7


  • Учителю
  • Крым -- копия древнего рая. . . . .

Крым -- копия древнего рая. . . . .

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Методическая разработка по литературному краеведению


РЕСПУБЛИКА КРЫМ




КРЫМ - КОПИЯ ДРЕВНЕГО РАЯ….





«Люблю тебя, мой край родной,

Такой неповторимый,

И счастлив я, что здесь живу,

Мой Крым всеми любимый».

Полуостров мечты, полуостров добра,

Полуостров содружества наций.

Здесь достаточно всем и любви, и тепла

Под покровом платанов, акаций.»


Любовь к родной земле проявляется в любви к родному дому, семье, родной школе, улице, городу, - с этого начинается настоящий патриотизм.

Современный Крым - это благословенная земля полуострова, омываемого благородным Чёрным и теплым Азовским морями. На севере его простирается равнина, на юге - Крымские горы с ожерельем у прибрежной полосы приморских городов-курортов: Ялта, Мисхор, Алупка, Симеиз, Гурзуф, Алушта, Феодоссия, Евпатория и морских портов - Керчь, Севастополь.

После присоединения Крыма к России (1783г.) начинается бурный период творческого освоения этого уголка земли. В Крым едут писатели и поэты, путешественники и общественные деятели. Появляются художественные описания крымской природы, исторических памятников, городов, народов, населявших полуостров. Долгое время настольной книгой почти каждого, кто ехал в Крым, было «Путешествие по Тавриде в 1820 годе» И. М. Муравьева - Апостола.

Навеянные Крымом строки можно встретить в произведениях известных поэтов конца XVIII - начала XIX вв. В.В. Капниста и К.Н. Батюшкова. Однако первооткрывателем Крыма как поэтической жемчужины явился великий русский поэт А. С. Пушкин.

Совершив двухмесячное путешествие по Кавказу с семьей генерала Н. Н. Гаевского (героя войны 1812 г.), ссыльный Пушкин 15 августа 1820 г. впервые вступил на крымскую землю, переправившись через пролив из Тамани в Керчь. На другой день путешественники отправляются в Феодосию, где останавливаются в доме бывшего градоначальника С. М. Броневского. 18 августа Раевские и Пушкин на бриге «Мингрелия» отплыли в Гурзуф. «Всю ночь не спал», - напишет позже поэт. Природа Южного берега Крыма произвела на него такое впечатление, что спустя три года в Кишиневе на полях черновиков первой главы «Евгения Онегина» он по памяти нарисует Золотые ворота Карадага. В ночь на 19 августа после многомесячного молчания муза Пушкина вновь заговорила. На палубе корабля он написал элегию «Погасло дневное светило»:


Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я.

Воспоминаньем упоенный...


В Гурзуфе поэт провел счастливейшие минуты жизни. Его окружали близкие и дорогие ему люди. Сыну Раевского - Н. Н. Раевскому-младшему он посвятит позднее поэму «Кавказский пленник». Пушкин наслаждается покоем и независимостью, много работает. Именно в Крыму он увлекается Байроном и изучает английский язык. Здесь поэт начинает реализовывать замыслы, родившиеся ранее, в частности, работает над поэмой «Кавказский пленник». С пребыванием в Крыму связан целый ряд лирических стихотворений, написанных в 1820 г. и позже: «Увы! зачем она блистает», «Мне вас не жаль, года весны моей», «Нереида», «Редеет облаков летучая гряда», «Кто видел край, где роскошью природы», «Таврида», «Фонтану Бахчисарайского дворца» и «Чаадаеву» и многие другие. О Крыме Пушкин будет вспоминать в стихотворном романе, сюда приведет он своего Онегина, описывая путешествие героя.

В начале сентября Пушкин и Раевские снова в пути: верхом, через Ялту, Алупку, Симеиз, они отправились сначала к развалинам Георгиевского монастыря, а потом в Бахчисарай, где осмотрели ханский дворец, посещение которого стало толчком к рождению замысла одной из самых пленительных поэм - «Бахчисарайского фонтана». Ненадолго задержавшись в Симферополе, Пушкин в начале второй декады сентября покинул Крым, направляясь в Кишинев, к новому месту службы.

Приведенное выше признание поэта, что колыбелью «Евгения Онегина», начатого 9 мая 1823 г. в Кишиневе, стал именно Крым, дает ключ к пониманию того настроения, которое владело Пушкиным в далеком 1820 г. и нашло отражение в его письмах и стихах. В элегиях и поэме «Бахчисарайский фонтан» Пушкин настойчиво создает облик романтического поэта, чуждого всего земного, живущего в мире возвышенной любви и легенды.

Незадолго до восстания декабристов побывал в Крыму автор комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов. Возвращаясь из Петербурга на Кавказ, где служил дипломатическим секретарем в Кавказском корпусе, он заехал в Киев, как предполагают, «ради встречи с членами Южного общества». Поэт отрицательно отнесся к идее военного заговора, выразил сомнение в успехе восстания без широкой поддержки народа. Расхождения с близкими по духу людьми вызвали глубокие переживания у Грибоедова и наложили отпечаток на его трехмесячное пребывание в Крыму. Настроениями неудовлетворенности жизнью пронизаны «крымский» дневник писателя, письма к декабристу С. Н. Бегичеву и стихотворение «Прости, Отечество».

В Симферополе на доме под № 13 по улице Жуковского установлена мемориальная доска: «Здесь в 1837 г. жил поэт Василий Андреевич Жуковский». Путешествуя по югу России, В. А. Жуковский не минул и Крыма. Кроме Симферополя, он посетил селения Южного берега, Бахчисарай, Севастополь, Балаклаву, а также совершил поездку на север Крыма для осмотра перекопских укреплений. Обо всех местах, где побывал поэт, находим интересные записи в его дневнике, пейзажные зарисовки в художественном альбоме, с которым он не расставался.

Если Пушкин «открыл» крымскую землю в поэзии, то Л. Н. Толстой должен быть назван ее первооткрывателем в художественной прозе. Он был в Крыму трижды: 1) во время Севастопольской обороны 1854-1855 гг.; 2) в марте 1885 г; 3) в 1901-1902 гг.

В действующую армию подпоручика Толстого перевели после его настойчивых требований. 7 ноября 1854 г. Толстой впервые побывал на севастопольских бастионах. Молодому артиллеристу долго не удавалось побывать в деле. Почти 2 месяца его держали на тыловых позициях под Симферополем, в деревне Эски-Орда (ныне Лозовое). В Крыму он разрабатывает две докладные записки и посылает их правительству. Одна из записок называлась: «Проект о переформировании батарей...», другая - «Проект о переформировании армии». Оба проекта остались без ответа.

Толстой с трудом переносит жизнь в тылу. Он то просит перевести его в Евпаторию, где одно время усилились бои, то самовольно оказывается на севастопольских позициях. Наконец, в последних числах марта 1855 г. батарею Толстого перебрасывают на одну из самых важных позиций обороны города - на 4-ый бастион. Находясь на 4-м бастионе, Толстой пишет рассказ «Севастополь в декабре месяце». Майские события на 4-м бастионе послужили Толстому основой для второго севастопольского рассказа «Севастополь в мае».

С 15 мая до конца августа Толстой находился вне Севастополя, но часто приезжал в город. В последние дни боев, он снова был переведен на городские позиции и огнем своей батареи 27 августа прикрывал эвакуацию войск на Севастопольскую сторону. Эти события отразились в рассказе «Севастополь в августе 1855 года».

Второй раз Толстой приехал в Крым 30 лет спустя и пробыл здесь всего 10 дней. В марте 1855 г. писатель сопровождал сюда больного друга, князя Урусова. Остановился Л.Н. Толстой в Симеизе в имении крупного землевладельца Мальцева, но находился в нем мало, больше путешествуя по Крыму. Здесь Толстой набрасывает рассказ «Ильяс». В третий раз Толстой прожил в Крыму около 9 месяцев в 1901-1902 гг. Поездка Толстого была вызвана необходимостью укрепить здоровье после тяжелой болезни, которую писатель перенес летом 1901 г. Толстые поселились в имении Паниной в Гаспре (ныне санаторий «Ясная Поляна»). Здесь Толстой часто виделся А.П. Чеховым и А.М. Горьким. Кроме дневников, Толстой писал в Гаспре повесть «Хаджи-Мурат», статья «Солдатская памятка», «Офицерская памятка», «К рабочему народу», «К молодежи», «Что такое религия и в чем ее сущность», «О веротерпимости». Уже в конце июня 1902 г. писатель покинул Крым.

Тема Крымской войны органически вошла в творчество К. М. Станюковича - уроженца Севастополя, сына адмирала. Одиннадцати лет он стал свидетелем и участником обороны города. Об этом героическом времени его рассказ «Кирилыч», повести «Маленькие моряки» и «Севастопольский мальчик». Еще при жизни писателя огромной популярностью пользовались его «Морские рассказы» - правдивая художественная летопись о дореволюционном русском флоте.

И впрямь, Крымский полуостров - чарующий уголок земли. Малая частица нашей великой Родины - крымская земля - была известна автору «Слова о полку Игореве», о ней упоминается в «Повести временных лет», в думах, былинах и исторических песнях. Впервые побывав в Крыму, Владимир Маяковский оставил нам восторженные стихи:


Я езжу

по южному

берегу Крыма, -

Не Крым, а копия древнего рая!

Какая фауна, флора и климат!

Пою, восторгаясь

и озирая.

Маяковский Владимир Владимирович (1893г. - 1930г.), русский советский поэт. Первое знакомство В. В. Маяковского с Крымом состоялось в 1913 г., когда он вместе с другими футуристами, в том числе с Игорем Северяниным, совершил турне по Крыму с чтением стихов и лекций. Одиннадцать лет спустя В. В. Маяковский вновь в Крыму. Жизнь его в этот приезд, так же как и в последующие (в 1926-1929 гг.), менее всего напоминала отдых. В «Я сам», в главке 1926-й год поэт напишет: «Вторая работа - продолжаю прерванную традицию трубадуров и менестрелей. Езжу по городам и читаю: Новочеркасск.., Париж, Ростов.., Ялта, Евпатория.. и т. д., Многочисленные выступления (сначала с докладом «Мое открытие Америки», затем - «Разговор-доклад», «Слушай новое»), работа над поэмами «Хорошо!», создание сценариев «Дети» и «Слон и спичка» для Ялтинской кинофабрики и, конечно же, новые стихи. В Ялте в 1926 г. Маяковский написал «Товарищу Нетте - пароходу и человеку». Чтение этого стихотворения на вечерах Маяковский обычно предварял рассказом о том, как, отправляясь из Одессы пароходом в Ялту, он увидел входящий в порт пароход, носящий имя его доброго знакомого.

Крымские стихи В. Маяковского можно разделить на две группы. В первую войдут «Последняя страничка гражданской войны», «Тянется Врангель», «Все на Врангеля», «Антанта признавала» и ряд других. Вторая группа стихов - это описание бывшей некогда «Только для господ», «Копии древнего рая» - Крыма мирного, Крыма - всесоюзной здравницы: «Севастополь - Ялта», «Ялта - Новороссийск», «Крым», «Канцелярские привычки», «Чудеса». Особенно много стихов крымской тематики написал Маяковский за две недели в июле и августе 1928 г.: «Крым» (И глупо звать его «Красная Ницца»), «Небесный чердак», «Евпатория», «Земля наша обильна», «Польза землетрясений».

В Крым приезжают для лечения и отдыха многие деятели литературы и искусства. Одна из многих посетивших, Крым была Ахматова Анна Андреевна (наст. фамилия - Горенко).

Поэтический дебют Ахматовой связан с акмеизмом. Первые книги стихов «Вечер» (1912г.), «Четки» (1914г.), «Белая стая» (1917г.) - отражают мир тонких любовных переживаний, глубокие чувства героини, «душу женщины», «эпохи ломки человеческой психологи»" А. Коллонтай. Постепенно в поле зрения поэтессы попадают события не только личной, но и социальной жизни, разговорные интонации ее стихов сменяются одическими, пророческими, а дольник уступает место классическим размерам. В стихах, созданных в 30 - 40-е гг., сильно звучит патриотическая, гражданская тема. Вершины этого периода творчества Ахматовой - поэмы «Мужество» (1942г.) и «Реквием» (1935-1940гг.). В 1896-1903 гг. Ахматова каждое лето проводила с родителями под Севастополем на даче «Отрада». Время, когда поэтесса «заслужила прозвище «дикой девочки», она описала в поэме «У самого моря» (1914г.). Об этом она упоминает также в заметке «Коротко о себе» и «Дом Шухардиной». Здесь же сказано, что в 1905 г. вместе с матерью и сестрами Ахматова уехала в Крым и прожила год в Евпатории. После разрыва с мужем Н.С. Гумилевым, в 1916 г., Ахматова вновь приезжает в Крым и некоторое время живет в Бельбекской долине на даче Юнии и Бориса Андян (Юнии посвящено стихотворение «Судьба ли так моя переменилась...» (1916г.), которое поэтесса написала в Севастополе.) Она побывала в Бахчисарае, жила в Севастополе. Этим же годом датировано стихотворение «Вновь подарен мне дремотой...» В 1918 г. написано стихотворение «Для этого я тебя носила...», обращенное к младшему брату, В.А. Горенко, которого в семье ошибочно считали погибшим под Севастополем. В 1929 г. Ахматова осенью приезжает в Крым (пос. Гаспру) лечиться от астмы.

Нам, поэтам, назвать бы его «ломикамень»

И уваженье воздать ему больше

Чем пышному лавру.


Всей своей жизнью напоминает стойкий цветок и сама Леся Украинка. В ее крымских стихах - мечты о свободе, призыв идти «заре на встречу». «Краем солнечным», «краем любимым» был Крым для замечательной украинской поэтессы Леси Украинки. С детства страдая костным туберкулезом, она вынуждена была лечиться во многих краях. Впервые девятнадцатилетняя поэтесса вместе с матерью - украинской писательницей Оленой Пчилкой - приехала на лечение в Саки в июле 1890 г. Перед возвращением домой мать и дочь побывали в Евпатории, Севастополе, Бахчисарае и Ялте. На следующий год Леся Украинка снова в Крыму, лечится в Евпатории. Результатом этих двух приездов явился цикл стихотворений «Крымские воспоминания».

В конце июня 1897 г. Леся Украинка приезжает в Ялту, где живет около года. Здесь она познакомилась с социал-демократом Сергеем Мержинским - членом киевского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», активным пропагандистом идей марксизма. Многолетняя дружба с С. Мержинским благотворно повлияла на мировоззрение и творчество поэтессы. Она изучала марксистскую литературу, была связана с социал-демократическими организациями. В Ялте Леся Украинка написала цикл стихов «Крымские отзвуки», в который входит и драматическая сцена «Ифигения в Тавриде», зовущая к борьбе с насилием и тиранией. Ялтинские впечатления Леси Украинки легли в основу ее рассказа «Над морем». В последний раз Леся Украинка жила в Крыму в 1907 -1908 гг.

Многими нитями связаны с Крымом жизнь и творчество А. П. Чехова - русского писателя и драматурга. Первый раз отправился в Крым летом 1888 г. и был восхищен его морем и горами. Картина моря встречается у Чехова в повести «Черный монах». То, что он увидел, проезжая в 1888 г. через Ялту, отобразилось в рассказе «Длинный язык». В Феодосии Чехов остановился на даче издателя газеты «Новое время» А.В. Суворина и прожил там около двух недель.

В июле-августе следующего года Чехов проводит в Ялте три недели и использует их для работы над повестью «Скучная история». В 1894 г. Чехов приехал в Ялту уже не отдыхать а лечиться. Пробыл там он с 5 марта по 5 апреля, жил в гостинице «Россия». После этой поездки южнобережная природа, детали ялтинского быта начинают проникать в творчество Чехова. В «Черном монахе» находят место картины моря, в повести «Ариадна» (1895 г.) тип «вечной» курортницы, в рассказе «Три года» (1895г.) упоминается проживавшие в Ялте французское семейство, фамилии некоторых ялтинцев - художника Ярцева, хирурга Кирма.

В сентябре 1898 г. Чехов приезжает в Ялту и остается здесь жить. Причина - необходимость лечить туберкулез легких. К осени следующего года было закончено строительство дома в Аутке (район Ялты), куда писатель переехал вместе с матерью и сестрой. Вскоре, в декабре 1899 г., был опубликован «крымский» рассказ Чехова - «Дама с собачкой». С Чеховым в Ялте встречались артисты МХАТа (апрель 1900 г.) писатель А.М. Горький, И.А. Бунин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, С. Найденов, К.М. Станюкович, художник А.В. Васнецов, композитор С.В. Рахманинов. Чехов в 1900 г. собрал деньги на пансионат для малоимущих больных («Яузлар», на 20 человек).

Через 3 года снова разослал воззвание с призывом создать санаторий на 45 мест (ныне санаторий им. Чехова). В 1901 -1902 гг. Чехов встречался в Ялте с А.Н. Толстым. В ялтинский период жизни Чехов сблизился с И.А. Буниным. Бывали у Чехова художник И.И. Левитан и певец Ф.И. Шаляпин. За 5 с лишним лет ялтинской жизни Чехов написал 9 крупных рассказов, 2 пьесы, рассказ «Случай из практики», пьесу «Вишневый сад». Каждое из этих произведений - общепризнанный шедевр. После смерти Чехова его сестра Мария Павловна, которой был завещан ялтинский дом, постаралась оставить в нем все так, как было при жизни брата. В 1921 г. там был создан мемориальный музей А.П. Чехова.

Многие годы жизни А. М. Горького, основоположника литературы социалистического реализма, были связаны с Крымом. Впервые он попадает сюда в 1891 г., странствуя «по Руси». Этим странствием навеяны автобиографические рассказы «Мой спутник», «Два босяка», «Коновалов», «В степи», героико-романтическая «Песня о Соколе», прославляющая мужество и бесстрашие в борьбе с темными силами, зовущая к свободе, к свету. В основе сюжета «Песни о Соколе» - легенда, услышанная писателем от старого крымского чабана.

С 1897 г. Горький приезжает в Крым лечиться, подолгу живет здесь. Интерес писателя к земле крымской перерастает в привязанность к ней, сохранившуюся на всю последующую жизнь. Посетив Херсонесский археологический музей, он пишет очерк «Херсонес Таврический». Наблюдения южнобережного быта нашли отражение в «Крымских эскизах». Немало зарисовок и воспоминаний оставил писатель о крымских встречах с деятелями литературы и искусства.

Крымский колорит присущ ряду произведений замечательного романтика А. С. Грина, прожившего в Крыму в общей сложности более десяти лет. Впервые он увидел Крым, когда плыл матросом на грузовом судне из Одессы к Кавказскому побережью. Несколько лет спустя, накануне первой русской революции, Грин нелегально прибывал в Севастополь, где проводил агитационную работу среди матросов и солдат. 11 ноября 1903 г. его арестовали и посадили в тюрьму, из которой он вышел лишь в октябре 1905 г. по амнистии. События 1903г. - 1905 г. в Севастополе и на Черноморском флоте отражены писателем в рассказах «Маленький заговор», «Маленький комитет», «Третий этаж», «На досуге» и особенно в «Автобиографической повести».

Весной 1923 г. автор «Алых парусов» снова в Крыму - живет в Севастополе, Балаклаве и Ялте, а в мае 1924 г. поселяется в Феодосии. Здесь он пишет самые крупные свои произведения - романы и повести «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда», десятки рассказов, создавая, как отмечал К. Г. Паустовский, «невероятный мир, полный заманчивых событий, прекрасных человеческих чувств...». А в вымышленных романтических городах Зурбагане, Лиссе и Гель-Гью угадываются Севастополь с его живописными окраинами, Ялта, Феодосия...

В последние годы жизни Грин тяжело болел. В поисках тихого уголка он в 1930 г. переселился в Старый Крым, где написаны такие замечательные рассказы, как «Комендант порта», «Пари», «Бархатная портьера», была закончена «Автобиографическая повесть». Сейчас в Феодосии работает музей А. С. Грина, а в старокрымском доме писателя развернута мемориальная экспозиция.

О курортном Крыме двадцатых-тридцатых годов немало написано сатириками и юмористами: книга «Вишневые усмешки крымские» Остапа Вишни, серия фельетонов «Путешествиепо Крыму» М. А. Булгакова, несколько рассказов М М. Зощенко.

«У Луговского было много любимых земель, его поэтических вотчин... но, пожалуй, самой любимой землей для него, северянина, всегда оставался Крым». Так писал о поэте К, Г. Паустовский. И это не преувеличение. Крым занимает в творчестве В. А. Луговского особое место, ему посвящено множество лирических стихов: «Черноморская эскадра в Ялте», «Санаторная ночь», «Предутренний час», «Журавлиная ночь», «Симеиз», «Мальчики играют на горе», «Севастополь», «Горком комсомола», «Ночь весны», а также поэмы «Эфемера» и «Юность», вошедшие в последнюю книгу поэта «Середина века».

Очень любил Луговской свое крымское стихотворение «Остролистник». Он считал это невзрачное крымское растение чем-то вроде символа веры и твердости духа.


Я зимой полюбил это крепкое племя.

Что сдружилось с ветрами на пасмурных кручах.

Ты весну открываешь в суровое время,

Жизнестойкий, тугой

остролистник колючий.


История Крыма - это сплетение Востока и Запада, история греков и Золотой Орды, татар и запорожцев, церкви первых христиан и мечетей. История Крыма - это легенда, это песня, записанная нотами пещерных городов, развалинами средневековых замков и крепостей, поражающими своей красотой и роскошью дворцов, сохранившихся до наших дней.

Поэтому рассказ о литературе Крыма не будет полным, если не вспомнить о крымскотатарских писателях и поэтах воспевавших в своих произведениях Крым.

Крымскотатарский поэт Мемет Ниязий (родился в 1878 г.) своим творчеством он пробуждает любовь к родному Крыму, воспевает свободолюбие и национальную гордость крымских татар. В 1911г. В Стамбуле издан его сборник стихотворений «Итхафат» («Посвящения») и в 1931г., в городе Пазарчыке - «Сагъиш» («Правое дело»). Кроме того, некоторые произведения Мемета Ниязий были опубликованы в сборниках «Кок китап» («Голубая книга»), «Къырым шиирлери» («Крымские стихи»).

Известный политический деятель, поэт и писатель Номан Челебиджихан (родился 1885г.) свои стихи начал писать еще юношей. Его лирику, созданную с большим мастерством и талантом, отличает философский характер. В ряде произведений он воспевает чувства патриотизма. Слова его стихотворения «Ант эткенмен!» («Я поклялся!») сегодня стали гимном крымскотатарского народа.

Его стихотворения «Чобан къызы» («Дочь чабана») 1912г., «Бастырыкъ» («Темница») 1913г., «Татарлар юрду» («Отчизна татар») 1914г., «Ёлджу гъарип» («Бедный путник») 1916г., «Сары ляле» («Желтый тюльпан»)1917г., отличаются глубоким национальным пафосом и свободолюбием.

О рассказе «Къарылгъачлар дувасы» («Молитва ласточек») написанной в 1913г., известный крымскотатарский деятель Джафер Сейдамет сказал: «Это произведение, будучи бессмертной частью литературы крымских татар, вечно будет сохранять свою значимость и силу!».

Бекир Ваапович Чобан - заде (крымскотат. Bekir Vaap oğlu Çoban-zade; 15 (27) мая 1893г.) - крымскотатарский поэт, учёный-тюрколог. Родился в провинциальном крымском городке Карасубазаре в семье пастуха. В 1904г.-1908г. учился в карасубазарской школе - рушдие. По окончании её, показавший отличные успехи Бекир, на средства местного мусульманского благотворительного общества был отправлен для продолжения обучения в Стамбул. Там в 1909 -1914 гг. он учился в престижном Галатасарайском лицее по словесному отделению. Параллельно с этим он окончил и трехгодичные высшие курсы арабского и французского языков при Стамбульском университете и получил право преподавания этих языков в средней школе и в лицеях. Во время учебы в Стамбуле Бекир опубликовал свои первые стихи, которые были подписаны псевдонимом Чобан-заде (в переводе «сын пастуха»).

В 1914 году Чобан - заде возвратился домой, а затем переехал в Одессу, где, а вскоре снова отправился в Стамбул. С осени 1914 по осень 1915 года он на правах вольного слушателя посещал Стамбульский университет и в этот же период познакомился с венгерским профессором Масарошем. В декабре 1915 года Бекир получил положительное решение относительно своей просьбы об учёбе в Будапеште и в январе 1916 года направился в Венгрию. Он поступил на историко-филологический факультет Будапештского университета. Здесь он вошёл в мир науки, начал изучать «Кодекс Куманикус» - знаменитый письменный памятник кыпчакского языка. Молодой ученый до окончания учебы завершил свою научную работу и в 1920 году защитил докторскую диссертацию. После окончания учебы Бекир преподавал в Будапештском и Лозаннском (Швейцария) университетах и в 26 лет стал профессором обоих университетов.

В конце 20-х годах молодой профессор возвратился на родину. В это время в Крыму происходили бурные политические события. В 1921 году была провозглашена Крымская АССР, и Чобан-заде был избран членом Центрального исполнительного комитета Крымской АР, участвовал в процессе революционного обновления общества. В 1922 г. стал профессором Крымского университета, а позже его ректором.

В 1924 г. по приглашению руководства Азербайджана приехал в Баку и в качестве профессора Бакинского университета активно участвовал в переходе от арабской письменности к латинской. В 1928 году против Бекира Чобан - заде развернулась клеветническая кампания в крымской и бакинской печати. Ученого обвиняли в пантюркизме, «буржуазном национализме». Несмотря на травлю в печати, Бекир Чобан-заде сохранил высокий авторитет в научных кругах. В 1930 -1935 годах он заведовал кафедрой узбекского языка в Ферганском пединституте, преподавал в Ташкентском университете, Бухарском пединституте, избран действительным членом Азербайджанского филиала АН СССР, в 1935 году избран членом Парижского лингвистического общества.

Бекира Чобан-заде арестовали 28 января 1937 года в Кисловодске. Он был обвинён в участии в деятельности «Милли Фирка», пантюркистском движении, в 1920-1937 годах, участии в националистических и пантюркистских организациях. 12 сентября, 1937 г. ВК ВС СССР приговорён к высшей мере наказания (ст. 60, 63, 70, 73 УК АзССР). В октябре 13 числа 1937 года великий патриот, ученый и просветитель был казнен.

Свой рассказ о литературном Крыме хочется закончить словами известного писателя XIX века Евгения Маркова: «Вот что, читатель, в одно и то же время смущает и чарует твою фантазию, когда ты переносишься на Южный берег Крыма. Между твоим настоящим и твоим прошедшим разверзается бездна, и ты чувствуешь себя в плену у какого-то нового для тебя мира. Оттого ты смотришь на все, как во сне, обольстительном и невероятном сне. Ты долго будто не веришь волшебным декорациям, развертывающимся кругом тебя: этому синему морю, слитому с небом, этой подоблачной стене скал, этим деревенькам-игрушкам, которые словно уронил кто-то в хаос утесов и зелени. Зато, когда ты покидаешь Южный берег, когда волшебные декорации остаются вдали от тебя, душа твоя томится по ним, как по потерянному раю; мнимое сновиденье делается действительным сновиденьем наяву; оно дразнит тебя своими картинами, которых яркость закутана теперь туманом, но которые тем привлекательнее и назойливее, чем они стали неопределеннее. Люди, пожившие в Крыму и изведавшие наслаждения, которые дает только один Крым, никогда не забывают его».





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал