7


  • Учителю
  • Урок по литературе Рассказ А. П. Чехова Ионыч

Урок по литературе Рассказ А. П. Чехова Ионыч

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Данный урок по рассказу А. П. Чехова составлен в соответствии с современными технологиями. Имеются презентации к уроку. Использован частично-поисковый метод, эвристическая беседа, самостоятельная работа учеников.Цель:Раскрыть трагизм повседневно-будничного мещанского
предварительный просмотр материала

Технологическая карта урока №2 по литературе 10 класс

Тема: Гибель души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Дата проведения 15.05 2016

Цель: Раскрыть трагизм повседневно-будничного мещанского существования и духовного оскудения личности в рассказе. Мастерство Чехова в раскрытии темы рассказа. Художественные особенности творческой манеры Чехова; совершенствовать умение анализировать художественное произведение, применять полученные знания для создания связного текста (устного и письменного) на заданную тему.

Тип урока:

Урок изучения нового материала

Метод:

Частично-поисковый метод

Задачи. Образовательные:

  1. Рассмотреть композицию рассказа, выявить эпизоды, показывающие этапы гибели души главного героя;

  2. Проанализировать причины духовной гибели доктора Старцева;

  3. Раскрыть позицию автора, его отношение к главному герою.

Развивающие:

  1. Обучение комментированному чтению в сочетании с эвристическим методом;

  2. Развитие умения анализировать, сопоставлять факты, эпизоды текста;

  3. Обучение лингвостилистическому анализу художественного текста.

Воспитательные:

  1. Способствовать развитию активной жизненной позиции учащихся ;

  2. Способствовать формированию у учащихся таких нравственных качеств, как доброта, сострадание.

Методы и приёмы: эвристическая беседа, индивидуальная работа, пересказ эпизода, частично-поисковый метод, самостоятельная работа с текстом, художественное чтение эпизода, работа со справочной литературой, информационно-коммуникационные технологии. При этом компьютер - это средство:

1.рационального использования времени на уроке;

2.повышение эстетики и наглядности процесса обучения.

Эпиграф:

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких

юношеских лет в суровое ожесточайшее мужество,

забирайте с собою все человеческие движения, не

оставляйте их на дороге, не подымете потом.

Н.В.Гоголь





-Какой сегодня урок по данной теме?

-Какова тема урока?

-Сформулируйте цель урока.

-Актуальна ли проблема, поднятая писателем?

-Как соотносится, на ваш взгляд, эпиграф с темой урока?

План урока:

Повторение истории создания рассказа (презентация ребёнка)

Анализ выбранных эпизодов духовной гибели главного героя

Подведение итогов

Домашнее задание

Создание хорошего микроклимата, побуждение к самостоятельному определению темы, цели, мотивации. Формирование мотивации.

Запись в тетради, осмысление темы, цели, мотивации с помощью учителя.

Повторение, проверка знаний

Индивидуальная работа, аналитическая беседа, рассказ учащегося

Истории создания рассказа «Ионыч»( сообщение ученика с презентацией)

Беседа:

- Какова тема рассказа?

-Какова основная идея произведения?

-Какова композиция рассказа?



Слушает, дополняет, ведёт беседу

Работа со справочной литературой, работа с карточкой, слушание, дополнение рассказа, ответы на вопросы, формулирование вывода

Мотивация

этап актуализации субъектного отношения

Известный писатель 20 века С. Залыгин писал: «Антон Чехов был, вполне вероятно самым тонким знатоком нравственного кодекса, самым неустанным его исполнителем. Кодекса, который может вынести приговор жизненному устройству людей».

Лексическая работа.

-Выясним значение слова «нравственность».

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

\Толковый словарь русского языка Ожегова.

Нравственность .1. Совокупность норм, определяющих поведение человека.

  1. Моральные свойства.

\Толковый словарь Ушакова

-Какие, на ваш взгляд, духовные качества входили в состав нравственного кодекса у Чехова?

- Какие сейчас, на ваш взгляд, духовные качества, определяющие поведение современного человека в обществе?







Работа по теме урока

Слово учителя, работа с эпиграфом

1.Чехов в рассказе «Ионыч» исследует процесс духовной капитуляции человека перед тёмными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых, социальных и политических проблем второй половины 19 века .

Чем объяснить такое пристальное внимание Чехова к вопросу духовной деградации человека? Он обострённо воспринимал новые веяния времени и предчувствовал зреющие в стране перемены. Только в 1898 году им были созданы рассказы «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Случай из практики», «Душечка», «Новая дача». В этих рассказах критика времён Чехова заметила изменения в авторской манере. «Всюду за фигурою рассказчика, - писал А. Измайлов в «Биржевых ведомостях» 28 августа 1898 года - виден субъективист автор, болезненно чувствующий жизненную нескладицу и не имеющий силы не высказаться… Объективное, спокойное изображение действительности уступает место тревожному философскому обсуждению зол жизни, выступает на сцену не факт, а философия факта».

Как и в любом классическом произведении, в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту.



2. Анализ 1 главы

-Обратимся к первым предложениям текста, они несут наибольшую эстетическую нагрузку в данном абзаце. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных - украшение города С…. Казалось бы, ничто не вызывает сомнения. Но так ли это? Ещё раз перечитаем начало текста (учитель или один из учеников ещё раз зачитывает первый абзац рассказа)

- Что мы узнаём из первого абзаца?

- Почему первое предложение начинается придаточным предложением, стоящим перед главным?

Итак, чеховская манера повествования отличается лаконичностью, простотой. Писатель сразу вводит читателя не только в ход событий, но и одним-двумя предложениями рисует обстановку. Но Чехов редко выражает свою точку зрения, давая, обычно, читателям домыслить то, на что лишь сделан намёк (подтекст). - Что такое подтекст? Строение первого предложения не случайно: оно сразу акцентирует внимание читателя на том, что жизнь в городе С.. скучна и однообразна. Точно так же думают и местные жители, о чём свидетельствует вставная конструкция «как бы оправдываясь».

Нам представлена та обстановка, в которой оказался молодой врач Старцев, ( фамилии у Чехова, как правило, «говорящие»).

-О чём заставляет задуматься эта фамилия?

-Каковы взгляды, характер человека?

(Фамилия говорит о том, что ждёт героя в жизни, что он не устоит перед пошлостью мещанской жизни и душевно и физически состарится.)

Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом. В городе С… его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком.

- Прочтите последнее предложение третьего абзаца рассказа, на какую деталь обращает автор наше внимание? Что такое деталь?

Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил и жизнерадостен. Но автор с какой-то целью акцентирует наше внимание на такой художественной детали: «своих лошадей у него не было». Замечание это специально для читателя (вводное предложение выделено скобками, а сам автор знает, что будет дальше). Обратите внимание, на романс, который напевает доктор - это романс на слова Дельвига: герой счастлив, у него интересная работа, он полон надежд, праздничный весенний день наполняет его радостью.

Погуляв в городе, доктор заходит к Туркиным. В первой части рассказа Туркины увидены автором и доктором Старцевым по- разному.

-Где в тексте Старцев и где автор?

- Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена?

(Автор считает, что описываемого в жизни не бывает. Старцев тоже не верит тому, что читает Вера Иосифовна, но после трудного, полного тяжёлой работы дня можно слушать всё, что угодно; было тепло, уютно и не хотелось вставать.) Автор угадывается, когда после прочтения романа, за окном зазвучала «Лучинушка», и в ней было то, что бывает в жизни, но не было в романе Веры Иосифовны.

-А как в рассказе подаётся игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили? Найдите описание этого эпизода и прочитайте вслух.

( Старцев впервые видит таланты Ивана Петровича. И снова мы видим глазами автора: «Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил и предлагал смешные задачи и сам же решал их, и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанным долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшим у него в привычку: большинский, недурственный, покорчило вас благодарю…»).

- Какой вывод можно сделать, прочтя этот эпизод?

(Чехов даёт понять, что это остроумие никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой).

Вывод: Мы видим, что в городе С… скучная, однообразная жизнь. В самой «приятной» семье - люди бездарные, неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, трудно представить, что она имеет хоть какое-то отношение к музыке как искусству. Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов.

Старцев почти того же мнения о творчестве Веры Ивановны, но… на кухне уже стучали ножами и доносился запах жареного лука и не хотелось вставать. Игра Екатерины Ивановны шумная, надоедливая, бездарная, но…. Всё же это культурные звуки.

Анализ 2 главы

-Сколько времени прошло между событиями в первой и второй главах? Время здесь важная художественная деталь.

-Что изменилось за этот год?

-Какой видели Екатерину Ивановну автор и его герой? Найдите отрывки в тексте рассказа.

-Может быть, Котик - редкое исключение из читателей города С…, и чтение свидетельствует о её духовности?

-Что вынесла Котик из знакомства с Писемским?

(Только одно - смешное, с её точки зрения, отчество писателя. Это не случайная деталь. Чехов использует её ещё раз, чтобы показать легкомысленность этой героини (недаром её называют Котик), неумение видеть главное, настоящее как в литературе, так и в жизни.

Как и многие писатели А. П. Чехов испытывает своих героев любовью. Именно любовь даёт Старцеву ещё один шанс остаться человеком.

Получив записку о свидании, Дмитрий Ионыч ни минуты не сомневается, что на кладбище её не будет, что сам он уже не способен на такие глупости: «так думал Старцев, бродя, в клубе около столов, а в половине одиннадцатого вдруг взял и поехал на кладбище». Историю этого романтического свидания Чехов предваряет великолепной художественной деталью: «У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».

Когда Старцев оказался на кладбище, его душа отозвалась красоте природы, перед ним как бы приоткрылись тайны бытия, казалось, что он вот-вот должен задуматься, проникнувшись философским настроением, над вечными проблемами жизни и смерти…

Итак, вся третья глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением.

Читатель к такому концу уже внутренне готов. Готов и главный герой. Найдите подтверждение в тексте (после сцены объяснения: « У Старцева перестало беспокойно биться сердце….» и т. д. ).

Исследователи творчества Чехова отмечали, что подобное построение рассказа можно считать как бы пунктирным, что подтверждается повторением художественных деталей.

Анализ 4 главы.

Как всегда эстетически насыщен первый абзац. Зачитывается начало главы. Рассказывая далее о Туркиных, Чехов повторяет: «Но вот прошло 4 года».

-Какие изменения произошли в семействе Туркиных?

-Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним?

Слово учителя.

Итак, отрезан последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.

5 глава - итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С… Зачитываем первый абзац.

Вспоминаем начало рассказа. Обывательский город С, и Старцев - два противоположных полюса. В конце Старцев уже свой, такой же, как все жители. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. Чехов не оставляет своему герою никакой надежды вновь почувствовать себя человеком. Эту мысль подчёркивает как бы вскользь замеченное автором: « за всё время, пока он живёт в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней».

В конце рассказа от этого светлого, человеческого чувства не остаётся и следа. Вот и всё что можно сказать про него.

-А что с Туркиными?

У них всё по-прежнему. Конец рассказа по-чеховски «не закончен». Это как бы кусок, выхваченный из жизни. Потому и глаголы употреблены здесь не в форме прошедшего времени, как во всём рассказе, а в форме настоящего, так называемого абстрактного: «Провожая на вокзал, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слёзы и кричит:

-Прощайте, пожалуйста! И машет платком».

Ведёт беседу, помогает формулировать выводы

Работают с текстом рассказа, отвечают на вопросы, делают выводы, отвечает ученик, работающий со словарями

Поисковое задание

Исследовательская работа с текстом

-Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания Старцева и параллельно - его моральное и духовное опустошение.

-Что можно сказать о композиции рассказа в целом?

Вывод: Итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, - проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось всё, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям , раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью. Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Но всё же, создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь.



Задаёт вопросы, , помогает делать вывод

Работа с текстом, делают вывод

Рефлексия



-Какие выразительные средства несут в рассказе «Ионыч» наибольшую художественно-эстетическую нагрузку и рассказывают основную мысль произведения?

-Как используются художественные детали в раскрытии образа Старцева?

С помощью каких изобразительных средств создаётся автором собирательный образ жителей города С.?

-Почему рассказ является протестом против разрушения человеческой личности?

-Как вы понимаете призыв: «Берегите в себе человека!»?

-Как вы считаете: превращение Старцева в Ионыча является трагедией интеллигентного человека, не справившегося с окружающей обывательщиной, или же это сатира на слабого и безвольного героя?

Задаёт вопросы, вызывает на рефлексию

Отвечают на вопросы, делают выводы с помощью учителя

Домашнее задание



  1. Написать сочинение миниатюру на тему: «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?

  2. Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева - по нисходящей линии.

Объясняет домашнее задание (выбрать одно из двух)















Приложение №1

История создания рассказа «Ионыч».

Писатель начал работать над «Ионычем» в августе 1897 г. В это время в его записной книжке появляется заметка, которая бесспорно относится к будущему рассказу: «От кредитных бумажек пахнет ворванью». Знаменательно, что тема «Ионыча» началась с мысли о том, что деньги пахнут (причем пахнут дурно). К роли этого мотива в рассказе мы еще вернемся. Этапы работы писателя над «Ионычем» интересно воссозданы в книге Напорного «Записные книжки Чехова». Известна запись Чехова, прямо относящаяся к замыслу будущего рассказа. Речь идет о Туркиных (правда, здесь еще они названы Филимоновыми): «Филимоновы талантливая семья, как говорят во всем городе. Он, чиновник, играет на сцене, поет, показывает фокусы, острит («здравствуйте пожалуйста»), она пишет либеральные повести, имитирует: «Я в вас влюблена... ах, увидит муж!» - это говорит она всем при муже. Мальчик в передней: умри, несчастная! В первый раз в самом деле все это в скучном сером городе показалось забавно и талантливо. Во второй раз - тоже. Через 3 года я пошел в 3-й раз, мальчик был уже с усами, и опять: «Я в вас влюблена... ах, увидит муж!», опять та же имитация: «умри, несчастная», и когда я уходил, то мне казалось, что нет на свете более скучных и бездарных людей».

Вся эта запись, на первый взгляд, может показаться своеобразным конспектом будущего произведения. Но тут еще нет самого главного - нет Ионыча. Кто рассказывает о Филимоновых, кто является, как иногда принято говорить, «носителем речи»? В записи рассказ</ ведется от первого лица, от имени некоего повествователя, который ничего общего с Ионычем не имеет. Лишь постепенно центр тяжести перемещается. В окончательном тексте тоже по началу можно подумать, что речь пойдет прежде всего о Туркиных. Но вскоре становится понятно, что главным действующим лицом является молодой врач. В центре художественного исследования - его история, его путь постепенного материального обогащения и одновременно духовного обнищания.

Сюжет рассказа «Ионыч» прост - это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет, как и в пушкинском «Евгении Онегине» , строится вокруг двух признаний в любви: вначале он признается ей в любви, делает предложение, но ему решительно отказывают. А спустя несколько лет она, поняв, что лучшей встречи в ее жизни не было, говорит ему о своей любви, но теперь уже он выслушивает ее равнодушно: «А хорошо, что я тогда не женился» , - думает он.

Учитель высшей категории Гайтанова Ирина Юрьевна, МБОУ лицей «Технический» г. о. Самара







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал