- Учителю
- РП по литературе в 5 классе по программе Школа 2100
РП по литературе в 5 классе по программе Школа 2100
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Башкирская гимназия»
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
на заседании методического совета
протокол №___
от ____.08. 2016
УТВЕРЖДЕНО
приказом МОАУ
«Башкирская гимназия»
от _____ 2016 № ____
РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
------------------------------
Протокол № ____
от ____ .08.2016
Рабочая программа
учебного предмета «ЛИТЕРАТУРА»
5АВ классов
Составитель:
Адулина Наиля Нардисовна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОАУ « Башкирская гимназия»
Нефтекамск 2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные и правовые основания разработки рабочей программы по предмету Литература, 5 класс:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании» в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт 2004.
3. Примерная программа основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения (сайт www.ed.gov.ru).
</ 4. Авторская Программа по курсу "Литература»(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова). //Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева и при участии доктора пед. наук О.В. Чиндиловой). - М.: Баласс, 2010).
5. Положение о рабочей программе.
6. Учебный план МОАУ «Башкирская гимназия» ГО город Нефтекамск Республика Башкортостан на 2016 -2017 учебный год
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА (УМК)
-
Литература: 5 класс. 1Ч. Учебник для общеобразовательных учреждений /Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева - М.; Баласс, 2014
-
Литература: 5 класс 2Ч.Учебникдляобщеобразовательныхучреждений /Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева - М.; Баласс, 2014/
-
4)Уроки литературы в 5 классе по учебнику-хрестоматии «Путь к станции «Я» Е.С.Барова /авт. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева-М.; Баласс, 2014/
-
Литература : 5 класс.Рабочие тетради по литературе к учебнику Р.Н.Бунеева и др. /БароваЕ.С.,Богданова - М: Баласс,2014/
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
-
биографические сведения о писателе;
-
содержание прочитанных литературных произведений;
-
понятие о приключенческой литературе и литературном герое;
-
понятия вымысла и авторского замысла в литературе;
-
что такое литературный портрет;
-
отличительные признаки стихотворной речи;
-
понятие о детективной литературе; особенности сюжета и композиции в детективе;
-
изученные теоретико-литературные понятия.
уметь:
-
формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы;
-
понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;
-
уметь характеризовать героев;
-
определять роль портретной характеристики героя;
-
видеть в тексте средства создания характера героя;
-
узнавать приключенческую литературу по её признакам;
-
делать выводы об особенностях художественного мира приключенческой литературы;
-
выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
-
писать сочинения разных жанров;
-
анализировать литературное произведение;
-
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров;понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;
-
пересказывать прозаическое произведение с использованием цитат из текста и образных средств русского языка;
-
создавать устное монологическое высказывание;
-
отличать литературный портрет от обычной биографии;
-
определять в произведении элементы сюжета, композиции;
-
отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
-
сопоставлять героев;
-
понимать ключевые проблемы произведения;
-
сопоставлять произведения;
-
сопоставлять легенду и её интерпретацию в художественном произведении;
-
выразительно наизусть стихотворения;
-
узнавать фантастическую литературу по её признакам;
-
отличать сказку от произведения фантастической литературы;
-
узнавать детектив по его жанровым признакам;
-
различать повесть и рассказ по их признакам;
-
различать в произведении автора и рассказчика;
-
определять стихотворный размер;
-
понимать русское слово в его эстетической функции.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение
Литература как искусство словесного образа. Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Портрет. Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя. Авторская позиция. Заглавие произведения. Н.С.Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капитаны».
Часть I. От чего захватывает дух
Н.С. Гумилёв. Стихотворение из цикла «Капитаны»
Раздел 1. Жизнь по законам чести
Художественный вымысел. Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и её героев бессмертными. А.Дюма «Три мушкетёра». Эссе как жанр литературы. Н.Г.Долинина «Честь и достоинство». Ж.Верн. Биографические сведения о писателе. Ж.Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж.Верна. Литературные роды и жанры. Эпические жанры (роман).
Раздел 2. Шифры и клады
«Законы» приключенческой литературы. К.Г.Паустовский «Эдгар По». Понятие о литературном портрете. Сюжет и композиция. Рассказ Э.По «Золотой жук». Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе. Эпические жанры (повесть). А.Н.Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести.
Раздел 3. Экстремальные ситуации
Дж.Лондон. Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Эпические жанры (рассказ). Героический характер. Пейзаж. Дж.Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Нравственные уроки приключенческой литературы. Человек в единоборстве с судьбой. Б.С.Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.
Раздел 4. Как мы становимся взрослыми
Марк Твен. Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Марк Твен «Приключение Гекльберри Финна» (главы). Образы детей в произведениях, созданных для взрослых и детей. Проблемы взаимоотношений детей с миром взрослых. Серьёзное и смешное в окружающем мире и в детском восприятии. В.П.Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни. Большие события и маленькие герои в литературе. М.Ю.Лермонтов «Парус». Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе.
Раздел 5. Правда истории и вымысел
В.А.Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе. Баллада А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Легенда и её интерпретация в художественном произведении. Традиции народной поэзии в создании образов «Песни…». Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в «Песни…». Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси. М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа стихотворения. Изображение исторического события. Переложение исторического факта в художественном произведении. Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.
Раздел 6. Романтика неизведанного
Ритм, рифма. Строфа. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Стихи о прекрасном и неведомом: А.Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…», Н.Гумилёв «Жираф», В.Маяковский «А вы могли бы?», М.Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне…», Д.Самойлов «Сказка», В.Берестов «Почему-то в детстве…». Лирика. Лирические жанры.
ЧастьII. Что можно увидеть с закрытыми глазами
Раздел 1. «Мир, «затерянный» в нас»
Правдоподобие и фантастика. Фантастическая литература и её читатель. «Законы» фантастической литературы. А.Конан Дойл. «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.
Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика
Правдоподобие и фантастика. Нравственные проблемы в фантастической литературе. А.Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность учёных перед человечеством. РэйБрэдбери. Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы. Р.Брэдбери «И грянул гром» (в сокращении). Особенности сюжета рассказа. Последствия поступков человека для будущего. Роль фантастики в мире художественной литературы. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Н.В.Гоголь. Реальное и фантастическое в художественном произведении.
Н.В.Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.
Раздел 3. Сказка и фантастика
Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором. А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке. Литературная сказка. А.С.Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие от волшебной сказки.
Часть III. В лабиринте событий
Сюжет и композиция. Детективная литература и её читатель. Жанровое многообразие детектива. «Законы» детективной литературы. Э.По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как класический детективный рассказ. А.Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе.
Часть IV. Я и другие
Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы. Повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе». Средства создания характеров героев. Уроки добра и справедливости в повести. Судьбы героев повести. Повесть и рассказ. М.М.Пришвин «Кладовая солнца. Сказка и быль. Роль пейзажа в художественном произведении. Авторская позиция. Л.А.Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы). Выдуманная страна детства. Г.Белых, Л.Пантелеев «Республика Шкид» (главы). Проблема становления характера в повести. В.Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества. Стихи о детях: Д.Самойлов «Из детства», Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться», В.Берестов «Мама уехала». Стихи и проза.
ЧастьV. Мы не можем без них или они без нас?
Образы животных в произведениях художественной литературы. А.П.Чехов «Каштанка». А.И.Куприн «Ю-ю». К.Чапек «С точки зрения кошки».
Нравственные проблемы в произведениях о животных. Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов. Э.Сетон-Томпсон «Чинк», Дж.Даррелл «Гончие Бафута». Стихи о животных: С.Есенин «Песнь о собаке», И.Бунин «Змея», Н.Заболоцкий «Лицо коня», В.Инбер «Сеттер Джек», Б.Заходер «Памяти моего пса». Ритм, рифма. Размер. Строфа. Способы создания художественной выразительности в поэзии.
Тема 14: «Обобщение»
Мир твоих читательских интересов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.Сочинение размышление о книге (по разделу «Жизнь по законам чести»).
4.
Шифры и клады
8
3.Сочинение-размышление о литературном герое (по разделу «Шифры и клады»).
5.
Экстремальные ситуации
6
6.
Как мы становимся взрослыми
9
4.Сочинение-рассказ о литературном герое (по разделу «Как мы становимся взрослыми»).
7.
Правда истории и вымысел
6
5.Сочинение-сравнительная характеристика двух героев.
8.
Романтика неизведанного
3
ЧастьII. Что можно увидеть с закрытыми глазами
9.
Мир, «затерянный» в нас
2
10.
Научная и «ненаучная» фантастика
8
11.
Сказка и фантастика
7
6.Сочинение-подражание (по части II учебника «Что можно увидеть с закрытыми глазами»).
12.
Часть III. В лабиринте событий
5
7.Сочинение детективной истории.
13.
Часть IV. Я и другие
14
14.
ЧастьV. Мы не можем без них или они без нас?
13
8.Сочинение по разделу «Мы не можем без них или они без нас?..».
15.
Обобщение
3
Итого:
97
8
105 часов
6