7


  • Учителю
  • Урок вне классного чтения в 11 классе 'Всюду родимую Русь узнаю' (Особенности русского национального характера в цикле рассказов «По Руси» М. Горького) .

Урок вне классного чтения в 11 классе 'Всюду родимую Русь узнаю' (Особенности русского национального характера в цикле рассказов «По Руси» М. Горького) .

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «ВСЮДУ РОДИМУЮ РУСЬ УЗНАЮ. (Н.А.НЕКРАСОВ)»    (Особенности русского национального характера в цикле рассказов  «По Руси» М. Горького).Хождение по Руси было вызваноне стремлением ко бродяжничеству,      а желанием видеть – где я живу, что   
предварительный просмотр материала

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ


Тема: «ВСЮДУ РОДИМУЮ РУСЬ УЗНАЮ. (Н.А.НЕКРАСОВ)»


(Особенности русского национального характера в цикле рассказов «По Руси» М. Горького).

Хождение по Руси было вызвано

не стремлением ко бродяжничеству,

а желанием видеть - где я живу, что

за народ вокруг меня.

А.М.Горький

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

Ф.И.Тютчев.


План урока-презентации.

I. Особенности отношения М. Горького-писателя к

человеку как объекту творчества.

II. Отражение русского национального характера в цикле

рассказов «По Руси».

1.Особенности звучания темы родины и народа

в произведениях писателей начала XX века.

2. Художественное своеобразие цикла рассказов

«По Руси».

  1. «Неудавшиеся» люди («Губин») и раздумья автора над русским характером в рассказе «Ледоход».

  2. «Дурачки и блаженные казались мне интересней «нормальных» людей» (М.Горький) («Нилушка»).

  3. «Видеть чистое, красивое» («Герой»).

  4. Страсть к бродяжничеству и склонность к размышлению.

7. Широта и открытость русской души.

8. Отношение к религии и смерти.

9. Парадокс жизни в рассказе «Страсти-мордасти».

10. Отношение к женщине и счастье рождения человека.

Ш. Горьковская Русь начала XXI века.

Цели и задачи урока.

Учебные:

  • расширение и углубление знаний по творчеству А.М.Горького;

  • обучение аналитическому чтению произведения, умению составлять сообщение в соответствии с выбранной темой, обобщать и делать выводы;

  • подготовка к экзаменам.

Воспитательные:

  • воспитание любви к литературе;

  • воспитание гордости за национальную литературу;

  • воспитание умения выступать перед аудиторией.

Задачи развития речи:

  • развитие умения работать с критической литературой;

  • развитие умения рассуждать, логически мыслить и вести дискуссию;

  • вырабатывать четкость, ясность, эмоциональность речи во время выступления;

  • соблюдать чистоту речи.

Оборудование урока.

На доске: в центре - портрет А.М.Горького, тема

урока, эпиграфы, справа - план урока-презентации,

слева - рисунки к произведению писателя;

магнитофон и записи русских народных песен «Дубинушка», «Лучина»


Предшествующая работа.

Изучение пьесы «На дне», чтение и анализ рассказов М.Горького, относящихся к раннему периоду творчества, самостоятельное чтение рассказов из цикла «По Руси», подготовка сообщений согласно плану презентации».


Учитель.

На предыдущих уроках мы познакомились с жизнью и творчеством крупнейшего писателя XX века А.М. Горького, изучили его пьесу «На дне», читали и анализировали рассказы, относящиеся к раннему периоду творчества писателя». Вы самостоятельно читали рассказы А.М. Горького из цикла «По Руси». Сегодня у нас урок-презентация по этому произведению, цель которого - расширение и углубление знаний по творчеству писателя, подготовка к экзаменам. Слово ведущему презентацию.

Ведущий.

Тема урока: «Всюду родимую Русь узнаю». Мы рассмотрим особенности изображения русского национального характера в цикле «По Руси». Эпиграфов к уроку два:

«Хождение мое по Руси было вызвано не стремлением ко бродяжничеству, а желанием видеть - где я живу, что за народ вокруг меня» (М.Горький) и

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить. (Ф.И.Тютчев)

Как вы думаете, почему?

Ученики.

Первый эпиграф объясняет цель, которую поставил перед собой А.М.Горький, странствуя по Руси. Второй раскрывает особенности самой России, которая во все времена была и остается непредсказуемой.

Ведущий.

Каждая литературная эпоха вырабатывает свое особое представление о типе человеческой личности, о характере отношения человека к миру и обществу. Великим завоеванием реализма XIX века было установление нерасторжимых связей между образом человека и конкретно-исторической действительностью, его породившей и воспитавшей.

Великие реалисты прошлого на первый план выдвигали образ страдающего человека. Начиная с «бедного Евгения» из пушкинского «Медного всадника», развертывался в литературе драматический поединок личности с жестоким миром гнета и насилия. Итог этого неравного поединка - человеческое поражение - становилось одной из центральных тем литературы XIX века. Великие русские писатели XIX века создали своеобразную скорбную летопись, повествующую о страданиях «униженных и оскорбленных», о жертвах тупого и беспощадного насилия.

Образ маленького человека занимает значительное место в произведениях Гоголя, Пушкина, Салтыкова-Щедрина, Достоевского. В чем же отличие в изображении человека писателями XIX века и М. Горьким?

Ученики.

Гоголь, Пушкин, Достоевский сострадали маленькому человеку, Чехов смеялся над ним, над его добровольным, нравственным рабством. Сложилась определенная литературная традиция, которая ограничивалась изображением «униженных и оскорбленных», драмы страдающего человека. Горький ставит во главу угла проблему «воскрешения человека». И в свете этой проблемы он рисует человеческие характеры.

Уже в ранний период творчества горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. «Верю в бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа» - вот основа его ранних романтических произведений. Горький выдвинул новое мерило ценности человека: его любовь к жизни, борьбе, активное стремление к совершенству. Главные герои ранних рассказов писателя - «босяки», выброшенные жизнью «на дно». Но они под пером Горького предстали в совершенно новом, неожиданном свете. Хищный и смелый Челкаш; богатырь Коновалов с детски чистой душой; вольная, как морская чайка, Мальва покоряют нас своей человеческой значительностью, своим поэтическим превосходством перед рядовым мещанином. Он увидел в «босяках» людей «необыкновенных». «Я очень рано понял, что человека создает сопротивление окружающей среде», - писал Горький. Писатель поставил во главу своего творчества задачу - «пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить о том, что он в жизни - самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое, кроме его - нет ничего достойного внимания». (А.М.Горький - К.Т.Пятницкому, 25 или 26 июля 1900 г.)

Ведущий.

Тема родины, русского народа волновала в начале XX века не одного Горького. В разных вариациях мы встречаемся с ней в творчестве многих писателей. Пожалуйста, докажите это.

Ученики.

Эта тема вставала как тема национальной судьбы в поэзии Блока и Андрея Белого, в прозе Бунина. Правительственный террор, социальная трагедия русской жизни, придавленной гнетом воцарившейся реакции, - все это порождало настроения крайней тревоги и пессимизма в творчестве ряда художников слова. Этой тревогой пронизана повесть И. Бунина «Деревня», в которой за беспощадно жестокими картинами деревенского убожества и одичания чувствовался, говоря словами Горького, «скрытый, заглушенный стон о родной земле…благородная скорбь, мучительный страх за нее».

Еще резче это чувство смятенности и безысходности выразилось в стихах Андрея Белого, например, в стихотворении «Отчаяние»:

Довольно: не жди, не надейся -

Рассейся, мой бедный народ!

В пространство пади и разбейся

За годом мучительный год!..

Подобным голосам нельзя отказать в гражданской страстности. Но рядом с Белым был Блок. В его замечательных стихах о России встает тоже образ нищей, исстрадавшейся родины. Но этот образ просветлен какой-то вечной, неувядаемой красотой:

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои небесные черты…

Именно такое понимание судьбы русского народа, России и нашло свое наиболее полное и яркое воплощение в рассказах «По Руси».

Ведущий.

С.Я.Маршак писал: «Горький как бы открыл нам или напомнил, что есть где-то не за морями-океанами, а у нас в России, привольные степи и морские побережья, что есть у нас, а не где-нибудь за тридевять земель, гордые, самобытные, вольнолюбивые люди». Взору писателя с детства постоянно открывались ужасные картины забитости людей, диких нравов. «Свинцовые мерзости жизни» он наблюдал всюду: в доме богомольного деда-самодура, и «в людях», и в разных уголках необъятной Руси, исхоженной им вдоль и поперек. В течение 1912-1917 годов Горький создает цикл рассказов «По Руси». Остановимся на их идейно-художественном своеобразии.

Ученики.

Цикл носит автобиографический характер и связан с воспоминаниями писателя о ранних странствиях по России. Вначале Горький хотел назвать цикл «Русь. Впечатления проходящего». В письме к Д. Овсянико -Куликовскому в 1912 году он писал: «Я намеренно говорю «проходящий», а не «прохожий»: мне кажется, что прохожий не оставляет по себе следов, тогда как проходящий - до некоторой степени лицо деятельное и не только почерпающее впечатления бытия, но и сознательно творящее нечто определенное».

Первые одиннадцать рассказов печатались в газетах и журналах с 1912 по 1915 годы, остальные 18 рассказов появились в ноябре 1915 - декабре 1917 годов. Они печатались под разными заглавиями, пока Горький не остановился на предложенном ему Овсянико-Куликовским: «По Руси». Очерки построены непритязательно просто: перед читателем, казалось бы, развертывается безыскусственное повествование о виденном и пережитом, сопровождаемое лирическим комментарием автобиографического героя-рассказчика. Однако было бы явным заблуждением видеть в цикле «По Руси» лишь страницы художественной автобиографии, лишь серию картин, воскрешающих отдельные красочные эпизоды многотрудной юности Алексея Пешкова. Рассказы принадлежат к числу наиболее высоко художественных достижений Горького. И не только потому, что в них блестяще реализовались мастерство Горького-рассказчика, умение воссоздать живой колоритный диалог, искусство тончайшей портретной и пейзажной живописи, но и потому, что за каждой зарисовкой встает второй, широко обобщенный образный план, встает национальный тип, характер.

Ведущий.

Горький не закрывает глаза на все темное и уродливое, что привито народу веками рабства и угнетения, что порождено условиями существования в неизбывной нужде и горе. Он размышляет над русским характером.

Ученики.( Фонограмма русской народной песни «Дубинушка»)

Алексей Пешков видел людей, которые «ничего не ищут и не знают, чего искать». Они криком кричат по трактирам, «чтобы избыть скуку жизни». Все эти «разноголосые состязания до бешенства и до крови» выражали «безысходную, бестолковую тоску русской жизни», разогнанной по всей Руси, «забытой счастьем». «Тяжелые, неуклюжие слова сталкиваются одно с другим и давят мысли насмерть». Вот «изношенный, издерганный» Губин, герой одноименного рассказа. Он напоминает бездомную собаку, забежавшую на чужую улицу. Русь изобилует такими вот «неудавшимися» людьми. Но именно они привлекают автора, «с таинственной силой магнита притягивают к себе внимание». Потому что «густая масса обычных» людей, «угрюмо замкнутая, с одервеневшим сердцем», поражала своей жестокостью, жадностью, «волчьим отношением ко всему в жизни». «Неудавшиеся» люди казались интереснее. Они вдумчивее, живее, у них острое зрение, «емкая душа», в них есть «стремление к простору». Они любят светлое, и сами «как будто светятся», хотя и «обманчивым светом гнилушки».

Наиболее глубоко раздумья писателя над русским национальным характером воплотились в рассказе «Ледоход», близким произведению В.Короленко «Река играет». Староста артели плотников, мужик с хитринкой, Осип «превосходно знает свое дело, умеет работать ловко, споро, со вкусом и увлечением». Однако он «не любит утруждать себя», протестуя этим против подневольного труда. Льстивый с подрядчиком, Осип умеет выклянчить у него «на чаишко» для артели. «Работник в тебе подох, а хозяин - не родился», - так определяет характер Осипа один из плотников. Лукавый старичок, Осип вечно хитрит, изворачивается, приспосабливается: «И что ни делай, как ни кружись, ну - без хитрости, без обману - никак нельзя прожить, такая жизнь, такая она есть, пострели ее душу… Ты бы на гору, а черт за ногу…»

Но как преображается он, как вырастает он, возглавив опасный переход артели через тронувшуюся реку! «Ай да дядя Осип! - тихо восторгался мордвин. - Ну - человек! ...Это действительно человек…»

Могучие творческие силы таятся на дне народной души. В обычных условиях они искажены. И все же они не могут исчезнуть бесследно, в нужную минуту они способны прорваться наружу, и в этом залог светлого будущего народа.

Ведущий.

В «Беседах о ремесле» Горький вспоминает, что в юности делил людей на «нормальных» и «ненормальных». «Ненормальные» всегда вызывали у него интерес: «Дурачки и блаженные казались мне интересней «нормальных» людей».

Ученики. ( Фонограмма русской народной песни «Дубинушка»)

В рассказе «Нилушка» горький описывает судьбу простого, доброго мальчика, деревенского дурачка. Нилушка был «похож на ангела древнего письма» с ворот старенькой церкви. По своей богом и людьми забытой слободе, грязной, ветхой и бедной до того, что туда даже нищие не заходили, он не идет, а «плывет, подпрыгивая», «как будто сама земля любовно подбрасывает его». Голова дурачка прекрасная, «в золотых кудрях», васильковые глаза «светятся неземною, холодною улыбкой». Он «весь светится теплым светом», легкий, приятный, «внутренне чистый, легко вызывающий добрые улыбки, мягкие чувства». Даже самым злым он кажется «близок и мил», слобода с его появлением «становится тише, благообразнее». «Красавец Нилушка был необходим в грязной, нищенской и больной жизни слободы, он оттенял и завершал собою ее ненужность, бессмыслие и безобразие». И когда он, ласково улыбаясь, шел мимо «приплюснутых, гнилых» домов, такой сказочный и жалобный, в памяти вставали образы лучших и любимых людей русской земли, в которых Русь вложила свою «напуганную, печальную» душу, свое «покорное, певучее горе».

И над этим неземным, безобидным, ангелоподобным существом жестоко шутили бессердечные, алчные люди. «Было очень тяжело, почти до безумия», - говорит герой-рассказчик. А когда Нилушка неожиданно умер, все вокруг «скорбно окаменело» и тихонько плакало, и «все было красно, словно раненое солнце истекает кровью».

Писателя всегда интересовали люди и жизнь в их трагическом несовершенстве и великолепии.

Ведущий.

Испытав слишком много горечи обид в детстве и отрочестве, слишком много увидев жестокости, злой глупости, бессмысленной лжи, Горький пытался найти в людях нечто, способное уравновесить тяжесть на сердце. Посмотрим, как ему это удалось в цикле «По Руси».

Ученики.( Фонограмма русской народной песни «Дубинушка»)

«Мелочи жизни» пьют кровь человека, пьют и отравляют, прививая лихорадку злости, недоверие к людям, презрение к ним. Горький «шел босым сердцем по мелкой злобе и гадостям жизни, как по острым гвоздям, по толченому стеклу». И все-таки ему хотелось жить, видеть чистое, красивое: «оно существует, как говорили книги лучших писателей мира». «Когда жизнь неприглядна, приходится чистить и украшать ее на средства своей души, воли, силами своего воображения - вот к чему я пришел наконец», - пишет Горький в рассказе «Герой». И это тоже особенность национального характера русского народа. «Вот приедет барин, барин нас рассудит» - читаем у Н.А. Некрасова в «забытой деревне», а крестьяне-странники из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» ищут «Непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села».

Эта вера в прекрасного принца, доброго царя, чудесного избавителя от всех бед породила богатый сказочный фольклор. Она является душеспасительным средством для каждого русского человека.

Ведущий.

Еще одна черта русского национального характера, которую отмечает писатель в цикле «По Руси», - «страсть к бродяжничеству» и склонность к размышлению.

Ученики. (Фонограмма русской народной песни «Дубинушка»)

Бродяг-странников в разных местах называли по-разному: «шляющиеся за работой», «никудышный народ», - а Горький называет их «пленниками русской страсти к бродяжничеству». Много встречается их на страницах рассказов. Они самые разные: молодые и старые, женщины и мужчины, добрые и злые, «мечтатели, ожидающие счастливого случая, доброй улыбки судьбы, или - лентяи, опьяненные простором богатой земли». Но всех их объединяет одно - любовь к родной земле, гордость за русских людей. «В нашем краю народ, куда те душевнее, настоящий русский народ, равненья нет со здешним!» - убежденно говорит «на всех точках вне своей деревни» Конев, герой рассказа «Женщина». «Уважаю я русский народ, настоящий, который работает на трудной земле, - внушительно заявляет солдат из рассказа «В ущелье». - …Про Россию, брат, нельзя говорить что хочешь, от своего ума. Кто ее знает, что есть Россия? Каждая губерния - своя душа».

Еще Достоевский заметил и показал на страницах своих романов такую особенность русского человека, как склонность к размышлению. Человек живет на грани нищеты, а думает и рассуждает о человечестве. Таких «философов» мы встречаем в цикле «По Руси». «Живем без корней, ходим из стороны в сторону, да всем мешаем, за то нас и не любят», - рассуждает Силантьев, герой рассказа «В ущелье», объясняя отношение окружающих к бродягам. Его суждения о России возбуждают в герое-рассказчике сложные чувства: «хочется спорить с ним, и хочется, чтоб он говорил о родине больше, яснее». «А мне народ жалко: бесчисленно много пропадает его зря! Глядишь-гдядишь на это - просто беда, брат…», - говорит он же. Другой интересный человек, Калинин, из одноименного рассказа, философствует: «Не люблю я этого… людей этих, которые разносят по земле свое горе, бросают его под ноги ко всякому встречному… Что такое? Каждый сам по себе… какая мне надобность в чужой слезе? Своя довольно солона… К тому же всякий, свое-то горе любя, считает его самым замечательным и горьким на земле».

Автор рассказов чувствовал в то время себя на земле неуютно и непрочно. Он относился благоговейно к мыслям и словам людей. Его интересовали «кроткие, много и бесполезно думающие русские люди», ему нравилось, что они не в ладу с жизнью. Он сравнивает вечера у Шамова и Панашкина. «Там люди - гордо, как павлины, распускают пестрые хвосты своих знаний». «А здесь они облепили крыльцо лавки, точно тараканы корку хлеба. Стоят, сидят, лежат и жадно, молча питаются странной чепухой… человека, который обладает чудесным свойством украшать всякую истину ослиными ушами».

Герой рассказа «Книга» Юдин говорит: «Как жалко всех!.. Как жалко людей!.. А что делать? Что можно делать в этой рыбьей жизни?» Много понаслышался всякого Алексей Пешков за годы странствий и в рассказе «Весельчак» как бы подводит черту: «Все эти размышления о жизни только мертвят ее, вызывая в сердце досаду и тоску».


Ведущий.

Встречаясь с разными людьми, внимательно слушая их, Горький подметил еще одну черту русского характера - широту и открытость.

Ученики. (Фонограмма русской народной песни «Дубинушка»)

В рассказе «Калинин» писатель говорит: «Русский человек всегда охотно рассказывает о себе, точно не уверен, что он - это именно он, и хочет, чтобы его самоличность была подтверждена со стороны, извне». Это еще одна особенность национального характера - широта и открытость души. Сколько встретил автор людей, столько и узнал историй жизни. Если встречается случай русскому человеку рассказать о себе, то «расскажет подробно все пережитое, виданное и выдуманное» («Калинин»). На трудных дорогах скитаний люди делятся между собой последним: куском хлеба, кружкой кипятка, табачком. А если «улыбнется счастье», заработают денег, то трактиры оглашаются разноголосыми спорами о правде, «спорами, нередко восходившими до жестокого боя». Вот возвращаются домой верхневолжские лесные мужики («Едут»), здоровый, «литой» народ, «бородатое, доброе зверье». Они хорошо заработали, кричат, поют, смеются, рады, что едут домой. Персы-матросы «смотрят на веселую Русь, - в сонных глазах людей Востока тихонько тлеют непонятные улыбки». «Много видел я хорошего!» - восклицает, глядя на таких людей, автор.

Но Горький видел и «непонятно грубую, убийственно скучную русскую жизнь». Однажды из «темной норы « подвала, где он снимал угол, он наблюдал жуткое по своей жестокости и человеческому равнодушию зрелище. Во время пышных похорон генерала, собравших толпу зевак, испугавшаяся лошадь метнулась в сторону и раздавила «железным копытом» ногу мальчика - сироты Ключарева («Зрители»). И вот все зрители сгрудились уже тесным кругом около сироты, «прижавшегося к забору, и, глядя, как он истекает кровью, как адова боль в раздавленных костях искажает его маленькое посиневшее лицо», вещали разное: кто сочувствовал, кто злорадствовал. Подошел хозяин, грубо обругал мальчика и исчез. Все немного постояли и разошлись, оставив нуждающегося в срочной помощи ребенка одного на страшной жаре. «Улица опустела, оголилась», все «слишком заняты были своими делами». Сам герой-рассказчик, с вывихнутой рукой и ушибленным коленом, не мог двигаться. Он просил прохожих помочь мальчику, убеждал, что «нельзя бросать людей на улице, как собак, что каждый человек, даже самый маленький, заслуживает сострадания». Это вначале веселило их, а потом рассердило. Но все-таки, когда он, «раздавленный шутками», упал с подоконника на свою кровать, кто-то отнес мальчика в аптеку. «И снова на улице стало тихо, точно на дне глубокого оврага». А воскресным вечером Коську Ключарева хоронили. Его небольшой гроб везли на разбитой телеге полицейский и ломовой Гущин. В это время на улице «тягуче» звучали голоса, «в каждом слове чувствовалась клейкая русская ленца». Узнав, кого хоронят, они немного погоревали о Коське, пожурили больницу и докторов, «и снова раздался мерный голос», вещавший о житии святых.

Вспоминая все «темное, постыдное, мучительное», что видел за годы скитаний по Руси, автор с горечью замечает: «Недостойно себя живут люди, В безгласии и ничтожестве, неисчислимых обидах нищеты и глупости»(«Женщина»).

Ведущий.

Русский человек никогда не отличался фанатичной религиозностью, но вера в Бога, в загробную жизнь живет в его душе всегда. Это отмечает В рассказах А.М.Горький.

Ученики. (Фонограмма русской народной песни «Дубинушка»)

Эта вера проявляется уже в том, с какой любовью возводили люди церкви. Герой-рассказчик обращает на храмы Божии внимание читателей. «Печально и призывно пела медь колоколов в рассказе «Ледоход», «привольно сияют золотые кресты» монастыря в рассказе «Нилушка», «поднялась краснокирпичная церковь о пяти главах» - «храм, созданный сытыми людьми большому, спокойному Богу», - в рассказе «Женщина». Каждый русский человек знает несколько основных молитв и считает себя вполне религиозным, хотя много на Руси и таких, которые знают жития святых. Русский человек придерживается общепринятых церковных обрядов, например, по покойному надо читать. Но чаще всего не знает, какую именно книгу («Покойник»). Слово Божие также привычно для русского человека, как крепкое ругательское словцо. Это можно наблюдать на протяжении всего повествования. Только русский человек в церкви может «беседовать со Христом, как с добрым другом», «не кланяясь ему, очень редко осеняя себя знамением креста, без слез и вздохов», без «рабьего, пугливого отношения к своему Богу», как это делает герой рассказа «Калинин». При этом у него на лице была «сияющая улыбочка», «светилось выражение интимности», сознание «исключительной близости с сыном Божиим».

Особое отношение на Руси и к смерти. «О мертвом - либо ничего, либо только хорошее» - гласит народная пословица. В русской душе сильна вера в загробную жизнь. Присутствие рядом покойника оказывает на окружающих магическое воздействие: создает атмосферу тишины, покоя, кротости. А самым красивым местом обычно бывает кладбище. Вот как говорит о нем Горький в одноименном рассказе: «В летнем шорохе кладбища слышна покорная грусть, - она вызывает какие-то прямые и честные мысли о жизни, о людях». Эти «прямые и честные» мысли высказывает в рассказе Хорват. Он считает, что кладбище - это «клад разума, сокровище поучений». «Почтите же достойно отживших - они ради вас несли при жизни бремя и ярем». Чтобы знать, зачем человек родился, жил, помер, надо, по мнению Хорвата, при жизни вести «книгу живота», где записывать его дела, а затем писать их на могильном камне. И тогда все будут знать, зачем он жил. Герой высказывает глубокие мысли о человеке и человеческой жизни: «Человек - работник всему миру, он мой учитель в худом и добром. Жизнь вся, насквозь - великое дело незаметно маленьких людей… Всякий может найти себе опору на земле…нужно только хорошо знать и понимать прошлое…Кладбище должно знаменовать не силу смерти, а победу жизни, торжество разума и труда… Человек должен быть другом людей, - он обязан им всем, что есть у него и в нем… Надо сдвинуть людей теснее, чтобы жизнь уплотнилась! Не забывайте ушедших! Все поучительно, все глубоко смысла в жизни рабов божиих»…

Как бы продолжая эту тему автор в рассказе «Женщина» с горечью заключает: «Память уныло считает десятки бесплодно и бессмысленно погибающих русских людей, и сердце угрюмо сжимается великой, неизбывной, на всю жизнь данной тоскою».

Ведущий.

Писательская позиция Горького - это позиция человека, с напряженной пристальностью вглядывающегося в темный хаос действительности, с тем чтобы «разгадать» его, суметь в этой сгущенной мгле открыть изнутри исходящий свет неумирающей красоты народного гения, неистребимую волю к жизни и счастью. Характернейшей иллюстрацией этого является один из шедевров Горького - рассказ «Страсти-мордасти».

Ученики. (Фонограмма русской народной песни «Лучина»)

В своих воспоминаниях о Толстом Горький приводит рассказ Толстого о том, как однажды осенью, в Москве, около Сухаревой, Лев Николаевич увидел валявшуюся на мостовой пьяную бабу:

« - Со двора тек грязный ручей, прямо под затылок и спину бабе; лежит она в холодной подливке, бормочет, возится, хлюпает телом по мокру, а встать не может.

Его передернуло, он зажмурил глаза, потряс головой и предложил тихонько:

- Сядемте здесь…Это самое ужасное, самое противное - пьяная баба. Я хотел помочь ей встать и - не мог, побрезговал; вся она была такая склизкая, ужас! А на тумбе сидел светленький, сероглазый мальчик, по щекам у него слезы бегут, он шмыгает носом и тянет безнадежно и устало:

- Ма-ам…да ма-амка же.Встань же…

Она пошевелит руками, хрюкнет, приподнимет голову и опять - шлеп затылком в грязь.

Замолчал, потом, оглядываясь вокруг, повторил беспокойно, почти шепотом:

- Да, да, - ужас! Вы много видели пьяных женщин? Много, - ах, боже мой! Вы - не пишите об этом, не нужно!

- Почему?

Заглянул мне в глаза и, улыбаясь, повторил:

- Почему?

Потом раздумчиво и медленно:

- Не знаю. Это я - так…стыдно писать о гадостях. Ну - а почему не писать? Нет, нужно писать обо всем»…

У Толстого на глазах навернулись слезы, - и он добавил: «А писать надо обо всем, иначе светленький мальчик обидится, упрекнет, - неправда, не все правда, скажет. Он строгий к правде!»

Горький - написал. Он не побоялся «ужаса», как и его герой не побрезговал вытащить пьяную бабу из грязной лужи. Более того, в горьковском рассказе «ужас» дан еще сгущенней: пьяная баба оказалась полунищей, безносой проституткой, а «светленький мальчик» - калекой с отсохшими ногами, обреченным на вечное пребывание в темной яме подвала; грязь - это единственно знакомая ему и естественная среда, привычны и естественны слова зазорной брани и похабной песни на его детских губах. Небольшой по объему рассказ концентрирует очень богатое содержание, в нем отголоски многих важнейших проблем, волновавших Горького на протяжении его творческого пути. Перед глазами читателя знакомая категория героев - обитатели «дна» - женщина и ребенок. Сторож говорит о героине: «Убить ее надо». Лицо, увиденное рассказчиком вблизи, поражает и даже пугает: «Она приподняла пьяную голову, глядя на меня темными пятнами глаз, и я увидел, переносье у нее провалилось, остаток носа торчит пуговкой вверх, верхняя губа, подтянутая шрамом, обнажает мелкие зубы, ее маленькое пухлое лицо улыбается отталкивающей улыбкой. Но «ужасы», описанные Горьким, не подавляют читателя, ибо авторское зрение замечает не только ужасное, но помогает увидеть жизнь во всем богатстве ее живых противоречий и сложностей. С горькой иронией обыграна писателем в рассказе тема свободы. Женщина, развеселившись от вина, забывает о своем рабском положении, наслаждается иллюзорной раскрепощенностью: «Я сама себе начальница…Захочу - купаться буду»…Трагическое звучание рассказа во многом определяется образом мальчика. Автор подчеркивает болезненную худобу, истощенность и щемящую хрупкость ребенка, его «смешные и жалкие руки», синеватые тени под глазами, «бледность бескровной кожи». Описание позы и места, с которым он обречен срастись, исполнено суровой и беспощадной реальности. «Он завозился, высвободил из трепья суху ногу, похожую на кочерыжку, приподнял ее рукою и положил на край ящика».

« - Вот какие ноги. Обе такие сроду. Не ходят, не живут, а - так себе». Вместе с тем в ребенке концентрируется жизнь, трепетная и горячая. «Рубашка на груди Леньки расстегнута, и я увидел, как за тонкими косточками бьется сердце, приподнимая кожу и едва намеченный сосок», - с трогательной сердечностью замечает рассказчик. В образе Леньки с его «дивными, лохматыми глазами», с его «зверильницей», мечтой о никогда не виденном «чистом поле», да и в образе его матери Горький со щемящей душу выразительностью сумел показать, как сквозь немыслимое уродство, сквозь страшную коросту действительности пробиваются лучи самой подлинной чистоты и человечности. «Он [Ленька] обаятельно улыбался такой чарующей улыбкой, что хотелось зареветь, закричать на весь город от невыносимой, жгучей жалости к нему». « Она [мать] говорила неотразимо по-человечьи, - так ласково, с таким хорошим чувством. И глаза ее - детские глаза на безобразном лице - улыбались улыбкой не нищей, а человека богатого, которому есть чем поблагодарить». «Детские» глаза - не только неразумные, но и доверчиво чистые, исполненные непосредственного чувства и красоты. Горький подчеркивает еще одну особенность национального характера: в русском человеке чувство доброты, любовь к ближнему изначальны и их не может убить самый страшный быт.


Ведущий.

Издавна сложилось у русского человека особое отношение к женщине: с одной стороны - самое трепетное и нежное, с другой - грубое, потребительское.

Ученики. (Фонограмма русской народной песни «Лучина»)

Горький питает самые добрые чувства к женщине, хотя жизнь не раз «давала ему гривенники» взамен любви («Гривенник», «Счастье»). Все герои рассказов, вспоминая истории любви, преображаются, светлеют душой. Но нет историй со счастливым концом. Многовековое невежество, «безысходная, бестолковая тоска русской жизни», «все подавляющая нищета» наложили свою печать на самое светлое - на любовь, на отношения между мужчиной и женщиной. В мире, где большинство людей «серо, как пыль, поражает своей ненужностью», процветают блудовство («Губин», «Тимка», «Легкий человек»), разврат («Страсти-мордасти»), снохачество («Птичий грех», «Ералаш»). Нищета заставляет женщину убивать человека в самой себе, торговать своим телом («Женщина», «Светло-серое с голубым»). Автор не может спокойно смотреть на все это. Его душу «давит крик без слов». Ему «хочется видеть жизнь красивой и гордой, хочется делать ее такою, а она все показывает свои острые углы, темные ямы, жалких, раздавленных, изолгавшихся. Хочется бросить во тьму чужой души маленькую искру своего огня, - бросишь, она бесследно исчезает в немой пустоте»…(«Женщина»).

Рассказ «Ледоход» заканчивается знаменательными словами: « - И душа человечья - крылата, - во сне она летает… Крылата? Чудесно!»

В эту крылатость русской души несокрушимо верит Горький. Верит в то, что, как не испорчена жизнь, как ни пришиблены и изуродованы люди, можно и нужно их возродить - «починить или лучше переделать заново». Поэтому и открыл он свой сборник «По Руси» рассказом «Рождение человека». Казалось бы в рассказчик говорится лишь о том, как юный Пешков помог Брошенной скуластой бабе с испуганными глазами родить в кустах маленького «буйного орловца». Но в рассказе заново рождается и мать его, преображенная силой материнской любви: «Вижу, как удивительно расцветают, горят ее бездонные глаза синим огнем». И все повествование превращается в своего рода гимн всепобеждающим, творящим силам жизни. «Превосходная должность - быть на земле человеком» - эти слова, ставшие крылатыми, выражают оптимизм «Рождения человека».

Ведущий.

«Именно величественная природа страны и романтическая мягкость ее народа - именно эти две силы - дали мне толчок, который сделал из бродяги - литератора», - признается Горький в 1931 году. А Горького -литератора можно смело назвать исследователем национального характера.

«Благодаря Горькому, - писал Лион Фейхтвангер, - мне впервые открылась душа русского человека, принадлежащего не к тем нескольким тысячам, что живут на виду, а к тем миллионам, что живут «на дне», к людям, совершенно мне дотоле неведомым, представляющим для меня новый мир».

Никто не писал о русском человеке столько высоких слов, как Горький. В цикле «По Руси» он показывает наш народ самым талантливым и способным к творчеству народом на земле. Но в то же время он сказал о русском человеке наиболее страшные слова из всех, какие когда-либо произносились. Читая рассказы Горького, мы чувствуем дыхание того времени, слышим крики и стоны той эпохи.

Но Горький верил в светлое будущее своего народа, а истоки этой будущего видел в самом человеке, человеке «с солнцем в крови». Писатель считал «недостойно человека отраженным светом светить».

Мог ли он предположить сто лет назад, что история повторится: в начале XXI века многие вновь окажутся «на дне» жизни. Обидно смотреть на нацию, которая превращается в «Иванов, родства не помнящих», менял, готовых променять даже великую Россию. Наркомания, проституция, алкоголизм, СПИД, самоубийства среди молодежи и подростков, низкая рождаемость - все это ведет к истреблению нации.

«Стонет душа, нестерпимо Хочется говорить кому-то речь, полную обиды за всех, жгучей любви ко всему на земле, - хочется говорить о красоте солнца, когда оно, обняв эту землю своими лучами, несет ее , любимую, в голубом пространстве, оплодотворяя и лаская» - как актуально звучат слова Горького сегодня!

Учитель.

Благодарю вас, вы прекрасно справились с презентацией. Подведем итог. Таким образом, А.М.Горький, несмотря на «свинцовые мерзости жизни» с которыми сталкивала его судьба, сохранил веру в добро, справедливость, веру в прекрасного человека, человека с «солнцем в крови». Эти последние слова из стихотворения любимого поэта Горького Р. Бёрнса:

Мы все под полуденным солнцем

И с солнцем в крови родились…

Дома, исходя из того, что мы уже прошли, из того, что услышали на этом уроке, ответьте на вопрос: «Какой смысл вкладывает Горький в свои юношеские стихи, которые мы сейчас запишем, и как их можно интерпретировать к нашему времени?»

Все родной землею нашей

Мы для счастья рождены!

Для того, чтоб быть ей краше,

Солнцем мы земле даны!

В этом светлом солнца храме

Мы и боги и жрецы.

Нами жизнь творима, нами!..





Список литературы

  1. Вайнберг И.И. Страницы большой жизни. - М., «Детская литература», 1980. - 240с.


  1. Волков А. Художественный мир Горького. - М., «Просвещение», 1978.

  1. Зеленский К. На рубеже двух эпох. - М., «Просвещение»,1970.

  1. Наследие М.Горького и современность. - М., «Просвещение», 1988.

  1. Нефедова И.М. Максим Горький. Биография писателя. - М., «Просвещение», 1990. - 206с.

  1. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. 1ч. Под редакцией Кузнецова Ф.Ф. - М., «Просвещение», 1991.

  1. Северикова Н.М. и др. Литература. Учебное пособие для средне-специальных учебных заведений. - М., «Высшая школа», 1983.

  1. Сохряков Ю.И. Художественные открытия русских писателей. - Ленинград, «Просвещение», 1871.

  1. Сухих С. Заблуждения и прозрения Максима Горького. - Нижний Новгород, 1992.

  1. Тагер Е. Избранные работы по литературе. - М., «Просвещение»,1988.

  1. Шкапа И. Семь лет с Горьким. - М., «Просвещение»,1990.

  1. Горький М. По Руси. - М., «Художественный мир», 1979. - 368с.


  1. Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика. - М., «Олимп»,1998. - 672с.




























 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал