо умеет говорить, но любит слушать сказки. Я каждый день читаю ему перед сном.

Озеро

Я люблю бывать на лесном озере. Вода в нем такая проз­рачная, что видно дно. По берегам озера растет много цве­тов. В густой траве поселилось много живых существ. Лишь только пение птиц нарушает тишину.

Сочинения малых форм создают непрерывность системы самос­тоятельного письма учащихся, служит как бы фоном для крупных сочинений.

Особенности работы над сочинением - описанием картины.

Картина может служить одним из эффективных средств разви­тия речи учащихся и формирования у них коммуникативно-рече­вых умений. Она активизирует и направляет мысль детей, разви­вает внимание и наблюдательность. Репродукции с полотен изве­стных художников обогащают знания детей об окружающей действительности, помогают развитию у них мышления, вообра­жения, эстетического вкуса.

Последовательность анализа картины может быть разной в за­висимости от особенности самой картины, от поставленных целей, уровня развития у них художественного восприятия. На первых этапах работы над анализом картины использую следующую пос­ледовательность, особенно при рассматривании пейзажей:

  • низ картины (земля, вода, фон);

  • средняя часть (основная), где, как правило, находится компо­зиционный центр картины;

  • верх картины (фон, небо).

Второй вариант анализа требует от учащихся определенных знаний и умений.

Он может идти по следующему плану:

  • жанр картины;

  • ее предметное содержание (кто или что изображено);

  • настроение, вызываемое этим произведением;

  • изобразительно-выразительные средства, которые использует художник для создания образов (формат, композиция, свет, цвет);

  • роль этих средств в выражении основной мысли картины.

К специальным коммуникативно-речевым умениям, связанным с анализом содержания и изобразительно-выразительных средств картины, можно отнести следующие:

  • использовать искусствоведческие термины в беседе и сочине­нии по картине (колорит, композиция, натюрморт, портрет, пейзаж, репродукция, сюжет, набросок);

  • анализировать и выражать подтекст картины, ее эмоциональ­ное воздействие;

  • определять тип и стиль речи в сочинении по картине;

  • понимать замысел художника.

Этапы урока обучающего сочинения по картине.

  1. Введение учащихся в определенную речевую ситуацию, оп­ределение темы и задач урока.

  2. Подготовка учащихся к восприятию картины (знакомство с определенным временем (эпохой) и местом действия, беседы о ху­дожнике, его творчестве).

  3. Рассматривание картины.

  4. Беседа по картине. Коллективный анализ под руководством учителя.

  5. Составление плана сочинения.

  6. Коллективное составление рассказа или устного описания.

  1. Работа над языковыми средствами.

  2. Орфографическая подготовка.

  3. Самостоятельная письменная работа над сочинением.

10. Самопроверка. Редактирование сочинений.

Итак, систематическая работа над связной речью способствует развитию мышления учащихся, содействует развитию у них инте­реса к предметам и явлениям окружающей жизни, чутья к худо­жественному слову. Развитие речи учащихся - одна из важней­ших частей общего развития личности ребенка, всегда интересно проследить, как совершенствуется и обогащается речь учащихся. С этой целью в каждом классе провожу одно и то же сочинение. Например:

1. Поведай, весна, чем красна, чем богата.

  1. Снежные кружева.

  2. Разноцветный осенний ковер.

  3. Зимняя сказка.

Таким образом, систематическая работа по обучению младших школьников написанию сочинений дает положительный развива­ющий и обучающий эффект, позволяет создать условия для ос­мысления детьми художественного и научного (научно-популярно­го, учебного) текста, воспитать ценностное отношение к предме­там и явлениям окружающей действительности. Развивая речь де­тей, учитель всегда стремится помнить о том, что речь индивиду­альна. Она отражает мировоззрение человека, сферу его деятель­ности, интересы, культурный уровень.

Темы сочинений, 3-4 классы.

«Поведай, весна, чем красна, чем богата»;

«По капелькам льется душистый апрель»;

«Путешествие капельки воды»;

«Сказки осеннего леса»;

«В здоровом теле - здоровый дух»;

«Наши маленькие братья»;

«Многоцветье летнего луга»;

«Почему еж и лиса - враги?»;

«О чем рассказали далекие звезды?»;

«Песни зимних вьюг и метелей»;

«Морская даль открылась предо мною»;

«Мир полон интересных тайн»;

«Я так скучаю по друзьям»;

«За грибами в ближний лес»;

«Мои мечты под волшебным звездным шатром»; «Герои живут рядом»;

«Летнее ненастье»;

«Ах, как же трудно птицам зимовать»;

«Что ждет зимою волка?»;

«В ажурной дымке белый лес...»;

«Умей увидеть красоту во всем»;

«Нам столько дарит лес приятных впечатлений»;

«За что мы любим лето?»;

«О чем мне шептали березы?»

ЛИТЕРАТУРА

Выготский Л.С. Мышление и речь. Психолингвистические ис­следования. - М., 1996.

Нечаева Н.В. Организация литературного творчества. - М., 1997.

Оморокова М.И., Раппопорт И.А. Преодоление трудностей. -М.: Просвещение, 1990.

Политова И.И. Развитие речи учащихся 1-4 классов на уро­ках русского языка. - М., 1984.

Полякова А.В. Русский язык в начальной школе. - М.: Про­свещение, 2001.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал