7


  • Учителю
  • Разработка модуля Миниатюры Ю.Куранова и П.Куэльо(5-7 класс)

Разработка модуля Миниатюры Ю.Куранова и П.Куэльо(5-7 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тема занятия (модуль по литературе - 4 часа) «Чудо превращения (миниатюры Юрия Куранова и Пауло Куэльо».

Ознакомить учащихся с понятием «миниатюра»; познакомиться с новыми именами в литературе и их произведениями; научить их применять полученные знания в различных видах деятельности на уроках литературы.

Задачи :



Обучающие:

  • Научиться анализировать небольшие тексты(тематика; идея; делать выводы)

  • Сформировать навык нахождения проблемы в художественном тексте.

  • Начать выработку умения подбирать ассоциации к именам существительным, отрабатывать умения и навыки частичного анализа небольшого произведения.



Развивающие:

  1. Формирование умения сравнивать тексты разных писателей.

  1. Формировать умение делать выводы о роли деталей в тексте, обобщать изучаемые литературные факты и понятия.

  2. Развивать монологическую речь уч-ся и навык выразительного чтения лирических текстов.

  3. Развивать познавательный интерес уч-ся к литературе и художественному творчеству.

  4. Развитие творческих способностей в соединении с техническими средствами.



Воспитательные:

  1. Осознанное прочтение русской и зарубежной литературы.

  2. Выявление проблематики в текстах известных писателей.

  3. Воспитывать любовь к чтению, учить уч-ся видеть красоту языка.



Оборудование:

1.Тексты с произведениями Юрия Куранова и Пауло Коэльо.

2.Принадлежности для рисования ( краски, кисти, бумага).

3.Рабочая тетрадь по литературе.

1 Блок. «Организация мастерской».

Деление учеников на 2 группы (по выбору зелёная карточка - Юрий Куранов, красная карточка - Пауло Куэльо).

1 гр. - ищет информацию на ноутбуке о писателе Юрии Куранове;

2 гр. - ищет информацию о писателе Пауло Куэльо.

  • - Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня? Какова цель нашей работы? Постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской?

  • - Почему наше занятие будет носить название мастерская? ( Мы будем чему-то учиться, а, может быть, что-то и сами смастерим, сделаем, создадим).

  • - Девиз нашего урока : «МЫ ТВОРЦЫ!». Итак, вперёд!





2.Блок «Изучение нового материала».

  • Ребята, сейчас мы прикоснёмся к творчеству писателей известных, знаменитых и неповторимых

  • Юрий Куранов

Родился 5 февраля 1931 г. в Ленинграде в семье художников. Вместе с родными испытал все тяготы ГУЛАГа. Школу закончил в г. Норильске. В 1950-1953 гг. учился на историческом факультете Московского государственного университета, в 1954-1956 гг. - на сценарном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии. В эти годы Ю. Н. Куранов пишет стихи, рассказы, повести. Первые стихи были напечатаны в 1956 г. Тогда же он знакомится со своим любимым писателем К. Г. Паустовским, который определил его судьбу.

В 1957 г. переезжает в костромские края, где обретает свою литературную родину. Первые его рассказы опубликованы в 1959 г., а первая книга - в 1961 г.

С 1959 по 1981 г. постоянно живет в деревне, сначала в костромском селе Пыщуг, а с 1969 г. - в псковском селе Глубокое. Впечатления тех лет легли в основу его произведений и закрепили за ним репутацию мастера русской лирической прозы.

В 1982 г. первым в художественной литературе показал драму «неперспективных» деревень, написав документальный роман-исследование «Глубокое на Глубоком». Но эта книга вызвала гнев у руководства Псковской области, из-за чего Ю. Н. Куранов вынужден был переехать в Светлогорск Калининградской области, где продолжил свою литературную работу.

Руководил светлогорским поэтическим клубом «Голубой простор». Стоял у истоков областного журнала «Запад России», был его постоянным автором и членом редакционной коллегии.

В 1991 г. был среди создателей нового демократического Союза писателей России. Тогда же Ю. Н. Куранов стал лауреатом первой литературной премии демократической России.

В 2000 г. получил областную профессиональную премию «Признание» в области литературы.

Ю. Н. Куранов входил в десятку лучших писателей доперестроечной России. Имя писателя включено в российские литературные энциклопедии и словари.

Книги Ю.Н. Куранова издавались в Чехословакии, Болгарии, Польше, в США, в других странах. Его произведения неоднократно включались в антологии русской прозы, изданные за рубежом.

В последние годы свои духовные стихи Ю. Н. Куранов печатал под псевдонимом Георгий Гурей.

С 1962 г. - член Союза писателей СССР.

Скончался 11 июня 2001 г. в Светлогорске. На доме, где жил Ю. Н. Куранов, 5 февраля 2005 г. установлена памятная доска.

Пауло Куэльо

  • Как бы его ни называли - алхимиком слова или феноменом массовой культуры - Пауло Коэльо остаётся самым авторитетным писателем нового столетия. Читатели из 150 с лишним стран, вне зависимости от своей религиозной и национальной принадлежности, признали его ведущим прозаиком нашего времени. Его книги, переведенные на множество языков, не только занимают первые строки в списках бестселлеров, но и порождают социо-культурные споры и дискуссии. Философская подоплека, идеи и сюжеты его книг затрагивают тонкие струны в душах миллионов читателей, ищущих свой путь к постижению мира. Общий тираж его книг на всех языках превышает 300 миллионов.

  • Пауло Коэльо родился в Рио-де-Жанейро в 1947 году в семье инженера Педру Коэльо (мать Пауло звали Лижия). С детства он мечтал стать писателем, впервые это желание проявилось у него в иезуитской школе Святого Игнатия Лойолы куда Пауло был отправлен в семилетнем возрасте. Стремление стать писателем не нашло понимания у его семьи (в 60-е годы в Бразилии искусство было запрещено военной диктатурой, в то время словечко «художник» было синонимом слов «гомосексуалист», «коммунист», «наркоман» и «бездельник»), поэтому под их давлением он поступает на юридический факультет в университет Рио-де-Жанейро. Однако вскоре бросает учебу и начинает заниматься журналистикой.

  • В конце 1960-х Пауло стал полноценным членом бразильского андерграунда, носил прическу хиппи

  • Бунтарство и борьба за свободу

Вначале 70-х во время путешествий он посетил такие страны как Мексика, Перу, Боливия, Чили, побывал в Европе и Северной Африке. Странствия продлились пару лет, после чего Коэльо вернулся в Бразилию и начал сочинять стихи.

Какое-то время Пауло Коэльо писал тексты анархического характера для рок-певца Рауля Сейшаса. В результате Сейсаш стал суперзвездой (второй их альбом пользовался огромным успехом, он разошелся тиражом более 500 000 экземпляров - впервые в жизни Пауло заработал приличные деньги.

В двадцать шесть лет он решил, что довольно с него экспериментов, - пора стать «нормальным».

Хиппи, журналист, рок-звезда, актер, драматург, театральный директор и телевизионный продюсер - эта ураганная жизнь закончилась в 1982 году во время поездки в Европу

Книги:

Алеф (2012)

Алхимик

Брида (1990)

Валькирии (1992)

Ведьма с Портобелло (2006)

Вероника решает умереть (1998)

Дневник мага

Дьявол и сеньорита Прим

Заир (2004)

Книга воина света (1997)

Мактуб (1994)

На берегу Рио-Пьедра села я и заплакала(1994)

Одиннадцать минут (2002)

Пятая гора.

Мы познакомились с краткими данными прекрасных писателей, один из которых Юрий Куранов является нашим земляком. Давайте прочитаем небольшие рассказы Ю.Куранова и П.Куэльо.(Прочтение рассказов)

Юрий Куранов.

Мастерская слова: значение слова «Чудо».

 ср.

  1. Явление, противоречащее законам природы и не объяснимое ими, но возможное - по суеверным представлениям - вследствие вмешательства потусторонней силы.

  2. Нечто небывалое, сверхъестественное, фантастическое.

 предикатив

  1. Оценка кого-л., чего-л. как чудесного, прекрасного, удивительного, замечательного; соответствует по значению сл.: поразительно, на удивление хорош.



  1. Подберите 5-6 ассоциаций к слову «чудо».

Ученики, подбирая слова-ассоциации, рисуют .

  1. Подберите 5-6 определений к слову «чудо».

Ученики продолжают строчку (стихотворно): «Когда ко мне приходит чудо…»

3. Подберите 5-6 глаголов к слову «чудо».



Миниатюры Юрия Куранова.

Обратимся к тексту миниатюры «Весенний звездопад» Юрия Куранова.

Весенний звездопад.

Почки уже готовы, но листвы еще нет.

И с вечера пойдет ровный легкий апрельский дождь. Он повесит на каждой почке по серебряной прозрачной серьге. Серьги будут покачиваться от ветра и от собственной тяжести, и свет переливаться будет в них полновесно и прозрачно. Так серьги превратятся в звезды.

Ночью при тучном и властном сиянии луны звезды будут капать с той молоденькой березки в темную, в бездонную воду озера. И будут медленно тонуть там во мраке, кружась, вращаясь, но не растрачивая света.

Так под березой к утру светиться будет уже глубокое таинственное облако звезд, такое светящееся и вытянутое конусом.

До рассвета, пока не встанет солнце.



Вопросы (по тексту).

-О каком явлении идёт речь в миниатюре?

- А почему автор называет его «Весенний звездопад»?

-Как происходит превращение? (Капли - серьги - звёзды).

- Что здесь необычного, чудесного? (Ничего).

- Почему тогда так завораживает картина? (Всё дело в том, КАК автор описывает это явление).

- Какие из известных вам тропов вы выписали?

Метафоры: серьга, звёзды, облако, мрак.

Олицетворения: дождь повесил серьги, встанет солнце.

Эпитеты: переливается полновесно и прозрачно, тучное и властное сияние, молоденькая берёзка, медленно тонуть, глубокое и таинственное облако, светящееся.

- На какую особенность сразу обращаешь внимание? (Эпитеты появляются, когда речь идёт о звёздах).

- Почему автор обращается к тропам, чтобы рассказать о хорошо знакомом явлении? (Чтобы сделать картину более зримой).

Однако, кроме тропов, которые делают картину зримой, автор использует ещё одно средство. Какое?



Чтение миниатюры «Царевна» Юрия Куранова.

Царевна.

Во дворе выкопали колодец. Возле колодца поселилась лягушка. Она целыми днями сидела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое ведро.

Однажды Митек направился к колодцу за водой и заметил, что кто-то прыгнул к ведру. Митек сначала испугался, но потом взял кирпич и стал подкрадываться к ведру. Он подкрался, опрокинул ведро ногой и увидел на земле лягушку. Бежать лягушке было некуда, она припала к земле и, не мигая, уставилась на Митька большими печальными глазами.

Митек опустил руку с кирпичом. Ему вдруг вспомнилась одна сказка. В сказке говорилось о том, как Иван-царевич спас молодую царевну, которую злой Кащей превратил в лягушку. Митек потоптался на месте и тихо сказал:

-- Не бойся.

Постоял немного и спросил:

-- Ты царевна?

Лягушка все так же смотрела на него черными круглыми глазами и быстро задвигала белесоватым мешочком ниже подбородка, словно силилась что-то сказать.

-- А ты когда расколдуешься? - спросил Митек.

Лягушка опять задвигала белесоватым мешочком.

- Ладно, молчи, - сказал Митек. - Вот я подрасту, тогда мне все и расскажешь. А сейчас пока живи у колодца или вон под крыльцом.

Митек бросил кирпич, накачал из колодца воды, обернулся, чтобы идти домой, и замер. На том самом месте, где сидела лягушка, стояла перед ним девочка. Она была чуть пониже Митька, беленькая, остроносая, в коротеньком красном платье и с ведерком в руке. Митек быстро оглядел вокруг девочки землю - лягушки не было.

-- Ты что, уже расколдовалась? - спросил Митек.

-- Когда? - удивилась девочка.

-- Когда? Сейчас.

-- Нет, я только переоделась с дороги.

-- Ничего себе - переоделась, -- протянул Митек. -- Чего же нам теперь делать?

-- Ничего, дай мне воды набрать, - ответила девочка.

Митек отошел в сторону и спросил:

-- А какая ты царевна?

-- Не знаю, - ответила девочка.

Она набрала воды и пошла к воротам.

-- Ты куда же? - крикнул Митек.

-- Домой, - ответила девочка. - Мы теперь здесь живем, рядом. Сегодня переехали. Да вот пол надо вымыть.

Она медленно ушла за калитку, неосторожно поплескивая на ходу воду из ведра.



Вопросы (по тексту миниатюры).

- О чём произведение? Почему Куранов назвал её «Царевна»?

- В чём её отличие от других миниатюр Куранова? (Здесь есть сюжет).

- Что важно для сюжета? (Участники, время, пространство, события).

- Участники: кто главный герой, другие действующие лица? (Записать).

- Время: когда происходят события?

- Пространство: выпишите слова, которые заполняют пространство миниатюры.

- Что в них необычного?

- А в чём чудо? (В событии).

- Что произошло на самом деле? А для кого это чудо произошло?



Миниатюры Пауло Куэльо.

Обратимся к тексту миниатюр.

Богоматерь с младенцем Иисусом на руках спустилась на землю, чтобы посетить монастырь. В радости падре встали в линию, чтобы показать свое уважение: один из них читал стихи, другой показывал Ей светящиеся картинки из Библии, третий читал имена всех святых. В самом конце стоял скромный падре, у которого никогда не было шанса учиться у мудрецов его времени. Его родители были простыми людьми, которые работали в дорожном цирке. Когда пришла его очередь, монахи захотели окончить оказание почестей в страхе, что он повредит их образ. Но он тоже захотел показать свою любовь к Девственнице. Смущенный, видя неодобрение братьев, он вытащил несколько апельсинов из своего кармана и начал подбрасывать их в воздух - жонглировать так, как его научили родители и цирк. Только благодаря этому из-за чего младенец Иисус улыбнулся и захлопал от радости в ладоши. И только этому скромному монаху Дева Мария дала подержать ее Сына на некоторое время.



Вопросы:

- Почему маленький Иисус улыбнулся скромному падре?

- Правильно ли сделала Дева Мария, дав подержать на руках божественное дитя монаху?

- Чем бы вы хотели поразить маленького Иисуса?



Укротитель животных в цирке способен повелевать слонами, используя очень простую хитрость: когда животное находится еще в юном возрасте, он привязывал одну из его ног к стволу дерева. Независимо от того, насколько сильно он борется, молодой слон не в состоянии освободить себя. Постепенно он начинает думать, что ствол дерева более мощный, чем он. Когда он становится взрослым, обладающим огромной силой, достаточно просто привязать его тесемкой к молодому деревцу, и он даже не будет пытаться освободить себя. Как и у слонов, наши ноги часто связаны хрупкими нитями. Но с детства мы привыкаем к силе ствола дерева и не осмеливаемся бороться. Не понимая, что для обретения свободы достаточно простого храброго действия.



Вопросы:

- Что такое свобода?

- Нужна ли нам свобода?

- Ваш рецепт «храброго действия».



Представим себе гусеницу. Она проводит большую часть своей жизни на земле, завидуя птицам и негодуя на свою судьбу и форму. «Я самое несчастное из всех созданий», думает она. «Безобразное, отталкивающее, и осужденное ползать по земле». Однажды, все же, Мать Природа попросила гусеницу сделать кокон. Гусеница изумилась, ( она никогда не делала до этого коконов. Она подумала, что построит себе могилу и подготовится умереть. Хотя и несчастная в жизни, которую она провела до сих пор, она пожаловалась Творцу: «Как только я привыкла к этому положению вещей, Господин, ты забираешь то немногое, что у меня есть». В отчаяние, она завернулась в кокон и стала ждать конца. Несколько дней спустя, гусеница увидела, что превратилась в прекрасную бабочку. Она стала способна летать в небе и необычайно восхитилась этому. Она пришла в удивление от жизни и от замыслов Создателя.



Вопросы:

- Чудо перевоплощения от Куэльо: где оно в миниатюре?

- Нашли бы вы в себе смелость отказаться от малого, не зная что вас ждёт впереди?



3.Блок «Творческая мастерская».

1)Работаем над понятием «миниатюра»

Миниатюра - произведение малой формы в литературе, изобразительном и театральном искусстве.

Миниатюра - жанр изобразительного искусства.

Миниатюра - жанр художественной литературы.

Миниатюра - минифигурки, предназначенные для коллекционирования или настольных военно-стратегических игр.

Миниатюра - в компьютере уменьшенная до небольших размеров копия изображения для компактного представления пользователю.

Миниатюра</<font face="Times New Roman, serif"> - в шахматах и шахматной композиции задача или этюд, в начальной позиции которых число фигур обеих сторон в сумме не превышает семи.



2) Выбираем 3 группы: первая - миниатюры Ю.Куранова (мастера);

вторая - миниатюры П.Куэльо(мастера);

третья -(писатели) пишут миниатюру на ключевые слова, выбранные при ассоциациях и стихотворных строках.

3) Рисунки на основе миниатюр.

Две группы «мастеров» : Ю.Куранов - апликации; П.Куэльо - рисунки.

«Писатели пишут на листах в форме цветка, листа, любой фигуры и т.д.



4.Блок .Создание фильма по произведениям Ю.Куранова и П.Куэльо.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал