7


  • Учителю
  • Литературная гостиная «ПАНАЕВСКИЙ ЦИКЛ» Н.А. НЕКРАСОВА (10-11 класс)

Литературная гостиная «ПАНАЕВСКИЙ ЦИКЛ» Н.А. НЕКРАСОВА (10-11 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Литературная гостиная

по творчеству Н.А.Некрасова

( 10-11 классы).





Да, наша жизнь текла мятежно,

Полна тревог, полна утрат…

«Панаевский цикл» Н.А. Некрасова

































































Оформление зала: на журнальном столике - свеча, книги, газеты.

На стене - рисунки учащихся к произведениям Н. Некрасова,

плакат со словами :

Ты к нам приходишь через бездну лет.

По - прежнему язвительный и нежный,

Мятежный и трагический поэт.



Сцена: за столом сидят несколько учащихся (юношей) и просматривают газеты, книги…

Недалеко от них (на стуле) сидит девушка. Взгляд ее задумчив.

Освещение сцены с двух сторон.



Участники: ведущие 3 человека, юноша в роли Н.Некрасова, девушка в роли А.Панаевой, чтецы.



Звучит музыка (по выбору)



Мусоргского, Бородина, Чайковского, Кюи, Танеева, Глазунова, Хренникова, Шостаковича или кантата "Весна" Сергея Рахманинова.



Выходят ведущие.



Ведущий(1). Однажды студеным зимним вечером 1844г в блистающий огнями дом известного литератора и издателя Ивана Панаева Белинский привел странного гостя. Это был обитатель трущоб, по свидетельству очевидцев, был он «очень беден, плохо одет, все как-то дрожал и поджимался. Руки у него были голые, красные, белья не было видно, но шею обвертывал он красным вязаным шарфом, очень изорванным». Еще он слагал стихи, которые никто не печатал и которыми он пытался расплатиться в трактире…



Ведущий(2). Это был вчерашний пролетарий, литературный бродяга и будущий поэт-гражданин, демократ, защитник униженных и обездоленных- Николай Некрасов, впервые переступивший порог дома Панаевых.

Ведущий(3). Этот день он назовет самым счастливым. День встречи со своей будущей возлюбленной, день - от которого начнется отсчет настоящей жизни.

Ведущий(1). «Это была небольшого роста, не только безукоризненно красивая, но и привлекательная брюнетка. Ее любезность была не без оттенка кокетства; ее темное платье отделялось от головы дорогими кружевами или гипюрами, в ушах у нее были крупные бриллианты, а бархатистый голос звучал капризом избалованного мальчика.

Ведущий(2). Авдотья Яковлевна Панаева , будучи хозяйкой дома, должна была принимать гостей, занимать их, участвовать в разговорах, в обсуждении литературных и редакционных дел. В это время она была в расцвете молодости и покоряла сердца многих. Ее называли одной из самых красивых женщин Петербурга.

Ведущий(3). Страсть Некрасова вспыхнула внезапно и осветила его одинокую труженическую жизнь.

Ведущий(1). Конечно, он вначале не смел, и мечтать о благосклонности такой блистательной дамы. Её муж женился на ней, когда ей еще не было девятнадцати, но не собирался расставаться с холостяцкими привычками. Элегантно одетый, с тщательно уложенной прической, он кочевал по модным гостиным, ресторанам и актерским уборным, водил дружбу с гусарами, актрисами и «дамами полусвета». В результате А. Я Панаева стала чувствовать себя все более одинокой и заброшенной.

Юноша (Некрасов): Я вскоре признался в своих чувствах к Панаевой, однако та продолжала хранить верность своему легкомысленному супругу и не делала встречных шагов ко мне.

Ведущий(2). Нелегко достанется ему эта женщина-женщина замечательной красоты и трудной, сложной судьбы.

Юноша (Некрасов) Я с отчаянья чуть было не кинулся в Волгу, но не такой я был человек, чтобы отстать.

Ведущий(2). Через год Н. А. Некрасов предпринимает беспрецедентный по тому времени шаг: он селится в одной квартире с четой Панаевых, и там, на Литейном проспекте, начинается сближение поэта и Авдотьи Яковлевны, которое закончилось их гражданским браком.

Ведущий(3). Почти полтора года понадобилось Некрасову, чтобы завоевать сердце своей любимой, И день, когда она стала его гражданской женой, он назвал «праздником из праздников»



Юноша (Некрасов)

Счастливый день! Его я отличаю

В семье обыкновенных дней,

С него я жизнь свою считаю

И праздную в душе своей!

Ведущий(1). Он безумно любил ее, был готов ради нее на все. Этой любви, страстной, всесжигающей он посвятил целый цикл своих стихотворений, названный «Панаевским».

Звучит аудиозапись А. Дюбюк. Ты всегда хороша несравненно

Ведущий(2). Любовная лирика Некрасова, написанная для Авдотьи и об Авдотье, не знает себе равных среди любовной лирики других мастеров пера.

Ведущий(3). Она целиком и полностью автобиографична - поэт просто переносит на бумагу то, что бушует и бесится в его душе. Некрасовский "панаевский цикл" может быть, сравним по откровенности чувств только с тютчевским "денисьевским циклом" - оба исполнены горечи несчастной любви, оба полностью открыты, оттого и уязвимы, оба целостны и искренни до предела...

Чтец:

Когда горит в твоей крови

Огонь действительной любви,

Когда ты сознаешь глубоко

Свои законные права, -

Верь: не убьет тебя молва

Своею клеветой жестокой!



Постыдных, ненавистных уз

Отринь насильственное бремя

И заключи - пока есть время -

Свободный, по сердцу союз.



Но если страсть твоя слаба

И убежденье не глубоко,

Будь мужу вечная раба,

Не то - раскаешься жестоко!..

Ведущий(1). Это своеобразный договор о тех новых отношениях, которые должны быть установлены между двумя любящими, вступающими в союз. Это любовь-страсть, горящая огнем, и вместе с тем союз единомышленников, придерживающихся передовых взглядов. Это "действительная любовь", союз "по сердцу", основанный на единстве убеждений, на свободе, на безусловном равенстве мужчины и женщины.



Звучит музыкальное произведение Терри Уинсли - на стихи Н. А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей...» (в исполнении учащихся) или читается стихотворение (на выбор)





Чтец:

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим -

Нам рано предаваться ей!



Пока еще застенчиво н нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты -

Не торопи развязки неизбежной!



И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жажды полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...



Ведущий(2). Развитие отношений Панаевой с Некрасовым шло драматично и неровно. Но, несмотря, ни на что, поэт считает дни, проведенные с любимой, счастливыми, наполненными жизненной энергией. А когда измученные душевной борьбой, упреками и ссорами, они расставались - а расставались они неоднократно, - то Некрасов дни, проведенные без Панаевой, дни мрачной тоски и страдания, вычеркивал из жизни.



Стихотворение читают участники вечера, сидящие за столом, по очереди. (Включая Некрасова).

Да, наша жизнь текла мятежно,

Полна тревог, полна утрат,

Расстаться было неизбежно -

И за тебя теперь я рад!

Но с той поры, как всё кругом меня пустынно!

Отдаться не могу с любовью ничему,

И жизнь скучна, и время длинно,

И холоден я к делу своему.

Не знал бы я, зачем встаю с постели,

Когда б не мысль: авось и прилетели

Сегодня, наконец, заветные листы,

В которых мне расскажешь ты:

Здорова ли? что думаешь? легко ли

Под дальним небом дышится тебе?

Грустишь ли ты, жалея прежней доли,

Охотно ль повинуешься судьбе?

Желал бы я, чтоб сонное забвенье

На долгий срок мне на душу сошло,

Когда б мое воображенье

Блуждать в прошедшем не могло...

Прошедшее! его волшебной власти

Покорствуя, переживаю вновь

И первое движенье страсти,

Так бурно взволновавшей кровь,

И долгую борьбу с самим собою,

И не убитую борьбою,

Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.

Как долго ты была сурова,

Как ты хотела верить мне,

И как и верила, и колебалась снова,

И как поверила вполне!

Счастливый день! Его я отличаю

В семье обыкновенных дней;

С него я жизнь мою считаю,

Я праздную его в душе моей!

Я вспомнил всё... одним воспоминаньем,

Одним прошедшим я живу -

И то, что в нем казалось нам страданьем,-

И то теперь я счастием зову...

А ты?.. ты так же ли печали предана?..

И так же ли в одни воспоминанья

Средь добровольного изгнанья

Твоя душа погружена?

Иль новая роскошная природа

И жизнь кипящая, и полная свобода

Тебя навеки увлекли,

И разлюбила ты вдали

Всё, чем мучительно и сладко так порою

Мы были счастливы с тобою?

Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!

Я счастия тебе желаю и молю,

Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,

Души моей смягчает муки...





</ Ведущий(3). Да, наша жизнь текла мятежно..." - подтверждает поэт, но тем большим чувством наполнены его стихотворения, тем сильнее "бьется сердце беспокойное".



Ведущий(1). Окружающая действительность может быть сурова не только по отношению к затаенной любви, но и к той, которая уже стала реальностью. Мир предстает в очень важных измерениях и обозначениях: беда - счастье - борьба - "жизнь без счастья" - враг - друг - любимая. Героиня была самым надежным оплотом, но все-таки "не пощадила". Причина этого не столько в ней самой, сколько в объективных обстоятельствах, в общей несчастливости жизни. Поэт не обвиняет, а оправдывает свою избранницу.



Читает юноша (Некрасов), обращаясь к сидящей на стуле девушке (Панаевой).



Тяжелый год - сломил меня недуг.

Беда застигла, - счастье изменило, -

И не щадит меня ни враг, ни друг,

И даже ты не пощадила!

Истерзана, озлоблена борьбой

С своими кровными врагами,

Страдалица! стоишь ты предо мной

Прекрасным призраком с безумными глазами!

Упали волосы до плеч,

Уста горят, румянцем рдеют щеки,

И необузданная речь

Сливается в ужасные упреки,

Жестокие, неправые... Постой!

Не я обрек твои младые годы

На жизнь без счастья и свободы,

Я друг, я не губитель твой!

Но ты не слушаешь...

Ведущий(2). Тяжело переживал Некрасов смерть общего с Панаевой сына, прожившего всего лишь несколько часов. Это еще более усугубило подавленное настроение поэта, вызванное любовным разрывом.





Чтец:

Поражена потерей невозвратной,

Душа моя уныла, и слаба:

Ни гордости, ни веры благодатной -

Постыдное бессилие раба!



Ей все равно - холодный сумрак гроба,

Позор ли, слава, ненависть, любовь,-

Погасла и спасительная злоба,

Что долго так разогревала кровь.



Я жду... но ночь не близится к рассвету,

И мертвый мрак кругом... и та,

Которая воззвать могла бы к свету -

Как будто смерть сковала ей уста!



Лицо без мысли, полное смятенья,

Сухие, напряженные глаза -

И кажется, зарею обновленья

В них никогда не заблестит слеза.



Ведущий(3). Здесь такое состояние прострации, такая мера отстраненности от всего (позор, слава, любовь, ненависть), такая вынутость из жизни и раздавленность, что можно представить и без комментария: здесь может быть только - он, она и смерть ребенка.



Ведущий(1). Со временем у Панаевой развиваются и нарастают пессимистические настроения. Умерли дети, рожденные в браке с Панаевым, а затем - с Некрасовым. Нередко Некрасов вымещал на ней свою хандру, не заботился о своем слабом здоровье и много времени проводил в картежной игре.

Юноша (Некрасов): Умом я понимал и душой чувствовал, до какого состояния довели их сложные отношения мою самую близкую женщину, как изменилась любимая внутренне и внешне с тех пор, как мы узнали друг друга.

Ведущий(2). В стихах он каялся перед ней:

Чтец

Тяжелый год - сломил меня недуг,

Беда застигла, - счастье изменило,-

И не щадит меня ни враг, ни друг,

И даже ты не пощадила!

Истерзана, озлоблена борьбой

С своими кровными врагами,

Страдалица! стоишь ты предо мной

Прекрасным призраком с безумными глазами!

Упали волосы до плеч,

Уста горят, румянцем рдеют щеки,

И необузданная речь

Сливается в ужасные упреки,

Жестокие, неправые... Постой!

Не я обрек твои младые годы

На жизнь без счастья и свободы,

Я друг, я не губитель твой!

Но ты не слушаешь . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Ведущий(3). Это было совершенно новое отношение к женщине, которое впервые так ярко и сильно проявилось в поэзии Некрасова.

Ведущий(1). Союз Н. А. Некрасова и А. Я. Панаевой, прошедший через любовь и ненависть, холодность и буйство чувств, продлился почти 16 лет! В лучшие годы их совместной жизни они не только вместе наслаждались радостями любви, но и вместе творили, создав несколько романов.



Ведущий(2). В своих стихах Некрасов называл Авдотью Яковлевну своей «второй музой», что являлось высшим знаком признания поэта. Тем не менее, их совместная жизнь отнюдь не была усеяна розами: великий русский поэт был неравнодушен к женской красоте, и порой это приводило к семейным размолвкам.



Ведущий(3). Однажды он не на шутку увлекся французской актрисой Селиной Лефрен, отличавшейся не столько красотой, сколько живым нравом, блестящими нарядами и недурными музыкальными способностями. Некрасов не раз общался с Селиной и в Петербурге, и за границей.

Ведущий(1). Видимо, их связывала не только дружба, ибо Некрасов всю свою жизнь помнил актрису и в своем посмертном завещании назначил ей десять с половиной тысяч рублей, что в то время было весьма внушительной суммой.

Ведущий(2). Естественно, что такие пассажи со стороны Некрасова не нравились Авдотье Панаевой, и между ними происходили весьма бурные сцены. До нас дошла изумительная лирическая миниатюра "Прости", написанная Панаевой в минуты раскаяния, в котором великий русский поэт признает свою вину и просит простить его:

Звучит музыкальное произведение Н. Римского-Корсакова. Прости! Не помни дней паденья.

Ведущий(3). Герой наделен благородной памятью, ему горька мысль о расставании с былым. Он хочет, чтобы общее прошлое осталось светлым и в памяти его возлюбленной. Развитие авторской мысли интересно тем, что чувство признательности к пережитому истолковано как возможность избежать болезненного разрыва. Тот, кто любил, должен быть внимательным и терпеливым. Он не имеет права сходить с пьедестала, на который возвела его любовь. Благородством сердца измеряются и апогей, и закат чувства. Поэтому последние строки звучат как завещание:

Чтец

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь -

Благослови и не забудь!

Ведущий(1). Это стихотворение привлекло к себе внимание русских композиторов, давших ему около сорока музыкальных истолкований. Среди написавших музыку на эти стихи Ц. Кюи, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков.

Чтец





ПИСЬМА



Плачь, горько плачь! Их не напишешь вновь,

Хоть написать, смеясь, ты обещала...

Они навек погибли, как любовь,

Которая их сердцу диктовала.

Хранились в них души твоей черты,

Корыстному волненью непричастной,

Поэзии роскошные цветы -

Благоуханье молодости ясной!

И пусть бы жизнь их ложью назвала

Она давно в них веру колебала,-

Нет! та рука со злобой их сожгла,

Которая с любовью их писала!

Грядущее опоры лишено,

Прошедшее поругано жестоко,

Ведущий(2). В стихотворении отразился разрыв между Некрасовым и Панаевой, происшедший в феврале 1855 года: Авдотья Яковлевна сожгла тогда свою переписку с поэтом. Двадцать два года спустя, смертельно больной, поэт возвратился к этому стихотворению, переделав его в стихотворение «Горящие письма»

Читает Юноша (Некрасов)

ГОРЯЩИЕ ПИСЬМА



Они горят!.. Их не напишешь вновь,

Хоть написать, смеясь, ты обещала...

Уж не горит ли с ними и любовь,

Которая их сердцу диктовала?



Их ложью жизнь еще не назвала,

Ни правды их еще не доказала...

Но та рука со злобой их сожгла,

Которая с любовью их писала!



Свободно ты решила выбор свой,

И не как раб упал я на колени;

Но ты идешь по лестнице крутой

И дерзко жжешь пройденные ступени!..



Безумный шаг!.. быть может, роковой...



Ведущий(3). Мысль о невозвратности случившегося, о том, что уничтожение прошлого, случившегося, равнозначно изменению будущего, очень волновала поэта, о чем свидетельствует сохранившийся вариант. После первых двух строф следовало такое продолжение:

Чтец

Сгорело все - след страсти молодой...

Сгорело все - и радости, и пени...

И мы стоим на лестнице крутой,

Где сломаны середине ступени.



Грядущее опоры лишено,

Прошедшее поругано жестоко;

Я в первый раз задумался глубоко:

Что ж - разойтись? Ужели суждено?..



Ведущий(1). Разрыв с А. Я. Панаевой, неизбежность которого поэт предчувствовал с самого начала, произошел в 1863 году, но отношения эти еще не раз эхом отзовутся в творчестве Некрасова, в частности в драматических "Трех элегиях" (1874).



Звучит романс «Элегия» (аудиозапись романса).



Ведущий(2). Конечно, у поэта, посвятившего свою лиру страдающему народу, его нелегкой судьбе, не так уж часты светлые строки о любви и нежности. Но, тем не менее, они есть и они по-своему прекрасны. В этих строках заключены сильные чувства: любовь и нежность, мечты и надежды, печаль о несбывшемся, радость встреч, боль разлук, благодарность за единомыслие и сострадание, сожаление об ошибках и искреннее раскаяние. В них такая пронзительная искренность и откровенность!



Ведущий(3). Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем.

Ведущий(1). В ней тесно переплетаются любовь и страдание, а радость и счастье перемежается слезами, отчаянием, ревностью. Эти чувства понятны во все времена, а стихи волнуют и заставляют сопереживать и сегодня. Попытки проанализировать свои чувства находят отклик в сердцах читателей, и даже мучительная ревность и боль от разлуки со своей любовью, которую испытывает лирический герой, заставляет верить в свет любви!





























 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал