7


  • Учителю
  • Мастер- класс ' Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников (5 -6 классы) . (Из опыта работы)

Мастер- класс ' Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников (5 -6 классы) . (Из опыта работы)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Мастер-класс

Игровые технологии на уроках как средство развития познавательной активности у школьников (5-6 класс)

(Из опыта работы )


Уважаемые коллеги, учитель сегодня - это специалист, для которого очень важно уметь выстраивать свою работу в соответствии с быстро меняющимися запросами общества. Мы не только учим, но и постоянно учимся сами, постоянно находимся в поиске наиболее эффективных методов, приемов и технологий обучения. Стандарты нового поколения требуют от нас обеспечения развития личности ребенка на основе усвоения способов деятельности. Перед каждым учителем стоит задача: отбор и оптимальное использование педагогических технологий, наиболее эффективно обеспечивающих выполнение требований стандарта.

Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Каждый учитель напряженно ищет средства и методы, которые помогут зажечь в глазах учеников пытливый огонек жажды знаний, изменив при этом «вкус корня». Не будем забывать, что всякое познание начинается с удивления. А удивление - это и есть пробуждение познавательного интереса. Вот тогда и корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит.

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.


Каждый учитель-словесник хорошо знает из практики, что русский язык довольно трудно даётся многим детям. Таким образом, в преподавании предмета особое значение приобретает развитие познавательного интереса у каждого ребёнка.


Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными - это мертвый груз. Часто ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не увлекает. Он пассивен, ему скучно. Конечно, что-то учащийся усваивает, но такое восприятие не может быть опорой прочных знаний. Это состояние академик И. П. Павлов называл «сном с открытыми глазами».

Помочь «проснуться», то есть пробудить интерес к знаниям, я считаю, - главное задание педагога. Мудрецы утверждают, что плохая школа - это готовые ответы на не заданные детьми вопросы. А хорошее образование культивирует вопросы детей («почемучество») и системный поиск ответов на них (усвоение методов познания).


Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Между тем они так и остаются «инновационными» в системе российского образования

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов, а игра переживает период своеобразного расцвета.

Игра - это естественная для ребёнка форма обучения. Она - часть его жизненного опыта. Даже самого отсталого ученика играя можно чему-нибудь обучить.

Некоторые игры намного облегчают работу учителя.

Краткий экскурс в историю.

Игровое обучение имеет глубокие исторические корни. Известно насколько многогранна: она , развивает, воспитывает, развлекает и дает . Но исторически одна из первых её задач - обучение .

Ещё в древних (- века до н. э.) воспитание и обучение пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки постоянно состязались в танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.

В X веке в школах среди также популярны были состязания школьников, например, в . Рутинное обучение выглядело так: учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, организовывал . Учащиеся учились цитировать на память, делать пересказ, комментарий.

В Западной Европе в хотели, чтобы дети без труда и играя, знакомились со всеми науками.

В I- веках писал: «Спеши в школу как на игру. Она и есть такова ». Он призывал все «школы - каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. Дальнейшее развитие игровых форм обучения показало, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи.

Первая деловая игра была разработана и проведена в в году. Метод был подхвачен и сразу получил признание и бурное развитие. Однако в году игры были запрещены.

Их второе рождение произошло только в гг. Сегодня в , в , в других развитых странах нет такого учебного заведения, в котором не использовались бы деловые игры или игровые методы обучения.


Уроки в форме игры очень ценны. Игра моделирует окружающую обстановку, побуждает к поисковой активности, разрушает инерцию, развивает способности к самовыражению.


Игровая деятельность, как элемент занятия, может применяться на любом его этапе - от проверки домашнего задания и до обобщения материала.


К теме «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников» я обратилась не случайно, так как в последние годы, к сожалению, наблюдается снижение интереса к предмету русский язык.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.


Игра - не самоцель на уроке, это прежде всего деятельность. Её не нужно путать с забавой. В забавности и развлекательности элемент деятельности отсутствует .

Занимательность же - необходимый эмоциональный фон для любой игры.


Игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьёз непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок?

Я бы хотела дать несколько

Рекомендаций по проведению игровых уроков.

1. Игровые уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм игровых уроков учителю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. При проведении игровых уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.


Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача педагогов в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к обучению. Мне, как учителю русского языка, приходится решать такую задачу на каждом уроке. Для меня важно сделать встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят познавательные игры (занимательные, театрализованные, имитационные).

Игры можно классифицировать по-разному. В своей работе я использую классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики.

Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические.


Несколько слов об этом.

Так,при изучении «Фонетики», «Орфоэпии» с целью различения твердых и мягких согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».

Задание

Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук. ( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик)

Задание

Несколько шуточных вопросов потребуют знания алфавита. У учащихся вырабатывается умение различать звук и букву.

- Из названий каких двух букв можно приготовить пищу? ( «К» и «Ш»)

- Названия каких двух букв составляют целую эпоху? ( «Р» и «А»)

- В каких словах по СТО согласных? ( СТОл, СТОн, СТОй, СТОп)

- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

- Есть в реке и в озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет. Что это?( «Р»)

- Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? («И»)

«Пригласи на обед». Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (подругу). В меню даны слова: тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. По аналогии можно провести игры «Пригласи в гости», «Пригласи в театр» и т.д.

«Конкурс дикторов» и др.


Следующая группа игр -это лексические игры.

При изучении омонимов, детям нравится отгадывать загадки.


Право, я прическа - чудо.

Заплести меня не худо.

И на лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом. (коса)

И приправа я хорошая к столу,

И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук)


Таким образом, у ребят в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов.


Задание

Игра «Собери фразеологизмы»

Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова шесть фразеологических единиц. Соберите их за одну минуту.


Куда Макар телят не гонял.

Гусь свинье не товарищ.

У него язык без костей.

Семь пятниц на неделе.

Из огня да в полымя.

Как в воду канул.


В результате подобной работы речь учащихся обогащается, расширяется кругозор.

Слайд19

«Перевертыши», или «Шифровальщики» (строчки из стихотворений, названия сказок, книг)

Король под фасолью. - Принцесса на горошине.

Падающий деревянный генерал.- Стойкий оловянный солдатик.

Великолепный индюк. - Гадкий утенок.

Синяя бейсболка. - Красная шапочка.

Солнечный принц.- Снежная королева.

Задание

Слайд 20

«Угадай-ка» (игра с подсказками)


Живет в море…. Бывает на эстраде… Видна в ночном небе… (звезда).


Был такой композитор… Растет на дереве…. Выпал из тетради… (лист)


Ее можно брать… У всех она своя… Самая большая у Эвереста … (высота)


Бывает толстый и тонкий… Бывает научный и детский… Есть такой… «Крокодил» (журнал).


Такие игры обогащают словарный запас, воспитывают стремление к самосовершенствованию.

При изучении «Морфемики» и « Словообразования» детям нравится игра « Ромашка»

Слайд 24

ДО-

ПЕРЕ-

ИЗ-

РАЗ-

ОТ-

ПОД-

НА-

ВЫ-

- УЧИТЬ



- работать


Образуйте и запишите однокоренные слова , прибавляя к ним приставки.

Слайд 25

Игра «Третий лишний»

Найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.


Желток, железо, желтый

Носильщик, нос, носатый

Часовщик, часть, час

Печурка, печать, печка

Циркуль, цирк, циркач.


Слайд 26

Ребята любят шарады «Составь слово».


Корень тот же , что и в слове СКАЗКА,

Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка та же, что и в слове РАСХОД. (РАССКАЗЧИК)


Корень мой находится в ЦЕНЕ.

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (ОЦЕНКА)


В результате подобных заданий у учащихся формируется умение определять состав слова, выделять нужные морфемы, различать однокоренные слова, лучше усваиваются способы образования слов.


Слайд 27

При изучении «Синтаксиса» часто использую игру «Серпантин одной фразы». В игре отрабатывается умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Учитель предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока - продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.

Например:

1-й - Я читаю книгу.

2-й - Я читаю интересную книгу.

3-й - - Я читаю интересную книгу по вечерам.

4-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день.

5-й - Я читаю интересную книгу по вечерам каждый день, потому что это мое любимое занятие.

При изучении Морфологии излюбленная форма - путешествия, заочные экскурсии.

Так, на уроке Путешествие в страну Местоимений групповые задания: 1.Вспомнить телепередачи, в названии которых есть местоимения.

2. Назвать пословицы, в которых есть местоимения.

3. Перечислить фразеологизмы с местоимениями.

На этом же уроке - работа в парах:1вар. придумывает предложение с вопросит. местоимением, а 2вар. составляет предложение, в котором вопросит. местоимение заменяется определительным.


Внедрение информационно-коммуникативных технологий в учебный процесс открывает перед нами, учителями, широкие возможности, позволяет идти в ногу со временем. Наряду с традиционными дидактическими играми я использую на своих уроках видеосказки, загадки, ребусы в формате презентаций, электронные варианты проверочных заданий. Все это не только оживляет процесс изучения, делает его интереснее, динамичнее, а и позволяет лучше познать «компьютерный» мир детей.


В соответствии со ФГОС в тематический план должно быть включено 20% неурочных форм занятий.

По форме проведения можно выделить следующие группы уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «Посиделки», «Клуб знатоков».

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления

Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении " на равных" , где исчезает робость, возникает ощущение - " я тоже могу", то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение.

В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. В игре происходит огромная воспитательная работа.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те дети, которые учатся неохотно, работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку).

В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится не только об их приумножении, но также и о том, что «исходный капитал» был дан каждому его господином. Таланты были даны каждому, но каждому разное число. Эта притча имеет прямое отношение к педагогическому процессу. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помочь им раскрыться -миссия учителя.

.

Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Ни для кого не секрет, что построенные с использованием игровой технологии уроки пользуются особым успехом у ребят. Успех такого урока в его необычности, в доступности изложения материала, в использовании яркой наглядности. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда видишь, с каким азартом работают дети и просят: "Давайте ещё поиграем ! "

На основе анализа и обобщения моего опыта по формированию и развитию творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:

1. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.

3. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.

Следует особое внимание обратить на то, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим


Воспитание познавательного интереса - работа, требующая не только хорошей подготовки, но и полной самоотдачи. «Дитя утомляется не трудностью материала, а однообразием его преподавания»- эти слова

К. Д. Ушинского относятся к обучению.


Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал