- Учителю
- Рабочая программа по литературе
Рабочая программа по литературе
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Рабочая программа
по предмету «Литература»
6а класс
Составила учитель русского языка и литературы
Горюнова Венера Рольфовна
г. Сибай
Срок реализации 2015-2016 учебный год
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол №____ от
_______________________г.
Руководитель ШМО
Горюнова В.Р.
_________________________
Согласовано
Зам. директора по УР
______________
Ахтямгалиев Д.Р.
______________________г.
Утверждаю
Директор школы
_______М.Р.Ишкильдина
приказ № от ___________
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Республики Башкортостан от 1 июля 2013г. №696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»; - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
-СанПиН 2.4.2.2883-11 «Изменения №1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 года №85);
- Учебный план МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №8» на 2014-2015 учебный год;
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий : пояснительную записку, цели и задачи программы, требования к уровню подготовки обучающихся, основные виды контроля, учебно-методическое планирование, включающее: контроль знаний учащихся, количество часов, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, средства обучения, календарно-тематическое
планирование.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В.П. Полухиной В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы .
2. Общая характеристика учебного предмета
Основная задача обучения в 6 классе - познакомить учащихся с художественным произведением и автором, с понятием характеры героев. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки ; для чтения и речевой деятельности. Ученики 6 класса активно воспринимают прочитанный текст, но недостаточно владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше времени уделять чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, материалов «Фонохрестоматии», раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
3. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Программа изучения литературы в 6 классе рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 2часа в неделю.
Главная идея данной программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.
4.Знания, умения, и навыки освоения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
-авторов и содержание изученных художественных произведений;
-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры
литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор, портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения (литературные представления).
Учащиеся должны уметь:
-выразительно читать эпическое произведение за героя и за автора;
-сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
-сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;
-перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
-видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;-определять тональность произведения, роль рассказчика в системе художественного произведения;
-сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги;
-сочинять юмористический рассказ по заданной модели;
-использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и другие);
-создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма,
дневники, журналы, автобиографии и т. п.;
-отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.
5. Содержание учебного предмета
Введение.- 1ч.
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО-2ч.
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ-1ч.
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА-26 ч.
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь»,«Учись у них - у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА-22ч.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.
«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
Произведения о Великой Отечественной войне
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.
«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.
«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Родная природа в русской поэзии XX века
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А..Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА-12ч.
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.
Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
Прохождение практической части программного материала
Ведущие формы контроля
Год
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
Внеклассное чтение.
9
2
2
2
3
Уроки развития речи.
6
2
1
2
1
Тестирование.
4
1
1
1
1
6. Календарно - тематическое планирование
№
Р.Р.
ТЕМА УРОКА
Кол.
часов.
Пред.
дата.
Факт.
дата.
Примеч.
1 четверть
1
Введение. Художественное произведение и автор.
1
02.09
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
2
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Эстетическое значение обрядового фольклора.
1
03. 09
3
Вн.чт. Башкирские пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки - малый жанр устного народного творчества.
1
06.09
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
4
Древнерусская литература. Русская летопись.
1
08. 09
5
Из «Повести временных лет». «Сказание о Белогорском киселе». Отражение исторических событий, народных идеалов.
1
10.09
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 18 ВЕКА.
6
Русская басня. Мораль, аллегория, иносказание.
1
13. 09
7
И.И.Дмитриев «Муха». Мораль в басне.
1
16. 09
8
Вн.чт. Басни И.А.Крылова.
И.А.Крылов. «Осел и соловей», «Листы и корни», «Ларчик». Басни Крылова в восприятии юного читателя.
1
17. 09
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 19 ВЕКА.
9
А.С.Пушкин. Рассказ о писателе. «И.И.Пущину». Лицейская лирика.
1
20. 09
10
А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Вольнолюбивая лирика поэта.
1
23. 09
11
А.С.Пушкин «Дубровский». Изображение русского барства.
1
24. 09
12
А.С.Пушкин «Дубровский». Дубровский-старший и Троекуров.
1
29.09
13
А.С.Пушкин «Дубровский». Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.
1
30. 09
14
А.С.Пушкин «Дубровский». Осуждение в повести деспотизма и произвола, защита чести, независимости личности.
1
01. 10
15
А.С.Пушкин «Дубровский». Романтическая история любви Владимира и Маши.
1
07. 10
16
А.С.Пушкин «Дубровский». Авторское отношение к героям.
1
08. 10
17
Р.Р
Р.Р. Подготовка к написанию сочинения « Мой любимый герой»
1
14. 10
18
Р.Р
Р.Р Написание сочинения «Мой любимый герой»
1
15.10
19
А.С.Пушкин. «Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение А.С.Пушкина.
1
18. 10
20
М.Ю.Лермонтов. Рассказ о писателе. «Тучи». Тема одиночества.
1
21.10
21
22
М.Ю.Лермонтов «Три пальмы», «Утес». Тема красоты, гармонии человека с миром.
2
22.10 - 25.10
23
И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
1
27.10.
2425
И.С. Тургенев. «Бежин луг». Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника».
2
28.10
29.10
2 четверть
26
И.С. Тургенев. «Бежин луг». Мастерство портретных характеристик.
1
05.11
27
И.С. Тургенев. «Бежин луг». Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей.
1
05.11
2829
И.С. Тургенев. «Бежин луг». Картины природы и их связь с рассказами мальчиков.
2
08.11
11.11
30
Р.Р
Подготовка к написанию мини-сочинения по рассказу «Бежин луг»
1
12.11
32
Вн.чт. Стихотворения в прозе И.С.Тургенева. Ф.И. Тютчев.
1
15.11
33
Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело…», «Листья». Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе.
1
17.11
34
А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе.
1
19.11
35
Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте.
1
22.11
36
Н.А.Некрасов. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Своеобразие композиции. Роль пейзажа.
1
25.11
37
Н.А.Некрасов. Поэма «Дедушка»
1
26.11
3839
Н.С.Лесков. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.
29.11
40
Н.С.Лесков. «Левша». Особенности языка произведения.
1
02.12
41
Вн.чт. Юмор в рассказах А.П.Чехова.
А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Краткость - сестра таланта.
1
03.12
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИХ РУССКИХ ПОЭТОВ 19 ВЕКА.
42
Е.А.Баратынский, Я.П.Полонский, А.К. Толстой. Родная природа в стихотворениях русских поэтов.
1
06.12
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 20 ВЕКА.
43
А.С.Грин. «Алые паруса». Авторское определение жанра «Алых парусов» - феерия.
1
09.12
44
А.П. Платонов «Неизвестный цветок». История создания сказки - были.
1
10.12
45
Р.Р
Р.Р. Подготовка к написанию отзыва « Сказочное и реальное»
1
13.12
46
Р.Р
Р.Р Написание отзыва «Сказочное и реальное»
1
16.12
4748
М.М.Пришвин. Рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Особенности жанра.
2
17.12
20.12
3 четверть
49
М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Человек в окружающем мире.
1
23.12
50
Р.Р
Р.Р. Подготовка к написанию отзыва « Что есть правда»
1
24.12
51
Р.Р
Р.Р Написание отзыва « Что есть правда»
1
27.12
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ.
52
К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Чувство любви к Родине.
1
30.12
53
Вн.чт. Поэзия о Великой Отечественной войне. «Ради жизни на земле»
Д.С. Самойлов. «Сороковые». Суровые годы войны.
1
17.01
54-55
В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе.
2
20.01
21.01
56
В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа.
1
24.01
57
Р.Р
Р.Р. Подготовка к написанию отзыва по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
1
27.01
58
Р.Р
Р. Р Написание отзыва по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».
1
28.01
5960
В.Г.Распутин. Рассказ о писателе. «Уроки французского». Смысл названия рассказа.
2
31.01
03.02
6162
В.Г.Распутин. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени.
2
04.02
07.02
63
Р.Р
Р.Р. Подготовка к написанию сочинения « Мой любимый герой»
1
10.02
64
Р.Р
Р.Р Написание сочинения «Мой любимый герой»
1
11.02
65
В.М.Шукшин «Срезал». Юмористическое и печальное.
1
14.02
66
Вн.чт. Юмористические рассказы В.М.Шукшина. Обзор.
1
17.02
67
Ф.Искандер. Краткий рассказ о писателе.
1
18.02
68
Ф.Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние на формирование детского характера.
1
21.02
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ 20 ВЕКА.
69
А.А.Блок «Летний вечер», С.Есенин «Задремали звезды золотые..», Пейзажная лирика.
1
24.02
70-
Вн.чт. Романсы на стихи С.А.Есенина.
С.А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали», «Пороша».
1
25.02
71
С.А. Есенин. Художественные приемы стихотворений.
1
28.02
72
А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…». Любовь к родной природе.
1
03.03.
73
Н.М.Рубцов. «Звезда полей» Образ звезды.
1
04.03
7475
Г.Тукай «Родная деревня», «Книга». Размышления о традициях, обычаях и культуре своего народа.
2
07.03
10.03
4 четверть
7677
К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», « Каким бы малым ни был мой народ…». Размышления поэта о судьбе народа.
2
14.03
17.03
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
7879
Мифы Древней Греции. Понятие о мифе.
2
18.03
21.03
8081
Подвиги Геракла. Миф « Скотный двор царя Авгия».
1
01.04
82
Миф «Яблоки Гесперид». Образ положительного героя.
1
04.04
83
84
Что такое легенда? «Легенда об Арионе». Античный образ в литературе.
2
07.04
08.04
85
86
Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея». Значение поэм.
2
11.04
14.04
87
88
М.Сервантес «Дон Кихот». Пародия на рыцарский роман.
2
15.04
18.04
89
90
И.Шиллер. Баллада «Перчатка». Художественное своеобразие жанра.
2
21.04
22.04
91
92
Жанр произведения. П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».
2
25.04
28.04
93
94
Вн.чт. М Твен «Приключения Гекльберри Финна». Мир детской фантазии.
2
29.04
02.05
95
96
Вн.чт. М Твен «Приключения Гекльберри Финна». Проблемы рабства людей.
2
05..05
06.05
97
98
Д.Лондон." Любовь к жизни." Изображение силы человеческого духа.
2
12.05
13.05
99
100
Д.Лондон." Любовь к жизни" Изображение силы человеческого духа.
2
16.05
19.05
101
102
А.Экзюпери «Маленький принц». Важность взаимопонимания между людьми.
1
20.05
103
А.Экзюпери «Маленький принц»." Мы в ответе за тех кого приучили."
1
23.05
104
Обобщение и систематизация изученного
1
26.05
105
Задание на лето. Список литературы. Итоговый урок.
1
27.05
7. Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. №164, от 31 августа 2009 г. №320, от 19 октября 2009 г. №427, от 10 ноября 2011 г. №2643, от 24 января 2012 г. №39);
-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации « О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования от 09 марта 2004 года № 1312;
Для учащихся:
1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч.
М.: Просвещение, 2013
Для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн.
для учителя- М. Просвещение, 2008.
2. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе.
5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
3. Коровина В.Я. , Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6класс.
М.: Просвещение, 2006.
4. 4. Турьянская Б.И, Холодкова Л.А.и др. Литература в 6 классе: Урок за Уроком.
- М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2000.
5. Фонохрестоматия к учебнику- хрестоматии для 6 класса
8.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Устное народное творчество
учащийся научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характер;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Учащийся получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX-XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Учащийся научится:
-осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.
Учащийся получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).