7


  • Учителю
  • Конспект урока на тему 'На урок - с Булгаковым' (11 класс)

Конспект урока на тему 'На урок - с Булгаковым' (11 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:                                                  МБОУ «Лицей-интернат (школа для                                                                одаренных     детей) г.Буинска РТ»                                                                Гисматуллина
предварительный просмотр материала

МБОУ «Лицей-интернат (школа для

одаренных детей) г.Буинска РТ»

Гисматуллина Гузалия Миннисламовна,

учитель русского языка и литературы,

конспект урока на тему «На урок - с М.Булгаковым».

Тема: На урок - с М.Булгаковым. Cлайд

Тип урока: урок закрепления умений и навыков. Лабораторная работа. Слайд

Цели урока:

обобщение знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам русского языка, исследование языкового материала романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», интегрирование материала русского языка и литературы, создание условий для переноса лингвистических знаний в новые учебные ситуации, подготовка к ЕГЭ по русскому языку;

применение лингвистических знаний при работе с языковым материалом, развитие умения самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами. Слайд №3

Задачи:

образовательные: краткая биографическая справка о творческом пути М.Булгакова, закрепление понятий стиль и тип речи, понятия выразительные средства в речи;

развивающие: продолжить работу по развитию навыков анализа текста, подготовка к написанию домашнего сочинения;

воспитательные: развитие нравственных качеств личности.

Оборудование: презентация, раздаточный материал

Ход урока.

  1. Приветствие. Вступительное слово учителя.

Я рада приветствовать сегодня не только вас ребята, но и гостей. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха.

II. Мотивация деятельности. Чтение наизусть стихотворения А.Ахматовой «Памяти М. А. Булгакова». Слайд

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и все вокруг молчит

О скорбной и высокой жизни,

Лишь голос мой, как флейта, прозвучит

И на твоей безмолвной тризне.

О, кто поверить смел, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней погибших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Всех потерявшей, все забывшей, -

Придется поминать того, кто, полный сил,

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь предсмертной боли.

1940. Фонтанный Дом.

(Сообщение ученика). В сентябре 1939 года врачи подтвердили диагноз, поставленный М. Булгакову, тяжелый невроз. Дни писателя были сочтены. Через полгода, 10 марта 1940 года, Булгакова не стало. Среди многочисленных соболезнований, пришедших вдове писателя, слышится голос А.А.Ахматовой. Она пришла к Елене Сергеевне через шесть дней после смерти Булгакова, отдала последний долг - стихи. Это стихотворение А.Ахматова впервые прочитала Елене Сергеевне Булгаковой 16 апреля 1940 года, накануне булгаковских сороковин, отметив, как записала в дневнике вдова писателя, мистическое совпадение дат. Булгаков умер ровно через три года после смерти своего друга, писателя Евгения Ивановича Замятина, скончавшегося в Париже 10 марта 1937 года.

Булгаков не скрывал того, что не любит стихов, и Анна Андреевна, знавшая об этом, никогда не читала своих стихов при нем. Но Михаил Афанасьевич необычайно высоко ценил в Анне Андреевне ее неоспоримый талант, ее блестящую эрудицию, ее высокое человеческое достоинство. И Ахматова на всю жизнь сохранила свое восхищение Булгаковым-писателем и человеком". Это восхищение отразилось в одном из лучших ахматовских стихотворений "Памяти М. Булгакова", написанном в марте 1940 г., вскоре после смерти автора "Мастера и Маргариты". А. Ахматова передает психологическое, душевное состояние М. Булгакова именно в тот период, когда он работал над романом «Мастер и Маргарита»?


(Сообщение ученицы). Действительно, время работы над романом для писателя было крайне трудным. В июле 1929 года в письме к Сталину он пишет: «В этом году исполняется десять лет с тех пор, как я начал заниматься литературной работой в СССР. … Но чем большую известность приобретало мое имя в СССР и за границей, тем яростнее становились отзывы прессы, принявшие, наконец характер неистовой брани.

К концу десятого года силы мои надломились, не будучи в силах более существовать, затравленный, зная, что ни печататься, ни ставиться более в пределах СССР мне нельзя, доведенный до нервного расстройства, я обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР об изгнании меня за пределы СССР вместе с женою моей Л. Е. Булгаковой, которая к прошению этому присоединяется.


Слайд. Слово учителя. Двенадцать лет были отданы М.Булгаковым работе над «Мастером и Маргаритой». Шесть редакций текста насчитывают ныне литературоведы. И это обязывает пристальней вглядеться в «закатный роман», в его героев, вдуматься в его содержание.

«Когда в конце болезни он уже почти потерял речь, у него выходили иногда только концы слов или начала слов,- вспоминала Елена Сергеевна Булгакова. -

Был случай, когда я сидела около него, как всегда, на подушке на полу, возле изголовья его кровати, он дал мне понять, что ему что-то нужно, что он чего-то хочет от меня.

Я предлагала ему лекарство, питье, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Твои вещи?» Он кивнул с таким видом, что и «да» и «нет». Я сказала: «Мастера и Маргариту»? Он, страшно обрадованный, сделал знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали»

Вслед за Н.В.Гоголем автор «Мастера и Маргариты» мог бы повторить: «Они (произведения) писаны долго, в обдумывании многих из них прошли годы, а потому не угодно ли читателям моим тоже подумать о них на досуге и всмотреться пристальней».

На уроках литературы мы с вами пристально всматривались в форму, композицию, содержание романа, искали символы, знаки, сочувствовали героям, обвиняли, оправдывали их… Нам стало казаться, что булгаковский текст живет, дышит, наполненный какими-то тайнами. О языковых особенностях мы и будем сегодня вести речь, посмотрим на роман через «лингвистический микроскоп». Другая задача - использовать текст романа для подготовки к ЕГЭ.

(сообщение ученика)

Лексико-семантическое поле романа «Мастер и Маргарита» выстроено с большей детальностью, поскольку предмет повествования составляет не только жизнь Москвы, но и Ершалаима. В состав лексико-семантического поля входят следующие смысловые группы: «архитектура будущего», «науки» (гуманитарные и технические), «средства передвижения», «новые виды энергии», «стихии», «новые способы общения между людьми», «быт», «образование», «общественное устройство»,

При изображении города в целом автор использует слова, содержащие в своих значениях семы «необычность», «монументальность», «значительность размеров», «древность», которые в последующих описаниях реализуются с помощью гипербол, эпитетов «огромный, многообразный, разный, разнообразный».

Точный подбор слов помогает определить тему и основную мысль текста. В тексте преобладает стилистически нейтральная лексика и слова, вышедшие из активного употребления («флибустьер», «галстух»), за исключением эпизодов, где представлена диалогическая речь с экспрессивной окраской («сволочь», «враньё» и т.д.), что создает впечатление особой простоты, прозрачности, говорит о тонком языковом чутье автора.

В Ершалаимских главах много заимствованных слов, например, таких, как «игемон», «легион», «легионер», «прокуратор», «кесарь»), что придает большую достоверность повествованию. Автор мало использует библейскую лексику, тем самым проводя параллель между Иешуа и Иисусом. Многие предложения из романа стали фразеологизмами, крылатыми выражениями, например, всем известные «рукописи не горят», «осетрина второй свежести».

Слайд. Эпиграф: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека.

Поэтому я хотела бы узнать, а «вы знаете, куда держите путь?

(Самостоятельное решение тестовых задач на бумажных носителях. Проверка по ключам на экране).

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. бОров 2) стОрицей 3) рЕгент 4) скалЯсь

А2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. в тысяча пятисот семьдесят первом году 2) разросся

3)чрезвычайно обременяю 4) затерло в толпе

А3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

  1. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, теперь уже одетого во фрак и стоящего у стенки кровати.

  2. Кот, отставив от глаз бинокль, тихонько подпихнул своего короля в спину.

  3. Я, откровенно говоря, не люблю последних новостей по радио.

  4. Вследствие этого и результаты для обоих сторон бывают всегда одинаковы.

Прочитайте текст и выполните задания А4 - А9

(1)…(2) Между этими стенами уже били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах, из которых был первый - прозрачно-фиолетовый, второй - рубиновый, третий - хрустальный. (3) Возле них метались негры в алых повязках, серебряными черпаками наполняя из бассейнов плоские чаши. (4) В розовой стене оказался пролом, и в нем на эстраде кипятился человек в красном с ласточкиным хвостом фраке. (5) Перед ним гремел нестерпимо джаз. (6)…

Директор увидел Маргариту, он согнулся перед нею так, что руками коснулся пола, потом выпрямился и пронзительно вскричал:

- Аллилуйя!

А4. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

  1. Невысокая стена белых тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках и перед ними белые груди и черные плечи фрачников.

  2. В воздухе на площадке уже стоял гул, из покинутых Маргаритой бальных зал, как море, слышалась музыка.

  3. В следующем зале не было колонн, вместо них стояли стены красных, розовых, молочно-белых роз с одной стороны. А с другой - стена японских махровых камелий.

  4. Голова Маргариты начала кружиться от запаха вина, и она уже хотела уходить, как кот устроил в бассейне номер, задержавший Маргариту.

А5. Какое из приведенных ниже слов (сочетание слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

  1. лишь только 2)таким образом 3)несмотря на это 4)вдруг

А 6. Укажите верную характеристику 3 предложения.

  1. сложное бессоюзное 2)ссп 3)ссп 4)простое, осложненное

А7. укажите значение слова «пронзительно» в предложении 6.

  1. Резко 2)искренне 3)остро 4)пронизывающе

А8. В каком слове нет суффикса -н- ?

  1. Весенний 2)законный 3)бесчисленный 4)оглушительно

А 9. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Лицо Воланда было скоше(1)о на одну сторону, правый угол рта оття(2)т книзу, на высоком облысевшем лбу были прореза(3)ы глубокие параллельные острые бровям морщины.

1) 1,3 2) 2,3 3)1,2,3 4)1,2

А10. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне?

  1. к_ролева, б_ссейн, _ркестр

  2. др_жащее, ш_фёр, в к_стрюле

  3. м_ссир, подп_хнул, ал_ барды

  4. к_льнули, к_залось, уб_юкивало

А11. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. р_стерянно, не _трываясь, п_явился

  2. ра_махивающий, бе_надёжное, бе_пристрастен

  3. пр_анализировать, _тставив, раз_млеете

  4. пр_имущества, пр_чинила, пр_вратила

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Кот (1) отставив от глаз бинокль (2) тихонько подпихнул своего короля в спину. Тот (3) в отчаянии (4) закрыл лицо руками.

  1. 1 2. 2, 3 3. 1, 2, 3, 4 4. 1,2

А13.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Они пошли между колоннами (1) и (2) наконец (3) выбрались в какой-то другой зал (4) в котором почему-то сильно пахло лимоном (5) где слышались какие-то шорохи (6) и где что-то задело Маргариту по голове

  1. 4,5 2. 1, 4, 5, 6 3. 2, 3, 4 4. 1, 2, 3, 4, 5, 6

А14. Укажите предложение, в котором не нужно ставить запятые.

  1. Невысокая стена белых тюльпанов выросла перед Маргаритой а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках и перед ними белые груди и чёрные плечи дачников.

  2. И заметьте ни один не заболел и ни один не отказался.

  3. Она уж и сжигала его в печи и топила в реке но ничего не помогает.

  4. Он несколько раз попадался ей в театрах Москвы и в ресторанах.

А15. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. Был еще один стол с какой-то золотой чашей и другим канделябром, ветви которого были сделаны в виде змей.

  2. Первое, что поразило Маргариту, это тьма, в которую она попала.

  3. Есть вещи, в которых совершенно недействительны ни сословные перегородки, ни даже границы между государствами.

  4. Улетая, Маргарита видела только, что виртуоз - джазбандист, борясь с полонезом, который дул Маргарите в спину, бьет по головам джазбандистов своей тарелкой и те приседают в комическом ужасе.

Слайд №7. Ключи: А1-1, А2-1, А3-4, А4-3, А5-1, А6-4, А7-1, А8-3, А9-3, А10-4, А11-3, А12-4, А13-1, А14-4, А15-4. Обмен мнениями.

III. Работа с текстом.

1.Самостоятельная работа. Лингвистический анализ текста.

1) Воланд осадил своего коня на каменистой безрадостной плоской вершине, и тогда всадники двинулись шагом, слушая, как кони их подковами давят кремни и камни. 2) Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нем белую фигуру сидящего человека. 3) Возможно, этот сидящий был глух или слишком погружен в размышление. 4) Он не слыхал, как содрогалась каменистая земля под тяжестью коней, и всадники, не тревожа его, приблизились к нему.

5) Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь, и Маргарита видела, что сидящий, глаза которого казались слепыми, коротко потирает свои руки и эти самые незрячие глаза вперяет в диск луны. 6) Теперь уж Маргарита видела, что рядом с тяжелым каменным креслом, на котором блестят от луны какие-то искры, лежит темная, громадная остроухая собака и так же, как её хозяин, беспокойно глядит на луну.

7) У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая черно-красная лужа.

8) Всадники остановили своих коней.

9) - Ваш роман прочитали, - заговорил Воланд, поворачиваясь к Мастеру, - и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. 10) Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. 11) Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. 12) Она мучает не только его, но и его верного сторожа, собаку. 13) Если верно, что трусость - самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. 14) Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. 15) Ну что ж, тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит.

Задания.

  1. Укажите способ образования слова безрадостный (предложение 1). (приставочно-суффиксальный)

  2. Из предложения 6 выпишите все союзы. (что, и, так же как)

  3. Укажите тип связи в словосочетании двинулись шагом. (примыкание)

  4. Среди предложений 5-14 найдите односоставное неопределенно-личное предложение, напишите номер этого предложения. (9)

  5. Среди предложений 2-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством, напишите номер этого предложения. (4)

  6. Среди предложений 5-15 найдите ССП с общим второстепенным членом, напишите номер этого предложения. (7)

  7. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое соединяется с предыдущим с помощью местоимения, напишите номер этого предложения. (4)

  8. Среди предложений 3-8 найдите пример субстантивации (переход слова из одной части речи в другую). Выпишите это слово. (сидящий)

Проверка работы по ключам. Обмен мнениями.

Слайд. Ключи: 1- приставочно-суффиксальный; 2 - что, и, так же, как; 3 - примыкание; 4 - 9; 5 - 4; 6 - 7; 7 - 4; 8- сидящий;

Физкультминутка. Дети выполняют зарядку для глаз: посмотреть направо, посмотреть налево, вверх, вниз, посмотреть на пальчик, а затем в окно на деревья, закрыть глаза, и, наконец, открыть.

1V. Подготовка к сочинению в формате части С ЕГЭ. Коллективная устная работа.

Ребята, вы любите путешествовать? Вот и я люблю путешествия, особенно виртуальные. Столько интересного узнаешь за один «поход» на страничку форума, посвященного сдаче ЕГЭ.

Слайд

1. «Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Это работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы».

2. «Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3,5 часа и сделать части А и В, да еще успеть нарисовать что-то вразумительное в С! Какое тут творчество, если порой такой текст попадется, что невозможно понять, о чем писать!»

3. «Четыре месяца до экзамена осталось, а я как собачка Павлова - текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!»

Вот такие проблемы волную ваших сверстников при подготовке именно к части С ЕГЭ.

- Эти проблемы волнуют вас?

! Да, ребята, часть С самая сложная. Она проверяет навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость ваших суждений при истолковании текста. Написание сочинения было и остается сложной задачей для большинства выпускников. Пусть продолжение сегодняшнего урока будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С.

Слад

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

- Обратите внимание на первую фразу: « Напишите по прочитанному тексту» и на последующую « Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается». Отсюда следует, что важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст - это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст - задача не из легких.

1. Определение темы текста. Слайд

- Как вы считаете, о чем данный текст. Определите его тему. В каком предложении содержится основная мысль данного текста? ( Ну что ж, тот, кто любит, должен разделить участь того, кого он любит).

2. Формулировка проблемы. Слайд

- первый наш шаг «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». Шаг А - отбор информации.

-Для начала давайте вспомним, что такое проблема?

Справка: (ПРОБЛЕМА - это основной вопрос, который рассматривает автор в этом тексте.

Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор? Обратимся снова к тексту.

- Какие проблемы поднимает автор в данном тексте? (Проблемы долга, совести, нравственного выбора, ответственности человека за свои поступки).

Шаг Б Составление комментария проблемы.

Слайд

Реплика из форума: «Комментарий проблемы…Перескажи своими словами часть текста - и все!» Если вы последуете этому совету, то за К2 вы получите 0 баллов.

- Давайте вспомним, что такое комментарий.

Слайд Справка (Это не пересказ текста!)

Толкование, пояснительные замечания С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ!

Сделать это можно, ответив на следующие вопросы:

1. На какие стороны проблемы обращает наше внимание писатель?

2. Что особенно его волнует и тревожит, что он подчеркивает, выделяет?

Комментарий - это «переходный мостик» формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме.)

Комментарий обязательно должен опираться на текст.

* Запишите это положение в тетрадь.

Чтобы прокомментировать проблему, нужно ответить на ряд вопросов.

Слайд

-К какой категории относится проблема?

-Актуальная ли эта проблема в наши дни? Что делает ее актуальной?

Нравственная проблема - Проблема вечна,)

-Почему эта проблема важна для автора? (Она пережита самим автором.)

4. Формулировка авторской позиции

-Давайте вспомним, что такое позиция автора?

Слайд Справка /Позиция автора - это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы

Слайд Справка / «Как может быть выражена авторская позиция»

Средства выражения позиции автора

1. Слова-маркеры (главное, надо, нужно, самое важное)

2. Оценочная лексика (отличный, прекрасный, отвратительный, безобразный)

3. Средства выразительности

4. Вводные слова (к сожалению, к несчастью, ко всеобщей радости)

5. Побудительные предложения

-Каково авторское отношение к проблеме? Как выражено отношение автора к проблеме?

! автора мы можем увидеть через выразительные средства

-Какие способы используются в нашем тексте?

-Какова же авторская позиция?

-В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо?

-Согласны ли вы с мнением автора? (Учащиеся дают свой ответ)

5. Аргументация собственного мнения. Слайд

Это самая трудная часть работы. На этом этапе написания сочинения ваша задача состоит в следующем: одобрить позицию автора, выразить свое понимание позиции автора и сформулировать собственную позицию, подобрав 2 аргумента, доказывающие справедливость мнения автора и вашего мнения.

Слайд

Предлагаю вам подборку высказываний по данной теме, которые можно использовать как иллюстрации к аргументам

  1. Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь. (И.Кант)

  2. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. (М.Ганди)

  3. Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть. (Сенека)

  4. Именно из благотворения не по склонности, а из чувства долга и начинается моральная и вне сравнения высшая ценность характера. (Гален)

  5. Наши характеры образуют наши нравы. (Плутарх)

  6. Сострадание есть горе о чужом несчастье. (Конфуций)

  7. Умение прощать - свойство сильных. Слабые никогда не прощают. (В.Сухомлинский)

  8. Если хочешь жить для себя, живи для других. (И.Кант)

Критерии оценивания сочинения

К1 Формулировка проблем исходного текста 1

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста 2

К3 Отражение позиции автора исходного текста 1

К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме 3

К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2

К6 Точность и выразительность речи 2

К11 Соблюдение этических норм 1

К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале 1

13

2. Грамотность

К7- К10 10

* Вспомним, что для этого мы сделали. Слайд

1. Прочитайте внимательно текст.

2. Определите тему текста.

3. Сформулируйте одну из проблем .

4. Прокомментируйте найденную в тексте проблему.

5. Покажите позицию автора текста.

6. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Свой ответ аргументируйте.

7. Заключение.

? Есть ли ко мне вопросы по данному плану?

Слайд Реплика из форума «Ура! Сдал ЕГЭ! Ребята, главное - все делать по плану, не забудьте про аргументы!»

V. Поведение итога урока

Выставление оценок

VI. Домашнее задание (Слайд )

Написать сочинение-рассуждение. Знать и помнить о том,

что

Сочинение делится на части, ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей делать сочинение из частей.

В начале любого сочинения должно быть вступление.

А дальше, проще простого:

- не забыть выявить и сформулировать основную проблему текста;

- прокомментировать сформулированную проблему;

- сформулировать позицию автора по выделенной проблеме;

- сформулировать и аргументировать свою позицию по выделенной проблеме;

- и «закрыть» своё сочинение при помощи заключения.

Слайд Спасибо за работу. Желаю успехов на экзамене.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал