- Учителю
- Проект на тему: Писатели-просветители моего края
Проект на тему: Писатели-просветители моего края
</
Цель данной работы: вспомнить, показать огромную роль писателей-просветителей моего края. Деятельность адыгских писателей-просветителей многогранна: художественное творчество, создание алфавитов и учебников родного языка, запись и публикация устно-поэтических народных произведений. Адыгское просветительство прошло в своем развитии три периода. Первый период охватывает 20-60-е годы XIX века. К этому времени относится деятельность писателей-просветителей Ш. Б. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, С. Адиль-Гирея, У. X. Берсея. Творчество их складывалось под влиянием идей декабризма и русского романтизма. Второй период адыгского просветительства протекал в 60- 90-е годы XIX века. Третий период просветительского движения - это 90-е годы XIX века и дореволюционные годы XX века. Адыгские писатели-просветители XIX века оставили разнообразное литературное наследие, являющееся ценным вкладом в адыгскую культуру. Произведения эти имеют и историко-по-знавательное, и идейно-воспитательное значение. Но тем не менее они неоднозначны и написаны не на одном художественном и идейном уровне. На некоторых из них сказалась классовая ограниченность авторского мировоззрения. И необходимо оценивать их, исходя из конкретной исторической обстановки, в которой жили и создавали свои произведения адыгские просветители. В Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии проведена значительная работа по изучению творчества адыгских просветителей, опубликованы десятки статей, очерков и монографий, посвященных их жизни и деятельности. В Кабардино-Балкарии изданы сборники трудов и художественных произведений Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, Адиль-Гирея Кешева, С. Казы-Гирея и других.
Оглавление
Введение
Основная часть
-
Периоды адыгского просветительства
-
Писатель, ученый, просветитель Шора Бекмурзович Ногмов
-
Адыгкий писатель Султан Хан-Гирей
-
Писатель - проветитель Султан Адиль-Гирей
-
Первый адыгкий баснописец Умар Хапхалович Берсей
-
Писатель - просветитель адыгов второй половины XIX века Адиль-Гирей Кешев
-
Султан Крым-Гирей Инатов
Заключение
Список использованной литературы
Основные тезисы к творческой работе
Тема: «Писатели и просветители моего края»
Автор: Балкаров Артур Русланович
Научный руководитель: Заракушева Зарема Хамидбиевна
Цель данной работы: вспомнить, показать огромную роль писателей-просветителей моего края. Деятельность адыгских писателей-просветителей многогранна: художественное творчество, создание алфавитов и учебников родного языка, запись и публикация устно-поэтических народных произведений. Адыгское просветительство прошло в своем развитии три периода. Первый период охватывает 20-60-е годы XIX века. К этому времени относится деятельность писателей-просветителей Ш. Б. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, С. Адиль-Гирея, У. X. Берсея. Творчество их складывалось под влиянием идей декабризма и русского романтизма. Второй период адыгского просветительства протекал в 60- 90-е годы XIX века. Третий период просветительского движения - это 90-е годы XIX века и дореволюционные годы XX века. Адыгские писатели-просветители XIX века оставили разнообразное литературное наследие, являющееся ценным вкладом в адыгскую культуру. Произведения эти имеют и историко-по-знавательное, и идейно-воспитательное значение. Но тем не менее они неоднозначны и написаны не на одном художественном и идейном уровне. На некоторых из них сказалась классовая ограниченность авторского мировоззрения. И необходимо оценивать их, исходя из конкретной исторической обстановки, в которой жили и создавали свои произведения адыгские просветители. В Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии проведена значительная работа по изучению творчества адыгских просветителей, опубликованы десятки статей, очерков и монографий, посвященных их жизни и деятельности. В Кабардино-Балкарии изданы сборники трудов и художественных произведений Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, Адиль-Гирея Кешева, С. Казы-Гирея и других.
Введение
Новые исторические условия, сложившиеся на Северном Кавказе в конце XVIII - начале XIX веков, пробудили национальное самосознание адыгов и дали жизнь творчеству адыгских писателей-просветителей. На формирование их взглядов большое влияние оказали декабристы, революционеры-демократы, вся русская классическая литература.
Адыгские писатели-просветители, исходя из насущных потребностей жизни, стремились приобщить адыгов к русской и европейской культуре. В связях с Россией, в дружбе с русским народом они видели путь к цивилизации, просвещению и культуре. Многие из них - К. Атажукин, Т. Кашежев и другие - переводили произведения русских писателей на адыгский язык. Они же зна¬комили русских читателей с бытом и культурой адыгов своими переводами адыгской народной поэзии на русский язык.
Деятельность адыгских писателей-просветителей многогранна: художественное творчество, создание алфавитов и учебников родного языка, запись и публикация устно-поэтических народных произведений.
Периоды адыгского просветительства
Адыгское просветительство прошло в своем развитии три периода. Первый период охватывает 20-60-е годы XIX века. К этому времени относится деятельность писателей-просветителей Ш. Б. Ногмова, С. Хан-Гирея, С. Казы-Гирея, С. Адиль-Гирея, У. X. Берсея. Творчество их складывалось под влиянием идей декабризма и русского романтизма.
Свои лучшие произведения они создавали под непосредственным воздействием творчества А. С. Пушкина, А. А. Весту жева-Марлинского. Для писателей-просветителей характерна тесная связь с родным фольклором. В своих произведениях они обращаются к прошлому народа, его обычаям и традициям. Примечательно, что «за раскрытие актуальных проблем современной им действительности они берутся еще не совсем уверенно, часто увлекаясь то воссозданием героических образов, то романтически приподнятым описанием быта горцев».
Второй период адыгского просветительства протекал в 60- 90-е годы XIX века. Деятельность писателей-просветителей Адиль-Гирея Кешева, С. Крым-Гирея (Инатова) и других была освящена освободительными идеями революционных демократов. На их произведениях заметно влияние Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова. Расширился круг тем и проблем литературы. Особое внимание писатели стали уделять современной им жизни, крестьянскому вопросу и судьбе женщины-горянки. Они отказались от романтизма и перешли к реализму, правдивому изображению жизни. Хакуашев А. X. Адыгские просветители. Нальчик, 1978, с. 19.
Третий период просветительского движения - это 90-е годы XIX века и дореволюционные годы XX века. В этот период произошло окончательное вовлечение Северного Кавказа в сферу экономическо¬го влияния России, дальнейшее расслоение общества и усиление гнета крестьянских масс, возрастание революционной активности народа. Новое поколение писателей-просветителей расширяет те¬матику и разнообразит жанры своих произведений. Изображению тяжелой жизни трудящихся, обличению социально несправедливого общества были посвящены повествования Б. Пачева, Т. Кашежева, Ю. Кази-Бека (Ахметукова), С. Сиюхова, И. Цея и других. В их произведениях наряду с критикой существующего строя содер¬жится и призыв к его уничтожению.
Писатель, ученый и просветитель "Шора Бекмурзович Ногмов был лингвистом, историком, этнографом, поэтом, собирателем и пропагандистом родного фольклора. HI. Б. Ногмов родился в 1801 году в родовом ауле, близ Пятигорска. По словам историка Ад. Берже, «прадед его был природный абадзех и во второй половине прошлого столетия выселился в Карду».
Проработав около года после окончания духовной школы в Дагестане (1817) муллой в своем ауле, Ш. Б. Ногмов поступил на службу в русскую армию, где был в разные годы переводчиком, писарем полевой канцелярии 1-го Волгского казачьего полка, оруженосцем, корнетом лейб-гвардии Кавказско-горского полуэскадрона в Петербурге, поручиком Отдельного Кавказского корпуса в Тифлисе. Впоследствии он учительствовал в Нальчике, был секретарем Кабардинского временного суда.
Писатель, ученый, просветитель Шора Бекмурзович Ногмов
(Ш. Б. Ногмов умер 10 июня 1844 года в Петербурге. По свидетельству современников, он отличался недюжинными способностями и пытливым умом. Прекрасно владел персидским, турецким, арабским и татарским языками. Русский язык знал в совершенстве и на нем создавал свои произведения, за исключением художественных, написанных на кабардино-черкесском языке.
Ш. Б. Ногмов много работал над алфавитом и грамматикой родного языка. Ему принадлежит труд «Начальные правила адыгейской грамматики» (1840), который, как и другие труды ученого, был опубликован после его смерти.
Творческое наследие Ногмова составило двухтомник филологических трудов, который включает работы по языку, записи произ¬ведений народной поэзии, а также кабардино-русский словарь. Здесь же опубликовано единственное дошедшее до нас стихотворение «Хох», написанное Ногмовым 21 сентября 1837 года по случаю приезда к нему в аул русского академика А. М. Шегрена - его первого переводчика на русский язык с кабардинского.
В «Хохе» Ш. Б. Ногмов в форме традиционных народных здравиц - хохов выразил свое уважение старшему другу и пожелал ему успехов. Он призывает русского ученого, изучать кавказские языки и мечтает о просвещенном будущем и. счастье людей, прославляет науку и приветствует творческую дружбу ученых.
Старую традиционную форму здравиц Ногмов обогатил новыми мыслями и новой рифмой. Впервые был сочинен хох о науке и просвещении.
Наиболее крупное литературное произведение Ш. Б. Ногмова - «Черкесские предания», впоследствии получившие название «История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев».
Опубликованный на Кавказе, потом в Петербурге и Москве, этот труд был замечен прогрессивной русской общественностью. «Черкесские предания» - не только интересное историческое произведение, но и фольклорно-литературный памятник.
Современником Ш. Б. Ногмова был Султан Хан-Гирей, адыгский писатель, историк, этнограф. Он родился в 1808 году в ауле Гревенс (позже - ст-ца Гривенская). Его отец Мехмет Крым-Гирей был одним из князей халмышиевского крыла бжедугского племени. Предки С. Хан-Гирея, как и всех других Гиреевых, адыгских просветителей, «происходили из дома крымских ханов, но, поселившись среди адыгов, они ассимилировались с ними, сохра¬нив от прошлого лишь имена крымского происхождения»
После гибели отца в одной из междоусобиц двенадцатилет¬ний С. Хан-Гирей был передан главнокомандующему Отдельным Кавказским корпусом А. П. Ермолову. Тот отправил его в Петербург и определил в кадетский корпус. Успешно закончив его, С. Хан-Гирей служил в Черниговском казачьем эскадроне, а потом был переведен в чине поручика в Кавказско-горский полуэскадрон. С. Хан-Гирей принимал активное участие в нескольких военных кампаниях: в 1826-1828 годах - в русско-персидской войне, в 1828-1829 годах - в русско-турецкой войне, в 1830-1831 годах - в военных действиях в Польше. В 1837 году Хан-Гирей был назначен командиром Кавказско-горского полуэскадрона.
Адыгский писатель Султан Хан-Гирей
Султан Хан-Гирей был одним из широко эрудированных людей своего времени. Он владел арабским и некоторыми тюркскими языками, отлично знал русский и свой родиой языки. Хан-Гирей был знаком с известным литератором Н. И. Гречем, редактором и издателем «Сына отечества», и посещал его литературные четверги.
Султан Хан-Гирей был общественным деятелем. Его горячо интересовала судьба адыгейского народа. Заботой о благе своей родины, о лучшем будущем, стремлением облегчить народную участь проникнуты его «Предложения о средствах приведения черкесов в гражданское состояние кроткими мерами, с возмож¬ным избежанием кровопролития» и «Адыги (черкесы) и все близ¬кие к ним племена». Эти документы содержали предложения о преобразовании родного края и переустройстве внутреннего порядка адыгского общества. В них поставлен вопрос о просве¬щении адыгов, об открытии школ и обучении детей как дворян, так и крестьян, создании и введении письменности и т. д.
В своих суждениях о преобразовании адыгского общества Хан-Гирей не всегда последователен. Он считал возможным изменить социально-политическую и культурною жизнь адыгов без уничтожения крепостного права и самодержавия: сказалась классовая ограниченность.
Но Хан-Гирей, так же как и Ш. Б. Ногмов и другие адыгские просветители, был передовым человеком своего времени. Он осуждал политику вмешательства иностранных держав в дела адыгов и других народов, колонизаторскую политику царизма на Кавказе. Ратуя за сближение адыгов с Россией, он предлагал осуществить его мирным путем, без кровопролития.
Перу Султана Хан-Гирея принадлежат труды по истории, этнографии и мифологии адыгов - «Записки о Черкесии», «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов» и художественные произведения - «Черкесские предания», «Князь Канбулат», «Наезд Кунчука», «Бесльний Абат», «Князь Пшьской Аходягоко» и другие. «Черкесские предания» и «Вера, нравы, обычаи...» увидели свет при его жизни. Несколько работ - после его смерти, а «Записки о Черкесии» вышли уже в нате время. В своих произведениях Хан-Гирей затрагивает немало жизненных вопросов. Писатель с любовью рисует образы мужественных, преданных своей родине, самоотверженных людей.
Литературное наследие современника и сослуживца Хан-Гирея и Ш. Б. Ногмова Султана Казы-Гирея невелико. До нас дошли только два произведения - «Долина Ажитугай» и «Персидский анекдот». Родился С. Казы-Гирей в 1808 году в семье знатного адыга. Он рано лишился отца и был отдан на обучение в аманатскую школу. В 1826 году С. Казы-Гирей поступил на военную службу. Будучи сначала рядовым, а затем унтер-офицером 7-го Карабинерного полка, он принял участие в русско-иранской войне 1826-1828 годов. Вместе с ним в сражениях участвовали С. Хан-Гирей, Лев Пушкин, декабристы Р. Дорохов, П.Коновницын, М. Пущин.
В 1830 году С. Казы-Гирей поступает на службу в лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон. За проявленную во время похода в Польшу храбрость он был награжден золотой медалью. В 1841 году С. Казы-Гирей переводится на Кавказ в 44-й дра¬гунский Нижегородский полк. С 1863 по 1859 год он командует Хоперским полком Кубанского казачьего войска. В 1869 году его переводят в канцелярию начальника главного штаба Кавказской армии. С. Казы-Гирей умер 11 апреля 1863 года.
Во время пребывания в Петербурге будущий писатель занимался самообразованием, общался с передовыми людьми того времени. Большую роль в его судьбе сыграл писатель А. Н. Муравьев, который познакомил его с А. С. Пушкиным.
Повесть С. Казы-Гирея «Долина Ажитугай» была опубликована и 1836 году в первом томе журнала «Современник», издававшегося А. С. Пушкиным. В предисловии к повести великий поэт восторженно писал: «Вот явление, неожиданное в нашей литера¬туре. Сын полудикого Кавказа становится в ряды наших писателей: черкес изъясняется на русском языке свободно, сильно и живописно. Мы ни одного слова не хотели переменить в предлагаемом отрывке».
Повесть «Долина Ажитугай», опубликованная в пушкинском «Современнике» рядом с произведениями таких поэтов, как П. А. Вяземский и В. А. Жуковский, вместе с «Путешествием в Арзрум» и «Скупым рыцарем» А. С. Пушкина, «Коляской» и «Утром делового человека» Н. В. Гоголя, познакомила русских читателей с адыгами, одним из народов Кавказа.
Во втором томе «Современника» (1836) был напечатан «Пер¬сидский анекдот» С. Казы-Гирея. В нем повествуется о драмати¬ческих событиях во дворце жестокого иранского шаха Тахмаза. Шут, рискуя жизнью, сумел развеселить жестокого и капризного шаха и тем самым избежать расправы благодаря своему уму и находчивости. Симпатии автора всецело на стороне униженного, бедного, но мудрого шута.
Произведения Казы-Гирея интересны своей национальной самобытностью и являются значительным вкладом в адыгскую культуру.
К числу адыгских писателей-просветителей откосится и Султан Адиль-Гирей. Родился он в 1821 году, образование получил в Петербурге. В возрасте восемнадцати лет С. Адиль-Гирей поступил на военную службу в русскую армию. Служил в Кавказско-горском полуэскадроне, возглавлял милицию в Аварии и Чахии, был адъютантом главнокомандующего Отдельным Кавказским корпусом, командовал разными воинскими подразделениями, служил в Варшаве и Петербурге. Вернулся на Кавказ уже в 70-х годах, продолжал служить в Тифлисе в чине генерала по особым поручениям.
Первые художественные произведения Адиль-Гирея появились в печати в 40-х годах XIX века главным образом в газете «Кавказ», сыгравшей в свое время прогрессивную роль, так как она печатала многие произведения национальных писателей, пробуждала интерес у русских читателей к жизни и людям Кавказа. «Первые ее шаги приветствовал русский критик-демократ В. Г. Белинский. По его словам, газета «Кавказ» как бы осветила давно уже на деле существовавшее родство России с этим краем»
Художественные произведения С. Адиль-Гирея своеобразны. «На первый взгляд, в них как будто не видно ничего интересного и привлекательного. И объясняется это обычностью, повседневностью лежащих в основе сюжета событий и фактов, - справедливо отмечает литературовед А. X. Хакуашев. - Этому соответствуют и средства, которыми автор показывает жизнь: чрезвычайно скупо прибегает он к приемам и средствам, которые у них служили целям украшательства и ложной красивости. Просветителя привлекают мысль, раздумье...». Эти слова полностью относятся к рассказам С. Адиль-Гирея «Сулейман Эфенди», «Жена черкеса», «Редкий пример твердости и устойчивости шапсуга в заключенном обязательстве», «Рассказ аварца» и других.
В первом из них автор прослеживает историю разрыва Сулейманом Эфенди дружеских отношений с имамом Чечни и Дагестана Шамилем. В рассказе автор создал образ честного, принципиального и верного своим идеалам Сулеймана Эфенди, служившего Шамилю верой и правдой до тех пор, пока тот не стал пренебрегать интересами народа. Причину своего ухода от Шамиля к русским он сам объясняет так: «С прискорбием я заметил, что по мере возвышения своего Шамиль начал забывать счастье народа, судьбу свою ему вверившего».
Писатель - просветитель Султан Адиль-Гирей
Султан Адиль-Гирей умер 30 декабря 1876 года в Тифлисе. По свидетельству современников, тело его было перевезено из Тифлиса в Адыгею, в аул Тлюстенхабль, и похоронено там на родовом кладбище.
Первый адыгский баснописец Умар Хапхалович Берсей
Первый адыгский баснописец Умар Хапхалович Берсей родился в 1807 году в одном из абадзехских аулов, недалеко от Майкопа. В раннем детстве он был продан египетскому паше, который обратил внимание на его способности и тягу к знаниям, дал домашнее образование и отправил в Париж для продолжения учебы. Через несколько лет Умар Берсей вернулся на родину и принял русское подданство. Находился на службе в русской армии в качестве переводчика азиатских языков при начальнике правого фланга войск Кавказской линии. Уйдя в отставку, преподавал в Ставропольской губернской гимназии черкесский язык. В гимназии он занимался и подготовкой национальных кадров.
Кстати, учеником У. Берсея был известный адыгский писатель-просветитель Адиль-Гирей Кешев.
Сознавая насущную необходимость научной разработки адыгского языка, У. X. Берсей занялся составлением черкесского букваря. В 1853 году Берсею удалось закончить свою работу над азбукой черкесского языка и представить ее в Академию наук. Весной 1855 года букварь черкесского языка был издан в Тифлисе. По этому букварю он и обучал черкесов родному языку.
Впоследствии Берсей составил грамматику адыгейского языка. В 1862 году совместно с видным кавказоведом П. Усяаром разработал на русской графической основе азбуку кабардинского языка, которой пользовался в своей работе просветитель адыгов Кази Атажукин.
Умар Берсей был не только лингвистом, но и писателем-баснописцем. К его букварю черкесского языка было приложено две¬надцать басен на адыгейском языке, арабские варианты некоторых из этих басен и словарь к первым четырем басням.
Притчи и басни У. Берсея отличаются острой социальной направленностью. Характерна в этом смысле притча «Визирь и джегуако».
Басни У. Берсея народны. Народность их - в отражении национального характера народной мудрости, в том, что автор смотрел на окружающую его действительность глазами человека из народа. Басни Берсея тесно связаны с устным народным твор¬чеством адыгов, в особенности с пословицами и сказками. В них проявился своеобразный склад народного ума, с его трезвым и насмешливым взглядом на вещи, характер национального юмора. Пословицы служат у Берсея основой морали его басен.
Басни У. Берсея написаны им еще на том адыгейском языке, в котором можно обнаружить элементы всех его диалектов.
У. X. Берсей был не только педагогом, филологом, баснописцем, но и переводчиком. Он занимался также историей адыгских народов, оказывал помощь русским ученым, интересовавшимся ею. Правильно понимая роль России в приобщении адыгов к русской и мировой культуре, он полностью придерживался русской ориентации.
Писатель - просветитель адыгов второй половины XIX века Адиль-Гирей Кешев
Крупным писателем-просветителем адыгов второй половины XIX века был Адиль-Гирей Кешев, публиковавший свои произведения под псевдонимом Каламбий. Родился он в 1840 году в княжеской семье в ауле Кечев Зеленчукского округа Верхне-Кубанского приставетва.
Литературные способности Аднль-Гирея Кешева проявились уже во время его учебы в Ставропольской гимназии, где он неоднократно побеждал на литературных конкурсах. Директором гимназии был Я. М. Неверов, друг Н. В. Станкевича и Т. Н. Грановского, хорошо знавший В. Г. Белинского, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. Он проявлял любовь и заботу к ученикам - представителям гор¬ских народов, стремился воспитать их людьми, полезными своему народу. Именно Я. М. Неверов ввел в гимназии курс черкесского языка, преподавателем которого был назначен У. X. Берсей. Литературу в гимназии преподавал талантливый ученик Т. Н. Грановского Ф. В. Юхотников.
Безусловно, все это содействовало формированию демократических взглядов и литературного дарования будущего писателя.
Адиль-Гирей Кешев поступает в Петербургский университет в 1860 году, то есть в период подъема народно-освободительного движения и студенческих волнений. Но через полтора года за участие в революционном студенческом движении его под над¬зором полиции высылают в Ставрополь.
Несколько лет Адиль-Гирей Кешев работал преподавателем Ставропольской гимназии. А позже - главным редактором газеты «Терские областные ведомости», в которой значительное место занижали статьи о жизни и нравах горцев Кавказа. В редакционную коллегию газеты Кешевым были привлечены представители различных кавказских народностей, в числе которых адыгские писатели Кази Атазкукин и Лукман Кодзоков, осетин Иналмуко Тхостов, ингуши Адиль-Гирей Архиев, Чах Ахриев и другие.
Адиль-Гирей Кешев умер в январе 1872 года в возрасте тридцати двух лет. Причины его смерти и место погребения неизвестны.
Кешев вступил на литературное поприще в начале 60-х годов. Это была бурная эпоха, ознаменовавшаяся высоким подъемом освободительного движения. Требования эпохи выдвинули жанр так называемой «этнографической беллетристики», появление которого горячо приветствовали революционные демократы Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.
Произведения Кешева (Каламбия) о жизни и нравах черкесского народа предреформенной поры являли собой талантливый образец «этнографической беллетристики». Их отличает реалистичность в изображении повседневной жизни и быта адыгов.
Положение женщин в адыгском обществе - центральная проблема и рассказа Адиль-Гирея Кешева «Чучело», в котором он поднялся до подлинного трагизма. Назику, героиню рассказа, отдали замуж за старого князя Айтека, отца. Джёраелана. Молодая женщина полюбила Джераслана. Одержимый ревностью Айтек, не зная меры в злобе и мщении, со страшной жестокостью расправился с сыном и своей женой.
Султан Крым-Гирей Инатов
Творчество писателя-просветителя Султана Крым-Гирея Инатова относится к периоду подъема освободительного движения в России. Родился он 15 августа 1843 года в ауле Кудако в семье офицера русской армии Султана Инат-Гирея. Принадлежал он к натухаевскому племени, жившему близ Новороссийска и Геленджика. В детстве Инатов воспитывался в ауле Атекай. «На пути из Кудако, - пишет он в «Путевых заметках», - в аул Атекай мы встретились с моим аталыком, отправляющимся в Новороссийск. Он пригласил нас к себе. То был старик 75 лет, но еще свежий и бодрый... Перед отъездом из аула Атекай я счел долгом сделать визит моей почтенной кормилице».
В марте 1861 года С. Крым-Гирей Инатов окончил пансион для детей горцев при Кубанской войсковой гимназии, где изучал латынь, французский, немецкий и русский языки, историю, географию, литературу, математику, физику, другие предметы, и был зачислен по направлению Главного управления учебных заведений на Кавказе в Петербургский университет по «математическому разряду». Но учиться там ему не удалось: в университете вводились новые порядки, по которым студенты, в наказание за участие в революционных выступлениях, были переведены на казарменное положение. И Султан Крым-Гирей Инатов поступил на военную службу.
Его перу принадлежат работы по фольклору и истории Адыгеи («Два слова о господстве турок на Кавказе и песня о Шхуруко-Тугузе», «Сафир-паша, князь Шансугский», «Несколько слов о нашей старине»), статьи, очерки. Среди них особенно заметен по описанию быта и обычаев адыгов второй половины XIX века очерк дорожных впечатлений «Путевые заметки», вынесенный Инатовым из его поездки по натухаевским аулам.
Заключение
Адыгские писатели-просветители XIX века оставили разнообразное литературное наследие, являющееся ценным вкладом в адыгскую культуру. Произведения эти имеют и историко-по-знавательное, и идейно-воспитательное значение. Но тем не менее они неоднозначны и написаны не на одном художественном и идейном уровне. На некоторых из них сказалась классовая ограниченность авторского мировоззрения. И необходимо оценивать их, исходя из конкретной исторической обстановки, в которой жили и создавали свои произведения адыгские просветители. «Исторические заслуги, - писал В. И. Ленин, - судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому что они дали нового сравнительно с своими предшественниками. Здесь, как и в любом другом деле, крайности недопустимы. С одной стороны, нельзя, не согласиться с теми исследователями, которые считают, что «...изучение прошлого необходимо и для того, чтобы восстановить подлинную историю развития культуры и просвещения родного народа, открыть в ней новые страницы, по-новому освещающие ее как самобытное явление». С другой стороны, только критический подход к литературному наследию просветителей дает нам возможность воспользоваться их творчеством, сохранить и сделать достоянием широкого читателя те произведения, которые отражают подлинную жизнь народа, его идеалы и стремления к свободе, дружбе с другими народами.
В Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии проведена значительная работа по изучению творчества адыгских просветителей, опубликованы десятки статей, очерков и монографий, посвященных их жизни и деятельности. В Кабардино-Балкарии изданы сборники трудов и художественных произведений Ш. Ногмова, С. Хан-Гирея, Адиль-Гирея Кешева, С. Казы-Гирея и других.
Список использованной литературы
-
Хакуашев А.Х. Адыгские просветители, г.Нальчик, 1978, с.19
-
Краткий биографический очерк Шора Бекмурзовича Ногмова. История адыгейского народа. Нальчик, 1982,с.32
-
Хан-Гирей, Избранные произведения. Нальчик, 1974,с.7
-
Ученые записки Адыгейского научно-исследовательского института. Майкоп, 1957, т.1, с.110.
-
Букварь черкесского языка. Тифлис, 1853, с.36-43 (приложение)
-
Хашхожева Р.Х. Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980, с.88