7


  • Учителю
  • Интересные страницы жизни Шокана Уалиханова - казахского учёного, историка, этнографа, фольклориста, путешественника и просветителя, офицера Генерального штаба Российской императорской армии. «СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ ШОКАНА УАЛИХАНОВА В ПЕТЕРБУРГЕ»

Интересные страницы жизни Шокана Уалиханова - казахского учёного, историка, этнографа, фольклориста, путешественника и просветителя, офицера Генерального штаба Российской императорской армии. «СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ ШОКАНА УАЛИХАНОВА В ПЕТЕРБУРГЕ»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Интересные страницы жизни Шокана Уалиханова - казахского учёного, историка, этнографа, фольклориста, путешественника и просветителя, офицера Генерального штаба Российской императорской армии.

«СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ ШОКАНА УАЛИХАНОВА В ПЕТЕРБУРГЕ»





180-летие со дня рождения Шокана Уалиханова - первого казахского ученого-просветителя.

Что сейчас значит для меня Ш.Уалиханов?

Что более всего поразило меня из ярких страниц жизни Ш.Уалиханова?

Ш.Уалиханов завтра в жизни и на практике.

Подобно великому казахскому поэту Абаю, Ш.Уалиханов также ставит вопрос: как должно идти развитие казахского народа, какими путями?

Шокан Уалиханов видел светлое будущее казахского народа только в дружеском общении с культурой великого русского народа, в укреплении братского единения с русским народом. Он писал, что казахи «…связаны с русскими исторически и даже кровно».

Экономическое, деловое, культурное и научно - техническое сотрудничество сегодня между Казахстаном и Россией дало возможность учиться моей дочери Виктории в Санкт - Петербургском техническом университете, теперь уже и на магистра.

Тридцатые - сороковые годы ХIХ века в истории Казахстана - период сближения с великим русским народом, его передовой демократической культурой.

Предки Шокана Уалиханова принадлежали к старинной султанской аристократии, его прадедом был известный хан Аблай. Дед Шокана был последним ханом Среднего Жуза. Бабушка Шокана, Айганым была умная, образованная женщина. Она интересовалась русской культурой, переписывалась с Азиатским департаментом Министерства иностранных дел, помогала русским ученым и инженерам, занимавшимися геологическими исследованиями в Северном Казахстане.

«Айганым, родная его бабушка по отцу, - пишет П.П.Семёнов - Тян-Шанский, - вдова хана Валия со своими детьми осталась верной России, … хан Валий принял русское подданство. Александр1с большим вниманием отнесся к вдове хана Валия и велел выстроить ей в Киргизской степи дом, в котором родился Шокан Уалиханов»

Айганым хорошо понимала значение русского образования, знание русского языка. В 1827 году она отдала своего сына Чингиса, отца Чокана, в Сибирское войсковое училище.

Чингис тоже проявил большую заботу о будущем своего сына. Он хотел дать Шокану светское русское образование.

Осенью 1847 года 11-летний Шокан Уалиханов (полное имя - Мухаммед - Ханафия, а Чокан - прозвище, данное матерью) оставив родную степь прибыл в Омск на учебу в Сибирский кадетский корпус.

Шокан пришел в кадетский корпус, не зная русского языка. Однако, обладая незаурядными способностями, он быстро преодолевал трудности, учился отлично и превзошел своих сверстников. «Развивался Чокан быстро вспоминает его школьный товарищ и друг Г.Н.Потанин, - опережал своих русских товарищей… им интересовались многие, такой способный, уже рисует прежде чем поступил в заведение».

Лучшие преподаватели корпуса (Ф.Н.Костылецкий, Гонсевский и др.) пробудили в юном Шокане интерес к знаниям, к науке. «Чокану было тогда 14-15 лет, - говорит Г.Н.Потанин, - когда преподаватели корпуса на него смотрели, как на будущего исследователя и, может быть, ученого».

Шокан окончил кадетский корпус в 1853 году в возрасте 18 лет. Из корпуса он вышел широко образованным человеком, головой выше своих современников - казахов.

Знакомство с выдающимся ученым Семеновым - Тян - Шанским занимает видное место в жизни Уалиханова; оно определило всю его научную деятельность. Петр Петрович одобрил стремление своего молодого друга ехать в Петербург, чтобы прослушать курс университетских лекций. Потанин писал: «Валиханов сделался замечательным эрудитом по истории Востока и в особенности народов, соплеменных Киргизии».

Географические и исторические исследования молодого Шокана стали известны среди ученых Петербурга. 27 февраля 1857 года Шокана Уалиханова избрали в состав действительных членов Русского географического общества.

Осенью 1859 Уалиханов прибыл в Петербург с огромным запасом знаний. Русские ученые приняли его как отважного путешественника, замечательного исследователя и глубокого знатока жизни народов Средней Азии и Казахстана.

Из ранних воспоминаний молодого ученого самым дорогим и незабываемым была дружба его с поэтом - петрашевцем Дуровым. Он сыграл выдающуюся роль в формировании мировоззрения Уалиханова, его демократических убеждений.

Шокан Уалиханов был другом русского писателя Ф.М.Достоевского (1821-1881), отбывавшего каторгу вместе с С.Ф.Дуровым в Омской крепости.

Первое знакомство Уалиханова с Федором Михайловичем произошло в 1854 году в Омске.

Беседы, дружеское общение, шестилетняя переписка (1856 - 1862) ставила перед Шоканом большие благородные задачи.

« …Например, не великая ли цель, не святое ли дело растолковать в России, что такое степь, её значение и ваш народ относительно России»

«… Вспомните, что Вы первый киргиз (казах), образованный по-европейски вполне. Судьба же Вас сделала вдобавок превосходнейшим человеком, дала Вам душу и сердце».

Годы пребывания в Петербурге (1859 - 1861) - годы революционный ситуации - наиболее яркие страницы его биографии. С особой силой революционно-освободительное движение, направленное против самодержавия и крепостничества, проявилась в столице.

Во главе всех сил революционного движения в стране стоял Н.Т.Чернышевский, великий мыслитель, революционер - демократ. Ш.Уалиханов писал «.. Мы без России пропадем, пропадем, без русских - это без просвещения, в деспотии, и темноте, без русских - мы только Азия и причем другим без нее не можем быть. Чернышевский - это наш друг».

Пользуясь воспоминаниями Г.Н.Потанина, академик В.А.Обручев пишет: «Чокан рассказывал студентам - сибирякам о бесправном положении народов Сибири и Казахстана. Таковы были первые шаги Ш.Уалиханова на революционном поприще»

Деятельность Ш. Уалиханова в Петербурге была весьма разносторонней. Он работал в нескольких учреждениях: в Военно - ученом комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте, университете и Географическом обществе. Он составлял карты Средней Азии и Восточного Туркестана.

В то же время Шокан Уалиханов постоянно общался со многими русскими учеными и литераторами, устанавливал с ними дружеские связи.

В Петербурге большую заботу о нем проявлял П.П.Семенов - Тян - Шанский. Он пишет: «… Г.Н.Потанин и Ч.Ч.Валиханов …стремились закончить образование в Петербургском университете»

До приезда в Петербург Ш.Уалиханов предполагал слушать лекции на восточном факультете. В Петербурге посещал лекции на историко-филологическом факультете университета.

Одновременно Уалиханов готовил свои труды для публикации в изданиях Географического общества.

Шокан познакомился с русскими учеными-востоковедами, в частности с профессором А.Н. Бекетовым, редактором записок и известий Русского географического общества. В Азиатском департаменте он общался с писателем Е.П.Ковалевским, Ф.Р.Остен - Сакеном, И.И.Захаровым и др.

Укреплялись связи Уалиханова с русскими писателями; поэтом А.Н.Майковым, Я.П. Полонским, критиком Н.Н. Стаховым, братьями В. и Н.Курочкиными.

Тесно общаясь с выдающимися русскими писателями и учеными, Уалиханов возбуждал у них интерес к Средней Азии и Казахстану, укреплял их дружеское расположение к народам этих окраин. Под влиянием бесед с Уалихановым увлекался восточными сюжетами поэт А.Н. Майков, написавший стихи «В степях», «Альпийские ледники», «Юшман».

Ш.Уалиханов помогал талантливым офицерам Генерального штаба А.Н. Голубеву и Д.И. Романовскому, писавшим об Иссык -Куле, Средней Азии и Казахстане снабжал материалами П.П. Семенова - Тян - Шанского, Ф.Р. Остен - Сакена, Е.П. Ковалевского и др.

16 марта 1861 года Шокан последний раз присутствовал на заседании отделения этнографии Русского географического общества. Он « обратил внимание отделения на необходимость изучения народной словесности кочевых татарских народов, обитающих а России».

Весной 1861года тяжелая болезнь заставила Шокана Уалиханова оставить шумный Петербург.

Восприятие передовых идей русских мыслителей помогло Ш.Уалиханову стать выдающимся ученым - просветителем казахского народа.

История казахского народа подтвердило правоту, жизненность и силу предвидения Шокана Уалиханова. Контакты Президентов России и Казахстана - свидетельство добрососедского отношения и равноправного стратегического партнёрства Казахстана и России.

« Мы всегда были вместе и в радости и невзгодах, вместе победили в Великой Отечественной войне, 70- летие Победы в которой мы будем вместе отмечать в этом году,» - говорил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. «… общее видение нашего будущего, залог процветания Казахстана и России».

Новое начало: ответы и вопросы. «Когда и почему казахи присоединились к России?» Ш.Уалиханов выразил заветные стремления и чаяния своего народа.

















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал