7


  • Учителю
  • Конспект урока по литературе Собранье пестрых глав по роману в стихах А.С. Пушкина Евгений Онегин.

Конспект урока по литературе Собранье пестрых глав по роману в стихах А.С. Пушкина Евгений Онегин.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Следует признать, что знания, полученные в школе, далеки от жизни, не носят практического характера, не могут выручить в сложной жизненной ситуации. Выпускники не владеют процедурами понимания себя, своего жизненного контекста, среды, приемами сложных и многомерных комму
предварительный просмотр материала

Первый урок.

Тема: «Собранье пестрых глав» (Жанр романа в стихах «Евгений Онегин»).

Цель: первичный целостный обзор романа.

Задачи: 1)познакомить учащихся с историей создания романа, жанровой характеристикой романа, композиционными особенностями.

2)познакомить с онегинской строфой.

3) знакомство с главным героем романа.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина (приложение 1), презентация «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (электронное приложение) .

Литературоведческая концепция.

История создания романа: Впервые о своем романе Пушкин упоминает в письме к Вяземскому П. А. от 4 ноября 1823 года: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница…». Так определил А.С.Пушкин жанр своего романа.

Свой роман Пушкин начал во время южной ссылки: в Кишиневе, Одессе в мае 1823года и закончил в Болдино в сентябре 1830 году: «7лет, 4 месяца 17 дней». Роман печатался отдельными главами, которые с нетерпением ждали читатели. И уже в начале работы над ним Пушкин писал: «…это - лучшее мое произведение». Роман не писался на «едином дыхании», а складывался - из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельствах, в разные периоды творчества.

Работа постоянно прерывалась. В 1833 году роман вышел в свет. Он охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до эпохи перед восстанием декабристов. Это были годы развития русского общества, времени правления. В романе «Евгений Онегин» отразились события первой четверти XIX века, время создания и время действия романа примерно совпадают.

Роман - литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни. Охватывает широкий пласт исторических событий, много героев.

Жанр: по жанру «Евгений Онегин» - роман в стихах, т. е. лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. Лиро-эпический жанр произведения предполагает переплетение двух сюжетов - эпического, главные герои которого Онегин и Татьяна; широко изображены события в стране и обществе, изображение многоплановое, показан жизненный путь Онегина, и лирического, где главный герой - персонаж, называемый Автором, то есть лирический герой романа. Много места отводится авторским отступлениям, размышлениям, чувствам. Это делает произведение лирическим.

«Евгений Онегин» - реалистический роман, то есть образы героев развиваются не просто по воле автора, их развитие обусловлено теми психологическими и историческими чертами, которые в них заложены.

Определив роман как «собранье пестрых глав», Пушкин подчеркивает еще одну сущностную черту реалистического произведения: роман «разомкнут» во времени, каждая глава могла бы стать последней, но может иметь и продолжение. Каждая глава самоценна и самостоятельна.

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство, крестьянство. Это позволяет нам говорить о «Евгении Онегине» как об истинно народном произведении.

Роман написан особой «онегинской строфой». Каждая такая строфа состоит из 14 строк четырехстопного ямба - излюбленного пушкинского размера. Здесь строгая рифмовка: AbAbCCddEffEgg

Первые четыре строчки рифмуются перекрёстно, строки с пятой по восьмую - попарно, строки с девятой по двенадцатую связаны кольцевой рифмой. Оставшиеся 2 строчки строфы рифмуются между собой.

Мой дядя самых честных правил, A

Когда не в шутку занемог, b

Он уважать себя заставил A

И лучше выдумать не мог. b



Его пример другим наука; C

Но, боже мой, какая скука C

С больным сидеть и день и ночь, d

Не отходя ни шагу прочь! d



Какое низкое коварство E

Полуживого забавлять, f

Ему подушки поправлять, f

Печально подносить лекарство, E



Вздыхать и думать про себя: g

Когда же черт возьмет тебя!

Онегинской строфой написан весь роман за исключением некоторых вставных элементов: писем Татьяны и Онегина и песни девушек. Каждая строфа - законченное по смыслу и форме маленькое произведение. Но есть строфы, которые как бы, не закончены, их окончание переносится в следующую строфу. Таким образом, автор привлекает внимание читателя к тому или иному действию, той или иной мысли. Например, «бегство Татьяны» в 3й главе.

Композиция произведения.

Сюжет "Евгения Онегина" необыкновенно прост, в романе представлены всего две сюжетные линии: Онегин - Татьяна, Онегин - Ленский. В романе отсутствует традиционная развязка - герой «покинут» автором в злую для него минуту:

И здесь героя моего,

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго.... навсегда.

Пушкин оставляет финал открытым, чтобы максимально приблизить сюжет романа к реальности. Для поэта важна смысловая недосказанность, ощущение которой невозможно было бы передать при наличии развязки. В.Г. Белинский связывал идейно-композиционную роль открытого финала с понятием лишнего человека, которому среда не предоставляет возможности самореализоваться.

Основным приемом в построении композиции романа является зеркальная симметрия. Способ ее выражения - смена героями позиций, занимаемых в романе: повторение одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча- письмо - объяснение.

Также существенной особенностью композиции является наличие лирических отступлений. С их помощью создается содержательное многообразие, позволившее В.Г.Белинскому назвать роман «энциклопедией русской жизни». Лирические отступления удивительно многообразны:

- связаны с сюжетом романа, с отношением автора к своим героям. Например, Пушкин противопоставляет Татьяну светским красавицам:

Я знал красавиц недоступных,

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума....

- связаны с биографией автора, отражают определенные жизненные события, представления Пушкина о любви, свободе, юности и зрелости, значении человеческой жизни:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к твоим ногам.

- содержат обращения к читателю, что позволяет связать лирическое с эпическим:

Позвольте ж мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой.

- лирические отступления погружают читателя в сам процесс творчества.

Таким образом, роман повествует и о судьбах героев, и о создании романа, его написании.

В композиции романа "Евгений Онегин" наблюдаются необычная свобода повествования, непринужденность развития сюжета. Это делает роман цельным и законченным. Пушкин стремился максимально приблизить роман к действительности, сделать свое произведение самой жизнью, оригинальной и неповторимой.

Основной композиционной единицей служит глава, которая является новым этапом в развитии сюжета.

Знаменательна и роль пейзажа в романе: 1) показывает ход времени (правда, время в романе не всегда соотносится с реальным),

2)характеризует внутренний мир героев (часто природные зарисовки сопровождают образ Татьяны).

Можно сделать вывод, что «Евгений Онегин» - уникальное произведение в русской литературе.

Ход урока

Мотивация.

Первый урок назван «Собранье пестрых глав» потому, что нам важно обнаружить своеобразие, уникальность романа А.С.Пушкина.

Первичное восприятие текста.

Беседа.

-Какие главы романа читались с наибольшим интересом?

-Было ли что-то, что затрудняло чтение?

-К каким эпизодам произведения вы хотели бы нарисовать иллюстрации? Опишите их.

-Какие вопросы возникали при чтении романа?

Целеполагание.

Создание «поля исследования»: сформулируйте по одному - два вопроса, на которые вам хотелось бы получить ответ в течение нашего размышления над романом.

Учитель записывает вопросы на доске.

Слово учителя: что ж, эти вопросы могут быть основой нашего анализа романа, который мы начнем прямо сейчас.

Анализирующее наблюдение.

Слово учителя: Сначала познакомимся с жанром произведения.

Беседа.

-Для начала назовите, что такое роман? А Пушкин назвал свое произведение «роман в стихах»? В чем разница между этими понятиями?

-Давайте познакомимся с еще одним понятием, необходимым перед детальным изучением романа, - «онегинская строфа»? Как вы думаете, в чем ее особенности?

-Чем необычна композиция романа?

-Кого можно считать главным героем романа?

-В чем же отличие Онегина от других?

-Роман, о котором мы сегодня начинаем говорить, назван «Евгений Онегин». Представьте, что вы еще не читали произведение: на что настраивает такое название, что мы можем сказать о романе, имеющем такое название?

-Какие вы еще можете вспомнить произведения, которые также названы именем главного героя?

Концептуальное осмысление.

Мы с вами поговорили о жанре «Евгения Онегина». Сейчас давайте заполним таблицу и начнем систематизировать аналитический материал для определения понятия - «роман в стихах»:Проявление эпического в произведении А.С.Пушкина

Проявление лирического в произведении А.С.Пушкина

1.

1.

2.

2













 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал