7


  • Учителю
  • Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по русскому языку

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по русскому языку

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский автотехнический колледж»

Методические рекомендации

по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по русскому языку









Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по русскому языку



















Курск-2016





Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по русскому языку на тему «Учимся писать сочинение-рассуждение». 2015 - 2016 учебный год. Сост. М.Н.Тарасова.- Курск: ОБПОУ «КАТК», 2016. -54с.







Методические рекомендации содержат материалы, направленные на систематизацию знаний студентов при написании сочинения-рассуждения, являющегося одним из видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Написание сочинения-рассуждения относится к повышенному уровню сложности и является камнем преткновения для многих студентов. Методические рекомендации призваны помочь в написании творческой работы. С этой целью они содержат материалы, направленные на систематизацию знаний студентов, рекомендации к каждой части сочинения, типичные ошибки, образец написания сочинения-рассуждения на предложенную тему.





Материалы обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии филологических дисциплин (протокол № 8 от 31 марта 2016 г).

Председатель ЦК М.Н.Тарасова





Содержание

Пояснительная записка …………………… ….…………...4

1.Рекомендации к каждой части сочинения: ……………10

1.1 Проблема……………………………………………….10

1.2 Комментарий………………………………………......12

1.3 Позиция автора………………………………………...14

1.4 Аргументация………………………………………….16

1.5 Проблемы, затронутые автором……………………...18

1.6 Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения…………………………..43

1.7 Точность и выразительность речи……………………46

1.7 Граммотность текста (соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых и речевых норм……………47

1.8 Этические нормы……………………………………...47

1.9 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале………………………………………………….48

2. Образец написания сочинения-рассуждения на предложенную тему………………………………………48

3. Список использованной литературы………………………………………………...56



Пояснительная записка



В настоящее время актуальным становится требования к личным качествам современного студента - умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учёта индивидуально-личностных особенностей студентов. Предоставление им права выбора путей и способов учения.

Появляется новая цель образовательного процесса - воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи, исходя из приобретённого учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиление ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью систематизации и закрепления практического опыта, умений, знаний.

Задачами самостоятельной работы студентов являются:

- формирование готовности студентов к поиску, обработке и применению информации;

- развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- выработка навыков эффективной самостоятельной деятельности.

Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, творческо-исследовательская работа студентов, выполняемая вне занятий по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. В соответствии с ФГОС СПО она должна составлять не менее 50% времени, предусмотренного для выполнения основной профессиональной образовательной программы. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение в рабочей программе учебного предмета и составляет 39 часов, с указанием видов самостоятельной работы по разделам или конкретным темам.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется степенью подготовленности студентов и закрепляется в рабочей программе.

2. Структура и содержание рабочей программы общеобразовательного учебного предмета.

2.1. Объём учебного предмета и виды учебной работы.





лабораторные работы

-

практические занятия

26

контрольные работы

</<font face="Times New Roman, serif">8

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа студента (всего)



в том числе:

Индивидуальный проект



Сочинение на заданную тему

2

Языковедческий анализ текста

4

Конспектирование

3

Карточки-задания для индивидуальной работы студентов

12

Подготовка публичной речи

1

Задания в тестовой форме

6

Виды языковых разборов (фонетический, морфемный, морфологический и т.д.)

8

Работа со словарем

1

Домашняя контрольная работа

2

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

внеаудиторная самостоятельная работа

39

Итоговая аттестация в форме экзамена





Для обеспечения эффективной организации самостоятельной работы студентов преподаватель разрабатывает методические рекомендации по дисциплине к выполнению самостоятельной работы.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется в письменной, устной или смешанной форме, с представлением результата деятельности.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень усвоения студентом учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общих и профессиональных компетенций;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с предложенными преподавателем требованиями.

Одним из видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов является сочинение-рассуждение.

Написание сочинения-рассуждения относится к повышенному уровню сложности и является камнем преткновения для многих студентов. И всё-таки: можно ли научиться писать сочинение, если вы этому не научились раньше? Можно. Дорогу осилит идущий. Только надо идти по этой дороге, никуда не сворачивая, настойчиво, шаг за шагом. Итак, с чего же начать?





Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по русскому языку





Во-первых, нужно чётко представить себе, какое задание вам предстоит выполнить. Вот его формулировка.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения.

Во-вторых, нужно помнить, какие знания вам будут необходимы при написании сочинения. Желательно, чтобы вы умели:

  1. анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

  2. комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;

  3. выражать и аргументировать собственное мнение;

  4. последовательно и логично излагать свои мысли;

  5. использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство родного языка;

  6. продемонстрировать практическую грамотность - навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского языка.

Ваше сочинение-рассуждение может строиться по стандартной трёхчастной схеме:





Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по русскому языку

Во вступлении после одного-двух предложений, вводящих читающего в основное содержание сочинения, можно сформулировать проблему (или проблемы) текста.

В основной части можно прокомментировать проблему, представить позицию автора, выразить своё собственное отношение и аргументировать его.

Заключение обычно содержит итог всех рассуждений, вывод, состоящий из нескольких или одного предложения, которые могут, кстати, содержать и риторические вопросы. Итак, схематичная структура вашего сочинения такова:

Проблема

Комментарий к проблеме

Позиция автора

Собственное мнение

Аргументация собственного мнения

Рекомендации к каждой части сочинения.

Проблема

Синонимы к термину проблема: вопрос, задача. Помните, что в основе проблемы может лежать некое противоречие, конфликт, конфликтная жизненная ситуация (проблема отцов и детей, например). По сути, проблема - это предмет обсуждения, то, ради чего автор создал свой текст.

Важно! От того, насколько верно вы поймёте проблему текста и сформулируете её (помните, что в тексте может быть несколько проблем, тогда можно говорить о проблематике, но вам достаточно сформулировать в сочинении лишь одну проблему), будет зависеть всё ваше сочинение, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой. Сформулировать проблему вам помогут ключевые слова и предложения, которые можно подчеркнуть в самом тексте. Помните, что вы можете начать своё сочинение с комментария, а потом перейти к постановке проблемы.

Какие бывают проблемы?









Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по русскому языку









Как сформулировать проблему?

Проблему можно

сформулировать самостоятельно (своими словами);

процитировать;

указать номера предложений из текста, если в этих предложениях проблема чётко сформулирована самим автором.

Типичные ошибки этой части:

  • непонимание проблемы или неумение сформулировать проблему;

  • расширение или сужение проблемы;

  • чрезмерное цитирование текста;

  • пересказ содержания;

  • замена проблемы авторской позицией.





Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по русскому языку

2. Комментарий

Синонимы к термину комментарий: пояснение, толкование, рассуждение, интерпретация.

Важно! Вы должны прокомментировать сформулированную вами проблему, причём с опорой на исходный текст. Если вы перечислили несколько проблем, имеющихся в тексте, то потом выбираете одну из них и работаете только с ней. Комментарий даётся с опорой на текст (не нужно рассуждать о жизни вообще, даже если вы пишите о вашей проблеме). Комментарий должен свидетельствовать о том, что исходный текст вы поняли глубоко и полно сформулировали проблему. Хорошо прокомментировать текст - это, по сути, суметь проследить ход авторской мысли. Автор текста передаёт нам свои мысли, зашифровывает их словесно, а вы должны понять их, расшифровать. Кстати, прокомментировать можно и собственную позицию.

Каким способом можно прокомментировать проблему?

Проблему можно прокомментировать

  • своими словами;

  • ссылками на текст.

Обратите внимание на то, что сформулированная вами проблема должна быть прокомментирована исключительно с опорой на исходный текст.

Типичные ошибки этой части:

  • комментарий отсутствует;

  • прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулированная;

  • прокомментирована только часть проблемы, поднятой автором;

  • допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста (проблемы прокомментированы неточно или противоречиво);

  • комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента;

  • комментарий заменяется пересказом текста или его фрагмента (чаще всего пересказывается сюжет текста, действия героев);

  • комментарий заменяется перечнем проблем.

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по русскому языку





3. Позиция автора

Важно! Позиция автора - это его ответ на поставленный им же вопрос, его отношение к поставленной им же проблеме. Ваша основная задача - адекватно воспринять позицию автора (а это может быть только в том случае, если вы верно поняли и сформулировали проблему). Определяя позицию автора, не смешивайте её с позицией героя-рассказчика, что далеко не одно и то же.

Способ выражения позиции автора в тексте может быть различным:

  • автор может заявлять о своём отношении к поднятой им проблеме прямо, словесно полно выразив его в тексте;

  • позиция автора может не быть выражена прямо, и тогда вы определяете её по косвенным признакам (чаще всего по каким-либо словам и отдельным репликам).

В случае если позиция автора не заявлена прямо, определять её вам поможет отношение автора к поднятой им проблеме:

  • позитивное (положительное);

  • негативное (отрицательное);

  • нейтральное;

  • двойственное.

Учитывайте также, каково настроение автора. Это может быть:

  • ирония;

  • сарказм;

  • грустная, печальная тональность;

  • радостная тональность;

  • оптимистический настрой;

  • пессимистический настрой и др.

Типичные ошибки этой части:

  • позиция автора не сформулирована совсем;

  • позиция автора сформулирована неверно;

  • позиция автора заявлена, но только не по той проблеме, которую вы сформулировали и комментировали;

  • вместо позиции автора представлена позиция героя-рассказчика (ошибка будет в том случае, если их позиция неодинаковы).

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по русскому языку

4.Аргументация

Синонимы к термину аргументация: доказательство, подтверждение, объяснение, приведение доводов, примеров.

Важно! Сначала вы должны выразить своё собственное мнение (отношение) к позиции автора текста - согласны вы или не согласны с мнением автора, а лишь потом аргументировать свою позицию, своё отношение к позиции автора текста. Вы должны аргументировать не истинность тезиса, а его ценностное значение. Помните, что постулат - это утверждение. Принимаемое без доказательств, это аксиома, а они не нуждаются в доказательстве, поэтому не надо доказывать нравственные аксиомы (берегите лес, уважайте старших, любите родину), надо подтвердить актуальность, важность. Жизненность нравственных постулатов. Итак, аргумент должен доказывать тезис.

Сколько нужно приводить аргументов?

Вы должны привести два аргумента, из которых

  • один взят из художественной литературы (чаще всего это какой-либо герой произведения, только не перепутайте название и автора произведения), а второй аргумент - из вашего жизненного опыта, знаний; это может быть пример какого-либо фольклорного жанра (пословица или поговорка, народная песня и пр.);

  • два аргумента взяты из художественной литературы;

Чем достигается убедительность аргументов?

Убедительность аргументов достигается

  • логичностью;

  • эмоциональной оценочностью;

  • образной выразительностью.

Какие типы аргументов существуют?

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по русскому языку









ПроблемыЛ.Н. Толстой «Война и мир» (эпизоды «Небо Аустерлица»; «Старый дуб»)

  • Глядя в высокое небо Аустерлица, раненый князь Андрей осознает, что прежние стремления к славе, к любви людской суетны и поэтому ничтожны. Он разочаровывается в исключительности отдельной личности.



  • Описание старого дуба помогает читателю воспринять состояние Андрея Болконского. Первая встреча с дубом состоялась, когда князь Андрей в подавленном состоянии духа после ранения под Аустерлицем и смерти жены едет в рязанские имения своего сына. Окружающая природа созвучна состоянию героя. При виде мертвого, нераспустившегося дуба, который встретился ему в березовой роще, он приходит к безнадежному заключению о том, что его жизнь, так же как и жизнь старого дуба-великана, завершилась: «Наша жизнь кончена!»

Но вот Андрей, обновленный, полный радостных чувств, вновь проезжает мимо березовой рощи, окружающая природа гармонирует с его бодрым настроением. Глядя на распустившийся дуб, Андрей приходит к выводу: «Нет, жизнь не кончена в 31 год».

Проблема восприятия природы

Людям, наделенным поэтическим чувством, доступно более глубокое понимание природы, связанное с особым мироощущением.

  • Л.Н. Толстой «Война и мир» (эпизоды «Ночь в Отрадном», «Зимняя святочная ночь»)

  • Картины лунной ночи в Отрадном подчеркивают поэтичность натуры Наташи Ростовой, тонко чувствующей волшебную прелесть окружающей природы. Под впечатлением от увиденного Наташе хочется натужиться и полететь.



  • Зимней святочной ночью, когда ряженые Ростовы едут к Милюковым, эмоциональный и восприимчивый Николай ощущает необычность обстановки: знакомый зимний лес становится для него фантастическим, сказочным, таинственным. Такие же чувства испытывает и Наташа. Природа в этом эпизоде - это праздник молодых чувств.



  • Природа в этих эпизодах так пронзительно прекрасна, что возвышает человека над будничностью и прозаичностью, поднимает и окрыляет.



Проблема взаимосвязи человека и природы (экологии) (как воздействует научно-технический прогресс на взаимоотношения человека и природы?)

Зачастую природа становится для людей всего лишь средством решения материальных проблем; потребительское отношение к природе чревато катастрофическими последствиям как для окружающей среды, так и для самого человека; заботливое отношение к природе - гражданский долг каждого человека перед страной и ее культурой.

  • Ч. Айтматов «Плаха»

  • Ч.Айтматов рассказывает об экологической трагедии, которая произошла в уникальной Маюнкумской саванне. Выполняя план по мясозаготовкам, человек варварски уничтожает все живое, что встречается на его пути во время охоты на сайгаков.



  • В. П. Астафьев «Царь-рыба»

  • Писатель знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Но в то же время думает о том, как сохранить природу для последующих поколений.

«Отцы» и «дети»

Современные подростки отличаются от своих родителей потому, что живут в другую эпоху, другое - сегодняшнее время; однако их взгляды и нравы заслуживают уважения, поэтому взрослые должны научиться понимать своих детей, и тогда пропасть между ними исчезнет.











Взрослые дети часто не понимают, что со временем проявление любви к родителям должно измениться, потому что пожилые родители нуждаются в действенной помощи и заботе.

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети» (мировоззренческий конфликт Базарова и П.П. Кирсанова)

  • В спорах Базарова и Павла Петровича Кирсанова затронуты основные вопросы, по которым расходились во взглядах революционные демократы и либералы: выбор пути дальнейшего развития страны, либеральное обличительство и ниспровержение основ самодержавно-крепостнического строя, понимание материализма и идеализма, отношение к науке, искусству, народу.

Все принципы Павла Петровича сводятся, в сущности, к защите старого строя. Принципы нигилиста Базарова тоже сводятся, в конечном счете, к одному - уничтожить этот порядок.



  • Ю. Трифонов «Обмен»

  • Рассказывая об отношениях Дмитриева и его матери Ксении Федоровны, Ю.Трифонов в повести «Обмен» говорит об отсутствии духовных связей между самыми близкими людьми. Виктор Дмитриев, постоянно стремящийся уйти от житейских вопросов, не особо задумывается над последствиями жилищного обмена, поддавшись желанию жены, предает больную мать. Для него важнее в жизни оказываются материальное благополучие и обустроенный быт. Но самое страшное в том, что Виктор не винит себя ни в смерти матери, ни в разрыве духовных связей со своей семьей.

  • В.П. Астафьев «Царь-рыба» (глава «Уха на Боганиде»)

  • В данной главе В.Астафьев показывает отношение взрослых к детям: рыбаки не просто заботятся о детях, они относятся к ним уважительно, тактично, всерьез воспринимают помощь ребятишек, старающихся помочь вытащить сети, дают им понять, что они совершенно незаменимы при варке ухи. Дети, в свою очередь, отвечают взрослым тем же: Касьянка ухаживает за инвалидом Кирягой и за всей детворой поселка, самоотверженно работает для любимой матери, братьев и сестер мальчик Аким.



Проблема воспитания

Воспитание не должно сводиться только к умственному развитию, воспитаннику следует прививать нравственные нормы поведения, приучать к общественно полезному труду.





  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»

  • Раскрывая тему воспитания, Фонвизин говорит устами Стародума о том, что воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Воспитывать дворян надо как граждан, как передовых и просвещенных деятелей страны, считает писатель.



  • М.А. Булгаков «Собачье сердце» (профессор Преображенский - доктор Борменталь - Шариков)

  • Филипп Филиппович, пытаясь воспитать Шарикова словом, часто выходит из себя от неслыханного хамства «воспитанника», срывается на крик, он не убеждает, а приказывает, это вызывает еще большее сопротивление «ученика». Доктор Борменталь, взявшись за воспитание Шарикова, применяет другие методы: он хладнокровен и сдержан в отношениях с «учеником». Шариков слушается Борменталя, потому что боится его. Но страх рождает не уважение, а ненависть. Как же надо воспитывать человека? Мы видим, что ни та, ни другая теория не выдержала проверки на практике. Шариков слышит лишь то, что соответствует его стремлениям, заложенным природой, воспитать его нельзя - ни кнутом ни пряником.



Проблема становления личности

Стремление к нравственному самосовершенствованию, стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям» дает свои результаты.

  • Л.Н. Толстой «Война и мир»

  • Путь идейных исканий Пьера Безухова непрост. Пройдя через осознание ошибок, совершенных в поисках правды и смысла жизни: праздной жизни светского кутилы, несчастливого брака с Элен, дуэли с Долоховым, разочарование в масонстве, - он понял, что не может равнодушно видеть страдания других людей. Находясь в плену, Пьер приходит к убеждению: «Человек сотворен для счастья».



  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (путь Ивана Бездомного)

  • История Мастера, его трагическая судьба привела Ивана к пониманию того, что он живет в стране произвола и беззакония, где губится талант, совесть и правда. Встреча с Мастером помогла Ивану Бездомному обрести веру, интеллигентность, осознать свое невежество и заблуждения. Он по-другому начинает оценивать свой труд, считая собственные стихи «чудовищными». Вследствие большой душевной работы Иван усваивает культурные традиции и становится просвещенным. Теперь он Иван Николаевич Поныров, идейный преемник и духовный наследник Мастера, сотрудник института истории и философии.



  • К.Д. Воробьев «Убиты под Москвой»

  • К. Воробьев показывает путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, к уверенности в собственных силах. Чувство ответственности за судьбу Родины заставляет Алексея быть требовательным к себе, переживать и обдумывать все происходящее с ним и курсантами его роты. Это чувство помогает ему преодолеть страх, который он пережил в ночном бою, пережить смерть капитана Рюмина, умершего на его руках, пережить все то, что произошло с его ротой. Алексей на пределе сил поднимается навстречу немецкому танку и одерживает победу не только над врагом, но и над самим собой, над страхом собственной смерти.



Проблема памяти

Невозможно воспитать полноценного человека, не научив его уважать предков, историю страны.



  • А.Т. Твардовский

  • В стихотворении «Я убит подо Ржевом…» поэт говорит о важности памяти о погибших на войне.



  • В поэме «По праву памяти»А.Твардовский утверждает право человека на память. Поэт, переживший трагедию «двойного отцовства», когда страшной ценой отречения от родного отца доказывалась верность «отцу народов»:

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прикословь:

В ущерб любви к отцу народов -

Любая прочая любовь,

предупреждает своих современников:

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу...

Твардовский убежден: необходимо помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких - это не просто право, но и обязанность человека. Мы не вправе терять из виду ничего. Пока мы помним, «живы» наши предки, их дела и подвиги. Память - это привилегия человека, и он не может добровольно от нее в угоду кому бы то ни было.



  • А. Вознесенский «Ров»

  • А. Вознесенский в поэме «Ров» с болью в сердце рассказывает о преступлении людей, которые в погоне за деньгами, поддавшись «алчи», забыв о священной памяти о жертвах войны, разрывают ров, куда фашисты во время войны сбрасывали тела расстрелянных мирных граждан. Поэт говорит о разрыве духовно-нравственных связей между поколениями.



Проблема истинной любви

Истинная любовь - высшее состояние души человека, способность преодолеть корыстные, собственнические побуждения ради другого человека; истинная любовь приходит к тому, кто способен жить ради другого.

  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

  • Огромное счастье - любить - испытал одинокий бедный телеграфист Желтков, на протяжении восьми лет безответно влюбленный в княгиню Шеину. Он любит по-настоящему, страстной, бескорыстной любовью. Желтков благодарен Вере Николаевне за то, что она вызвала в его сердце это прекрасное чувство.



Проблема истинной дружбы

Истинная дружба подразумевает духовную близость и бескорыстную самоотдачу.

  • В.Л. Кондратьев «Сашка»

  • В.Кондратьев рассказывает о фронтовой дружбе Сашки с лейтенантом Володей, с которым он познакомился по пути в госпиталь. Сашка принимает вину Володи, бросившего тарелку в толстого майора, который приходит в эвакогоспиталь утихомирить недовольных питанием солдат. Сашка понимает, что Володе не простят этот поступок, накажут по всей строгости военного времени, а его, рядового солдата, не накажут строго - дальше ставшего привычным «передка не пошлют».



Проблема ревности (Что такое ревность?)

Ревность естественное чувство, которое, с одной стороны, связано с неверием в себя, а с другой - с недоверием к тому, кого любишь; через отказ от эгоизма происходит обретение подлинного чувства любви, преодоление ревности.



  • М.Ю. Лермонтов «Маскарад»

  • В драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» необоснованная ревность приводит Арбенина к убийству Нины, которую он по-настоящему любит и чувствами которой дорожит.



Проблема одиночества

Люди, живущие в большом городе, поддавшись быстрому ритму жизни, погружены в свои заботы, поэтому человеку часто бывает одиноко.

  • А.П. Чехов «Тоска»

  • Бесхитростная история, рассказанная А.П.Чеховым, заставляет задуматься об одиночестве человека в большом и шумном городе. Старый несчастный извозчик Иона Потапов, глубоко переживающий смерть сына, тщетно ищет сочувствия у людей. Но никто не хочет его выслушать и разделить с ним горечь утраты. И только лошади, спокойно жующей сено, смог Иона излить свое горе.



Проблема чести и достоинства

Честь, достоинство - истинные ценности, которые утверждаются поступками.























«Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К.Рерих).

  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

  • «Береги честь смолоду» - такое наставление дает Петру Гриневу отец, отправляя сына в армию. Петр Гринев стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг.



  • М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»

  • В «Песне прокупца Калашникова » М.Ю. Лермонтов показывает непреходящую ценность чести. Калашников - купец, стремления которого, казалось бы, должны ограничиваться прибыльной торговлей. Но когда задета честь семьи, когда попрано человеческое достоинство, он выходит на смертельный поединок с царским опричником.



  • В.Л. Кондратьев «Отпуск по ранению»

  • Несмотря на лейтенантские погоны, на училище, Володька, герой повести В. Кондратьева «Отпуск по ранению, воевать и командовать поначалу не умел и боялся. Чтобы скрыть страх, лез бездумно напролом, поэтому людей положил много и зря. Его достоинство солдата, командира рождается из чувства вины перед теми, кто погиб из-за его глупости и малодушия. Из зрелища прифронтовой Москвы, общения с москвичами, из любви к нему и его собственного чувства, из тщательно скрываемого страха матери за его жизнь. Он возвращается на фронт, к своим, хотя есть возможность остаться при тылах. И им движет не потребность самоутвердиться в собственных глазах и глазах окружающих. Он идет защищать всех, с кем свел его отпуск по ранению: Москву, мать, москвичей, Юльку, Тоню.



Музыка (искусство)

Музыкой (искусством) можно не только наслаждаться, она дает человеку радость, утешает в трудные минуты, помогает осознать, что он не одинок в мире; заставляет человека думать, пробуждает чувства, зовет к действию.

  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

  • Через незатейливую музыку конюха Иохима Петрусь, герой рассказа В.Г. Короленко «Слепой музыкант», с рождения лишенный зрения, открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли, обрел согласие с самим собой и окружающими. Глаза его остались незрячими, но душа исцелилась.



  • Глеб Мехед «Скрипач»

  • Герой рассказаГлеба Мехеда «Скрипач» Игнатий Семенович Музов человек одинокий, неудачливый скрипач, пытается скрыться от прозы жизни в мире музыки, которая «безраздельно владела его душой». В мучительные для него минуты он доставал из футляра скрипку и переносился в «далекий от хаоса жизни, затерянный в вечности мир Музыки, где обитали чудесные и светлые образы».











Типичные ошибки этой части:

  • собственное мнение не выражено и нет аргументов вообще;

  • аргументируется мнение, которое не заявлено;

  • собственное мнение выражено, но не подтверждено аргументами (часто в сочинениях употребляются лишь фразы Я согласен/ не согласен с позицией автора);

  • аргументируется позиция автора.

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по русскому языку





5.Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения

Важно! Ваше сочинение должно представлять собой цельное, связное речевое произведение, или текст. Ваш текст должен члениться на абзацы (отступы, красная строка). Желательно, чтобы абзацное членение совпало в сочинении с характеристикой проблемы, комментария, авторской позиции, аргументации. Однако следите за тем, чтобы между абзацами (композиционно-структурными частями текста) были логические переходы, а внутри абзацев желательно использовать все известные вам средства связи предложений.Слова-заместители

  • местоимения

  • наречия

  • синонимы

  • различные оценочные обозначения

  • родовидовые слова

  • имя собственное

  • имя нарицательное

девушка - она

в лесу - там

быстро- стремительно

храбрец - богатырь

деревья - берёзы

офицер - Соболевский

2.

Лексические повторы

Золотая полка - это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом - завести золотую полку.

3.

Соответствие видовременных глагольных форм

Однажды человек берёт в руки книгу. У него открываются глаза на мир -о н проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность.

4.

Предлоги

Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придаёт жизненные силы.

5.

Анафора (единоначалие) и эпифора (концовка)

Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны.

6.

Параллелизм

…что знаешь в детстве - знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь.

7.

Противопоставление

Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперёд. Он попятился назад.

8.

Вопросительные предложения

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начать.

9.

Союзы

Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим учёным.

10.

Порядок слов в предложении (прямой, обратный)

Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя.

Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…

11.

Последовательность в изложении мыслей

Встал, умылся, позавтракал

12

Слова-организаторы логических связей

Вот, почему, из этого следует и др.

13.

Вводные слова, организующие порядок высказывания

Итак, наконец, в заключение разговора





Типичные ошибки этой части:

  • нарушена последовательность изложения;

  • нарушена смысловая цельность и связность изложения;

  • нет абзацев или нарушено абзацное членение текста;

  • нарушен порядок предложений, что является обычно следствием логических ошибок.

6. Точность и выразительность речи

Важно! В вашем сочинении, которое, как правило, пишется в публицистическом стиле, недопустима сниженная и нелитературная лексика (прсторечие, диалектизмы, бранная и жаргонная лексика). А вот использование тропов и средств выразительности очень желательно.

Всегда помните о принципе коммуникативной целесообразности: что говорить, как говорить и где говорить. Иными словами: в любой речевой ситуации, будь то речь в устной или письменной форме, вы должны выбирать языковые средства (особенно лексику - слова), учитывая следующие условия: кому будет адресована ваша речь (учителю или другу), в какой обстановке она будет осуществляться (на экзамене или в дружеской беседе с приятелями) и каков предмет вашей речи (о чём вы будете говорить).

Типичные ошибки этой части:

  • однообразие или бедность словаря;

  • однообразие грамматического строя речи;

  • неумение использовать средства выразительности.

7-10. Граммотность текста (соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых и речевых норм)

Важно! Ваше сочинение в его идеальном виде не должно содержать никаких ошибок - ни орфографических, ни пунктуационных, ни языковых, ни речевых. Как писать грамотно? Совет здесь может быть только один: учить правила и закреплять их на практике, развивать свою речь, следить за тем, чтобы в ней не было языковых и речевых нарушений, читать много классической художественной литературы.

Типичные ошибки этой части:

  • наличие орфографических ошибок;

  • наличие пунктуационных ошибок;

  • несоблюдение языковых норм;

  • несоблюдение речевых норм.

11. Этические нормы

Важно! В своём сочинении вы можете выражать свои эмоции, давать оценки, но необходимо помнить о том, что текст вашего сочинения не должен содержать угроз, насмешек, оскорблений. Не надо никого ругать, не надо употреблять бранные, вульгарные и жаргонные слова. Соблюдайте этические нормы в речевом оформлении вашего текста.

12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Важно! Желательно внимательно прочитать исходный текст, чтобы не исказить его в вашем развёрнутом ответе (часто искажают фамилии авторов исходных текстов или их героев). В сочинении не должно быть также искажения реальных исторических фактов, фамилий писателей и их произведений, фамилий писателей и их произведений, дат и пр. Эти ошибки отражают ваш интеллектуальный и культурный уровень, повышать который требуют изменившиеся условия современной жизни.





Образец написания сочинения-рассуждения на предложенную тему

Исходный текст

1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краёв многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь наступил мир - глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

(5)И в эту-то ночь неподалёку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар.

(6)Вчера никто бы не обратил на него внимания - бои идут, земля горит, - но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7)Горел немецкий госпиталь, четырёхэтажное деревянное здание. (8)Горел вместе с ранеными. (9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (10)Она, обмершая, заворожённая, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскалённых недрах, время от времени что-то обваливается - тёмные куски. (11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный - то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обречённым ужасом единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передаётся Аркадию Кирилловичу, упрятанному в тёплый полушубок.

(17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться - кирпично раскалённые лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19)Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20)В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия - ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно подавить, но не уничтожить. (22)Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты - открыть их, дать им вырваться наружу! (23)И тогда...

(24)Вывихи истории - народы, убивающие друг друга, реки крови, сметённые с лица земли города, растоптанные поля... (25)Но историю-то творит не господь бог - её делают люди! (26)Выпустить на свободу из человека человеческое - не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27)Жарко золотились стены дома, багровый дым нёс искры к холодной луне, окутывал её. (28)Толпа в бессилье наблюдала. (29)И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (30)Аркадий Кириллович стянул в тесноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал - какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32)Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33)В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34)Бывший гвардии капитан стал учителем. (35)Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36)И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37)Он верил - каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лёд недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38) Историю делают люди.





(По В. Тендрякову)





Сочинение-рассуждение

1 вариант

Что делает человека человеком? Как сохранить человечность в самых страшных условиях жизни? Такую проблему рассматривает замечательный писатель Владимир Тендряков в данном тексте.

Герой рассказа, Аркадий Кириллович, вспоминает эпизод из своего военного прошлого. После сражения под Сталинградом горел немецкий госпиталь. Горел вместе с ранеными. Эту страшную картину видели и советские солдаты, и пленные немцы. Все они одинаково переживали эту трагедию, она ни для кого не была чужой. Герой рассказа накинул свой полушубок на плечи стоящего рядом немца, дрожавшего от холода. А потом произошло то, чего Аркадий Кириллович не видел, но что произвело на него огромное впечатление: один из пленных немцев бросился к горящему зданию, а за ним, пытаясь его остановить, побежал советский солдат. Горящие стены обрушились на обоих, они погибли. Автор подчёркивает то общее чувство боли за погибающих людей, которое объединяло всех в тот момент, - эта трагедия ни для кого не была чужой.

Автор формулирует свою позицию так: «ни вывихи истории, ни ожесточённые идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия - ничто не вытравит в людях человеческое».

Я полностью согласна с автором, тем более что в нашем современном мире эта проблема становится едва ли не главной. Революции, войны, голод, всевозможные бедствия, разрух - что только не пришлось выдержать нашему народу!

Но большинство не сломилось под невыносимой ношей, люди выдержали всё, сохранили свои лучшие душевные качества: доброту, сострадание, милосердие - всё то, что включает в себя понятие «человечность».

Литература о Великой Отечественной войне даёт нам много примеров, когда в самых страшных условиях люди сохраняли в себе человечность. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» потрясает драматизмом жизни простого русского мужика, на которого свалилось все: и война, и ранение, и плен, и гибель семьи. После войны он остаётся совершенно одиноким, работает шофёром, но чувствует бесцельность и пустоту, потому что нет рядом близкого человека. Но столько в нём нерастраченной любви, доброты, сострадания, что он усыновляет беспризорника, потерявшего родителей в этой страшной мясорубке, не щадившей никого. Он живёт ради этого мальчика, Ванюшки, отдаёт ему всё самое хорошее, что есть в душе.

Другим примером сохранения в себе и достоинства, и доброты, и человечности может стать герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Находясь в лагере, этот человек не только приспособился к нечеловеческим условиям лагерного быта, но остался добрым, уважающим себя и других человеком, с чувством собственного достоинства. Он с радостью работает, потому что вся его жизнь - это труд, когда он трудится, он забывает о плохом, он хочет как можно лучше выполнить свою работу. Он с сочувствием относится к тем, кому очень тяжело, помогает им, делится своим скудным запасом пищи. Он не озлобился на весь мир, на людей, он не ропщет, а живёт. И не как животное, а как человек.

Размышляя над судьбами людей, попавших в страшные, нечеловеческие условия, поражаешься их духовной силе, помогающей им остаться людьми, несмотря ни на что. И я могу повторить за Владимиром Тендряковым: «Историю делают люди».





2 вариант

Способна ли война уничтожить в человеке запасы человеческого? Или в природе человека заложена любовь даже к врагу? Мне кажется, именно эти проблемные вопросы поднимает в своём тексте В.Тендряков. Именно эта нравственная проблема волнует автора, поэтому он и нас стремится привлечь к совместным рассуждениям.

В своём тексте В.Тендряков описывает пожар в немецком госпитале. Несмотря на военные действия, в людях остаётся хоть капля сострадания и сопереживания. «Совершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой», - пишет автор. Тендряков приводит конкретные примеры того, как бывшие враги способны прийти на помощь друг другу. Например, капитан гвардии Аркадий Кириллович, заметив, как «дрожал возле плеча немец с обмотанной головой», снял с себя теплый полушубок и протянул его немцу. Также автор рассказывает нам о подвиге солдата-татарина, который бросился в огонь, чтобы спасти немца-инвалида.

Автор считает, что люди были, есть и будут человечными. Человеческое «можно подавить, но не уничтожить».

Соглашаясь с такой точкой зрения автора, хочу вспомнить произведение В.Закруткина «Матерь человеческая», в котором описываются события Второй Мировой Войны. Оккупировав хутор, в котором жила Мария, главная героиня повести, её сын Васятка и муж Иван, фашисты всё разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло.

Говоря о проблеме текста, вспоминается сцена из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», где русские и французы, бывшие в то время злейшими врагами, подшучивали и разговаривали друг с другом. «После этого нужно было, казалось, разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам», - говорит автор. Но этого не происходит, и Толстой сожалеет о том, что «запасы человеческого» остались неиспользованными.

В завершение хочу сказать, что предложенный для анализа текст В.Тендрякова натолкнул меня на размышление о том, что в каждом человеке есть человеческое, только у кого-то его больше, у кого-то меньше, и в трудных ситуациях это человеческое всегда проявит себя.

































Список использованной литературы

1.Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Учебное пособие / С.В. Драбкина, Д.И. Субботин. - М.: Интеллект-Центр, 2012. (Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012).

2.Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий / ФИПИ (И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, В.М. Курятова). - М.: Интеллект-центр, 2011.

3.Русский язык: учебное пособие / И.П. Цыбулько, Ю.Н. Гостева. - М.: Дрофа, 2011 (серия «Сдаём ЕГЭ»).

4. Готовимся к Единому государственному экзамену: Русский язык: Виды вступлений и заключений к сочинению. Аргументы. Алгоритм написания сочинения: пособие для учащихся / Т.О. Скиргайло, Г.Х. Ахбарова. - М.: ОО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

5. Готовимся к Единому государственному экзамену: русский язык: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для учащихся / Т.А. Долинина. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2010.

6.Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах. Путь к успеху: учебно-методическое пособие / Т.И. Павлова, Н.А. Раннева, - Ростов н/Д, Легион, 2011. (Серия «Мастер-класс»).





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал