7


  • Учителю
  • Урок вне классного чтения по современной литературе в 10 классе по рассказу П. Алешковского

Урок вне классного чтения по современной литературе в 10 классе по рассказу П. Алешковского

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Данная разработка урока, на мой взгляд,включает в себя два инновационных направления. Это, во-первых, использование интерактивного обучения каксамого рационального пути для формирования коммуникативной компетенции,во-вторых, это опыт внедрения метапредметных знаний,
предварительный просмотр материала

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ (ПО РАССКАЗУ П. АЛЕШКОВСКОГО «СЕКРЕТ ДОЛГОЛЕТИЯ»)

Автор разработки: Потапушкина Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия№1» г. Бийска Алтайского края

ТЕМА УРОКА «ЧТО НАША ЖИЗНЬ?...». СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?


Цель: формирование собственной жизненной позиции на основе изучения рассказа П.Алешковского «Секрет долголетия»


Задачи:

1) совершенствовать навыки интерпретации целостного текста;

2) развивать коммуникативную компетенцию учащихся через сотрудничество в группе, поиск информации, её обработку, презентацию;

3) привлечь внимание учащихся к социально-нравственной проблематике рассказа, формирование чувства ответственности за свою судьбу.


Ход урока:


1. Актуализация темы


Сегодня у нас урок внеклассного чтения по современной литературе, но, чтобы не произошло такого резкого перехода от классики, в которую вы сейчас погружены, к современности, ведь разница во времени между событиями, происходящими, например, в романах «Отцы и дети», «Война и мир». «Преступление и наказание» и событиями современных произведений - более 150 лет, я начну урок с цитат из классики. СЛАЙД 1.


1)М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - из внутреннего монолога Печорина: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?...А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных….»


2) Л.Н. Толстой «Война и мир» из внутреннего монолога Пьера Безухова: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что я такое? Какая сила управляет всем?...»

- Что общего в этих высказываниях? Какое слово является ключевым в этих цитатах?

Примерные ответы учащихся даны в скобках. (Это размышления о жизни, о своём месте и предназначении, о трудностях жизненного выбора, способности отличать главное от второстепенного, хорошее от плохого.)


- Такие вопросы задавали себе литературные герои, а значит, и типичные представители того времени, в начале и середине 19 века. Современный человек задаёт себе такие вопросы и в каком возрасте чаще всего?

(Возможно, это сигнализирует, что человек либо не может выбрать свою дорогу, либо утратил её, либо та, что есть, потеряла свое значение.)


- О чём мы будем сегодня говорить?


- Тему сегодняшнего урока мы определили, но чтобы она зазвучала красиво, я предлагаю её сформулировать так: «Что наша жизнь?...». СЛАЙД 2


Все вы помните эти слова, ставшие афоризмом, из "Пиковой дамы" А.С. Пушкина. Герой А.С.Пушкина Герман представляет себе жизнь как игру, сравнивает с игрой.


- Случайно ли, что во все времена, в любой точке мира каждый человек задаёт себе подобные вопросы?


(Нет, это не случайно, человек должен осознавать значимость своей жизни, для этого у него должна быть цель. - зачем я пришёл этот мир? Что я хочу сделать? Жизненные установки. То есть этот вопрос закономерен.)


СЛАЙД 3. Случайность и закономерность. Определения слов как философских терминов.


- А бывает так, что какая-то случайность является импульсом к подобным размышлениям, которые являются закономерными для жизни любого человека? Обратите внимание, как случайность и закономерность взаимосвязаны в нашей жизни. Очень часто эти понятия неразрывно связаны друг с другом.


- А то, что происходит в вашей жизни, зависит от случайностей? Или все события закономерны?


Поднимите руки, кто считает, что его жизнь наполнена случайностями? У кого все события закономерны?


- Так что вообще наша жизнь - случайность или закономерность?

Добавляем эти слова к теме урока.


СЛАЙД 4. Краткая справка о современном писателе П. Алешковском.


Сегодня мы будем анализировать рассказ современного писателя Петра Алешковского «Секрет долголетия» - см. ПРИЛОЖЕНИЕ.

Несколько слов об авторе. Пётр Ма́ркович Алешко́вский (род. 22 сентября 1957 года, Москва) - русский писатель, историк, радиоведущий, телеведущий, журналист.


2. Анализ рассказа. Характеристика героев.


-Давайте познакомимся с героями рассказа «Секрет долголетия». Это Люська и Старик. Каков их возраст?


- В какой период своей жизни встречаются наши герои?

Люська: «мечтала сделать в своей жизни что-то стоящее»

Старик: «доживал»


- Жизнь - это дорога, путь. Я обозначу жизненный путь наших героев такими линиями.


__________?



____________________________?_________________


Часто важные встречи в нашей жизни происходят случайно. Судьба сводит героев в Казино. (нарисовать).


Вот отрывок из текста: «Игра затянет, это воронка, из которой выплыть практически невозможно. Она съедает людей, старит сердца» - Старик..


- Давайте конкретизируем наш вопрос, который мы задали в начале урока: ЧТО НАША ЖИЗНЬ? СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ? и переформулируем его относительно героев.


- Какую роль играют случайности и закономерности в жизни героев - Старика и Люськи? ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ.


Для того чтобы ответить на этот вопрос, вы будете работать в группах. Каждая группа получает свою тему, своё задание, свои вопросы. Рекомендации по организации работы в группах лежат у вас на столе. Вы самостоятельно распределяете роли в группе.

Аналитики - анализируют текст и делают выводы

Докладчик - выступает с итогами работы группы

Оппонент - задаёт вопросы другим группам

Историк - комментирует исторические факты, детали

Философ - делает краткие выводы, создаёт афоризм

Оформитель - оформляет итоги работы на доске и бумаге


Итогом работы группы должно стать не только выступление докладчика с результатами вашей совместной деятельности в группе, но и дополнение знаками, рисунками вот этих двух линий жизни, кружка «казино» по вашему усмотрению. Регламент работы в группах - 5 -7 минут. Проходит 5 минут - я звоню в колокольчик, вы заканчиваете работу.

Итоги работы группы представляет 1-2 человека ( один рассказывает, другой рисует). Главное условие - внимательно слушать друг друга.


3. Организация работы в группах


1 ГРУППА. Пространство в рассказе. Казино.


Вопросы для самостоятельной работы группы:


1)Как вы понимаете авторскую характеристику завсегдатаям Казино («вор в законе Маныч», «Прокурор, падающий бревном», «тупорылый Лётчик»)?

2)Какую часть общества представляют эти люди? По каким принципам они живут? Что больше всего ценят?

3) Место событий - Казино - это воплощение случайности или закономерности? Почему?


(Казино - это объединение случайностей и закономерностей. Игра - как повезёт. Игроки попадают кто как: кто случайно зашёл, да там и остался, сделав игру смыслом жизни. А кто считает это смыслом своей жизни, поэтому попадает туда закономерно. Но так или иначе, все, кто становится игроком, попадают в порочную воронку, случайно выигрывая или проигрывая, превращаются в «тупорылого лётчика» - закономерно. (деталь - «гадание на ромашке» - надежда на счастливый случай).

Общество: криминал - Вор в законе Маныч, власть - Прокурор, падающий бревном, Лётчик тупорылый- уподобился времени - как антитеза Старику и упрёк лётчику, т.к. предал и унизил свою благородную профессию? оказались в одном ряду (хозяева жизни). Это пошлый, беспринципный мир, где во главу угла ставятся деньги, добытые лёгким путём.)


- В какое время живут герои? Благоприятное это время для жизни?


(Люди не защищены от насилия, социальной несправедливости, хамства, грубости, очень легко поддаться соблазнам, выбрать, на первый взгляд, лёгкий путь в жизни, легко сломаться, опустить руки. Этот чаще несправедливый, пошлый мир преждевременно губит людей.)


- Как противостоять этому? Как не изменить своим принципам?


2 ГРУППА. Рассказ о жизни Старика.


Вопросы для самостоятельной работы группы:


  1. Какие события в жизни Старика вы считаете закономерными? Какие случайными?

  2. Какие жизненные испытания пришлось пережить Старику? Смог ли он их преодолеть и почему?

  3. Почему Старик выступает со своими песнями в Казино?

4) Что значит фраза «Скорее, был им (игроком) всю жизнь»? С кем или с чем играл старик? В игре, как известно, есть победители и побеждённые? К какой категории мы отнесём Старика?

5)Долголетие Старика - это случайность или закономерность? Старик принимает достойную смерть? Мог ли он поступить по-другому?

6) Постарайтесь объяснить, почему автор не дал имени герою. Что это значит - автор обезличивает героя или это дань уважения к его мудрости и стойкости?


(Любимое дело, профессионал, романтик, был капитаном, ходил в Арктику и Антарктику. Честен, принципиален. Из-за завистливых чиновников попал в тюрьму. Отсидел, потому что не дал взятку. Женился, но вскоре схоронил жену. Музыкально одарён. Сочиняет песни, зарабатывает на жизнь игрой на гитаре в Казино. Азартен, но никогда сам не играет. Мастер, романтик. Искренен. Предан своей профессии и мечте. Мастерит парусники. Погибает, защищая девушку. Все поступки (жизненные вехи) закономерны - это честный человек с сильной волей. А тюрьма - случайность, которая его не сломала. И даже песни его - предпочел жизни в лучах славы петь в казино, отвлекая людей от игры, которая «засасывала» - закономерны. Он капитан - ведёт по жизни - спасает всех.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


- Как характеризует Старика его увлечение макетами кораблей?


- Часто ли приходится делать выбор Старику?


-Почему никогда не играл, только потому, что не было денег?


(Игра может быть опасна, если в основе лежит азарт, ничем не контролируемый, когда игрок полагается только на судьбу. Но есть игры, которые основаны на расчёте, воле и логике. Именно воля, внутренний стержень, самоуважение, помогли Старику выстоять в трудных ситуациях.


- В чём секрет долголетия Старика? Он прожил счастливую, достойную жизнь?


(Занимался любимым делом.)

- Сейчас популярное выражение есть «Бери от жизни всё». Старик брал или отдавал?


(Отдавал людям своё мастерство, дарил радость своими песнями, отвлекая от опасной игры, которая губит человека, даёт ложные ориентиры (можно добыть всё очень легко). Показывая другой, настоящий, реальный мир. Наконец, отдал жизнь. Он щедрый. У него богатый жизненный опыт с нравственным содержанием в противовес современности. Был предан своей профессии, жил увлечённо, интересно, насыщенно. Секрет его долголетия - это не внезапное озарение, а результат его жизненного опыта.)


3 ГРУППА. Рассказ о жизни Люськи.


Вопросы для самостоятельной работы группы:


1)Какие события произошли в жизни Люськи до того, как она пришла работать в Казино? Они случайны или закономерны?

2)Почему она пришла работать в Казино? Как её характер проявляется в игре и в отношении к посетителям Казино?

3)Какое влияние оказали на Люську общение со Стариком и сам факт его смерти?

4)Как распорядилась завещанным имуществом Люська? Можно ли сказать, что вместе с имуществом она получает в наследство секрет долголетия от Старика?

5)Затянет Люську «воронка» Казино, или Люська достойна долгой и счастливой жизни? Как может сложиться её жизнь?

6)Почему автор так называет героиню - Люська?


Целеустремлённая, своенравная. Ушла из дома, бросила мужа - это закономерность. Способная. Считала, как Архимед. Упорная. Тренировалась на картах. Не была суеверна, т.е полагалась на свои силы. Ценила искренность - «не было фальши». Не искала лёгких путей, не поддавалась соблазнам жизни. Хотела приличной жизни, в которой мечтала «сделать что-то стоящее». Решительная, целеустремлённая.


- Затянет «воронка» Люську, как говорил Старик или нет? Какие предпосылки? Фрагмент «В квартире Старика». Передала коллекцию парусников - это свидетельствует о безразличии Люськи к памяти Старика или наоборот? Проявляет благородство, услышала идею старика.


- Как может сложиться её жизнь? Это случайность или закономерность? Какую роль в её жизни сыграл Старик?


(История Старика и Люськи - это подтверждение того, что жизнь - цепочка сучайностей и закономерностей: нападение лётчика - случайность, Старик встал на защиту - закономерность, Люська оставила себе именно этот парусник как напоминание о хозяине, о праведной жизни, долгой и счастливой. Закономерно, что этот случай стал отправной точкой новой жизни Люськи, т.к. у неё изначально была высокая цель, но не случись этого, воронка могла бы её «засосать», как засосала Лётчика, Прокурора и других. А Старик, хоть и не ставил перед собой высоких целей, но, напевая свои песни в казино, сам того не подозревая, отвлекал присутствующих от низменного. Он, как этот парусник, прожил мятежную жизнь, которая и была продлена Люськой в её памяти, в памяти людей, которые будут посещать музей, слушать его песни).


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВОПРОС:


- Какое отношение к судьбе героев имеет фраза «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю» (Архимед)?


(Для Люськи такой точкой опоры стал Старик. Не будь его, то неизвестно, как бы повернулась её жизнь. А так мы можем надеяться, что она проживёт долгую и счастливую жизнь.)


4. Итоговые вопросы:


- Почему героями стали представители разных поколений? От юности до старости?


(Жизнь не прервётся, если нам будет что передать последующему поколению, что-то подарим этому миру. Жизнь Старика была не напрасна)


- Финал рассказа больше трагичный или жизнеутверждающий?


(Наши герои не допустили проникновения в свою душу пошлости и грязи)


ВОПРОС ДЛЯ ФИЛОСОФОВ:

- Может ли долголетие быть связано со случайностью и закономерностью? В чём смысл названия рассказа?

ВОПРОС ДЛЯ ИСТОРИКОВ:

-Прочитайте историю парусника «Кати Сарк». СЛАЙД 5. Какое отношение она имеет к истории жизни Старика? Что общего можно обнаружить в этих историях?


Выводы о смысле названия рассказа, фотмулировки темы и значении философских понятий:


- Почему рассказ называется «секрет долголетия»?

Люська память старика вся жизнь впереди. Она поняла, что именно стоящее надо сделать, чтобы прожить долгую и счастливую жизнь.


Старик жизнь песни спасение жизни память (песни, парусник).

Обратить внимание на схему. Можно нарисовать ещё одну ступень от Люськи до других людей (парусники Старика, диски с песнями).


(А можно прожить долгую жизнь, но не оставить никакого следа после себя - забудут - закономерно.).


- В чём секрет долголетия?


(В любви к жизни. Если ты любишь жизнь, то она ответит тебе взаимностью).


-Что наша жизнь?


(Это многообразие жизни вот эта жизнь в её многообразии - она прекрасна. И за это её нужно ценить и любить. Жизнь человека состоит из разных этапов. А как вы думаете, как распределяются случайности и закономерности в продолжение всей жизни человека? например, рождение человека - это случайность, сама жизнь наполнена случайностями и закономерностями, сколько проживёт человек и каков будет финал его жизни - это чаще закономерность.)


5. Заключительное слово учителя:

Заканчивается наш урок, для меня время общения с вами было очень значимо и ценно. Мне бы хотелось, чтобы и вы дорожили каждой минутой своей жизни, чтобы цель, которую вы перед собой поставили, осуществилась.


Посмотрите на схему, которую вы заполнили. По сути дела это модель жизни, а наполняем мы её каждый своим содержанием.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Секрет долголетия Пётр Алешковский

У Люськи были пугающе большие глаза, черные и чуть раскосые, унаследованные от казахских предков. А еще - чуть выпирающие скулы, влажные, слегка припухлые губы, подобранная фигурка и кошачья походка. Вышеперечисленное притягивало к ней взгляды мужчин. Когда она пришла наниматься на работу в казино, директор сразу посмотрел на ее пальцы, длиннющие и крепкие, затем задал специальные задачки на память и на устный счет. Со зрительной памятью у Люськи все было в порядке, а считала она, как Архимед. Девушка чувствовала карты. Нещадно тренируясь, она добилась того, что ее замесы, раздача и выкладка превращали клиентов в кроликов, стекленеющих перед глазами удава.

В шестнадцать лет она ушла из дома от матери-портнихи, в восемнадцать бросила мужа, мелкого бандюгана, и решила зажить самостоятельно. Денег от казино хватало, чтобы снимать квартиру и платить за учебу на факультете журналистики. Люська хотела приличной жизни, в которой мечтала сделать что-то стоящее.

Директор, менеджер зала, коллеги-крупье оценили ее - Люська редко сливала игру за игрой, что случается, когда клиентам удается пересидеть банкующего. Она всегда подменяла уставших, была выдержанна и корректна и не страдала от суеверий, как большинство находящихся в игорном доме людей: не слюнила пальцы, не ходила с грязными руками, дабы задержать, не смыть удачу, не выстукивала ногтем на фишке секретное число. Холодно, но с интересом оглядывала она игроков, срезала колоду длинным мизинцем, размазывала солнышком по сукну так, что карты текли рекой из ладони. Исполняла замес, вливая колоду в колоду со звуком, рождавшим на лбу у игроков первую испарину, и начинала сдачу стремительным пробросом. Карты, как бумажные самолетики, планировали по дуге на стол и, проплыв по сукну, вальяжно швартовались у рук клиента. Затем следовал щелчок - она припечатывала колоду банкирской картой. Над столом зависало ощущаемое каждым нервом электрическое поле - у Люськи даже начинало покалывать подушечки пальцев. На мгновение время застывало, она любила этот момент: казалось, что окунаешься в какую-то зловещую вечность.

Игроки поднимали напряженные глаза и начинали тянуть сдачу. Кто-то смотрел по одной, будто гадал на ромашке, некоторые поднимали сразу все четыре, стискивая при этом прямоугольные лепестки так, что пальцы белели от напряжения. А ее уже распирал азарт. Игроки - такие же люди, только они играют на деньги, а ты на фишки, на казино. Так говорила она себе, но, словив уже необходимый кураж, рвалась начать, игра захватывала ее - она и приходила сюда ради нее, только вряд ли это осознавала.

За ней пытались ухаживать, пьяные негодяи грубо приставали, обещали деньги и вечное счастье, но она никогда не вступала в связь с клиентами, и не потому, что нельзя по уставу - она предпочитала играть с ними, как котенок с придушенной мышкой. Она заверяла себя, что никого не боится: ни вора в законе Маныча, ни тупорылого Летчика, ни вечно пьяного грубияна Прокурора, падающего бревном в служебную машину, что дожидалась его всю ночь у дверей. Одного человека она выделяла в заведении - Старика. Он был высокий и сухой и еще очень крепкий для своих восьмидесяти. Когда-то он слыл знаменитым капитаном во Владивостоке. Завистливые береговые чиновники подставили его, Старик из гордости не стал откупаться и отсидел в балахонской тюрьме десять лет - от звонка до звонка.

Освободившись, он осел здесь, женился на вдовой, похоронил ее и доживал, зарабатывая на жизнь игрой на гитаре. Он пел баллады и песни собственного сочинения. Найди его правильный продюсер, Старик покорил бы всю страну с ее столицей, но он отказывался выступать даже в доме культуры и клубах, сохраняя верность казино. Он выступал в два приема - в начале и в конце вечера. Пел Старик о предательствах и изменах, о недостижимой любви, о страсти, заставляющей терять голову и совершать необдуманные поступки, о прекрасных глазах оскорбленной женщины, сверкнувших, как лезвие. Его песни отвлекали игроков - они начинали слушать, грустнели, а их руки совершали ошибку за ошибкой. Ребята с телевидения даже сняли его концерт, а один поклонник записал четыре больших диска, но пустить их в продажу Старик не позволил.

Люська случайно словила его взгляд, внимательно следящий за сдачей, и еле заметную улыбку потом, когда она виртуозно выиграла тяжелую и, казалось, проигрышную игру.

Похоже, он тоже жил в пространстве, сжавшемся до кучки карт, но скудный заработок не позволял ему сесть за стол. Он пел, а она усилием воли приказывала себе не отвлекаться. Слушала его только в те удачные моменты, когда менеджер заменял ее другим крупье, давая передохнуть. Затаив дыхание, следила она за неспешным рассказом под гитару, в его историях не было фальши.

Домой он уходил последним, Люська часто провожала его: они жили в соседних домах. Старик приглашал зайти, кипятил мягкую воду из родника и заливал ее в стеклянный чайник с крышкой, на дне которого лежали два серых шарика. Чай назывался «Секрет долголетия». Оставшиеся в живых верные друзья присылали чай, купленный напрямую у китайцев. От кипятка шарики раскрывались в виде цветочного бутона с распустившимися верхними листочками. За две минуты, отмерянные по песочным часам, напиток набирал прозрачный изумрудный цвет. Вкус его был невероятно насыщенным и свежим - в голове прояснялось, и спать уже не хотелось. Старик рассказывал о походах в Арктику и Антарктику.

В свободное время днем - а спал он мало - Старик мастерил копии парусников. Их в квартире было семнадцать, восемнадцатый еще не «сошел со стапелей». Он сам добывал чертежи, отливал малюсенькие пушечки, вил лилипутские канаты, кроил паруса. Люська смот­рела на корабли с тем же восхищением, с каким слушала его пение.

Ему было приятно ее обожание. Старик был сама галантность. Он всячески уговаривал ее бросить казино.

- Игра затянет, это воронка, из которой выплыть практически невозможно. Она съедает людей, старит сердца.

- Ведь вы сами игрок, я знаю.

- Скорее был им всю жизнь.

- То-то в ваши восемьдесят больше шестидесяти никто вам не даст.

- Я, видишь, какой чай пью, - отшучивался он, - знаю секрет долголетия.

Во второе воскресенье сентября к полуночи пришла крупная игра. Летчик проигрался в пух и вдруг вскочил и, грязно матеря Люську, обвинил ее в мошенничестве. Охранники проморгали - он выхватил нож и принялся махать им перед ее глазами. Люська обозвала его ублюдком. Глаза проигравшего налились кровью, он уже ничего не соображал. Неизвестно как между ними возник Старик. Нож Летчика вошел в его грудь, как в масло.

На похоронах директор казино передал Люське ключ от завещанной ей квартиры. Старик заранее оформил документы у нотариуса. Она вошла на кухню, хотела заварить чай, но нигде его не нашла. Тогда, положив локти на стол, она стала смотреть на чайный клипер «Катти Сарк», чьи стремительные обводы нельзя было спутать ни с одним из парусников мира. Вдруг она услышала голос Старика, а затем и сам он, маленький, соразмерный модели, вышел с гитарой из дверей кубрика. Он сел на малюсенькую пороховую бочку и запел балладу о доле моряка и о его любимой, оставшейся на пирсе. Затем исполнил несколько веселых песенок о боцмане-раззяве и под конец: «В бой идем, не умрем, ни за что не умрем» - про оборону Порт-Артура. Потом поднялся, взял левой рукой гитару за гриф, поклонился ей и скрылся в дверях с маленькими цветными стеклышками, которые он не гнушался подбирать на городских помойках. В осиротевшей квартире она поклялась, что передаст флотилию в Балахонский музей, оставит себе только чайный клипер, а диски отвезет в Москву.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал