7


  • Учителю
  • Планирование уроков литературы по Коровиной

Планирование уроков литературы по Коровиной

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Лицей № 4 г. Дмитрова»

(МОУ «Лицей № 4 г. Дмитрова»)

141800, Московская область, г. Дмитров, микрорайон Махалина, д. 15

тел./факс 8 (496) 224-04-40, e-mail - info@dm-sch04.ru</, сайт - dmou4.edumsko.ru/



Директор

МОУ "Лицей №4 г.Дмитрова"

___________ Т.В.Малинникова

приказ №____ от «___» августа 2016г.

на основе решения педагогического совета протокол № 1





РАБОЧАЯ программа (ФГОС)



по литературе



9 в класс

















Составитель: учитель русского

языка и литературы

Евсеева Светлана Ивановна



















Дмитров, 2016 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной «Коровина, Полухина, Журавлев: Литература: программы 5-11 класса (базовый уровень) 10-11 класса (профильный уровень). - М.: Просвещение, 2010» (страницы 45-55) и реализована в учебнике «Коровина В.Я. , Журавлёв В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 9 кл.: Учеб.: в 2 ч.-- М.: Просвещение, 2015». УМК входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.

Рабочая программа разработана без внесения изменений в авторскую редакцию.

Цели курса:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

По учебному плану школы на предмет «Литература » в 9 классе отводится 102 часа, из расчета 3 учебных часа в неделю.

  1. Планируемые результаты

    1. Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу

Древнерусская литература

Выпускник научится:



• различать произведения разных эпох;

• понимать образную природу словесного искусства



Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

Литература 18 века

Выпускник научится:

• понимать содержание изученных литературных произведений;

• определять род и жанр литературного произведения



Выпускник получит возможность научиться:

• определять свой круг чтения и оценки литературных произведений;



Литература 19 века

Выпускник научится:

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• применять компьютерные технологии в собственной творческой деятельности (PowerPoint)

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать и анализировать основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и др.;

• искать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)

Литература 20 века

Выпускник научится:

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения



Выпускник получит возможность научиться:

• понимать и анализировать выразительность и соответствие авторскому замыслу;

• создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка



Зарубежная литература

Выпускник научится:

• понимать образную природу словесного искусства

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать средства выразительности, используемые поэтами для создания художественного образа

1.2.2. Организация проектной деятельности учащихся.

Проекты:

Литературные и литературно-мемориальные музеи и заповедники.

Истории создания произведений классиков русской литературы.

Литераторы - земляки.

2. Содержание учебного предмета «Литература»

9 КЛАСС (102 ч.)

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

История литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.)

Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества.

Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия, его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героев. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из русской литературы XIX века

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж,

роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской пиры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии, критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний») Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

( Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», « Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», « Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере

творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество

(Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Ге рой нашего времени» - первый психологический рома! в русской литературе, роман о незаурядной личности Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский)

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» ее философско-композиционное значение.. Поэзия Лермонтова «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», « «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю..,

«Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи - значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Мертвые души» - история создания.. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюции образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского.

Александр Николаевич Островский.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире.

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победы добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форм., раскрытия психологии героя.

(Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися индивидуальным заданиям учителя.)

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника».

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в помести.

Теория литературы. Художественная фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.

Рассказ «Судьба человека».

Александр Исаевич Солженицын. «Матренин двор».

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о

поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков.

Из зарубежной литературы

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер.



У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

И..В. Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.



Список произведений для заучивания наизусть.



Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).

Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).

Н.М. Карамзин. Осень.

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»

«Евгений Онегин» (отрывок)

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. молитва.

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)

В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).

А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).

А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)



Список литературы для самостоятельного чтения.



Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

Д. И. Фонвизин. Бригадир.

Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.

А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

Н. М. Карамзин. История государства Российского.

А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Н. В. Гоголь. Петербургские повести.

А. Н. Островский. Пьесы.

Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.

И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.

Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.

Ф. М. Достоевский. Белые ночи.

А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.

И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.

М. Горький. Мои университеты.

Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Рубцова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.

М. А. Булгаков. Рассказы.

Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.

Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Тынянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустовского и др.

Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.

Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.

Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.

Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Комедии и трагедии. Ж.-Б. Мольер. Комедии.

ДЖ. Г. Байрон. Стихотворения

О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.

3. Тематическое планирование



Раздел

Количество часов

Планируемые образовательные результаты учащихся (Характеристика основных видов деятельности ученика по разделу)

Введение

2

Знать историко-культурный контекст изучаемых произведений; основные теоретико-литературные понятия; содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению.

Древнерусская литература

4

Знать историко-культурный контекст изучаемых произведений; основные теоретико-литературные понятия; содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению. Выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; выражать свое отношение к прочитанному.

Овладевать умением чтения наизусть стихотворных текстов и фрагментов прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору)

Литература 18 века

5

Знать историко-культурный контекст изучаемых произведений; основные теоретико-литературные понятия; содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению. Выявлять основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков, авторскую позицию.

Выражать свое отношение к прочитанному.

Сопоставлять литературные произведения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою

Литература 19 века

64

Знать историко-культурный контекст изучаемых произведений; основные теоретико-литературные понятия; содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению. Выявлять основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков, авторскую позицию.

Выражать свое отношение к прочитанному.

Сопоставлять литературные произведения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою

Литература 20 века

21

Знать историко-культурный контекст изучаемых произведений; основные теоретико-литературные понятия; содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению. Выявлять основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков, авторскую позицию.

Выражать свое отношение к прочитанному.

Сопоставлять литературные произведения; владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою

Зарубежная литература

5

Знать историко-культурный контекст изучаемых произведений; основные теоретико-литературные понятия; содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению. Выявлять основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков, авторскую позицию.

Выражать свое отношение к прочитанному.

Подведем итоги

1

Выявление уровня литературного развития учащихся



Итого

102 ч.





3.1. Календарно-тематическое планирование



урока

Наименование разделов и тем

Плановые

сроки прохождениятемы

Коррекция

1.

Введение

01.09-3.09



2.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся

01.09-3.09



3.

Древнерусская литература (4 ч)

Литература Древней Руси.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника. Проблема авторства «Слова»

01.09-3.09



4.

Сюжет и образная система «Слова»

05.09-10.09



5.

Художественные особенности «Слова», самобытность содержания, специфика жанра, языка.

05.09-10.09



6.

Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве

05.09-10.09



7.

Литература 18 века (5 ч)

Классицизм в русском и зарубежном искусстве. Общая характеристика литературы 18 века. Особенности русого классицизма.

12.09-17.09



8.

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Обличительный пафос произведения.

12.09-17.09



9.

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия.

12.09-17.09



10.

Н. М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме.

19.09 - 24.09



11.

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

19.09 - 24.09



12.

Литература 19 века (65 ч)

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме.

19.09 - 24.09



13.

В. А. Жуковский. Жизнь и творчество. Элегии и баллады. «Море»

26.09-01.10



14.

«Светлана». Особенности жанра баллады. Язык баллады.

26.09-01.10



15.

А. С. Грибоедов. Личность и судьба. Комедия «Горе от ума». Обзор содержания.

26.09-01.10



16.

Обзор содержания, чтение ключевых сцен комедии «Горе от ума»

03.10-08.10



17.

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

03.10-08.10



18.

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

03.10-08.10



19.

Язык комедии Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии.

10.10-15.10



20.

Р.р.Сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума»

10.10-15.10



21.

А. С. Пушкин. Жизнь судьба. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

10.10-15.10



22.

Дружба и друзья в лирике Пушкина.

17.10-22.10



23.

Лирика петербургского периода. Анализ стихотворений «К Чаадаеву», «Анчар». Проблема свободы и служения Родине. Тема свободы и власти.

17.10-22.10



24.

Адресаты любовной лирики Пушкина. «Я вас любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье».

17.10-22.10



25.

Анализ стихотворения Пушкина «Я вас любил…»

24.10-29.10



26.

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. «Пророк», «Памятник»

24.10-29.10



27.

Раздумья о смысле жизни в стихотворениях «Бесы», «Элегия». Обучение анализу стихотворения.

24.10-29.10



28.

Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина.

07.11-12.11



29.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

07.11-12.11



30.

Один день Онегина (1 глава).

07.11-12.11



31.

Онегин и Ленский в деревенском кругу

14.11-19.11



32.

Практикум анализа эпизодов «Сцена в саду», «Письмо Татьяны»

14.11-19.11



33.

Практикум анализа эпизода «Дуэль Онегина и Ленского»

14.11-19.11



34.

Практикум анализа эпизода «Вещий сон Татьяны»

21.11-26.11



35.

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина.

21.11-26.11



36.

Татьяна и Ольга.

21.11-26.11



37.

Эволюция взаимоотношений Онегина и Татьяны. Зеркальное построение романа.

28.11- 03.12



38.

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

28.11- 03.12



39.

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

28.11- 03.12



40.

Роман Пушкина в зеркале критики.

19.12 - 24.12



41.

А. С. Пушкин «Маленькие трагедии».

История создания.

19.12 - 24.12



42.

Своеобразие формы и содержания цикла.

19.12 - 24.12



43.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Парус», «Выхожу один я на дорогу…», «И скучно, и грустно…»

26.12 - 31.12



44.

«Нет, я не Байрон, я другой…», «Парус», «Выхожу один я на дорогу…», «И скучно, и грустно…»

26.12 - 31.12



45.

Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт»

26.12 - 31.12



46.

Адресаты любовной лирики Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий», «Я не унижусь пред тобой…»

12.01-14.01



47.

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума», «Предсказание».

12.01-14.01



48.

Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии

12.01-14.01



49.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.

16.01-21.01



50.

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

16.01-21.01



51.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера. «Тамань»

16.01-21.01



52.

Повесть «Княжна Мери». Образная система. Анализ сцены дуэли.

23.01-28.01



53.

Повесть «Фаталист»

23.01-28.01



54.

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

23.01-28.01



55.

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

30.01-04.02



56.

Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и роман в оценке В. Г. Белинского. Подготовка к сочинению.

30.01-04.02



57.

Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

30.01-04.02



58.

Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

06.02-11.02



59.

Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Гоголя.

06.02-11.02



60.

Поэма Гоголя «Мёртвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смыл названия поэмы.

06.02-11.02



61.

Чичиков у Манилова. Анализ эпизода. Подготовка к домашнему сочинению

13.02-18.02



62.

Урок-практикум «Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»»

13.02-18.02



63.

Урок-практикум «Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»»

13.02-18.02



64.

Образ города в поэме «Мёртвые души»

20.02-25.02



65.

Лирические отступления в поэме. Образ автора

20.02-25.02



66.

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

20.02-25.02



67.

Мёртвые и живые души. Соединение комического и лирического начал в поэме. Поэма в оценке Белинского

27.02-04.03



68.

Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

27.02-04.03



69.

Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

27.02-04.03



70.

А. Н. Островский «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

06.03-11.03



71.

Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

06.03-11.03



72.

Ф. М. Достоевский «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя. Роль истории Настеньки

06.03-11.03



73.

Л. Н. Толстой «Юность». Слово о писателе. Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести

13.03-18.03



75.

Чехов «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире

13.03-18.03



75.

Творчество Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета

13.03-18.03



76.

Литература 20 века (21 ч)

И. А. Бунин «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича.

20.03-24.03



77.

М. А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести.

20.03-24.03



78.

Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль

20.03-24.03



79.

М. А. Шолохов. О писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа.

03.04-08.04



80.

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека»

03.04-08.04



81.

Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Тема праведничества в рассказе

03.04-08.04



82.

Образ праведницы в рассказе «Матрёнин двор». Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи

10.04-15.04



83.

Сочинение по творчеству Чехова, Бунина и Булгакова

10.04-15.04



84.

Русская поэзия Серебряного века

10.04-15.04



85.

А. Блок «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…»

17.04-22.04



86.

Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина

17.04-22.04



87.

Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». Новаторство поэзии Маяковского

17.04-22.04



88.

Новаторство поэзии Маяковского

24.04-29.04



89.

М. Цветаева. Слово о поэте. Особенности поэтики Цветаевой. «Родина»

24.04-29.04



90.

Н. Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.

24.04-29.04



91.

А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

02.05-06.05



92.

А. Ахматова о поэте и поэзии.

02.05-06.05



93.

Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви.

02.05-06.05



94.

Твардовский. Раздумья о природе и Родине в лирике поэта. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.

08.05-13.05



95.

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 века.

08.05-13.05



96.

Сочинение по поэзии Серебряного века

08.05-13.05



97.

Зарубежная литература (5 ч)

Данте «Божественная комедия» (отрывки) Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер

15.05-20.05



98.

Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер

15.05-20.05



99.

Шекспир «Гамлет».

15.05-20.05



100.

Шекспир «Гамлет».

22.05-25.05



101.

Гёте «Фауст»

22.05-25.05



102.

Подведем итоги

22.05-25.05



Планирование составлено в соответствии с календарным графиком школы на 2016-2017 учебный год - 34 учебных недели.

3.2. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методическое

Программа под редакцией В.Я.Коровиной «Коровина, Полухина, Журавлев: Литература:

программы 5-11 класса (базовый уровень). - М.: Просвещение, 2010»

Учебно-методический комплект учащихся:

  • Основной учебник:

В.Я. Коровина. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2ч. М.: Просвещение, 2015

  • Дополнительные пособия:

В.П.Полухина. Читаем, думаем, спорим…: 9 кл. - М.: Просвещение, 2009

Учебно-методический комплект учителя:

  • Методические рекомендации к учебнику:

И.В. Золотарёва. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. - М.: ВАКО, 2009

Материально-техническое обеспечение

  • Ноутбук

  • Проектор

  • Колонки

  • Экран



Цифровые образовательные ресурсы:

www.fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.edu.ru - Федеральный образовательный портал

www.openclass.ru - Образовательный портал «Открытый класс»

www.wikipedia.ru -Универсальная энциклопедия «Википедия»

www.krugosvet.ru -Универсальная энциклопедия «Кругосвет»

www.rubricon.ru- Энциклопедия «Рубрикон»

www.slovari.ru- Электронные словари

www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Рус-

ская литература и фольклор»

www.myfhology.ru- Мифологическая энциклопедия









Рассмотрена и проверена на соответствие стандарта образования ШМО учителей _________________________

Руководитель ШМО ________________________

Протокол №1

от «___» августа 2016г.



Согласовано на методическом совете школы

«___» августа 2016г.

Председатель методического совета Е.В.Погодина







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал