7


  • Учителю
  • Рабочая программа по литературе (9 класс)

Рабочая программа по литературе (9 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Маловская основная общеобразовательная школа»









«Согласовано»

Заместитель директора по УР Лучкова Т.В.

«__»________________20___г.



«Утверждено»

Директор школы Пусев В.С.

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе в 9 классе



УЧИТЕЛЯ

Ласкажевской Людмилы Александровны





























2016





Раздел I. Пояснительная записка.



Рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвеще­ние, 2010.

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в нее включены произведения, не предусмотренные Госстандартом для изучения в 9 клас­се: Г.Р.Державин «Властителям и судиям», И.А.Бунин «Тёмные аллеи», песни и романсы на стихи русских поэтов XIX - XX веков.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предме­та "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения по современной русской литературе.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, дидактические материалы по литературе «Читаем, думаем, спорим...», обеспечивающие процесс обучения.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, викторины, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учеб­ника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, пре­зентация проектов;

- итоговый: анализ стихотворения; письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, пре­зентация проектов.



Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса



Учащиеся должны знать:

- образную природу словесного искусства;

- общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

- авторов и содержание изученных произведений;

- основные теоретические понятия: литература как искусство слова (углубление представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления, ) романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.



Учащиеся должны уметь:

-прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;

- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

- определять идейную и эстетическую позицию писателя;

- анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и

жанровой специфики;

- оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;

- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

Рабочая программа по литературе (9 класс) - осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

- сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая пробле­мы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

- использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.





Раздел III. Учебно-тематический план.





Раздел IV. Содержание тем учебного курса.

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века.

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из русской литературы XIX века.

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» - пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана - пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Константин Николаевич Батюшков. Слово о поэте.

«Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». (Обзор.) Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Романтическая мечта о счастье, о домашнем уюте, о наслаждении искусством, природой, любовью. Элегическая грусть о скоротечности жизни человека. Вос­поминание как преодоление мыслей о смерти и разлуке. Лирический герой.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Евгений Абрамович Баратынский. Слово о поэте. (Обзор.)

«Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Разочарова­ние в жизни, в любви - отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта. Зависимость элеги­ческих настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психологических элегий. Баратын­ский как представитель «поэзии мысли».

(Произведения Батюшкова и Баратынского предлагают­ся для самостоятельного прочтения учащимися по индиви­дуальным заданиям учителя).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» - противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Оне­гин» - роман в стихах. Творческая история. Образы глав­ных героев. Основная сюжетная линия и лирические от­ступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Оне­гина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (при­жизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа миро­восприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные пред­ставления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой на­шего времени» - первый психологический роман в рус­ской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин - «самый любопыт­ный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтиз­ме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой наше­го времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Про­рок», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закреп­ление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (на­чальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичи­ков - «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавер­шенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чи­чикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора - от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белин­ского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер ко­мического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя - положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви - воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жад­ного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчаст­ного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентименталь­ности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия).



Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической три­логии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конф­ликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептициз­мом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внут­ренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького чело­века в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жан­ровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообра­зие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

Из русской литературы XX века.

Богатство и разнообразие жанров и направлений рус­ской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость - основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэти­ка Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фан­тастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и тру­женика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней приро­ды для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной ли­тературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Много­образие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мра­ком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений по­эта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России - главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учи­теля и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеоб­разие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нра­вится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью - потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о че­ловеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АNNО D0МINI», «Трост­ник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предмет­ность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоничес­кая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмов­ки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Сол­логуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на до­рогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетичеРабочая программа по литературе (9 класс)ский жанр, посредством словесного и музыкального ис­кусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.



Из зарубежной литературы

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслу­гах - знакомство римлян с греческими лириками. Тради­ции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение бо­жественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным чело­веком, разумом поэта). Универсально-философский харак­тер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творче­стве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрож­дения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбо­ру учителя, например: монологи Гамлета из сцены пя­той (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой

(4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гам­лета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой ли­тературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Про­свещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» - философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Проти­востояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небе­сах» - ключ к основной идее трагедии. Смысл противопо­ставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая по­эма.



Список произведений для заучивания наизусть.



  1. Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

  2. М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).

  3. Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).

  4. Н.М. Карамзин. Осень.

  5. А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

  6. А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»

  7. «Евгений Онегин» (отрывок)

  8. М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. Молитва.

  9. А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)

  10. С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)

  11. В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

  12. М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).

  13. Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).

  14. А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).

  15. А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)



Список литературы для самостоятельного чтения.



  1. Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

  2. Д. И. Фонвизин. Бригадир.

  3. Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.

  4. А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

  5. Н. М. Карамзин. История государства Российского.

  6. А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Ма­ленькие трагедии.

  7. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

  8. Н. В. Гоголь. Петербургские повести.

  9. А. Н. Островский. Пьесы.

  10. Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.

  11. И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.

  12. Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.

  13. Ф. М. Достоевский. Белые ночи.

  14. А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.

  15. И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.

  16. М. Горький. Мои университеты.

  17. Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Ма­яковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Руб­цова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.

  18. М. А. Булгаков. Рассказы.

  19. Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.

  20. Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Ты­нянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустов­ского и др.

  21. Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Исканде­ра и др.

  22. Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.

  23. Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.

  24. Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакла­нова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.

  25. Из зарубежной литературы

  26. У. Шекспир. Комедии и трагедии. Ж.-Б. Мольер. Комедии.

  27. ДЖ. Г. Байрон. Стихотворения

  28. О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.







































































Раздел V. Календарно - тематическое планирование. 9 класс.



тема

кол-во часов

требования к уровню подготовки

вид контроля, вид самост. работы

дата проведения

план

факт

Введение (1 час)



1



Литература как искусство слова



1

Знать: образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса; понимать: историю литературы как совокупность произведений народа; связь литературы с общественной и культурной жизнью данной эпохи, наличие и развитие в литературе определённых традиций; уметь: аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал для таблицы

Чтение вступительной статьи учебника. Составление хронологической таблицы «Основные периоды развития русской литературы». Устное сочинение «Литература - не­обходимая состав­ная часть истории».



03.09



Из древнерусской литературы (3 часа)





2



«Слово о полку Игореве» - вели­чайший памятник древнерус­ской литера­туры



1

Знать: историче­скую основу па­мятника, историю его открытия, содержание про­изведения;

понимать: жан­ровые особенно­сти «Слова...»;

уметь: строить монологическое высказывание, составлять план прочитанного, выделять смы­словые части, уметь сопостав­лять произведе­ния изобрази­тельного искусст­ва и летописные источники с тек­стом произведе­ния

Составление плана «Слово о полку Игореве». Сопоставление с летописными ис­точниками.



05.09





3-4



Художественные особенности «Слова…» «За землю Русскую». Осмысление текста памятника



2

Знать: жанр и композицию про­изведения, нрав­ственно-патриотическую идею «Слова»; понимать: в чём заключается пат­риотизм произве­дения, какова роль изобрази­тельно-вырази­тельных средств в создании об­раза Родины в произведении;

уметь: выделять смысловые части художественного текста, формули­ровать идею про­изведения; выра­зительно читать, соблюдая нормы литературного произношения.

Аналитическое чтение и ответы на вопросы: по каким событиям учёные смогли точно уста­новить время напи­сания произведе­ния; какие истори­ческие лица изо­бражены реалисти­чески.



07.09

10.09



Из русской литературы XVIII века (10 часов)



5



Характеристика русской литературы 18 века



1

Знать: признаки классицизма, особенности эпохи Просвещения, историческую обстановку, общую характеристику литературы18 в.; понимать: роль литературы 18 века в после- дующем развитии культурных традиций;

уметь: сопоставлять исторические факты и литературные традиции; самостоятельно строить устное высказывание с опорой на критическую литературу

Составление хронологической таблицы, викторина, работа со статьей учебника.



12.09





6-7



М.В. Ломоносов «Живое единство наук и художеств».»Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747года»



2

Знать: факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности оды как жанра лирической поэзии; понимать: идейно-художественный смысл оды, восторженное отношение к тай­нам природы;

уметь: вырази­тельно читать, выявлять автор­скую позицию, строить письмен­ное высказыва­ние; определять смысловые части оды, выявлять композицию тек­ста, находить ме­тафоры

Ответить на вопросы: какие строки оды привлекли ваше внимание и по- чему? Что вы знаете об эстетической системе классицизма?



14.09

17.09





8



Г.Р. Держа­вин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в поэзии Державина



1

Знать: факты жизни и творчест­ва Державина, черты классициз­ма, новаторство поэзии Державина; понимать: осо­бенности поэзии Державина, в чём он отходит от ка­нонов классициз­ма, какую роль отводит поэту и поэзии; уметь: восприни­мать и анализиро­вать поэтический текст; определять место стихотворе­ния в творческой эволюции поэта.

Ответить на вопро­сы: в чём видит назначение поэта и поэзии Державин; что такое «забав­ный русский слог», который он ставит себе в заслугу?



19.09





9



«Не раб, но человек». Жизненный подвиг А.Н. Радищева



1

Знать:черты сентиментализ­ма, особенности жанра путешест­вия, просвети­тельские взгляды Радищева; понимать: осо­бенности стиля Радищева, уметь: строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую пози­цию, особенности произведения

Ответить на вопро­сы:поче-му А.С.Пушкин назы­вал Ради-щева «врагом рабства»? Можно ли сказать, что книга Радище­ва - повествование о судьбе русского народа?



21.09





10-12



Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Подготовка к домашнему сочинению.

3

Знать: основные факты жизни писателя, содержание комедии

понимать: осо­бенности классицизма; уметь: письмен­но строить выска­зывание.

Ответить на вопро­сы. Чтение по ролям



23.09

27.09

28.09





13



«Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»



1

Знать: основные факты жизни писателя, содержание повести «Бедная Лиза», признаки сентиментализма; понимать: проблематику произведения, роль пейзажа и рассказчика в повести «Бедная Ли- за»; уметь: строить монологические высказывания; комментировать текст художественного произведения, определять роль художественных элементов в развитии сюжета, отношение автора к изображаемому.

Ответить на вопросы: что характерно для русского сентиментализма; какова роль пейзажа в развитии сюжета повести? Почему картины природы можно назвать «пейзажем души»?



30.09





14



«Призрак счастья» в повести Н.М. Карамзина. Главные герои повести



1

Знать: черты жанра сентимен- тальной повести, сюжет произведения; понимать: про- тиворечивые характеры героев и способы их психологической ха­рактеристики; уметь: давать характеристику персонажа по плану; выявлять отличительные черты персонажа сентиментального произведения; способы проявле­ния авторской по­зиции; развёрнуто обосновывать свои суждения

Ответить на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье? Характеристика героев по плану. Рецензирование ответов



04.10



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (56 часов)



15



Золотой век русской литературы. Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме.



1

Знать: общую характеристику развития русской литературы, от­личительные черты романтиз­ма, центральные темы русской ли­тературы; понимать: на­циональную са­мобытность рус­ской литературы; уметь: развёрну­то обосновывать суждения; про­слеживать темы русской литерату­ры в их историче­ских изменениях; делать выводы; отбирать необхо­димый материал для заполнения таблицы; давать определение ро­мантизму

Ответить на вопросы: как вы понимаете слова Салтыкова-Щедрина, что ли­тература - «сокра­щённая вселен­ная»? Каковы основные черты русской классической лите­ратуры? Запись основных положений лекции учителя.



05.10





16



«Его стихов пленительная сладость» (А.С. Пушкин). В.А. Жуков­ский. Жизнь и творчество



1

Знать: факты жизни и творче­ства В.А. Жуков­ского; понимать: по­этический текст; символический смысл стихотво­рений; уметь: вырази­тельно читать стихотворения, выборочно пере­сказывать текст, участвовать в диалоге, аргумен­тированно выра­жать свою точку зрения; находить в тексте стихо­творения черты романтизма

Просмотр фраг­мента учебного фильма «В.А. Жу­ковский». Выразительное чтение стихотворе­ний «Море» и «Не­выразимое». Ответить на вопросы.



07.10





17



«Лучший друг нам в жизни сей - вера в Провиденье». Нравствен­ный мир ге­роини балла­ды «Светла­на»



1

Знать: жанровые особенности бал­лады, сюжет про­изведения; понимать: ро­мантический ха­рактер баллады; уметь: воспри­нимать и анали­зировать художественный текст; приводить дока­зательства; ви­деть авторскую модель мира и прослеживать по тексту, как рож­дается художест­венный образ

Ответить на вопро­сы: что свидетельству­ет о влиянии на­родной нравствен­ности на характер, поведение, взгляды героини; в чём, на ваш взгляд, заклю­чается простота основного сюжета баллады? Почему поэт ут­верждает, что главное - «вера в Провиденье»?



11.10



А.С.ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА» (7 часов)



18





«Могучее проявление русского духа». Очерк жизни и твор­чества А.С. Грибоедова



1

Знать: основные факты жизни и творчества А.С. Грибоедова, ис­торию создания комедии «Горе от ума»; понимать, в чём заключается не­повторимое идейно-художественное своеобразие лич­ности А.С. Грибоедова; уметь: работать с разными источниками информа­ции, строить раз­вёрнутые устные монологические высказывания; составлять план статьи учебника.

Комментированный пересказ на тему «Грибоедов в вос­поминаниях совре­менников». Составление плана статьи учебника «Замысел коме­дии»



12.10





19



«К вам Александр Андреич Чацкий». Анализ 1 действия комедии



1

Знать: литерату­роведческие по­нятия, (комедия, конфликт, интри­га, сюжет), текст комедии, дейст­вующих лиц; понимать: при­роду обществен­ной комедии, ус­ловность «разго­ворного стиха»; уметь: вырази­тельно читать монологи, ком­ментировать, воспринимать и анализировать текст комедии; выявлять черты характера персо­нажа через рече­вую характери­стику

Игра «Узнай тер­мин». Ответить на вопро­сы: каков характер первого после раз­луки разговора Чацкого и Софьи в 7 явлении первого действия



14.10





20



«Век нынеш­ний и век ми­нувший». Анализ 2 действия. Фамусовская Москва.



1

Знать: значение понятий (экспо­зиция, завязка), имена внесценических персона­жей, их роль в развитии кон­фликта; понимать: тер­мины «развитие действия», экспо­зиция, завязка; уметь: обнаружи­вать связи и про­тиворечия между персонажами, рас­крывать различ­ные черты харак­теров, определять основные кон­фликты; выявлять типические черты характера, прису­щие представите­лям «века минув­шего»

Сопоставительный анализ монологов. Ответить на во­просы: какие черты «века нынешнего» и «века минувше­го» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны мо­сковской жизни привлекают и от­талкивают героев?



18.10





21



«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия. Чацкий в системе образов.



1

Знать: понятия: кульминация, конфликт, внесценические пер­сонажи; понимать: значение сцены бала в развитии кон­фликта; приёмы создания коллек­тивной характе­ристики фамусовского общест­ва; уметь: анализи­ровать эпизод произведения, аргументировать, развёрнуто обос­новывать свою точку зрения и строить моноло­гические выска­зывания

Устные сочинения, составленные на основе кратких ха­рактеристик персо­нажей 3 действия. Ответить на вопросы



19.10





22



«Не образум­люсь... вино­ват...» Анализ 4 действия. Язык комедии Грибоедова.



1

Знать: текст ко­медии; опреде­ление развязки действия, откры­того финала; понимать: смысл названия, нравственно-философское зву­чание комедии; уметь: опреде­лять основные конфликты; раз­вёрнуто обосно­вывать суждения; объяснять поня­тие открытого финала

Развёрнутый ответ на вопрос по таб­лице «Как понима­ют ум представи­тели барской Моск­вы и Чацкий?» Выразительное чте­ние наизусть моно­лога А. Чацкого.

21.10





23



Язык комедии. Жанр высокой комедии



1

Знать: текст ко­медии; специфи­ку комедии: тра­диционные и но­ваторские черты, признаки класси­цизма и роман­тизма; понимать: исто­рическую истину конфликта, нова-юрское звучание комедии; уметь: оценивать идейные искания Грибоедова в контексте эпохи; находить черты романтизма и классицизма в комедии; оцени­вать мастерство «разговорного стиха» пьесы

Ответить на вопро­сы: какие традиции классицизма со­хранились в коме­дии; какие черты романтизма при­сутствуют в пьесе? Какие новаторские черты реалистиче­ской комедии появ­ляются в «Горе от ума»? В чём исто­рическая истина конфликта коме­дии? Составление таб­лицы «Традиции и новаторство в ко­медии»



25.10





24



«Горе от ума» в оценке И.А. Гончарова. Подготовка к домашнему сочинению.



1

Знать:текст ста­тьи Гончарова; понимать: кон­цепцию критиче­ской статьи; уметь: работать с текстом крити­ческой статьи, определяя её концепцию; со­ставлять тезис­ный план и кон­спект статьи

Составление кон­спекта статьи Составление те­зисного плана со­чинения, вариан­тов вступления и заключения



26.10



А.С. ПУШКИН (15 часов)



25



Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Лирика дружбы

1

Знать: основные этапы жизненного и творческого пу­ти А.С. Пушкина; понимать: зна­чение Пушкина для русской куль­туры; уметь: строить высказывание, пересказывать текст, представ­лять информаци­онный проект; отбирать необхо­димый материал для составления летописи жизни и творчества поэта; развёрнуто обос­новывать сужде­ния

Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических об­стоятельствах жиз­ни поэта? Выбо­рочный пересказ статьи учебника. Составление лето­писи жизни и твор­чества поэта



28.10





26



Тема свободы и власти в лирике Пушкина. Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»



1

Знать: понятия: мотив, лирика, лирический ге­рой; этапы твор­ческого пути Пушкина, жанро­вое своеобразие стихотворений; понимать: идей­но-художествен­ное своеобразие стихотворений; уметь: вырази­тельно читать и анализировать

Выразительное чтение стихотворе­ний



08.11





27



Любовная лирика А.С. Пушкина



1

Знать: содержание стихотворений, А.С.Пушкина, относящихся к любовной лирике понимать: лирический, гуманистический пафос стихотворений А.С. Пушкина; уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения



Выразительное

чтение наизусть.

Ответить на вопросы с.188





09.11





28



Тема поэта и

поэзии в лирике

А.С. Пушкина



1

Знать: время

создания стихотворений; особенности эпохи;

понимать: идейное содержание

стихотворений о назначении поэта и поэзии, их ре­лигиозно-светский смысл; особенности жанра стихотво­рений; уметь: создавать историко-культурный и биографический комментарии; на­ходить ключевые образы; отвечать на вопросы, строить моноло­гические выска­зывания и раз­вёрнуто обосно­вывать суждения

Ответить на вопрос: какие поэты

были предшественниками

А.С. Пушкина в

развитии темы поэта и поэзии.



11.11





29

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Бесы». Обобщение изученного по лирике А.С.Пушкина

1

Знать: способы переработки тек­ста, его построе­ние; понимать: идейно-художественное своеобразие сти­хотворения; уметь: разъяс­нять смысл тек­ста; соотносить личностное от­ношение к тексту с его объектив­ным смыслом; аргументировать свою точку зре­ния; находить ключевой образ-переживание.

Интерпретация стихотворения по предложенному плану. Анализ вариантов вступления и за­ключения. Редактирование выполненных уча­щимися текстов, ана­лиз стихотворения.



15.11





30

Поэма А.С.Пушкина «Цыганы»



1

Знать: признаки романтизма, сю­жет поэмы, отли­чительные жан­ровые признаки; время и место создания произ­ведения, жизнен­ные впечатления, которые легли в основу поэмы; понимать: идей­но-художествен­ные особенности поэмы; уметь: создавать историко-культурный и биографический комментарий; на­ходить признаки романтизма и реализма; давать сопоставитель­ную характери­стику; развёрнуто обосновывать суждения и при­водить цитаты из текста для под­тверждения точки зрения; работать с критической статьёй

Ответить на во­просы: почему, несмотря на исключитель­ность событий и героев, экзотиче­ский колорит, таин­ственность харак­теров, непрояснён-ность многих си­туаций, поэму нельзя считать це­ликом романтиче­ской.



16.11





31



А.С.Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери



1

Знать: опреде­ление трагедии как жанра драмы, проблематику трагедии «Мо­царт и Сальери», содержание про­изведения; понимать: идей­но-художествен­ное своеобразие пьесы, символи­ческий смысл об­разов; уметь: вырази­тельно читать, выражать отно­шение к прочи­танному; созда­вать историко-культурный и биографический комментарий; составлять сравнительную характеристику героев

Запись в тетради основных положе­ний лекции учите­ля. Ответить на вопро­сы: почему «гений и злодейство - две вещи несовмест­ные»? Как вы думаете, неизбежен ли кон­фликт Сальери и Моцарта





18.11





32



А.С.Пушкин.

Роман в стихах

«Евгений

Онегин»



1

Знать: творческую историю романа; что такое

роман в стихах; реализм как литературное направление; понимать: жанровые особенности романа в стихах;

уметь: выразительно читать,

строить устные высказывания

Ответить на вопросы: можно ли назвать завершение

работы над романом «поэтическим

подвигом» поэта Как критика отнеслась к появлению

«Евгения Онеги-

на»?





22.11





33



Онегин и

Ленский



1

Знать: содержание глав романа;

оценку художественных открытий

Пушкина в критике Белинского;

понимать: нравственно-

философскую проблематику

романа; уметь: давать

характеристику литературному

герою, использовать в ответе

оценку В.Г.Белинским художественных открытий А.С.Пушкина; оценивать роль

лирических отступлений в романе

Ответить на вопросы: можно ли согласиться с мнением А.И. Герцена,

считавшего, что

убийством Ленского были убиты «грёзы юности»

Пушкина, и убиты сознательно?

Есть ли в романе

свидетельства тому, что это был человек, которому

нечего делать в

России?







23.11





34



Татьяна- нравственный идеал А.С.Пушкина





1

Знать: авторское отношение к

Татьяне, Ольге; оценку образа

Татьяны В.Г. Белинским;

понимать: почему Татьяна является «милым идеалом»

Пушкина; уметь: давать

Характеристику героям произведения, строить

устные и письменные высказывания

Ответить на вопросы: какую характеристику даёт Пушкин Татьяне во 2

главе; как раскрывается «русская

душа» героини в 4-10 строфах 5 главы?





25.11





35

Два письма и два объяснения. Анализ эпизодов





1

Знать: содержание писем Татьяны и Онегина, текст одного из писем наизусть

понимать: роль писем и сцен объяснения в раскрытии внутреннего мира героев, отношение автора к письмам, роль изобразительно-выразительных средств в письмах

уметь: выразительно читать письма наизусть, анализировать эпизоды.

Ответить на во-

просы: является ли ответ Онегина исповедью или проповедью; как объясняет автор причины перемен, ко-

торые произошли в

душе Онегина?

Какие перемены

произошли во

внешнем и внут-

реннем мире Татьяны?





29.11





36

Автор

в романе А.С.Пушкина



1

Знать: лирические отступления,

тематику лирических отступлений, оценку романа

Белинским; понимать, в чём заключается реа­лизм и энцикло­педизм романа; уметь: различать образ автора как героя произведе­ния и автора как создателя рома­на

Ответить на вопросы: почему без анализа лириче-

ских отступлений

невозможно понять смысл романа; какова основная те­матика лирических отступлений в ро­манне?



30.11



37

Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин»

1

Знать: сюжет и содержание романа; понимать: в чём своеобразие романа; уметь: выделять приметы пушкинской эпохи в романе.

Ответить на вопросы с.248-249



02.12





38



Критики о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»



1



Знать: оценку романа критиками; понимать смысл высказываний критиков о романе; уметь: воспринимать критические работы.

Вопросы и задания статьи «В творческой лаборатории Пушкина» с 246



06.12



39

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в музыкальном и изобразительном искусстве.

1

Знать: об отображении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в музыкальном и изобразительном искусстве; понимать: роль Пушкина в развитии русского искусства.

Сообщения, вопросы и задания с. 249



07.12



М.Ю.Лермонтов (12 часов)



40



Жизнь и твор­чество М.Ю. Лермонтова. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта



1

Знать: основные факты биографии Лермонтова, ос­новные мотивы его лирики; понимать: идей­ный смысл сти­хотворений , художест­венные особен­ности; уметь: вырази­тельно читать стихотворения, строить высказы­вания, отвечать на вопросы ;со­поставлять твор­ческие манеры А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонто­ва



Ответить на вопро­сы: что вы знаете о време-ни Пушкина и Лермонтова; в ка­ких произве-дениях, которые вы изучили ранее, Лермон­тов рассказал о своём времени?



09.12



41



Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова



1

Знать: тексты стихотворений, их художествен­ные особенности; историю создания и библейскую основу стихотво-

рения «Пророк»;

понимать: идейный смысл стихотворений, отличие пушкинского взгляда на проблему от взгляда

Лермонтова;

уметь: оценивать

идейно-художественные

искания поэта в контексте эпохи; интерпретировать стихотворение в его историко-литературной обусловленности

с использованием

теоретико-литературных

знаний.



Ответить на вопро­сы: согласны ли вы с мнением русского историка и фило­софа Д. Андреева, что Лермонтова

можно назвать

«чтецом человеческих душ»;



13.12



42

Любовная лирика М.Ю. Лермонтова



1

Знать: тексты стихотворений Лермонтова, ад­ресатов любов­ной лирики; понимать: идей­ный смысл стихо­творений, способы выражения лю­бовного чувства; уметь: вырази­тельно читать стихотворения наизусть

Ответить на во­просы: можно ли назвать лирику Лермонтова «по­этическим дневни­ком»; кому поэт посвящает свои любовные посла­ния?



14.12





43

Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова



1

Знать: способы переработки тек­ста, его построе­ние; понимать: идей­но-художествен­ное своеобразие стихотворения «Родина»; уметь: интерпре­тировать стихо­творение в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний

Редактирование написанных уча­щимися текстов. Письменный ана­лиз стихотворения



16.12





44



М.Ю. Лермонтов. Роман

«Герой нашего

времени»



1

Знать: теоретические понятия:

роман, психологический роман;

проблематику и особенности композиции романа; уметь: выявлять авторскую пози­цию, формулиро­вать проблемы романа

Викторина «О каком герое идёт речь?»

Ответить на вопросы: как вы думаете, какова основная проблема романа; кто из русских писате-лей ставил со­циальную пробле­му; что нового вно­сит Лермонтов в её решение?



20.12



45

Русские офицеры и горцы в романе «Герой нашего

времени»

1

Знать: текст по­вести, понимать: худо­жественное свое­образие повести; уметь: различать героя, повество­вателя и автора в повести «Бэла»; определять жанр повести и её ху­дожественные особенности

Выборочный пересказ, ответы на вопросы с. 317



21.12



46-47

«Портрет поколения» в романе «Герой нашего

времени»



2

Знать: текст повести;

понимать: художественные особенности повести, способы создания психологического портрета;

уметь: анализировать повесть с

учётом особенностей художест-

венного метода

Выразительное чтение записей Печорина, выборочный пересказ, характеристика Грушницкого и Вернера



23.12

27.12





48

Любовь и дружба в жизни Печорина

1

Знать: художест­венные особен­ности повести, признаки роман­тического сюже­та, текст повести.

Характеристика женских образов романа



28.12



49

Художест­венные особенности романа. Жанр и композиция



1

Знать: художест­венное своеобра­зие романа, понимать: зна­чение романа в истории русской литературы; уметь: выявлять концепцию крити­ческой статьи; находить необхо­димый материал для характери­стики героя в тек­сте статьи

Ответить на вопро­сы



09.01



50

Роман М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего

времени» в русской критике

1

Знать: текст ро­мана, психологи­ческие особенно­сти образа Печо­рина; уметь: состав­лять тезисный план сочинения; подбирать необ­ходимые цитаты

Редактирование плана по опорным вопросам. Сочинение

11.01



51

Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова

1

Знать: содержание и героев произведений М.Ю.Лермонтова; понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях, позицию автора

Контрольная работа



15.01



Поэты пушкинской поры (2 часа)

52-53

К.Н. Батюш­ков.

Е.А.Баратынский



2

Знать: основные факты жизни и особенности творчества Ба­тюшкова, текст стихотворения; понимать: идей­ный смысл стихо­творения, уметь: вырази­тельно читать стихотворения, анализировать по опорным вопро­сам,

Ответить на вопро­сы



16.01

18.01



Н.В.Гоголь «Мёртвые души» (9 часов)

54

На пользу отечества, для счастья граждан». Жизненный и творческий путь Гоголя



1

Знать: основные факты жизненно­го и творческого пути; уметь: сопостав­лять портреты писателя и раз­вёрнуто обосно­вывать суждения; формулировать свою точку зре­ния

Викторина по ранее изученным произ­ведениям Гоголя. Составление хро­нологической таб­лицы жизни и твор­чества Гоголя



22.01



55

«Вся Русь явится в нем!» Перво­начальный замысел и идея Гоголя



1

Знать: историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию; понимать: осо­бенности жанра, художественного осмысления дей­ствительности, реалистической манеры писателя; уметь: оценивать идейно-художест­венные искания писателя;

Тест на знание текста поэмы.



23.01



56

«Неотразимо страшные идеалы ог­рубления»: Манилов и Коробочка



1

Знать: текст по­эмы; понимать: спо­собы создания образов помещи­ков; уметь: состав­лять характери­стику литератур­ного персонажа

Характеристика помещиков

25.01



57

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Собакевич и Ноздрев



1

Знать: текст поэмы; понимать: спо­собы создания образов помещи­ков; уметь: состав­лять характери­стику литератур­ного персонажа

Устные характери­стики помещиков по плану. Ответить на вопро­сы



29.01



58

«Неотразимо страшные идеалы огрубления»: Чичиков у Плюшкина



1

Знать: типический ха­рактер, текст по­эмы; понимать: спо­собы создания образа Чичикова; уметь: состав­лять характери­стику литератур­ного персонажа

Ответить на вопро­сы



30.01



59

«Город никак не уступал другим губернским городам»



1

Знать:текст по­эмы; понимать: смысл вставной «Повес­ти о капитане Ко-пейкине»; уметь: переска­зывать текст, да­вать обобщаю­щую характери­стику чиновни­кам

Ответить на вопро­сы



01.02



60

«Кто же он? Стало быть, подлец?» Образ Чичикова в поэме



1

Знать: текст по­эмы, путь Чичи­кова - нового ге­роя эпохи; понимать: худо­жественные приёмы создания образа Чичикова; роль Чичикова в замысле поэмы; уметь: создавать характеристику героя; выборочно пересказывать текст;

Ответить на вопро­сы



05.02





61

«Здесь ли не быть богаты­рю?» Образ России в поэме



1

Знать: текст про­изведения; при­чины незавер­шённости поэмы; критическую оценку поэмы В.Г. Белинским; темы лирических отступлений; понимать: как происходит эво­люция автора -от сатирика к пророку; уметь: опреде­лять темы лири­ческих отступле­ний, анализиро­вать их

Ответить на вопро­сы



06.02



62

Урок развития речи. Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»



1

Знать: текст поэмы; структуру раз­вёрнутого ответа; понимать: идей­но-художествен­ное звучание об­раза птицы-тройки; уметь: давать развёрнутый от­вет на вопрос, ссылаясь на текст поэмы.

Составление плана сочинения



08.02



63-64

А.Н. Остров­ский. Пьеса «Бедность не порок»

Любовь в патриархаль­ном мире



2

Знать: основные факты жизненно­го и творческого пути драматурга; текст пьесы «Бедность не по­рок»; значение Островского для русского театра; понимать: кон­фликт пьесы; уметь: вырази­тельно читать диалоги, давать характеристику герою драмати­ческого произве­дения

Выразительное чтение по ролям



12.02

13.02



65

Тип «петер­бургского мечтателя» в

романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи»



1

Знать: основные факты жизни Достоевского, текст романа; уметь: анализи­ровать произве­дение с учётом творческой мане­ры автора и жан­ровой специфики произведения

Характеристика героев, выборочный пересказ



15.02



66

Л.Н.Толстой. Повесть «Юность»

1

Знать: сведения о жизни и творчестве, текст повести; уметь: анализи­ровать произве­дение с учётом творческой мане­ры автора и жан­ровой специфики произведения

выборочный пересказ



19.02



67-68

А.П.Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Тоска»



2

Знать: особенно­сти художествен­ной манеры писа­теля, понимать: идей­ный смысл и про­блематику рас­сказов «Смерть чиновника», «Тоска», уметь: анализи­ровать произве­дение с учётом творческой мане­ры автора

Выразительное чтение



20.02

22.02



69-70

Из поэзии 19 века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Стихотворения.



2

Знать: основные факты жизненно­го и творческого пути поэтов; уметь: вырази­тельно читать

Выразительное чтение наизусть



26.02

27.02



ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (25час)

71

Человек и история



1

Знать: основные исторические со­бытия, разнооб­разие жанров как отличительную черту русской литературы XX века; уметь: конспек­тировать основ­ные положения лекции

Запись основных положений лекции учителя



01.03





72-74

М.А. Булга­ков. Повесть «Собачье сердце». Художественные особенности повести



3

Знать: основные факты биографии М.А. Булгакова; названия произ­ведений; текст повести, сатири­ческие приёмы создания образа; понимать: идейный смысл про­изведения; уметь: анализи­ровать произве­дение с учётом особенностей художественного метода

Выполнение зада­ний «Проверьте себя» из пособия для учащихся «Чи­таем, думаем, спо­рим...»



05.03

06.03

12.03



75-76

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». Художественные особенности рассказа



2

Знать: текст произведения, уметь: анализи­ровать произве­дение, выявлять авторскую позицию.

Выразительное чтение



13.03

15.03



77-78

М.А. Шоло­хов. Рассказ «Судьба человека». Судьба Родины и судьба человека Образ Андрея Соколова



2

Знать: реализм в художественной литературе, реа­листическую ти­пизацию; понимать: идей­ный смысл рас­сказа; уметь: анализи­ровать произве­дение с учётом особенностей художественного метода

Выборочный пересказ, характеристика героя



19.03

20.03



79-80

А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»

Образ праведницы в рассказе.



2

Знать: определе­ние понятия «притча», текст произведения, основные события жизни писателя, историю создания рассказа; понимать: идей­ный смысл рас­сказа; уметь: анализи­ровать произве­дение с учётом особенностей художественного

Выборочный пересказ, характеристика героев



22.03

03.04





81

Русская поэзия Серебряного века

1

Знать: понятие серебряный век, поэтов серебряного века и их произведения

Конспект лекции



05.04



82

А. Блок. «Трагический тенор эпохи»



1

Знать: основные факты творческо­го пути Блока, особенности его художественного метода; понимать: идей­ный смысл стихо­творений; свое­образие лириче­ских интонаций; уметь: вырази­тельно читать стихотворения и анализировать их по вопросам

Выразительное чтение стихотворений наизусть



09.04



83-84

В.В. Маяков­ский. «Он умел только любить и писать стихи»

2

Знать: основные факты из жизни поэта, особенно­сти его художест­венного метода; понимать: идей­ный смысл стихо­творений; уметь: вырази­тельно читать стихотворения и анализировать и

Развёрнутый ответ на вопрос «В чём проявилось нова­торство Маяковско­го?»



10.04

12.04



85-86

Тема Родина в поэзии С.А. Есенина. Любовь и природа в лирике С.А.Есенина



2

Знать: основные факты жизни, особенности творческого ме­тода; понимать: идей­ный смысл стихо­творений; уметь: переска­зывать, вырази­тельно читать наизусть

Ответить на во­прос: что является, по вашему мнению, символом поэзии Сергея Есенина?



16.04

17.04



87-88

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Особенности поэтики Цветаевой. Образ Родины в лирическом цикле.

2

Знать: основные факты жизни, особенности творческого ме­тода; понимать: идей­ный смысл стихо­творений; уметь: переска­зывать, вырази­тельно читать наизусть

Выразительное чтение стихотворений наизусть



19.04

23.04





89

Лирика Н.Заболоцкого



1

Знать: основные факты жизни Н. Заболоцкого, особенности творческого ме­тода; понимать: идей­ный смысл стихо­творений; уметь: переска­зывать, вырази­тельно читать наизусть

Выразительное чтение стихотворений наизусть



24.04



90-91

А.Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой



2

Знать: основные факты жизни Ах­матовой, особен­ности творческого метода; понимать: идей­ный смысл стихо­творений; уметь: переска­зывать, вырази­тельно читать наизусть

Ответить на во­просы: что значат слова:«Я научила женщин гово­рить...»; как вы их понимаете?



26.04

30.04





92



Поэзия Б.Л. Пастер­нака.



1

Знать: основные факты жизни Пастернака, осо­бенности творче­ского метода; понимать: идей­ный смысл стихо­творений; уметь: вырази­тельно читать наизусть

Выразительное чтение



03.05



93-94

А. Твардов­ский. Стихотворения о Родине и природе. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы)



2

Знать: основные факты жизни Твардовского, особенности твор­ческого метода, уметь: переска­зывать, вырази­тельно читать наизусть.

Выразительное чтение



07.05

08.05



95

Песни и романсы на стихи поэтов ХIХ-ХХ веков



1

Знать: понятие романс, историю русского романса

Анализ текста



10.05



ИЗ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

96

Урок

внеклассного чтения.

«Чудики»

В.М. Шукшина



1

Знать: тексты

рассказов «Чудик», «Микро-

скоп»;

понимать: художественный мир произведений Шукшина;

уметь: выразительно читать

рассказы, анализировать их

Выразительное чтение, выборочный пересказ



14.05



97

Урок

внеклассного чтения. В.П.Астафьев «Царь-рыба»



1

Знать: тексты

Рассказов,

понимать: художественный мир произведений Астафьева;

уметь: выразительно читать

рассказы, анализировать их

Выразительное чтение, выборочный пересказ



15.05



ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 часов)

98

Античная лирика

1

Знать: особенно­сти взгляда рим­лян на человека, сложность эпохи и реакцию поэта на время; понимать: стихо­творения поэта, его миропонима­ние; уметь: вырази­тельно читать стихотворения

Выразительное чтение

17.05



99

Данте Алигьери. Универ­сально-философский характер «Божествен­ной комедии»





1

Знать: содержа­ние 1-3 песен «Ада»; понимать: множественность смыслов «Боже­ственной коме­дии»; уметь: вырази­тельно читать текст песни.

Конспект лекции



21.05



100-101

Уильям Шекспир. Трагедия «Гамлет».Вечные проблемы в трагедии У.Шекспира



2

Знать: основные факты жизни Шекспира, со­держание траге­дии «Гамлет»; понимать: веч­ные проблемы в творчестве Шек­спира, жанровые особенности драматического произведения; уметь: вырази­тельно читать драматическое произведение

Ответить на вопро­сы: какие тайны окутывают имя Шекспира; кто по­бедил в трагедии: Гамлет или Эльсинор? Сильный или слабый человек Гамлет?



22.05

24.05



102-103

И.В.Гёте. Трагедия «Фауст». Художественные особенности трагедии «Фауст»



2

Знать: основные факты из жизни Гёте, творческую историю траге­дии, содержание фрагментов; понимать: фило­софскую пробле­матику трагедии; уметь: вырази­тельно читать, отвечать на вопросы.

Выразительное чтение

28.05

29.05



104-105

Итоговая контрольная работа. Итоговый урок

2

Знать: содержание и героев прочитанных произведений

Контрольное тестирование

31.05

04.06







Раздел VI. Учебно-методическое обеспечение.

Для учащихся:

  1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.

  2. Литература. 9 кл.: Хрестоматия художественных произведений / Сост. Коровина В.Я. и др. - М. : Просвещение, 2008.

  3. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 9 класс / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2006.

Для учителя:

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Про­свещение, 2008.

  2. Беляева Н.М., Еремина О.А. Уроки литературы в 9 классе: Книга для учителя. - М.: Просвеще­ние, 2008.

  3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

  4. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский; под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

  5. Коровин В.И. А.С.Грибоедов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2001.

  6. Коровин В.И. М.Ю.Лермонтов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2001.

  7. Коровин В.И. А.С.Пушкин в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2000.

  8. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. - М.: ВАКО, 2007.

  9. Сахаров В.И. М.А.Булгаков в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2002.

  10. Сахаров В.И. Русская драма как искусство слова. - М.: Русское слово, 2005.

  11. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. 12-19 вв.: 9-10 классы. - М.: ВЛАДОС, 2000.

  12. Штейн А.Л. Шедевры русской литературы: Книга для учителя. - М.: Русское слово - учебная книга, 2003.

  13. Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа, 2006.

  14. Якушин Н.Н. Ф.М.Достоевский в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2000.









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал