7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе к учебникуМ.Г. Ахметзянова

Рабочая программа по литературе к учебникуМ.Г. Ахметзянова

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала







Пояснительная записка



Данная рабочая программа разработана для 9 класса МБОУ «Саклов-Башская СОШ» и составлена на основе Федерального компонента стандарта основного общего образования по литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения , Примерной программы для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы (базовый уровень) под ред. М.Г.Ахметзянова - 3-е изд., переработанное и дополненное. - Казань: Магариф, 2009. - 142с. (Программа рекомендована Министерством образования и науки РТ) и учебного плана МБОУ «Саклов-Башская СОШ»

Согласно Базисному учебному плану образовательного учреждения Российской Федерации ,утвержденному приказом МО РФ №1312 от 09.03.2004 г.и учебному плану школы ,при изучении литературы на базовом уровне минимальная нагрузка составляет 3 часа в неделю

Рабочая программа реализуется через использование УМК который включает:

Русская литература. Учебник-хрестоматия для 9 класса татарской средней общеобразовательной школы. В двух частях. Под ред. М.Г.Ахметзянова. - Казань: Магариф, 2008.

Русская литература в 9 классе татарской школы. Методическое руководство к учебной хрестоматии. - Казань: Магариф, 2008.

Примечание: На основании приказа по школе от 29 августа 2016 №78 в случае совпадения урока с праздничными днями программу выполнить:

-за счет объединения уроков по данной теме;

-за счет часов, выделенных на повторение материала;

-за счет самостоятельного изучения материала учащимися;



Количество часов в году: 102

Количество часов в неделю: 3

Количество плановых уроков: 83

по развитию речи: 10

внеклассного чтения: 9

















Цели и задачи обучения

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся.

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных понятий;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной особенностями образно-эстетической системы;

обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно- обусловленные различия.

Развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.



Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Хронологическая последовательность представления художественных произведений в перечне обусловлена структурой документа и не является определяющей для построения авторских программ литературного образования. На завершающем этапе основного общего образования усиливается исторический аспект изучения литературы, художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи, усложняется сам литературный мате-риал, вводятся произведения крупных жанров.

Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент основного общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:

  • названо имя писателя с указанием конкретных произведений;

  • названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);

  • предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).

Основные критерии отбора художественных произведений для изучения в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения совпадают с критериями, предложенными для образовательных учреждений с русским языком обучения. Однако в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения учащиеся обращаются к материалу русской литературы как иноязычной, изучаемой параллельно с родной, то есть литературное образование осуществляется на бикультурной основе. Это вносит специфику в изучение предмета: с одной стороны, часть историко- и теоретико-литературных сведений учащиеся получают в курсе родной литературы, с другой - возникает необходимость представить в стандарте элементы сопоставления русской и родной литературы.

Недостаточное владение русским языком определяет необходимость некоторого сокращения числа предлагаемых для изучения литературных произведений. Замена отдельных произведений обусловлена следующими факторами: а) языковая сложность произведения; б) необходимость представить художественные произведения, насыщенные культуроведческой информацией, чтобы ввести учащихся образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения в контекст менее знакомой для них русской культуры; в) стремление более широко и многогранно отразить своеобразие русского быта, русских национальных традиций, обычаев, особенности русского национального характера, духовные основы русской культуры; г) стремление представить те произведения русских писателей, в которых нашло отражение этническое многообразие России, быт, обычаи, культура населяющих ее народов, контакты русских людей с представителями других народов России, стремление народов к взаимопониманию, умение оценить лучшее в обычаях и традициях разных народов.

Спецификой изучения русской литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения является также вынужденная необходимость изучать в сокращении или во фрагментах большие по объему произведения.



Общая характеристика и структура учебного предмета



В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Новизна программы

Программа содержит традиционные разделы и понятия. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе - литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

Межпредметные связи

Сближение курса русского языка с литературой, выход на изобразительно- выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия уч-ся художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно- образное эстетическое, нравственное содержание.

Прогнозирование результатов:

  • получить успеваемость 100%;

  • продолжить работу по формированию умений и навыков осознанного грамотного чтения;

  • подготовить учащихся к Государственной итоговой аттестации



























Требования к уровню подготовки обучающихся за курс литературы 9класса.

Учащиеся должны знать:

1.Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

2.Тексты художественных произведений.

3. Сюжет, особенности композиции.

4.Типическое значение характеров главных героев произведений.

5.Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.

6.Изобразительно-выразительные средства языка.

7.Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

1.Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

2.Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

3.Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

4.Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

5.Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения.

6. Выявлять авторскую позицию.

7.Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

8.Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

9.Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

10.Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).

11.Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

12.Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, находить сходные черты и национально обусловленную художественную специфику их воплощения;

самостоятельно переводить на родной язык фрагменты русского художественного текста, используя адекватные изобразительно-выразительные средства родного языка;

создавать устные и письменные высказывания о произведениях русской и родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

участия в диалоге или дискуссии; самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.



































































Учебно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе









































Содержание программы учебного предмета

9 КЛАСС

(102 часов)





Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Основные этапы развития русской литературы.



1

Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве

Общее понятие об истории русской литературы. Периодизация русской литературы. Краткая характеристика древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве». Идейно-художественное своеобразие «Слова…»



3

Литература XVIII века Классицизм и сентиментализм. М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны», «Разговор с Анакреоном» (в сокращении), «Случились два астронома на пиру» Г.Р.Державин «Фелица» (в сокращении), «Властителям и судьям», «Памятник». Д.И.Фонвизин «Недоросль» (фрагменты), Н.М.Карамзин «Бедная Лиза», А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Любани», «Пешки»)

Русская литература 18 века.

Классицизм в русском искусстве.

М.В.Ломоносов. Прославление Родины, природы, науки, просвещения. «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны», «Разговор с Анакреоном», «Случились два астронома в пиру». Тема поэта и поэзии. Ломоносов - реформатор литературного языка и стиха.

Г. Р. Державин. Лирика. Державин и Казань. Державин о роли поэта и назначении поэта. («Памятник»). Державин о роли власти. («Фелица», «Властителям и судиям»).

Д. И. Фонвизин - «сатиры смелый властелин». «Недоросль» - произведение эпохи классицизма. Сатирическое изображение невежества и безнравственности помещиков. Проблема воспитания истинного гражданина.

Сентиментализм в русской литературе.

Н. М. Карамзин - основоположник русского сентиментализма. Идейно-художественное своеобразие повести «Бедная Лиза». Социально- нравственный конфликт в произведении. Язык и стиль повести. Н.М.Карамзин - реформатор литературного языка.

Жизненный подвиг Н.А.Радищева. Изображение крестьянской Руси в книге А,Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». «Путешествие…» - гневный протест против крепостного права. Особенности жанра повести «Путешествие…» (путевые очерки).



9

Литература 1 половины XIX века Романтизм. В.Н.Жуковский «Лесной царь», «Вечер», «Море», «Рыцарь Тогенбург», «Царскосельский лебедь»-

Русская литература первой половины 19-го века.Русский романтизм.В. А. Жуковский - поэт - романтик. Баллада «Лесной царь». Элегия «Вечер», «Море»Стихотворение В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов»; «Море». «Изображаемая Жуковским природа - романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца…» (В.Г.Белинский). Герои и сюжет баллады Жуковского «Светлана».



4

Реализм в русской литературе. А.С.Грибоедов «Горе от ума» (в сокращении), И.А.Гончаров и А.А.Григорьев о «Горе от ума», А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье…», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «Мадонна», «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…», «Евгений Онегин» (в сокращении), «Медный всадник», В.Г.Белинский «Сочинения Александра Пушкина» (статьи 8 и 9 - отрывки), М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта», «Поэт», «Как часто, пёстрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…», «Прощай, немытая Россия…», «Родина», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Дума», «Пророк», «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мэри»), Н.В.Гоголь «Мертвые души» (т.1, гл.1, 2, 6, 11), «Выбранные места из переписки с друзьями»

Становление русского реализма. Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Идейно-художественное своеобразие комедии «Горе от ума». Композиция комедии.

Афористичность языка комедии. Нравственный облик и жизненные идеалы Фамусова и фамусовского общества. Идейно-художественная роль образа Молчалина. Чацкий - провозвестник новой жизни, защитник передовых идей, обличитель крепостнических нравов, косности, корыстолюбия, беспринципности, низкопоклонства, карьеризма.

Роль Софьи в комедии. Общечеловеческий смысл комедии. Критический этюд Гончарова «Миллион терзаний»

А.С.Пушкин - гениальный русский национальный поэт. Реализм в русской литературе. Личность поэта, его судьба . Основные темы, мотивы лирики. Любовная лирика поэта («На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Мадонна», «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье»).

В.Г. Белинский о поэзии А.С.Пушкина.

Вн.чт. Пушкин о назначении поэта и поэзии в стихотворениях «Пророк», «К морю», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Роман в стихах «Евгений Онегин». Творческая история произведения. Отражение в «Евгении Онегине» пушкинской эпохи. Быт и нравы русского дворянства в романе. Основные образы в романе «Евгений Онегин». Противоречивость характера Евгения Онегина, историческая и общественная ее обусловленность. Трагическая судьба Онегина. Дуэль Онегина с Ленским (анализ эпизода из 6 главы романа). Татьяна - любимая героиня Пушкина. Цельность и благородная простота характера Татьяны. Естественность и красота ее духовных устремлений, глубина и искренность чувств. Именины Татьяны (анализ эпизода из 5 главы романа). Идейно-художественное своеобразие романа «Евгений Онегин». Образ автора, его композиционная и идейная роль в романе.

Композиция романа, лирические отступления. Роль пейзажа в романе. Богатство и своеобразие языка. Нравственные и социальные проблемы - цели смысла жизни, счастья, долга - в романе «Евгений Онегин». Близость к народу как основа нравственных идеалов. Губительность индивидуализма и эгоизма. Белинский о романе «Евгений Онегин».

Вн.чт. А.С. Пушкин «Цыганы», «Кавказский пленник».

М.Ю. Лермонтов. Художественный мир М.Ю. Лермонтова. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы лирики поэта. Тема поэта и поэзии в лирике поэта. «Смерть поэта», «Поэт», «Дума», «Молитва», «И скучно и грустно..», «Нет, не тебя так пылко я люблю..», «Пророк».

Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Прощай, немытая Россия», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива..»

«Герой нашего времени» - нравственно-психологический роман о незаурядной личности.

Смысл названия романа «Герой нашего времени». Композиция романа. Портретная характеристика Печорина. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и Грушницкий

Роль новеллы «Фаталист» в романе «Герой нашего времени». Печорин и женские образы в романе «Герой нашего времени». Идейно-художественное своеобразие романа «Герой нашего времени». Вопросы о смысле жизни, об ответственности человека за свою судьбу. Картины природы в романе. Роль композиции в раскрытии основной мысли. Психологизм романа. Белинский о романе.

Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества Н.В.Гоголя. «Петербургские повести» Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя . «Выбранные места из переписки с друзьями» (гл.2, 4, 8,9, 17, 19, 32) . «Мертвые души» Гоголя - удивительная книга, горький упрек современной России. Замысел произведения. Особенности жанра. Смысл названия поэмы. Построение 1 тома. Путешествие героя как прием воссоздания панорамы России. Типы помещиков.

Коробочка . Манилов . Беседа Чичикова с Маниловым (анализ эпизода 2 гл. 1 тома)

Собакевич. Ноздрев. Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире (анализ эпизода 4 главы 1тома) Плюшкин. Чичиков у Плюшкина (анализ 6 главы 1 тома). Приемы сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалогов). Чичиков - новый «герой» эпохи. Чичиковщина. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Предыстория Чичикова (анализ эпизода из главы 11). Оформление купчей в гражданской палате (анализ эпизода из 7 главы ). Чичиков и губернские чиновники. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Мертвые души» Образ автора. Гоголевский смех сквозь слезы. Лирические отступления. Народ и родина в поэме. Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла. Раздумья писателя о судьбе родины в период создания 2 тома «Мертвых душ».

Вн.чт. Н.В. Гоголь «Шинель».



29

Литература 2 половины XIX века.





И.С.Тургенева «Ася».

А.П.Чехов «Ионыч».

Н.А.Некрасов «Перед дождём», «Тройка», «Давно - отвергнутая любовь…», «Я сегодня так грустно настроен…», Н.С.Лесков «Старый гений» Л.Н.Толстой «Юность» (главы из повести), «Казаки» (в сокращении

Русская литература 2 половины 19 века.

И.С.Тургенев. Проблема взаимоотношений в рассказе И.С.Тургенева «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаятельность, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, его обреченность на одиночество. Психологическая характеристика героев. Поэтическая атмосфера повести.

Вн.чт А.Н. Островский «Свои люди - сочтемся».

А.П.Чехов. Тема духовного перерождения в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».Трагизм духовного оскудения личности. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений.

Н.С.Лесков. «Старый гений» - сатирическое изображение чиновничества. Праведники русской земли в рассказе.

Толстой Л.Н. Нравственное самосовершенствование в повести Л.Н.Толстого«Юность»

Автобиографическая основа повести. Стремление героя к нравственному самосовершенствованию. Духовный конфликт героя с окружающей средой и собственными недостатками. Вера в победу счастья и добра. Особенности поэтики повести. Повесть «Казаки» Л.Н.Толстого. Идеал единения с природой, изображение простых форм казачьей жизни и быта, возвеличивающие людей. Образы Ерошки, Марьяны. Образ Оленина, его нравственные искания.



6

Русская литература XX века. И.И.Бунин «Ещё и холоден и сыр…», «Слово», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», «Холодная осень», «Чаша жизни», М.Горький «Макар Чудра», А.А.Блок «О, я хочу безумно жить…», «Да. Так диктует вдохновенье…», «Ты - как отзвук забытого гимна…», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…», С.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Собаке Качалова», «Звёзды», «Лебёдушка», М.А.Булгаков «Собачье сердце» (в сокращении), А.Платонов «Песчаная учительница», «Сокровенный человек», М.А.Шолохов «Судьба человека» (в сокращении), В.М.Шукшин «Мастер», «Крепкий мужик», «Чудик», Н.М.Рубцов «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «Песня», «Берёзы», «Ведение на холме» (в сокращении), «Памяти матери», «Первый снег», «Последняя ночь», «Сергей Есенин», «Приезд Тютчева», Ф.Абрамов «Поездка в прошлое», «Деревянные кони», Ч.Айтматов «Буранный полустанок» («И дольше века длится день») (фрагменты)

Русская литература 20 века.

И,А.Бунин. Лирика . Стихотворения «Последний шмель», «Крещенская ночь» , « Одиночество», «Поэт печальный и суровый..», «Любовь и радость бытия..» в стихотворениях поэта.. Бунин - прозаик. История печальной любви в рассказе«Холодная осень» И.А.Бунина. Герои рассказа. Глубокий лиризм и поэтическая атмосфера рассказа.. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Вн. Чт. И.А. Бунин «Чаша жизни».

М. Горький. Романтизм Горького. Идеализация гордых, сильных людей в рассказе«Макар Чудра». Герои рассказа Лойко, Зобар и Радда. Размышления старого цыгана о жизни и человеке. Художественное своеобразие рассказа, эмоциональность и красочность языка. Портрет и пейзаж в рассказе. Роль рассказчика.

А.Блок. Судьба поэта. Поэт и читатель («О, я хочу безумно жить») Лики «страшного мира» в поэзии Блока («Да, так диктует вдохновенье»). Поэзия любви («Ты - как отзвук забытого гимна). Образ Руси в поэзии Блока («Река раскинулась. Течет, грустит лениво…) Роль символов. Музыка стиха.

Вн.чт. А.Блок. «Лениво и тяжко плывут облака..», «Сны».

С.А.Есенин. Судьба поэта. Лирика С.А.Есенина. Тема любви к родине, к родной природе. Предельная искренность и глубокий лиризм. Народная основа языка лирических стихотворений. «Не жалею», «Отговориал», «Тебе одной плету венок», «Собака Качалова».

Вн. Чт. С.А.Есенин «Звезды», «Лебедушка».

М.А. Булгаков. Биография писателя. Шариковщина как социальное и моральное явление в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Нравственная проблематика повести «Собачье сердце». Смысл двух превращений Шарика. Поэтика Булгакова - сатирика. Прием гротеска. Герои и события в повести. Образ профессора Преображенского.

Вн.чт Рассказы Булгакова по выбору.

А.П. Платонов. Мечта о новой жизни в рассказе А.Платонова «На заре туманной юности». Сюжет рассказа. Любовь к людям, понимание их боли и гордость за них. Новизна раскрытия личности. Гуманизм рассказа. Сила женского характера в рассказе А.Платонова «Сельская учительница».

Вн. Чт. А.П. Платонов. «Сокровенный человек».

М.А. Шолохов. Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» Красота души воина и труженика А.Соколова. Жизненный путь героя. Проблема нравственного выбора человека. Финал рассказа Шолохова. Особенности композиции рассказа (автор и рассказчик в повествовании). Мастерство портретных и пейзажных зарисовок.

Вн.чт. А.И. Солженицын «Как жаль!»

В.М.Шукшин Духовные ценности в рассказах В.Шукшина «Мастер» и «Крепкий мужик» Два типа человека - мастер и разрушитель. Авторское отношение к героям рассказов.

Вн. Чт В.М. Шукшин «Чудик».

Рубцов Н.М. Лирика Н.М. Рубцова Основные мотивы лирики .

Вн.чт. Рубцов Н.М «Памяти матери», «Первый снег», «Последняя ночь», «Сергей Есенин», « Приезд Тютчева».

Ф.Абрамов. Трагические страницы в истории русской деревни в повести Ф.Абрамова «Поездка в прошлое». Автобиографическая основа повести. Коллективизация и отечественная война. Размышления автора о судьбе русского народа.

Вн.чт. Ф.Абрамов «Деревянные кони».

Ч.Айтматов. Повесть «Белый пароход» Ч.Айтматова. Образы старика и мальчика. Тема памяти в романе Ч. Айтматова «И дольше века длится день» Образ Едигея как человека народной судьбы. Композиция романа, роль мифологических мотивов в нем.



23

Зарубежная литература . Мифы Древней Греции. Гомер «Илиада», «Одиссея» (фрагменты), В.Шекспир «Ромео и Джульетта», «Гамлет» (отрывки), Ж.Б.Мольер «Мещанин во дворянстве» (отрывки), Ф.Шиллер «Коварство и любовь» (отрывки), Данте «Божественная комедия» (отрывки), Гете «Фауст» (фрагменты), Сервантес «Дон Кихот» (отрывки)

Зарубежная литература.

Мифы Древней Греции. «Прометей», «Дедал и Икар», «Орфей и Эвридика»

Литература эпохи Средневековья. Испания.

М. Сервантес . Жизнь и творчество (обзор). Роман «Дон Кихот» (фрагменты). Образ «глупого мудреца», его философский смысл. Рациональное и эмоциональное в человеке. Соотношение мечты и реальности в жизни. Дон Кихот как вечный

Вн.чт.Данте «Божественная комедия»

В. Шекспир очерк жизни и творчества. «Ромео и Джульетта».

Вн.чт. В. Шекспир «Гамлет».

Литература эпохи Просвещения. Франция Ж.-Б. Мольер. Жизнь и творчество (обзор). КОМЕДИЯ «Мещанин во дворянстве» (фрагменты). Проблема подлинной и мнимой культуры. Особенности сатиры и юмора у Мольера. Особенности классицистической драматургии.

Вн.чт. И-В Гете «Фауст». (Фрагменты).

Литература эпохи Просвещения. Германия Ф. Шиллер Жизнь и творчество (обзор). Трагедия «Коварство и любовь». Идея чести и человеческого достоинства в балладе. Напряженностью сюжета и неожиданность развязки



8

Уроки внеклассного чтения - А.С.Пушкин «Цыганы», лирика Байрона, Н.В.Гоголь «Невский проспект», А.Н.Островский «Лес», стихотворения Н.А. Некрасова, рассказы И.Бунина, рассказы М.А.Булгакова, стихотворения Н.М.Рубцова, Античная лирика



9

Уроки развития речи



10















Календарно-тематическое планирование



Тема раздела и урока

Дата по плану

Фактич.

1







2









3-4







5



6







7-8







9





10









11





12





13





14





15-16





17



18



19





20



21



22



23



24







25





26





27





28



29





30





31





32







33-34





35





36





37





38





39





40





41





42





43





44-45



46





47



48



49-50





51





52





53





54





55





56





57





58





59





60





61



62



63





64-65





66





67





68-69



70





71





72





73





74



75





76





77





78





79





80





81-82





83-84





85





86





87





88



89



90



91





92-93



94



95



96



97-98



99



100



101



102











Введение. Основные этапы развития русской литературы.







ДРЛ. Высокий уровень культуры Древней Руси. Патриотизм ДРЛ.









«Слово...» как величайший памятник ДРЛ.







Общая характеристика литературы 18-го века. Классицизм.



Прославление Родины, науки, тема поэта и поэзии в творчестве М.Ломоносова







Сочетание одических и сатирич. начал в поэзии Г.Р.Державина. «Властителям и судьям» «Фелица», «Памятник»







Сатирич. изображение невежества помещиков в «Недоросле» Фонвизина.





Проблема воспитания истинного гражданина.









Сентиментализм в русской литературе. Карамзин.





Утверждение общечеловеческих ценностей в «Бедной Лизе»





Гневный протест против креп. права. «Путешествие...» Радищева.





Особенности развития русской литературы в 19-ом веке(1-я половина). Романтизм





В.А.Жуковский - поэт-романтик, переводчик.





Контрольный урок Литературные направления:классицизм,сентиментализм.



Реализм русской литературеА.С.Грибоедов. Очерк жизни и творчества.



В дом Фамусова поспешим вместе с Чацким... 1-е действие.





Поединок Чацкого с «веком минувшим». 2-е действие.



Поспешим на бал... 3-е действие.



«Мильон терзаний». 4-е действие.



Р.Р. Подготовка к сочинению.





А.С.Пушкин. Очерк жизни и творчества.





Любовная лирика Пушкина.





Петербургская повесть Пушкина. «Медный всадник».





История создания, жанр, проблематика романа «Евгений Онегин».





Комментированное чтение глав





Позвольте познакомить вас: Онегин...





Итак, она звалась Татьяной...





Так проповедовал Евгений... Исповедь героя.





А счастье было так близко...







Р.Р. Образ Онегина.

(вариант: сопоставит. характеристика Евг. Онегина и Вл.Ленского)



ВН.ЧТ. Романтические поэмы Пушкина





М.Ю.Лермонтов. Трагическая судьба поэта.





Мотивы одиночества, тоски о свободе в лирике Лермонтова.





Лермонтов о высокой общественной роли поэта.





«Герой нашего времени». Жанр, проблематика, композиция.





Странный человек. «Бэла».





«Что делать? Всякому своя дорога...» «Максим Максимыч».





Красота и поэзия мира в повести «Тамань»





«За что они меня все ненавидят?» Печорин и «водяное общество».





Р.Р. Что же за человек этот Печорин?



Н.В.Гоголь. Очерк жизни и творчества.





Замысел и смысл названия, жанр и проблематика поэмы «Мёртвые души»



Губернское общество в поэме.



Типы помещиков в поэме.





Р.Р. Образ Чичикова.





Р.Р. Письменная работа по поэме.





Нравственное начало «Выбранных мест из переписки с друзьями».





ВН.ЧТ. «Невский проспект», «Портрет»





И.С.Тургенев. Образ «тургеневской девушки». «Ася»





Н.С.Лесков Сатирическое изображение чиновничества в рассказе «Старый гений»





Н.А.Некрасов. Мотивы тоски и неудовлетворённости собой в поэзии поэта.





«Я лиру посвятил народу своему...»





ВН.ЧТ. Стихотворения Некрасова.





Л.Толстой. Особенности поэтики повести «Юность».





Повест «Казаки» Идея единения с природой



.Образ Оленина.Нравственные искания.Образы Ерошки,Марьяны



Вн чт.А.Островский «Лес»





И.А.Бунин. Мысль о сложности человеческих судеб в рассказе «Холодная осень»(сдвоенный урок).





Любовь и радость бытия в стихотворениях Бунина.





ВН.ЧТ. Рассказы Бунина.«Митькина любовь





Р.Р. Сочинение «Кому из литературных героев я хотел бы оказать помощь и почему?» или сочинение в жанре письма



М.Горький. Идеализация гордых и сильных людей в ранних романтических рассказах Горького.





Тема босячества в рассказах Горького.





А.Блок. Тема любви к Родине в стих. поэта.





Тончайшая поэзия любви.





Р.Р. Письменный анализ стихотворения Блока.



С.Есенин. Любовь к Родине, к природе в поэзии Есенина.





Философская лирика Есенина.





Р.Р. Выразительное чтение и чтение наизусть стихотворений.





М.А.Булгаков-сатирик.





«Шариковщина» как социальное и моральное явление.





ВН.ЧТ. Рассказы М.Булгакова.





А.Платонов. Любовь к людям в произвед. писателя.





М.Шолохов. Судьба человека в ВОв.





В.М.Шукшин о бережном отношении к духовным ценностям.





«Чудики» В.Шукшина.





Р.Р.Отзыв о прочитанной книге.





Н.М.Рубцов. Стихи поэта о Родине.



ВН.ЧТ. «С чего начинается Родина...» (по стих. Рубцова)



Размышления о судьбе русского народа в повести Ф.Абрамова «Поездка в прошлое».



«Деревянные кони». Тема детства и судьбы страны в произведении.





Гуманистический пафос романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день».



Зарубежная литература. Мифы Древней Греции.Вн.чт.Мифы Др.Греции в приложении Н.Куна



Вн.чт.Античная литература



Гомер «Иллиада», «Одиссея»



В.Шекспир. «Ромеои Джульетта» , «Гамлет»



Жан Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве»



Фридрих Шиллер. «Коварство и любовь»



Данте «Божественная комедия»



Сервантес «Дон Кихот»





















2.09





5.09









7.09

9.09







12.09



14.09







16.09







19.09





21.09







23.09





26.09





28.09





1.10





2.10

6.10



8.10



9.10



13.10







15.10



16.10



20.10



22.10





23.10



27.10





29.10







30.10





10.11





12.11





13.11





17.11





19.11







20.11

24.11



26.11



27.11





1.12





3.12





4.12





8.12







10.12





11.12





15.12





17.1218.12



22.12





24.12



25.12



12.01 14.01





15.01





19.01





21.01





22.01





26.01





28.01





29.01





2.02





4.02



5.02





9.02





11.02

12.02







16.02 18.02





19.02





23.02





25.02 26.02



2.03





4.03





5.03





9.03



11.03



12.03





16.03





18.03







19.03







1.04





2.04



6.04





8.04 9.04





13.04





15.04





16.04





20.04



22.04

23.04





27.04





29.04 30.04



4.05



6.05



7.05



11.05 13.05



14.05

18.05

20.05



21.05



















Перечень учебно -методического обеспечения .

Литература для ученика



www.uroki.net/docrus.htm

www.openclass.ru/node/114910</</p>





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал