- Учителю
- Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе по программе Г. И Беленького
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе по программе Г. И Беленького
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе по программе
Г. И. Беленького.
Учитель: Ремизова Т.Н.
Всего - 68 часов. РР - 7 Вн. чт. - 13 Контр. раб. - 2
№
Тема
Кол.час.
Дата
Д/з
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
Введение. (1ч)
Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.
1.»Минувшее проходит предо мною…»
Писатели о прошлом нашей Родины.
М. Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы.
Образы поэмы.Сила и цельность характера Калашникова. Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Авторская оценка персонажей, оценка с позиций народа (гусляры). Композиция поэмы, её язык, ритмика.
РР Сравнительная характеристика героев: Калашников и Кирибеевич. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма).
Вн.чт. А. К. Толстой. «Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя.
Н. В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи. «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров.
Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Трагедия Тараса Бульбы. Понятие о литературном характере.
Остап и Андрий. Смысл противопоставления героев. Понятие о литературном характере.
Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.
РР Подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа № 1 (сочинение) по повести Н. Гоголя «Тарас Бульба».
Остап и Андрий: две судьбы. Тарас Бульба - народный характер и др. темы. Тема патриотизма в повести Гоголя.
Вн.чт. Н. В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
А. С. Пушкин. Прошлое Родины. Тема Петра 1 в творчестве поэта.
«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы её героев (Кочубея, Марии, Искры).
Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев - Петра 1 и Карла 12. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства.
РР Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. Поэма как жанр. Метафора.
Вн.чт. А. С. Пушкин «Полтава» (полный текст), «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого» (по выбору).
Н. С. Лесков. Сведения о жизни писателя. «Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей.
Постников - лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народа.
Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.
Вн.чт. Н. Лесков «Левша»,«Тупейный художник». (сравнить: Д. Кедрин «Зодчие»), И. С. Никитин «Русь». К. М. Симонов «Тарас Бульба».
Защита проектов.
2. «Художник - голос своей эпохи»(писатели-классики о своём времени)
И. С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».
«Бирюк». Сущность конфликта и его роль в раскрытии характеров героев. Внутренний конфликт Бирюка, сложность и противоречивость его натуры. Обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер, драматизм его судьбы. Особенности повествования Тургенева: связь картин природы с идейно-художественным смыслом рассказа, мастерство диалога, значение художественных деталей, скрытый психологизм, роль рассказчика.
И. С. Тургенев Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей», «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти Ю. П. Вревской». Особенности жанра. Глубина содержания при небольшом объёме текста, лиризм, музыкальность стихотворений в прозе. Многообразие их тематики.
Н. А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта. «Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка к труду» как образец для подражания.
Своеобразие композиции: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор, приём контраста. Роль пейзажа. Стихотворный размер. Усечённая строка. Связь стихотворения с устным народным творчеством. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.
РР Выразительное чтение отрывка поэмы наизусть с оценкой услышанного.
Вн.чт. Н. А. Некрасов «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…», «Мороз, Красный нос» (отрывки»).
Вн.чт. Н. А. Некрасов «Дедушка».
М. Е Салтыков-Щедрин сведения о жизни писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приёмы сказочного повествования. Условность, иносказательность, сатирическая заострённость повествования. Гротеск, гипербола, авторская ирония. Анализ средств сатирического изображения.
Вн.чт. М. Е Салтыков-Щедрин «Дикий помещик», «Коняга», «Премудрый пескарь».
А. П. Чехов Его умение видеть в обыденном смешное и грустное. «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества. Значение диалога и художественной детали для раскрытия характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.
«На мельнице».
РР Обучение анализу рассказа А. П. Чехова «Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.
Контрольная работа № 2 (сочинение) по произведениям А. П. Чехова и Салтыкова-Щедрина: «Над чем заставил меня задуматься рассказ Чехова «Тоска», « О чём и почему молчит писатель», «Изображение мужика в сказке Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как…»,»Смех сквозь слёзы» (по произведениям А. Чехова и (или) М. Салтыкова-Щедрина) и др. темы.
Вн.чт. А. Чехов «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей»(пьеса-шутка).
3. Запечатлённые мгновения. Страницы поэзии (Художественное время в лирике).
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза» «Как неожиданно и ярко…». А.А. Фет «Мотылёк мальчику», «Сосны», «Осенняя роза». Я. П. Полонский «Дорога», «Зимний путь». Одухотворённость пейзажа, параллелизм в изображении явлений природы и человеческой жизни. Красота ритмов, звучаний, мелодий. Патриотические мотивы в лирике.
4. Человек в движении времени (Тема становления личности).
Л. Н. Толстой - автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия). «Детство» (главы). Биографическая основа трилогии. Задача писателя: показать различные эпохи в становлении духовного мира человека. Формирование характера, взглядов, внутреннего мира, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя. Мастерство Толстого в изображении движений души. Повествование о лица героя-рассказчика.
Л. Н. Толстой «Отрочество» (главы). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. «Моральная перемена» в герое: склонность к самоанализу, пришедшая на смену детской непосредственности. «Уяснение сознанием» зла социального неравенства; смысл противопоставления понятий «прежде» и «теперь». Отношение Николеньки к старшему брату как показатель изменившегося взгляда на жизнь. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести( рассказ от лица героя, изображение событий отрочества и их оценка взрослым рассказчиком).
Вн.чт. Л. Н. Толстой «Отрочество».
Ф. М. Достоевский «Мальчики». Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обострённое восприятие писателем страданий, особенно ребёнка (Снегирёв). Коля Красоткин - рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нём самомнения и самолюбования.
Подверженность подростков как добрым, так и злым влияниям.
Вн.чт. Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке».
Защита проектов.
М. Горький. Сведения о жизни писателя. «Детство» - автобиографическая повесть. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое» в русской жизни в изображении Горького. Становление характера Алёши Пешкова. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алёшу, на формирование его характера, отношения к людям. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа. В в»возрождение наше к жизни светлой, человеческой».
РР Обучение анализу эпизода. (Бабушка пляшет, Хорошее Дело, Пожар и др. по выбору)
РР Сочинение, основанное на личных наблюдениях (на основе произведений Л. Толстого, Ф. Достоевского)
Вн.чт. Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД», А Каверин «Два капитана», Е Носов «Потрава», И Ефремов «Лезвие бритвы» и др. (по выбору).
5. Содружество искусств (Художественное время и пространство в живописи, музыке, поэзии)
С. П. Шевырёв «Звуки». К Паустовский «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан». Стихи русских поэтов об искусстве: А Блок «Я никогда не понимал…», К. Бальмонт «Грусть»,
К. Фофанов Художник», «Уснули и травы, и волны…». Своеобразие музыки и живописи в сравнении с художественной литературой. Гибкость, уникальные возможности слова писателя, способного передать сущность и особенности других видов искусства. Эмоциональность и изящество рассказа Паустовского, изображение в нём покоряющей силы музыки. Роль искусства в обогащении духовного мира человека.
6. Перекличка эпох (Близость тем и проблем в ряде произведений русской и мировой литературы)
Ж. Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением и анализом некоторых сцен). Сатирическое содержание, комизм сцен, диалогов. Приёмы комического изображения Журдена: несоответствие его языка и повадок речи и манерам, которые он хочет усвоить. Слуги как выразители авторских чувств и нравственных оценок. Осмеяние невежества, глупости, тщеславия Журдена, разыгрывающего из себя аристократа и изобличающего дворянское сословие.
И. А. Крылов. Крылов-драматург. «Урок дочкам» (обзор с чтением и анализом отрывков). Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова. Идеи, образы, конфликты, выходящие за рамки своей эпохи. Комедия как жанр.
7. Фантастика. Тема будущего.
В. А. Рождественский «Над книгой». А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Иносказательный смысл сказочных историй. Сказка о любви, о смысле существования человека на Земле. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость и детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов: «Зорко одно лишь сердце», «Ты всегда в ответе за всех, кого приручил…»
Вн.чт. Р. Брэдбери «Каникулы», «Земляничное окошко».
Вн.чт. Рекомендации для летнего чтения.
1
1
2
1
1
2
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
4
1
1
5
1
1
1
1
2
1
2
1
1