7


  • Учителю
  • АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОЙ СТАТЬИ Никиты Елисеева ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК НА РАНДЕВУ С ИСТОРИЕЙ

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКОЙ СТАТЬИ Никиты Елисеева ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК НА РАНДЕВУ С ИСТОРИЕЙ

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Анализ литературно-критической статьи

Никиты Елисеева

ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК НА РАНДЕВУ С ИСТОРИЕЙ

Никита Львович Елисеев (1959) ─ российский литературный и кинокритик, публицист. С 1991 года печатается в журналах «Знамя», «Новый мир», «Звезда», «Вопросы литературы», «Новая русская книга», «Критическая масса», «Новое литературное обозрение», «Октябрь», «Нева», «Вестник Европы», «Арион», «Питерbook», «Эксперт Северо-Запад», «Век XX и мир», «Сеанс», в газете «Первое сентября», в сетевом издании «Русский журнал». В 2002 году вышел сборник эссе и критических статей «Предостережение пишущим».

Член редколлегии издательства «Сеанс». Академик Академии русской современной словесности</. Лауреат премии журнала «Новый мир» за 1998 год.

Критическая статья Никиты Елисеева «Лишний человек на рандеву с историей» посвящена роману Дмитрия Быкова «Остромов, или Ученик чародея» ─ в основу сюжета которого легло полузабытое ныне «Дело ленинградских масонов» 1925-1926 гг. Но оно, как часто случается в книгах этого писателя (вспомним романы «Орфография» и «Оправдание», с которыми «Остромов» составляет своеобразную трилогию), стало лишь фоном для многопланового повествования о людских судьбах в переломную эпоху, о стремительно меняющихся критериях добра и зла, о стойкости, кажущейся бравадой, и конформизме, приобретающем статус добродетели. И размышлений о том, не предстоит ли и нам пережить нечто подобное.

« Лучшая характеристика творчества одного из самых ярких современных писателей России» - так начинает свою статью критик.

Елисеев указывает, что среди всех книг Дмитрия Быкова "Остромов, или Ученик чародея" занимает особое, особенное место. Во-первых, это - завершение трилогии. Третье "О". "Оправдание", "Орфография", "Остромов".

« "Остромов" - откровенное, открытое, яростное оправдание "лишнего человека", написанное, что ни говори, человеком отнюдь не лишним, но деятельным, активным, влиятельным настолько, насколько вообще в современной России может быть влиятелен литератор. "Остромов" - гимн социальной нереализованности, умело, грамотно сделанный человеком, социально реализовавшимся на все сто процентов. Причем Быков с ходу отметает возможное объяснение, мол, его герой, Даниил Галицкий, потому лишний, что социальные условия не дают ему возможности стать необходимым; а вот как появятся условия для его социальной реализации, тут-то он и… Нет, нет, лишнесть Даниила Галицкого не то что принципиальная, она - природная, стихийная, естественная. Он не от мира сего. О чем, собственно говоря, Быков и пишет свой "самый" роман.

Почему "самый"? Потому что есть у этого писателя такая тайная, но очевидная мечта: написать великий русский роман начала ХХI века. "Остромов" - такая вот очередная попытка. Он самый "быковский" роман. Самый стилизаторский, самый литературный.»

Критик высоко ценит писательский талан Быкова, выделяет лучшие стороны романа, рассуждает над вечными проблемами, которые поднимает и раскрывает писатель.















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал