7


  • Учителю
  • Элективный курс по литературе 9 класс

Элективный курс по литературе 9 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Программа элективного курса по литературе

«О, где же вы, святые острова, где не едят надломленного хлеба…»

(творчество поэтов серебряного века)

9 класс



составлена учителем русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 137 с углубленным изучением отдельных предметов Кировского района г. Казани

Халфиевой Гузель Мингадовной,

высшая квалификационная категория (2012г.), подтверждение.

Контактные телефоны: 89196921541, 5542242





























2016

Пояснительная записка к программе элективного курса «О, где же вы, святые острова, где не едят надломленного хлеба…»

(творчество поэтов серебряного века)

9 класс.



Данная программа элективного курса «О, где же вы, святые острова, где не едят надломленного хлеба…» разработана на основе авторской программы по русскому языку Львовой С.И. «Уроки словесности», в которой изучение основ анализа поэтического текста распределено на 3 года (7,8,9 классы). В элективном курсе для 9 класса отобраны важнейшие темы из «Уроков словесности», и программа написана на 1 год обучения с целью дать возможность девятиклассникам развить речемыслительные способности на основе системно-деятельностного подхода в обучении литературе.

Анализ лирического произведения, его интерпретация, написание сочинения по творчеству того или иного поэта - непростая, но очень важная часть работы на уроках литературы. Но в связи с обилием программного материала и сложностью задачи процессу этому не всегда уделяется должное внимание.

Тем более лирика поэтов серебряного века. Монографично изучается эта тема только в 11 классе, тогда как отдельные стихи поэтов этого периода встречаются в программе гораздо раньше. Необходимо помочь учащимся научиться работе с текстами стихотворений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы, также будет осуществляться интеграция с предметами эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство).

Школьники не только углубят свои знания по интерпретации поэтических текстов, но и смогут развить творческие способности, подготовиться к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях творческих конкурсах, а также сориентироваться на выбор профиля обучения и выбор профессии

Программа рассчитана на 17 ч.

Цели и задачи курса:

Учащиеся должны:

- понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса этого периода;

- знать основные этапы творческой биографии поэтов серебряного века, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежность к литературному направлению;

- уметь определять роль и место каждого поэта в литературной жизни;

- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания.

Актуальность программы состоит в том, что в основной школе материал по данному направлению представлен эпизодически, что приводит учеников к трудностям при анализе текстов и написании сочинений. Поэтому необходимо научить школьников максимально полной интерпретации поэтического текста и поддержать их интерес к этому виду деятельности на примере стихотворений поэтов серебряного века. Такие знания, умения и навыки необходимы учащимся не только при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам, но и помогают им чувствовать себя грамотными, успешными, понимающими и любящими родную речь.

Новизна программы заключается в опоре на психологические аспекты восприятия текста (теория Л.С. Выготского «эстетическая реакция»), а также в четком пошаговом алгоритме, созданном по принципу «от формы к содержанию», а не наоборот, как это делается традиционно. При таком подходе анализ поэтического текста становится не самоцелью, а средством эстетического и творческого развития ученика, его воображения, образного, ассоциативного мышления.

Значимость данного элективного курса объясняется тем, что в школьники получат возможность на каждом занятии на более высоком уровне понимать художественные тексты, интерпретировать их и создавать свои, используя различные изобразительно-выразительные средства языка. А умение понимать, создавать тексты является одним из главных показателей общей культуры человека.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа материалов (языка художественных произведений), при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи. Исследуя текст, ученик идет путем логического осмысления поэтического произведения, а, создавая в процессе исследования образ, он выявляет индивидуально-личностное понимание текста, что дает возможность приступить к созданию собственного текста.

Выполняя анализ стихотворения, учащиеся опираются на семантику слов, чтобы выделить среди них особенно важные для понимания смысла текста, они ищут слова-ключи, с помощью которых автор выражает свои идеи. Затем школьник определяют связи между ключевыми словами, выстраивают образную, смысловую структуру текста. Таким образом, к пониманию того, что хотел сказать автор, ученики приходят, извлекая информацию из текста. Кроме того, в процессе исследовательской деятельности, ученик приобретет прочные знания по теории литературы, навыки исследователя. А главное - ученик получит практическую возможность на более высоком уровне познать тайны текста.





Принципы, на которых базируется программа:

1) Учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

2) Уважение к результатам деятельности учащихся.

3) Вариативность содержания и форм проведения занятий.

4) Научность, связь теории и практики.

5) Систематичность и последовательность.

6) Свобода выбора.

Применяемые технологии:

- технологии исследовательской деятельности учащихся;

- технологии проблемного обучения;

- технологии критического мышления;

- ИКТ.



Ожидаемые результаты обучения:

Элективный курс «О, где же вы, святые острова, где не едят надломленного хлеба…» закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Данные навыки помогут:

  1. воспитать читателей, способных к сопереживанию;

  2. научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста;

  3. разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка.

Курс рассчитан на 17 часов, содержание может варьироваться по усмотрению учителя - в зависимости от собственных пристрастий учителя, а также филологической подготовки и учебных интересов школьников. Виды деятельности учащихся в процессе освоения программы также определяются учителем. Это может быть индивидуальная и групповая работа по анализу текста; самостоятельная поисковая, исследовательская работа по темам, предложенным учителем; выполнение заданий творческого характера (может быть и написание собственных поэтических произведений); создание индивидуальных и коллективных проектов (подготовка презентации по анализу стихотворения, подготовка рукописного сборника исследовательских работ, выпуск тематической газеты, публикация работ в школьной газете или на школьном сайте).

Формы проведения занятий разнообразны: лекция, практикум, исследование, игра, творческая работа и т.д.

Элективный курс оценивается отметкой «Зачтено» при выполнении итоговой творческой работы (сочинение «Анализ стихотворения» и презентации по исследованию жизни и творчества любого поэта серебряного века).





Формы организации учащихся на занятии:



- групповые;

- индивидуальные;

- фронтальные.

Критерии оценки деятельности ученика:

  1. Умение правильно проводить лингвистический анализ поэтического текста в устной и письменной форме, не нарушая норм литературной речи, классифицируя изобразительно-выразительные средства языка;

  2. Самостоятельность, оригинальность, корректность суждений;

  3. Создание личного сборника творческих работ по анализу стихотворных произведений, презентаций (публикация в школьной газете, на сайте школы).



Тематическое планирование курса

Урок - презентация

1ч.

7.

Экспрессивность синтаксиса, особенности авторской пунктуации в лирике М. Цветаевой

Погружение в текст

1ч.

8.

Футуризм - творчество будущего

Лекция учителя, выступления учащихся, рефераты, анализ стихотворений

1ч.

9.

Разные лики поэтов-футуристов

Погружение в текст

1ч.

10-12.

Звучание стиха. Стихотворный размер. Особенности ритма и интонации. Строфика. Рифмовка. Звукопись. Аллитерация. Ассонанс.

Диалог с текстом, практическая работа с текстом

3ч.

13.

Авторская позиция. Особенности художественного мира поэта.

Диалог с текстом

1ч.

14-15.

Творческая мастерская. Анализ стихотворений.



Погружение в текст

16.

Что же мне понравилось в лирике серебряного века?

Урок -конференция: «Расскажи и поясни»

1ч.

17.

Праздник поэзии

Выступления учащихся с чтением любимых стихов, подготовка газет о некоторых поэтах данного периода.

1ч.





Список используемой литературы

Литература для учащихся.



В качестве обучающих пособий предложены сборники упражнений по формированию навыков анализа поэтического текста и учебные пособия для самостоятельной работы учащихся по литературе из серии «Читаем, думаем, спорим».

-Граник Г.Г., Шаповал Л.А. и др. Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы. Москва, НПО «Образование от А до Я», 1999.

-Штильман С.Л. Учимся читать классику от заглавия до последней строки. Пособие для учителей и учащихся. Москва, «Школьная пресса», 2002.

-Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст. 5-9 классы. Серия «Педагогический практикум». Москва, «Первое сентября», 2002.

-Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов.

Гоголь. Москва, «Просвещение», 1988.

-Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11 классы. Москва, «Просвещение», 1997.

-Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим… Вопросы и задания по литературе. 6 класс. Москва, «Просвещение», АО «Учебная литература», 1996.

-Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим: вопросы и задания по литературе. Учебное пособие по литературе для учащихся 7 класса. Москва, «Просвещение», АО «Учебная литература», 1996.

-Беленький Г.И., Хренова О.М. Читаем, думаем, спорим. Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе. 8 класс. Москва, «Просвещение», АО «Учебная литература», 1995.

- Фогельсон И.А. Литература учит. 9 класс. Книга для учащихся. Москва, «Просвещение», 1990.

Литература для учителя.



-Каганович С.Л. Технология обучения анализу поэтического текста. Материалы к уроку. // Русская словесность. 2003, №1.

-Каганович С.Л. Новые подходы к школьному анализу поэтического текста. // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 2004, №6, с.2-6.

-Альбеткова Р.И. Интерпретация художественного произведения. // Русский язык и литература для школьников, 2002, №2; 2003, №1-4.

-Альбеткова Р.И. От слова - к словесности. Проблемы и размышления. // Русская словесность. 2002, №4, с. 44-52.

-Шафранская Э.Ф. Работаем со стихотворным текстом. // Русский язык и литература для школьников. 2002, №1,2; 2003, №1-3.

-Шафранская Э.Ф. Анализ лирического текста. В помощь учителю и ученику. // Русская словесность. 2002, №3, с.38-43.

-Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя. Пособие для учителя. Под ред. М.Л.Семановой. Москва, «Просвещение», 1987.

-Муратова О.П. «Словарь природы». Пять минут поэзии. // Русская словесность. 2002, №1, с. 53-55.

Антонова Е.С. Тайна текста. // Русский язык в школе. 2000, №5, с.3; №6, с.3.

Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // Русский язык в школе.2002, №2, с.3.

Панфилов А.К. Перечитывая знакомые тексты… // Русский язык в школе. 1995, №3, с.67.

Константинова С.К. Изучение олицетворений. // Русский язык в школе. 1994, №3, с.87.

Литературоведческий словарь: сост. Б.С. Бугров, М.М. Голубков. М., 2001.







Машталер О.Е. Лингвистическая лаборатория на уроке. // Русский язык в школе. 1999, №6, с.41.

Перепелкина Н.А. Работа над образными средствами языка на уроках грамматики. // Русский язык в школе. 1999, №4, с.26.

Перепёлкина Н.А. Работа с эпитетом как путь к постижению образности художественного текста. // Русский язык в школе.2001, № 3, с.10.

Полянских Н.Н. Учимся видеть метафору. // Русский язык в школе. 2000, №5, с.18.

Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя/Авт.-сост. Е.М. Болдырева, А.В. Леденев. М., 2001.

Русская литература 20в.: практикум. Сост. Е.П. Пронина. М., 2000.

Семенов А.Н., Семенова В.В. Русская литература 20в. в вопросах и ответах: в 2ч. М., 2001.

Худякова Л.А. Лабораторные работы по русскому языку - в школу. // Русский язык в школе. 1999, №6, с.25.

Шустов А.Н. Цветные книги. (От эпитета к метафоре). // Русский язык в школе, 1989, №3, с. 87.







Примерный план анализа лирического произведения.



1. Чтобы выяснить позицию автора и понять, что его волновало в годы создания стихотворения, расскажите о месте, времени, истории написания стихотворения, об обстоятельствах жизни и общественном положении поэта.

2. Если текст кому-то посвящен, можно привести краткие сведения об адресатах стихотворения.

3. Какое место занимает данное произведение во всем творчестве поэта?

4. Объясните смысл названия стихотворения.

5. Определите тему, идею стихотворения.

6. Соотнесите жанр произведения с его темой (письмо, басня, элегия, баллада и др.)

7. Каков основной поэтический образ стихотворения?

8. Какими художественными средствами выразительности пользуется автор для передачи мыслей, чувств (своих или лирического героя)?

9. В чём особенности композиции стихотворения?

10. Как, по-вашему, надо читать отдельные части стихотворения и все в целом?

11. Проанализируйте стихотворный размер, строфику стихотворения, рифмы и ритм.

12. Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Какие строки показались наиболее значительными и почему?







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал