- Учителю
- 'День смыслом наполняя': методические материалы к урокам русского языка и литературы в 6 классе на основе православного календаря
'День смыслом наполняя': методические материалы к урокам русского языка и литературы в 6 классе на основе православного календаря
«День смыслом наполняя».
Уроки православного календаря
(для учащихся 6 класса)
(методические материалы для учителя русского языка и литературы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Православные праздники и традиции все увереннее входят в жизнь современного человека, зачастую не являющегося истинно верующим и остающегося непросвещенным в отношении их возникновения, характера и подлинного смысла. Несмотря на это, духовно-нравственные ценности, утверждаемые христианством, имеют общечеловеческий, непреложный характер. Сохраняя светский характер образования, учитель может и обязан использовать богатый потенциал многовековой православной истории, преобладающей на Брянщине, и лучшие образцы литературной классики и живописи в целях всестороннего воспитания и образования гармонично развитой личности ребенка, который понимает и принимает духовно-нравственную силу и совершенство религии своих предков и толерантен в отношении людей другого вероисповедания.
В основу представленных методических материалов положен православный месяцеслов на 1 полугодие 2013 календарного года (официальный календарь Русской Православной Церкви ). Разнохарактерные тексты, поясняющие даты календаря, содержат воспитательный и образовательный потенциал. Предлагаемые к ним задания разработаны и проводились в соответствии с календарно-тематическим планированием по русскому языку (по программе Баранова М.Т. и др.), литературе (по программе Курдюмовой Т.Ф.) и во внеурочной деятельности в 6 классе.
В результате систематической работы учащиеся свободно оперируют специальными понятиями, усваивают классификацию церковных праздников по их содержанию, времени и торжественности церковной службы, углубляют знания о событийном ряде Библии, её морально-этической роли и влиянии на историю мировой культуры, приучаются к самостоятельной деятельности, развивают творческие способности.
В 1 полугодии 2013-2014 учебного года планируется завершить знакомство с основными событиями годового церковного круга с учащимися 7 класса.
№
п/п
Месяцеслов на 2013 год
Уроки, занятия
Дата праздника
Название праздника
Дата проведения
Предмет.
Тема
Используемый дидактический материал
Воспитательный, образовательный аспекты текста
1.
07.01.
Рождество Христово.
Двунадесятый непереходящий праздник
04.01.2013
Кружок выразительного чтения
1.Б.Л. Пастернак. Cтихотворение «Рождественская звезда».
Углубление представлений учащихся об истоках, смысле и традициях Рождества. Развитие навыков выразительного хорового (многоголосого) чтения.
14.01.2013
Русский язык. «Качественные прилагательные»
2. П.Коэльо. Рождественская сказка «Три кедра».
Созидательная сила веры христиан в чудо Рождества.
Обучение изложению текста на основе составленного плана-таблицы. Тропы и фигуры на библейскую тему. Роль в тексте о рождении Иисуса качественных прилагательных в превосходной степени.
2.
19.01.
Богоявление. Крещение Господне. Двунадесятый непереходящий праздник
18.01.2013
Русский язык. Морфологический разбор прилагательного
1.Отрывок из «Беседы на День Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, Архиепископа Константинопольского»).
Формирование навыков индивидуальной работы со специальным текстом. Передача содержания текста в светской манере.
Различение прилагательных и причастий (опережающее обучение). Синтаксическая функция прилагательных текста.
2. И.С. Шмелёв. « Лето Господне». Отрывок из главы «Праздники. Крещенье».
Воспитание любви к родной стране, её истории, богатству языка.
Определение разряда прилагательных.
3.
15.02.
Сретение Господне. Двунадесятый непереходящий праздник
14.02.2013
Русский язык. Числительные, обозначающие целые числа
Материалы «Православного церковного календаря на 2013 год».
Воспитание любви и уважительного отношения к родителям.
Символика числа «семь» в православии.
15.02.2013
Кружок выразительного чтения
И. Бродский. «Сретение»
Читает . Музыка .
Читает Иосиф Бродский.
Бережное отношение поэта к первоисточнику - тексту Евангелия.
Прием переноса в стихотворении как изобразительно-выразительное и передающее авторское отношение к описываемому событию средство.
4.
11-17 марта 2013
Масленица (Седмица сырная)
13.03.2013
Русский язык. Неопределенные местоимения
И. С.Шмелёв. «Лето Господне». Отрывок из главы «Праздники. Масленица».
Б.М. Кустодиев. «Масленица» (репродукция картины).
Воспитание патриотизма, уважения к народным традициям.
Одухотворяющая красота русского зимнего пейзажа.
Описание картины с включением цитат из художественного текста. Разные способы цитирования (углубление знаний).
5.
07.04.
Благовещение Пресвятой Богородицы. Двунадесятый непереходящий праздник
05.04.2013
Русский язык. Обобщение и систематизация по теме «Местоимение»
1. И. С.Шмелёв. «Лето Господне». Отрывок из гл. «Праздники. Благовещенье».
( А.С.Пушкин. Отрывок из поэмы «Цыганы»;
Ф.А.Туманский. «Птичка»)
Сравнение прозаического и поэтического текстов на одну тему, анализ средств выразительности (индивидуальная работа).
6.
28.04.2013
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Двунадесятый переходящий праздник
26.04.2013
Русский язык. «Повелительное наклонение»
А.А.Блок. «Вербочки».
Музыкальность стиха.
Роль глаголов и слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в изображении детского восприятия гармонии окружающего мира.
7.
05.05.2013
Светлое Христово Воскресение. Пасха
30.04.2013
Литература. «Человек и экология»
И.А.Бунин. Стихотворение «Христос воскрес».
Гармония души лирического героя и одухотворённой его восприятием природы. Совершенствование навыка анализа стихотворения.
8.
Самостоя-тельная работа летом
Летние месяцы богаты событиями церковного календаря. Среди них - двунадесятые переходящие праздники Вознесения Господня и Дня святой Троицы (Пятидесятницы) и непереходящие Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, Великие: Рождество Иоанна Предтечи (Крестителя), в честь святых апостолов Петра и Павла, а также 2 многодневных поста и другие.
В период летних каникул учащиеся получают возможность реализовать свой творческий потенциал, выбрав и презентовав одно или несколько событий месяцеслова.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактический материал к разработке
« "День смыслом наполняя". Уроки православного календаря.
(Методические материалы для учителя русского языка и литературы. 6 класс.)».
-
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
-
Б.Л.Пастернак. «Рождественская звезда»
Смысловое и музыкальное богатство стихотворения Б. Пастернака «Рождественская звезда», объемность и зримость его образов, уникальное влияние на читателя и слушателя, приобщающее к чудесному, объединяющее начало требуют, на наш взгляд, полифонии звучания и обусловливают выбор методики выразительного многоголосого чтения - речевого хора. В зависимости от степени подготовленности учащихся, для качественного звучания речевого хора потребуется не менее 3 занятий кружка выразительного чтения.
Этапы работы
-
Выразительное чтение стихотворения учителем, подготовленным чтецом или запись актерского исполнения.
-
Всесторонний анализ произведения, посильный учащимся.
-
Распределение текста между голосами (оркестровка) - индивидуальное, двухголосое, групповое, многоголосое чтение.
-
Создание музыкально-цветовой палитры стихотворения при помощи цветных карандашей.
-
Определение «словесных поступков» чтецов (что я, чтец, делаю?).
-
Чтение общим хором всего стихотворения.
-
Работа учителя с одним исполнителем, двумя, группой - в соответствии с распределением текста. Продумывание и добавление действий (если оно целесообразно)
-
Выучивание стихотворения наизусть (обычно к этому этапу запоминание происходит непроизвольно).
-
Речевой хор.
-
Индивидуальное выразительное чтение (по желанию) с рецензиями после каждого прочтения.
2)
Пауло Коэльо. Рождественская сказка «Три кедра»
Как повествуется в одной знаменитой древней легенде, некогда в прекрасных рощах Ливана родились три кедра. Кедры, как всем известно, растут очень-очень медленно, так что наши три дерева провели целые века в раздумьях о жизни и смерти, о природе и человечестве.
Они видели, как на землю Ливана прибыли посланники царя Соломона и как затем, в битвах с ассирийцами, земля эта омылась кровью. Они видели лицом к лицу заклятых врагов - Иезавель и пророка Илию. При них был изобретен алфавит; они дивились, глядя, как мимо проходят караваны, груженные красочными тканями.
И в один прекрасный день кедры решили поговорить о будущем.
- После всего, что мне довелось повидать, - сказал первый, - я хотел бы превратиться в трон, на котором будет восседать самый могущественный царь на земле.
- А я хотел бы стать частью чего-то такого, что на веки вечные преобразит Зло в Добро, - сказал второй.
- А что до меня, - сказал третий, - то я желал бы, чтобы люди, глядя на меня, всякий раз вспоминали о Боге.
Прошли годы и годы, и вот, наконец, в лесу появились дровосеки. Они срубили кедры и распилили их.
У каждого кедра было свое заветное желание, но реальность никогда не спрашивает, о чем мы мечтаем. Первый кедр стал хлевом, а из остатков его древесины соорудили ясли. Из второго дерева сделали грубый деревенский стол, который позже продали торговцу мебелью.
Бревна от третьего дерева продать не удалось. Их распилили на доски и оставили храниться на складе в большом городе.
Горько сетовали три кедра: "Наша древесина была так хороша! Но никто не нашел ей достойного применения".
Время шло, и вот однажды звездной ночью некая супружеская пара, не нашедшая себе крова, решила переночевать в хлеву, построенном из древесины первого кедра. Жена была на сносях. Той ночью она родила сына и положила его в ясли, на мягкое сено.
И в тот же миг первый кедр понял, что мечта его сбылась: он послужил опорой величайшему Царю Земли.
Несколько лет спустя, в одном скромном деревенском доме люди сели за стол, сделанный из древесины второго кедра. Прежде чем они принялись за еду, один из них произнес несколько слов над хлебом и вином, стоявшими на столе.
И тут второй кедр понял, что в этот самый миг он послужил опорой не только чаше с вином и блюду с хлебом, но и союзу между Человеком и Божеством.
На следующий день из двух досок третьего дерева сколотили крест. Через несколько часов привели израненного человека и прибили его к кресту гвоздями. Третий кедр ужаснулся своей участи и принялся проклинать жестокую судьбу.
Но не прошло и трех дней, как он понял уготованную ему долю: человек, висевший на кресте, стал Светочем Мира. Крест, сколоченный из древесины этого кедра, превратился из орудия пытки в символ торжества.
Так исполнилась судьба трех ливанских кедров: как это всегда бывает с мечтами, мечты их сбылись, но совсем иначе, чем они себе представляли.
Анализ текста
-
Какое настроение создает это произведение?
-
Назовите признаки сказки и притчи в этом произведении.
-
В начале сказки-притчи даётся подробная экспозиция. Определите её границы. Как автор намекает, что судьба кедров интересует его не сама по себе, а в связи с историей человечества?
-
Почему автор не называет имени Иисуса? Какие синонимы-замены (парафразы) употреблены вместо имени собственного? Отметьте среди них 2 словосочетания с прилагательными в превосходной степени.
-
Составление плана
Первый кедр
Второй кедр
Третий кедр
Заветное желание
(завязка)
Иносказание
Стать троном для царя
Стать частью того, что преобразит зло в добро
Стать напоминанием о боге
Реальность
(развитие действия)
Хлев с яслями
Грубый стол
Доски
Осуществлённая мечта - событие Нового Завета
(кульминация)
Метафоры
Рождение Иисуса в хлеву, ясли - колыбель и опора
Пасхальная трапеза Нового Завета в Великий Четверг- главное таинство христианской церкви
Крест - символ торжества воскресения
Парафразы, из них
- прилагательные в превосходной степени
Царю земли;
самый могущественный (царь), величайшему (царю)
Один из них (произнес несколько слов над хлебом и вином)
Израненного человека;
человек, висевший на кресте;
стал Светочем Мира
На складе в большом городе (?)
-
Перескажите текст от лица каждого кедра.
2. БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ
1)
Почему же Богоявлением называется не тот день, в который Господь родился, а тот, в который Он крестился? Настоящий день есть тот самый, в который Он крестился и освятил естество вод. Поэтому в этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников. Почему же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен народу. ( Из «Беседы на День Крещения Христова святителя Иоанна Златоустого, Архиепископа Константинопольского».)
Вопросы и задания
для самостоятельной работы
- Определите тему отрывка из беседы.
- Определите стиль и тип речи текста, назовите жанр.
- С какой целью и к кому обращается священник?
-Вопрос, который не требует ответа или на который отвечает сам спрашивающий, называется риторическим. Зачем, по-вашему, нужны такие вопросы? Сколько в тексте вопросительных предложений? Сколькие из них содержат риторический вопрос?
- Какое чудо, связанное с православным праздником Крещения, приводит Иоанн Златоустый в качестве доказательства явления бога?
- Обратите внимание на расхождение орфографии текста беседы с традиционной. Сформулируйте, в чем оно состоит. Чем, по-вашему, оно обусловлено?
- Дайте толкование слов, используя толковый словарь: естество, знамение, святитель, архиепископ.
-В тексте 7 имен прилагательных. Найдите их и определите синтаксическую функцию.
- Перескажите текст так, чтобы одноклассники поняли его содержание.
2)
Ни свет ни заря, еще со свечкой ходят, а уже топятся в доме печи, жарко трещат дрова, - трескучий мороз, должно быть. В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся - начинают гудеть и петь. Я сижу в кроватке и смотрю из-под одеяла, будто из теплой норки, как весело полыхает печка, скачут и убегают тени и таращатся огненные маски - хитрая лисья морда и румяная харя, которую не любит Горкин. Прошли Святки, и рядиться в маски теперь грешно, а то может и прирасти, и не отдерешь вовеки. Занавески отдернуты, чтобы отходили окна. Стекла совсем замерзли, стали молочные, снег нарос - можно соскребывать ноготком и есть. Грохаются дрова в передней, все подваливают топить. Дворник радостно говорит-сипит: "Во прихватило-то... не дыхнешь!" Слышу - отец кричит, голос такой веселый: "Жарчей нажаривай, под тридцать градусов подкатило!" Всем весело, что такой мороз. Входит Горкин, мягко ступает в валенках, и тоже весело говорит:
- Мо-роз нонче... крещенский самый. А ты чего поднялся ни свет ни заря... озяб, что ль? Ну, иди, погрейся.
Он садится на чурбачок и помешивает кочережкой, чтобы ровней горело. На его скульцах и седенькой бородке прыгает блеск огня. Я бегу к нему по ледяному полу, тискаюсь потеплей в коленки. Он запахивает меня полою. Тепло под его казакинчиком на зайце! Прошу:
- Не скажешь чего хорошенького?
- А чего те хорошенького сказать... Мороз. Бушуя уж отцепили, Антипушка на конюшню взял. Заскучал, запросился, и ему стало невтерпеж. За святой вот водой холодно идти будет. Крещенский сочельник нонче, до звезды не едят… (И. Шмелёв. Лето Господне. Гл. Праздники. Крещенье.)
Вопросы и задания к тексту
-
Чем вызвано общее настроение веселья, объединяющее всех героев?
-
Какие традиции и приметы, связанные с Крещением, упоминаются в тексте? Какие их них сохранились до нашего времени?
-
Найдите просторечные слова. Какова их роль в тексте?
-
Определите разряды прилагательных.
-
Оцените правильность употребления прилагательных в форме простой сравнительной степени.
-
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ
С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая . Как повествует , «...было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня». И вот когда родители на сороковой день после рождения младенца принесли его в храм, пришел туда «по вдохновению» и Симеон, взял младенца на руки (откуда и появилось название «Богоприимец») и произнес: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Затем он благословил и Пречистую Матерь Спасителя и обратился к Марии с проречением о том, что подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копьем, так и душу Пречистой Девы поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда увидит она страдания сына своего. Такое толкование Симеонова пророчества и стало предметом нескольких символических икон Богородицы.
Обычно на иконе изображается Божия Матерь, сердце которой пронизывают семь мечей - по три справа и слева и один снизу. Число «семь» в Священном Писании означает «полноту» чего-либо, в данном случае - полноту всего того горя, «печали и болезни сердечной», которые перенесла Пресвятая Дева.
(По материалам )
Задания
для самостоятельной работы
-
Внимательно прочитай текст и рассмотри икону . Почему она имеет такое название?
-
Что символизируют собой 7 мечей, пронизывающих сердце Богоматери?
-
Найди информацию об иконе «Семистрельная» с похожим изображением.
-
Подготовь выступление в классе о символических числах в Библии (40, 12, 10, 7, 3 и др.).
-
МАСЛЕНИЦА
Б.М.Кустодиев. Масленица, 1916 год
Оттепели все чаще, снег маслится. С солнечной стороны висят стеклянною бахромою сосульки, плавятся-звякают о льдышки. Прыгаешь на одном коньке, и чувствуется, как мягко режет, словно по толстой коже. Прощай, зима! Это и по галкам видно, как они кружат "свадьбой", и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за черной их кашей в небе. Куда-то скрылись. И вот проступают звезды. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом, вкусным дымком березовым, блинами. Капает в темноте, - масленица идет. Давно на окне в столовой поставлен огромный ящик: посадили лучок, "к блинам"; зеленые его перышки - большие, приятно гладить. Мальчишка от мучника кому-то провез муку. (И. Шмелёв. Лето Господне. Гл. Праздники. Масленица.)
Задания
-
Внимательно рассмотри репродукцию и прочитай текст. Найди общее в изображении Масленицы художником и писателем.
-
Отметь в тексте цитаты, которыми можно воспользоваться для описания красоты русской зимы.
-
Прочитай главу «Масленица» и подбери цитаты для описания широты масленичных гуляний.
-
Опиши картину, применяя разные способы цитирования.
5. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
1)
Солодовкин запускает руку под коленкор, там начинается трепыхня, и в руке Солодовкина я вижу птичку.
- Бери в руку. Держи - не мни... - говорит он строго. - Погоди, а знаешь стих - "Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда"? Так, молодец. А - "Вчера я растворил темницу воздушной пленницы моей"? Надо обязательно знать, как можно! Теперь сам будешь, на практике. В небо гляди, как она запоет, улетая. Пускай!..
Я до того рад, что даже не вижу птичку - серенькое и тепленькое у меня в руках. Я разжимаю пальцы и слышу - пырхх... но ничего не вижу. Вторую я уже вижу, на воробья похожа. Я даже ее целую и слышу, как пахнет курочкой. И вот она упорхнула вкось, вымахнула к сараю, села... - и нет ее! Мне дают и еще, еще. Это такая радость! Пускают и отец, и Горкин. А Солодовкин все еще достаёт под коленкором. Старый кучер Антип подходит, и ему дают выпустить. В сторонке Денис покуривает трубку и сплевывает в лужу. Отец зовет: "Иди, садовая голова!" Денис подскакивает, берет птичку, как камушек, и запускает в небо, совсем необыкновенно. Въезжает наша новая пролетка, вылезают наши и тоже выпускают. Проходит Василь Василич, очень парадный, в сияющих сапогах - в калошах, грызет подсолнушки. Достает серебряный гривенник и дает Солодовкину:"Ну-ка, продай для воли!". Солодовкин швыряет гривенник, говорит: "Для общего удовольствия пускай!" (И. Шмелёв. Лето Господне. Гл. Праздники. Благовещенье.)
Индивидуальное домашнее задание (опережающее)
после изучения темы «Притяжательные местоимения»
-
Много веков в России выпускали на Благовещение на волю птиц в знак освобождения души от греха и в память того, что Господь пришел в мир «отпустить измученных на свободу». Как ты думаешь, почему именно птица стала символом свободы?
-
Докажи текстом, что герой находится в сильнейшем волнении от того, что дарует свободу птицам. Почему он так волнуется?
-
В тексте цитируются строки из поэмы А.С.Пушкина «Цыганы» и стихотворения «Птичка» поэта пушкинской поры Ф.А.Туманского. Прочитай их и подумай, почему герой-ребенок, по мнению Солодовкина, должен их знать.
А.С.Пушкин. «Цыганы» (отрывок)
Птичка божия не знает
Ни заботы, ни труда;
Хлопотливо не свивает
Долговечного гнезда;
В долгу ночь на ветке дремлет;
Солнце красное взойдёт,
Птичка гласу бога внемлет,
Встрепенётся и поёт.
За весной, красой природы,
Лето знойное пройдёт -
И туман и непогоды
Осень поздняя несёт:
Людям скучно, людям горе;
Птичка в дальные страны,
В тёплый край, за сине море
Улетает до весны.
Ф.А.Туманский. «Птичка»
Вчера я растворил темницу
Воздушной пленницы моей:
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.
Она исчезла, утопая
В сияньи голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы молилась за меня.
1827
-
Выполни синтаксический разбор выделенного предложения.
-
Подготовь публичное выступление для одноклассников о Благовещении и его традиции.
6. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ)
А.А.Блок.
ВЕРБОЧКИ
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для Святого дня.
Используется на этапе урока «Подготовка к восприятию нового материала (по теме «Повелительное наклонение»)»
-
Вспомните событие Нового Завета, которому посвящено стихотворение. Почему в России появилось второе название праздника - Вербное Воскресенье?
-
Стихотворение-заклинание сил природы не гасить свечу, несомую из церкви домой, выдержано в умилительно-радостном настроении. Какими средствами оно создается?
-
Найдите глаголы в изъявительном наклонении, определите время.
-
К каким силам природы обращается лирическая героиня? О чем она просит? («не задуй») Можно ли определить время в этом глаголе? Почему?
Далее следует объяснение нового материала.
7. СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА
И.А. Бунин. «Христос воскрес»
Христос воскрес! Опять с зарею
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею
Для новой жизни новый день.
Еще чернеют чащи бора;
Еще в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озера
И дышат свежестью ночной;
Еще в синеющих долинах
Плывут туманы... Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют,
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов и в глубь долин.
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!
Методические рекомендации к анализу
стихотворения
Предлагаю учащимся проанализировать данное стихотворение с пропуском заголовка, восклицания «Христос воскрес!» и последнего стиха «… Бог воистину воскрес». Обязательно объясняем тавтологический повтор 4 стиха, анафору, сравнения, эпитеты с книжными высокими прилагательными… В результате анализа приходим к выводу, что душа лирического героя находится в гармонии с окружающим миром, природой. Чего же ждут природа и человек, какого «часа обетованного»? Очевидно, что это какое-то важное, чрезвычайно радостное событие, происходящее уже не в природе, вне материального мира. А где же тогда? В душе человека! Предлагаются самые разные варианты с учетом идеи стихотворения и рифмы к «небес». Стихотворение содержит только два, но легко читаемых намека на православное содержание: «непорочна красота» и «день настал обетованный», но их оказывается достаточно, чтобы были сформулированы известное приветствие православных и ответные слова: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!»