7


  • Учителю
  • Статья Проблемы нравственности в поликультурном образовательном пространстве

Статья Проблемы нравственности в поликультурном образовательном пространстве

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала











«Проблемы нравственности в поликультурном

образовательном пространстве».









Не все же разглагольствовать о том, каким

должен быть человек, пора и стать им.

М. Аврелий

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая яркая самобытная неповторимая жизнь, й от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

«Все мы родом из детства», - сказал поэт. А детство начинается с семьи и школы. Мне вспоминается любимая моя учительница - Людмила Алексеевна Филюкова, которая пробудила во мне интерес к языку, к литературе. Она преподавала нам не только уроки литературы и русского языка, но и, как теперь понимаю, уроки великодушия, благородства, честности, внимания и уважения к людям. Именно там, на школьной скамье я решила: буду учителем. Сегодня я мысленно обращаюсь к своему Учителю уроки Ваши, Людмила Алексеевна, не прошли даром, часто вспоминаю Вас, рассказываю о Вас уже своим ученикам.

Иногда ловлю себя на мысли, если бы не было в моей жизни такого учителя, связала бы я свою жизнь со школой. Вряд ли. Значит, учительница моя, сама не ведая, оказала на меня влияние, которое определило мою дальнейшую жизнь.

Человеку по своей природе свойственно спрашивать себя, что такое окружающая его природа? Откуда всё это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы.

Так с чего же начинается учитель?! Я думаю, с размышления о себе, о своём предназначении, о своей особой, если хотите, миссии. Обычная школа. Ученики. Учитель, Давайте подумаем, зачем они родились, зачем они живут на этой земле? Зачем встретились: они и он? Не просто убедительно и ярко ответить самому себе и детям «зачем»? Не общие слова требуются для ответа. А выношенные, выстраданные, идущие от сердца, чтобы прояснилась картина жизни и наше место в ней.

Мы ишем слова, ищем ответ, осмысляя окружающее, вглядываясь в судьбы, кого уже нет. Мы ищем повсюду: у деревьев и цветов, в степи, у моря, у звёзд и птиц - в жизни ... И постепенно, шаг- за шагом, мы начинаем понимать себя, других, открываем глубину строк, что «...ничто на земле не проходит бесследно». И приходит наконец ощущение своей неразрывной связи со всем сущим на земле Сломаешь ветку, растопчешь цветок - что-то утратишь в душе, Сделаешь больно другому - ударишь по самому себе. Все в этом мире взаимосвязано. Тогда возникает вопрос, что есть жизнь? Можно дать ответ словами Конфуция. Конфуцию задали вопрос: «Что есть жизнь?» Он ответил: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье».

Как сочетать свое «Я» с другими, с общим природы? Как сделать это «Я» боеспособным, жизненным, органичным? Где он, самый правильный путь к гармонии? Поиску, открытию и утверждению истины посвящена вся предшествующая история педагогической мысли

Ещё с давних времен, в период правления Юлия Цезаря, учителям был дан статус государственных служащих. И это не случайно - деятельность, педагога всегда ценилась в обществе.

Древнегреческий философ Платон писал: «Государственная

должность... состоящая во всевозможном попечении о воспитании мальчиков и девочек... -эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве».

«Учителя - родители духовного развития учащихся: ближайшей заботой учителей является увлечение учеников благим примером» - эта мысль принадлежит жившему в XVII веке чешскому педагогу Япу Амосу Коменскому. Для ребенка идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совсем по-другому. Ребенок читает в словах и поступках учителя добро, правду, красоту. За каждым словом учителя чувствуется теплота, сердечность, душевность.

Значение профессии учителя в обществе всегда занимало важное место в работах педагогов, писателей, общественных деятелей нашей страны.

«Как важен, велик и священ, сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека» - писал В.Г. Белинский. Говоря о профессии учителя, Л И. Толстой подчёркивал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, по не имеет любви ни к- делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Безусловно, воспитание - это реальный аспект человеческого бытия, это процесс становления человека. И воспитатель, по мнению Ушинского, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным, членом организма, борющегося с невежеством и пороками человечества. Интересен и поучителен к этом отношении А.С. Макаренко, который говорил, что «хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать». Следовательно, можно утверждать, что труд учителя ни с чем не сравним. По мнению А.В. Сухомлинского: «Ткач уже через час видит плоды своих забот, сталевар через несколько часов радуется огненному потоку металла - это вершина его мечты; пахарь, сеятель, хлебороб через несколько месяцев любуются колосьями и горстью зерна, выращенного в поле... Учителю же. надо трудиться годы и годы, чтобы увидеть предмет своего творения: бывает проходят десятилетия и едва начинает обозначаться то, что гы замыслил; никого так часто не посещает чувство недовольства, как учителя, ни вкаком труде ошибки и неудачи не ведут к таким тяжелым последствиям, как в учительском... Учителю часто бывает некогда подумать о себе, так как он вынужден думать о других, и это для него не самопожертвование, не безропотное подчинение судьбе, а подлинное счастье личной жизни».

Учитель... , Каков он сегодня? Чем живёт он? Что волнует меня как учителя в сегодняшнем дне? Думается, сегодня в эпоху значительных достижений науки и техники, в эпоху всеобщей информатизации и компьютеризации, на этапе серьезнейших социальных изменений, особенно значимой становится роль учителя - собеседника.

Никакая сверхумная машина не способна заменить общение с педагогом, если он - личность, вбирающая в себя, образно говоря, «ибожество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Не всякий педагог может стать собеседником, пойти на диалог с учеником. Педагогическая деятельность - это творчество, педагогика - это искусство диалога, которое включает в себя творение предмета и творение отношений. И очень важно иметь способность педагога увидеть в ученике его собственный, живой, внутренний мир. Поэтому велико значение «внутреннего» диалога, который определяет самостроительство, самосовершенствование педагога.

Педагог-собеседник готов учиться у ученика, извлекать урок из любой создавшейся ситуации. Подлинный учитель богат тем, что умеет брать у ученика, поэтому богатство его неисчерпаемо... Нет такой ситуации, которая не таила бы в себе возможность чему-то научиться. Для педагога его ученики являются сокровищницей, в которой он черпает новые мысли, проблемы, задачи.

Сегодня все сходятся во мнении: в школе должны работать хорошие учителя. Хороший учитель... Что вкладывается в это понятие? Прежде всего, видимо, профессиональное исполнение своих обязанностей. Известный русский математик М.В. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников». Показателем качества педагогического труда должен быть уровень сформированное™. развитости и воспитанности личности, который достигнут в результате педагогического воздействия на учеников.

Это под силу педагогу-собеседннку, педагогу, идущему на контакт с учениками, «диалогическому».



В школе и сейчас некоторые педагоги делят детей на «тихих» и «шумных», подчас не вдумываясь глубоко в смысл этих понятий. Их идеал - школа без детей с их живостью, неугомонностью, непохожестью, Нередко можно услышать такую фразу; «Он хороший мальчик, редко когда слово скажет, сидит себе на уроках и помалкивает...». О каком общении, о каком диалоге можно здесь вести речь, если для них хороший ученик гот, кто помалкивает?

Условий для созидательных отношений сотрудничества ученика и педагога много. Каждый учитель идёт своим путём, но есть условия принципиальные и обязательные и среди них главное - принимать ребёнка таким, как он есть. Тогда ни один ребёнок не предпочтет холодный неуютный подьезд школе.

В современном образовании необходимо вести речь о построении новых отношений в системе «учитель - ученик» Ведущим принципом этих отношений должен являться гуманизм, что означает переориентацию с учебно-дисциплинарной модели на личностно-ориентированную.

В чём же сущность этого учения? Как мы её понимаем? Вне всякого спора, сегодня уже признано, что главный труд школьника - учёба, но мы почему-то не учим этому труду, а заботимся только о том, чтобы дать определённую сумму знаний по основам наук. Приобретение знаний не самоцель, а средство, точнее, одно из важных средств образования и развития личности, наряду с трудовым, физическим и эстетическим воспитанием. А это значит, педагог должен взглянуть внутрь себя: сможет ли он отдать что- то полезное ученику, прежде всего, как личность; сможет ли он плодотворно влиять на ученика не только в процессе передачи знаний, но и вне его. Способен ли каждый учитель, чтобы он ни преподавал, научить главному предмету - постижению смысла жизни, подлинного человеческого счастья.

Открыв для себя опыт Ш. Амонашвили, я многое подчерпнула для своей педагогической деятельности из его тетради «Размышления в учительской». Многие его принципы легли в основу моей педагогической деятельности. Я согласна с ним:

- учитель должен быть добрым, отзывчивым и дружелюбным не только с учениками, но и с коллегами;

- учитель не имеет права завидовать успехам коллег;

- учитель обязан делиться своим опытом с коллегами;

- учитель не должен стесняться учиться у коллег;

- учитель должен воспитывать в своих учениках умение сомневаться, ибо

сомнение, рождённое в сотрудничестве со знаниями, открывает для мысли люк в мир познания, рождает уверенность и личностную самостоятельность.

- настоящий урок может родиться на основе чувства преданной любви учителя к Родине, к детям, к своей профессии;

- если педагог не только организует жизнь своих учеников, но и сам живёт этой детской жизнью, то он обязательно поймет, как детям живется.

Сегодня молодым людям, выбирающим профессию учителя, нужно задуматься об ответственности перед теми, кого они будут учить и воспитывать. Вспомним мудрую притчу Антуана де Сент-Экзюпери в «Маленьком принце»: «Ты всегда в ответе за тех. кого приручил». Всегда ли мы, учителя, в ответе за право быть Учителем. В этой связи, вероятно, следует прислушаться к Д.И. Менделееву Он советовал «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех. которые стремятся обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение».

Я часто сомневаюсь в правильности поиска педагогических решений, задач, вопросов воспитания нравственной личности, наивно полагая, что это присуще только молодым учителям Каково же было мое удивление, когда своими сомнениями поделилась со мной опытный, зрелый коллега. Да. жизнь сложная штука, каждый день что-то открываешь для себя новое, особенно если твоя работа связана с детьми.

В процессе своей педагогической деятельности я определила, что цель современного обучения ребёнка состоит не только в том, чтобы сообщить определённый объём знаний, сформировать умение и навыки, а в том, чтобы помочь ему развиваться как личность в духе нравственно-этического, гражданского, поликультурного воспитания. На мой взгляд, сегодня, говоря о современном образовании, ею перспективах и развитии, следует акцентировать внимание на нравственно- воспитывающем обучении именно в этническом и поликультурном развитии личности. Этническое воспитание развитие личности - ориентация на познание родного языка, культуры и традиций своего народа, формирование национального самосознания. Поликультурное воспитание предполагает учет культурных и

воспитательных интересов разных национальных и этнических

меньшинств и предусматривает:

адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества культур, взаимодействие между людьми с разными традициями;

- ориентацию на диалог культур;

- отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов.

Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух толерантности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов. Именно поликультурное воспитание даёт возможность развить самовоспитание и воспитание человека на протяжении всей жизни, способы выражения этого воспитания различны:

- преемственность между дошкольными, внешкольными, школьными учреждениями и вузом в решении воспитательных задач:

- процесс непрерывного самовоспитания человека в течение всей жизни:

- реализация потребности человека в постоянном обогащении опыта социальных отношении, способов общения и взаимодействия с людьми, техникой, природой. Вселенной.

В мировой практике этот метод широко используется. Так, например, в культуре Японии иностранные школьники приобщаются при обучении в японской школе. Японские учителя расценивают пребывание в школе детей- иностранцев как важную мотивацию к изучению других культур и языков, как опыт общения с представителями иных этнических групп

Уникальный опыт поликультурно го и этнического воспитания накоплен в московской многонациональной школе № 1650. В школе

дополнительно к стандартным программам занимаются на 22 отделениях аварском, абазинском, адыгейском, ассирийском, армянском, болгарском, башкирском, бурятском, греческом и т.д. В каждом отделении по субботам и воскресениям школьники изучают язык, литературу, историю, религию, фольклор и уклад жизни своего народа, вплоть до национальных видов спорта, кулинарии, танцев, праздников.

И в заключение хочется сказать, если в основании пирамиды из всех наших педагогических воззрений мы положим заботу о ребёнке, развитии его духовных и физических задатков, если, веря в ученика, при любых, пусть даже самых «безнадежных» обстоятельствах, будем вести его к успеху; если будем каждый шаг. слово, действие, взгляд, улыбку соотносить с целью воспитания и руководствоваться ею в нашей совместной с учеником деятельностью, - наш педагогический талант не иссякнет, а будет крепнуть и совершенствоваться. И однажды нас осенит удивительно простая, но очень важная мысль, я могу вести за собой, ко мне прислушиваются, меня уважают, меня понимают...

Я - Педагог, я - Личность.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал